Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных




Скачать 370.38 Kb.
Название Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных
страница 1/2
Дата публикации 17.06.2014
Размер 370.38 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-обзор > Документы
  1   2
Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных событий. Существенно изменилось отношение к звуковому строю фильмов, это осо­бенно заметно в наших кинолентах, отличающихся новизной художест­венной формы. Причем серьезное, творческое отношение к звуку мож­но наблюдать во всех жанрах кино.

Особое внимание уделяется зву­ку, подчеркивающему достоверность событий (шумы и репортажно запи­санные диалоги) в документальном и научно-популярном кинематогра­фе. И все-таки автор решил не пере­писывать книгу заново. И вот по­чему.

Основные принципы звукозрительного решения фильмов не очень-то изменились с времен творческих работ С. М. Эйзенштейна и В. И. Пу­довкина. Только теперь их рассуж­дения и мысли стали все чаще и зримее входить в ткань фильмов.

Второе издание книги предназна­чено для кинолюбителей. Но следует ли из этого, что нужно идти на упро­щения? Вряд ли. Более того, автор полагает, что многие замыслы про­фессиональных режиссеров и звуко­операторов, не осуществимые в силу ряда условий кинопроизводства, мо­гут быть осуществлены в работах кинолюбителей. Ибо они имеют боль­шее право на эксперимент. Можно возразить: право-то есть, а возмож­ностей маловато и техника не позволяет. Но разве такие открытия, как крупный план, монтаж, замедленная и ускоренная съемка, стоп-кадр и т. п., были сделаны благодаря со­вершенству кинотехники?! Скорее, наоборот: многие кинематографиче­ские «находки» появлялись тогда, когда «техника подводила».

Итак, автор заменил ряд приме­ров из фильмов 50-х годов новыми — из кинолент последних лет - и допол­нил некоторые главы-очерки (осо­бенно о звуке в неигровом кино).

В книге почти не затрагивается техническая сторона создания звуко­вого ряда фильма. Об этих важней­ших вопросах подробно рассказы­вается во втором издании книги Н. Панфилова «Звук в фильме», вы­шедшем также в серии «Библиоте­ка кинолюбителя» (М., «Искусство», 1968).

Автор выражает признательность звукооператорам Л. Канну, А. К.а-мионскому и Я. Харону за высказан­ные ими советы и пожелания, а так­же работникам кабинета истории ки­но Всесоюзного государственного института кинематографии, оказав­шим содействие в ознакомлении с кинопериодикой 30-х годов.

Страницы истории



Помните, как ответил учитель словесности в мольеровской комедии «Мещанин во дворянстве» на вопрос своего великовозрастного ученика о том, что такое стихи и что такое проза? «Все что не стихи, то проза. Все что не проза, то стихи».

К такому примерно определению главного предмета нашей книги придется прибегнуть и нам. Она посвящена звуку. Но не речи и музыке, а тому звуку, который кро­ме речи и музыки присутствует почти в каждом фильме. В практике кинопроизводства этот компонент фильма принято называть шумами.

Книг, посвященных звуку в фильме, у нас было изда­но около десятка, и в основном они касаются вопросов технологии и техники. В кабинете истории советского ки­но во ВГИКе нашлось еще пять неизданных рукописей (две из них о музыке) да несколько десятков статей на страницах журналов и газет. Причем вся эта литература относится к периоду с 1924 по 1934 год. С 1934 по 1960 год у нас были напечатаны две книги о музыке и две крохотные статьи звукооператоров о звуке и шумах. В 1963 году была издана книга Л. Трахтенберга «Кино­фильм и звукооператор», а в 1964 году вышла книга Т. Корганова и И. Фролова «Кино и музыка» (М., «Ис­кусство»).

На это можно, конечно, возразить просто: а зачем пи­сать о звуке, когда здесь все абсолютно ясно? Экран дав­но уже звучит и звучит неплохо. Технология записи речи и музыки сама по себе в настоящее время не представ­ляет серьезных трудностей. Основные принципы звуково­го решения фильмов тоже, казалось бы, давно известны. Во всяком случае, большинство современных режиссеров никаких значительных проблем в вопросах звука не ви­дит. Сценаристы и кинокритики также предпочитают не задумываться над этим компонентом фильма. Одни пишут длиннейшие диалоги, чаще всего видя только в них всю звуковую ткань сценария. Другие, разбирая готовые фильмы, это равнодушие к звуковым образам принимают как должное.

Заслуживают ли такого зачастую пренебрежительно­го и спокойного отношения звуки, и в частности шумы? И так ли все благополучно и беспроблемно в этой области? Нет, далеко не все. Стоит только поговорить со зву­кооператорами и их ассистентами по шумам, как вы мгно­венно убедитесь, что здесь много наболевшего и нерешен­ного как в вопросах техники, так и в вопросах творчест­ва и эстетики.

Самое непосредственное отношение к звуковому ре­шению фильма имеют композиторы и звукооператоры. И если для композиторов кино это далеко не единствен­ное занятие (в самом деле, нет и десяти советских ком­позиторов, творчество которых было бы целиком посвя­щено киномузыке), то звукооператоры, в отличие от них, работают в кино безраздельно; этим, видимо, и объясняет­ся их кровная заинтересованность в повышении куль­туры звукового решения фильма. Профессионалам хоро­шо известны творческие искания и немалые до­стижения таких художников звука, как, например, И. Волк, Е. Нестеров, А. Шаргородский, Н. Тимарцев, В. Богданкевич, Л. Трахтенберг, Е. Кашкевич, Б. Воль­ский, С. Минервин, В. Лещев, Д. Флянгольц, А. Избуц-кнй; А. Камионский, И. Гунгер, К. Бак, Г. Синчило.

Но звукооператор отличается от композитора еще и функционально: как и оператор, он чаще всего не столько автор, сколько интерпретатор. Интерпретация же исходит, прежде всего, из произведения, которое нужно ин­терпретировать, в данном случае — полноценного сцена­рия звукового кинофильма.

Конечно, звуковое решение того или иного эпизода и фильма в целом в основных чертах должно быть намече­но в литературном сценарии и в режиссерском его тол­ковании (от этого во многом зависит плодотворная ра­бота звукооператора). Следовательно, мы и адресуемся в первую очередь к авторам сценариев и к режиссерам.

За последние годы в наше кино пришло немало но­вых людей: сценаристов и режиссеров, операторов и ком­позиторов, звукооператоров и организаторов производст­ва. Нет оснований предполагать, что в дальнейшем твор­ческие кадры кинематографистов не будут пополняться за счет молодежи. Очень важно, чтобы люди, начинаю­щие работать в кинематографии, не забывали об одном из его сильнейших выразительных средств — о звуке, о звукозрительной образности.

Но не только к новичкам в кино обращается автор. Ведь и у опытных мастеров кинематографа не так уж ве­лик интерес к звуковому образу.

Не случаен, например, тот факт, что наши режиссе­ры редко заходят в шумовые кабинеты студий. И если на это можно ответить, что созданием шумов должны зани­маться звукооператоры и их ассистенты по шумам, то та­кой ответ вряд ли будет резонен.

Разве не связано теснейшими узами кинотворчество с практическими вопросами кинопроизводства?

Вспомните С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, И. Савчен­ко. Все, кто видел их в работе, знают, с какой большой охотой проводили они время за монтажным столом, с какой любовью держали в своих руках каждый метр от­снятой пленки.

Характерны, к сожалению, и другие примеры — при­меры того, как люди, уделявшие в прошлом немалое вни­мание разработке звукового решения фильма, теперь от­носятся к ней весьма спокойно.

Вспомните первые звуковые фильмы Г. Козинцева, Е. Дзигана, Л. Арнштама и многих других наших масте­ров. Вспомнив, сравните их с последними работами тех же режиссеров.

В звуке, в нахождении звуковых деталей и образов, построенных на звуке, эти фильмы уже не так ярки. Может показаться, что автор слишком заостряет во­прос на шумах, требуя от них очень многого. Но ведь только большие и серьезные требования могут принести плодотворные результаты.

Умение прислушиваться к жизни, умение мыслить зву­ковыми компонентами, находить яркие детали в звуке, наконец, умение строить из звуковых образов эпизоды и весь фильм — все это необходимо каждому кинодрама­тургу и каждому режиссеру, работающим над созданием звуковых фильмов.

Нельзя признать профессионалом кинооператора, ес­ли он не может найти выразительной композиции кадра и его светового решения. Так же нельзя признать про­фессионалом кинодраматурга, сценарий которого не обла­дает одним из важнейших элементов киноискусства — звукозрительной образностью.

Звуковые решения фильмов, звуковые образы в них далеко не исчерпывают всей широты и разнообразия форм и функций звука в кино.

Поэтому, говоря о звуке в кино, автору постоянно при­ходится ссылаться на звук в жизни и на звуковые ком­позиции в литературе.

Такие ссылки, видимо, логичны, ибо природа звуковых образов, формы и приемы их введения в произведения литературы и произведения кино во многом одни и те же.

Горячей, активной любовью к звуковому образу пол­ны лучшие произведения литературы, драматического ис­кусства и искусства немого кино.

В литературе ...

В их руках не было ни микрофонов, ни звукозаписы­вающей аппаратуры, ни оптической или магнитной плен­ки. Только перо и бумага. Пером писались на бумаге слова.

Потом эта бумага со словами попадала в руки других людей, и тут совершалось чудо. Мертвая, немая бумага начинала говорить...

Слова оживали, человек, смотревший на них, начинал видеть и слышать ту жизнь, о которой хотел сказать че­ловек, написавший эти слова.

Художники слова часто различаются и потому, какую сторону жизни они воспринимают и передают ярче, интенсивнее. Есть писатели, для которых главное - зри­тельное восприятие. Но есть писатели и поэты «слухово­го» восприятия.

Таков, например, В. Маяковский (особенно в ранний период своего творчества), таковы А. Блок и М. Горький в его романтической прозе.

Писатель, обостренно воспринимающий звучащую жизнь, отличается, конечно, не только тем, что подробно и много описывает звуки, шумы. Сами слова, строки, фразы его произведений передают ритм и имеют свое яр­ко выраженное звучание. Звучит, звенит само слово, а не только то, что этим словом обозначается. Известно, что таким свойством слов особенно дорожат поэты.

И не случайно, что в связи со звуком чаще всего вспо­минаются стихи. Из всех видов литературы именно в них наиболее четко определен не только звучащий мир, но и ритм и окраска его звучания.

По эхам города проносят шумы. На шепоте подошв и на громах колес...

Проносят девоньки крохотные шумики. Ящики гула пронесет грузовоз. Рысак прошуршит в сетчатой тунике, Трамвай расплещет перекаты гроя *.

Это ранний Маяковский. Все стихотворение — звуко­вая картина города.

Луна проснулась. Город шумный. Гремит вдали и льет огни, Здесь все так тихо, так безумно. Там все звенит, — а мы одни...**.

Поэт смотрит и слушает город со стороны. Для него город недорог и чужд, хотя сам он городской житель. Это — Александр Блок.

А в ответ им гремит мостовая! Дикий крик продавца-мужика, И шарманка с пронзительным воем, И кондуктор с трубой, и войска,

* В. Маяковский, Полное собрание сочинений, т. I, M., Гос­литиздат, 1955, стр. 54.

** А. Блок, Сочинения в 2-х томах, т. I, M., Гослитиздат, 1955, стр. 9.
С барабанным идущие боем, Понуканье измученных кляч...

И детей раздирающий плач... *

Для этой картины взяты совсем иные звуки-шумы. Они очень конкретны, почти натуралистичны. Для поэта-бытописателя этого достаточно. Но для страстного худож­ника-публициста - мало. Он должен вынести свое за­ключение, свой гражданский приговор. И он это делает (причем также в звуковом, только более обобщенном об­разе).

Все сливается, стонет, гудёт,

Как-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет **.

Теперь отношение поэта к изображаемому явлению предельно ясно. Нетрудно угадать имя автора. Это - Н. А. Некрасов.

Так три различных по мировоззрению и художествен­ному методу поэта используют звук при описании одного и того же города. И делают они это не только для того, чтобы нарисовать каждый по-своему картину города, но и для того, чтобы выявить свое определенное отношение к нему.

Вернемся снова к стихам Некрасова. Всего семь вы­писанных нами строк дают представление и об образе города, и о занятиях людей, его населяющих, и даже об их характерах. Прислушиваясь к словам «гремит мосто­вая!», нетрудно представить и мостовую и улицу зритель­но. «Дикий крик продавца-мужика» несет в себе хоть и грубо очерченный, но характер. «Шарманка с пронзитель­ным воем» дает представление о ее хозяине—шарман­щике. «Кондуктор с трубой» — обязательная принадлеж­ность «конки» — переносит нас в 70-е годы прошлого сто­летия. И, наконец, «войска, с барабанным идущие боем», в контрасте с «понуканьем кляч» и раздирающим пла­чем детей передают большую социальную драму людей этого города. Целеустремленность в подборе и располо­жении звуков в этих строках предельная. Здесь каждый

* Н. А. Некрасов, Собрание сочинении о 8-ми томах, т. 1, М., изд-во «Художественная литература», 1965, стр. 317.

** Т а м ж е.

10

звук выписан ярко, осязаемо, образно. При перенесении этих стихов на экран можно спорить о том, насколько разнообразным будет зрительный ряд (может быть, всего лишь один кадр), но то, что главным в этой сцене будет звук,— несомненно.

Чаще же всего у художников слова развито зритель­но-слуховое восприятие. И ни у одного из них звук не вводится в произведение как случайный или второплановый элемент. Редки случаи, когда звук — всего лишь на­туралистическая деталь, вводимая для правдоподобия.

Приведем пример из рассказа писателя, чье имя не стоит в одном ряду с крупнейшими художниками слова. Это Конан-Дойль. Откроем одну из страниц «Записок о Шерлоке Холмсе».

«В полном молчании мы притаились в кустах. Сна­чала до нас доносились шаги запоздалых прохожих и голоса из деревни, но мало-помалу эти звуки замерли. Только бой часов на далекой церкви извещал нас о том, что время идет, да мелкий дождь шуршал и шептал в той листве, которая служила нам кровом»*.

Лаконично и точно автор изображает обстановку, в которой находятся Шерлок Холмс и доктор Уотсон. При­чем звуки здесь использованы отнюдь не случайно. То, что герои больше слышат, чем видят, подчеркивает тем­ноту ночи. Ясно также, что герои сидят в засаде и что время тянется медленно, напряженно...

Посмотрим и послушаем, как развертываются события дальше.

«Пробило половина третьего. Внезапно мы вздрогну­ли, услышав тихий, но отчетливый скрип калитки, а через мгновение лязг и шум металла».

Сосредоточенно прислушиваясь, нетрудно заключить:

Человек пытается взломать замок! Дальнейшие звуки подтверждают догадку Холмса: «Скоро послышался треск, и дверные петли заскрипели».

Только теперь автор переносит описание в «изобрази­тельный ряд». Он обязан это сделать. Ведь человек, взло­мав замок, вошел в дом, звуки, вызываемые его дейст­виями (а героев и автора сейчас интересуют только эти действия, им не до боя часов и не до дождя!), преграж-

* А. Конан-Дойль, Записки о Шерлоке Холмсе, М., Дет-гиз, 1956, стр. 388.

11

дены стенами дома. Они не могут донестись до слуха при­таившихся в кустах Холмса и Уотсона.

Теперь надо видеть! И автор показывает: «...чиркну­ла спичка, и в следующее мгновение ровный свет свечи озарил внутренность хижины. Сквозь тонкие занавески мы увидели все, что происходило внутри»*.

Еще несколько строк того же автора,

В них нет прямого развития сюжета. Действие про­исходит в спокойной атмосфере уютной комнаты. Здесь звук идет параллельно с изображением, но не дублирует его, а вступает с ним в противоречие. И именно это про­тиворечие вносит в повествование нужные автору беспо­койство и тревогу.

Доктор Уотсон (от его лица ведется рассказ) сидел в своем теплом обжитом кабинете. А «ветер в трубе пла­кал и всхлипывал, как ребенок... Я так углубился в чте­ние морских рассказов, что завывание бури слилось в моем сознании с текстом, а шум дождя стал мне казать­ся рокотом волн» **.

Надо сказать, что такое контрастирующее использо­вание звука не просто интересно и эффектно - оно очень характерно для нашего восприятия. Слуховое внимание и слуховая память наиболее остро отмечают именно тот звук, который не иллюстрирует видимое человеком, а вхо­дит с ним в противоречие.

Примеров построения эпизодов на звуковом контрас­те в литературе множество. О том, как применялся и при­меняется этот художественный прием, нам придется го­ворить еще не раз.

Чудо, которое открыли людям перо и бумага, давно всем известно. Сейчас же нам важно подчеркнуть, что в свершении этого чуда участвуют не только тот, кто пи­шет, но и тот, кто читает написанное.

Люди, имевшие дело с пером и бумагой, знали, что пользуются не идеальным способом передачи своих мы­слей и чувств. Так, создавая образную звуковую жизнь с помощью слов, они мечтали о том, чтобы передавать звуковые образы слушателям непосредственно, без по­мощи бумаги. Таким средством (тоже правда, не луч­шим) явилось искусство театра.

* А. Конан-Дойль, Записки о Шерлоке Холмсе, стр. 388. '•Там же, стр. 103.

12
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных icon Лекции по кинорежиссуре монтаж
Что фильм якобы создается за монтажным столом. Любое искусство требует монтажа, сборки, подгонки частей, кусков. Мы же говорим не...
Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных icon Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 320-322
Младшее искусство сохранило всю непринужденность младшего («а не пойти ли нам в кино?»), но приобрело угрожающую силу. По силе впечатлений...
Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных icon Неклиновского района ростовской области методико-библиографический отдел календарь
Десятилетие реабилитации и устойчивого развития пострадавших регионов (третье десятилетие после Чернобыля)
Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных icon Звуковое решение фильмов различных жанров
Если обратиться к истории, можно заключить, что каждый период развития кинематографа характеризуется своей системой жанров. В силу...
Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных icon А. С. Пушкин (1825) Чувство влюблённости для поэта источник поэтического...
В жизни А. С. Пушкина было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь....
Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных icon Практически не найти сейчас периодического издания, рассчитанного...
На бесчисленных книжных лотках, вслед за цветочными иллюстрирующими товарное изобилие, которое ждет нас всех, можно видеть самые...
Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных icon В раннем периоде кинематографа, когда собственные возможности нового...
Уорнер бразерс, находившаяся в 1925 на грани банкротства, попыталась поправить свои дела, решившись рискованный звуковой проект....
Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных icon Литература 390
И конечно, это не просто сделать по отношению к такому сложному и многомерному явлению как наука Имеется немало подходов к определению...
Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных icon Книга жиля делёза «кино» опубликована в рамках совместной издательской...
Не история и не теория кино как вида искусства, а именно опыт «кинофилософии». Делёз рассматривает кинематограф как особый способ...
Искусство кино молодо и сейчас. И, конечно, за десятилетие, прошед­шее со времени первого издания кни­ги, в жизни кинематографа произо­шло немало значительных icon Программа вступительного испытания в аспирантуру по специальной дисциплине...
Экзаменационные билеты содержат точную формулировку только первого вопроса, который ориентирован на проблемы истории того вида искусства,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции