Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года




Скачать 106.37 Kb.
Название Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года
Дата публикации 29.05.2014
Размер 106.37 Kb.
Тип Закон
literature-edu.ru > Авто-обзор > Закон


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

концепция

приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым


Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25.02.2004 года

концепция

приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым
1. Вступление

Воспитание детей и юношества является одним из главных приоритетов и неотъемлемой составляющей образования в современной Украине.

Основная цель национального воспитания в Украине - воспитание сознательного гражданина, патриота, формирование у молодежи социального опыта, высокой культуры межнациональных отношений, потребности и умения жить в обществе, духовности и физического совершенствования, моральной, художественно-эстетической, трудовой, экологической культуры.

Основные задачи и направления воспитательной работы в учебных заведениях Украины определены в следующих документах:

  • Национальная доктрина развития образования, утв. Указом Президента Украины от 17.04.02г.;

  • Закон Украины «Об общем среднем образовании», утв. Указом Президента Украины от 13.05.99г.;

  • Закон Украины «О дошкольном образовании», утв. Указом Президента Украины от 11.07.01г.;

  • Закон Украины «О внешкольном образовании», утв. Указом Президента Украины от 22.06.00г.;

  • Концепция воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, утв. Коллегией Министерства образования Украины 28.02.96г.;

  • Концепция внешкольного образования и воспитания, утв. Коллегией Министерства образования Украины 25.12.96г.;


Однако, не смотря на многочисленность направлений, многоплановость и разнообразие воспитательной работы, в настоящее время наметилась тенденция роста проявлений негативного поведения детей и молодежи, резкого ухудшения состояния физического и психического здоровья, исторической дезориентации молодежи. Растут детская агрессивность, формируется чувство заниженной самооценки у детей и молодежи. Для детей и молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к дальнейшему профессиональному и жизненному выбору.

Существующая система воспитательной работы не обеспечивает в полной мере стабилизации и снижения роста негативных тенденций в молодежной среде. Профилактическая работа образовательных учреждений ориентирована на передачу знаний (информации) и не формирует активную жизненную позицию воспитанника.

Значительная часть социально-экономических и политических процессов в обществе объективно способствуют появлению и росту негативных явлений в молодежной среде.

Определенное влияние на возможности и результаты воспитательной работы среди детей и молодежи имеют региональные особенности Автономной Республики Крым:

- автономия в административной структуре Украины;

- территория, являющаяся геополитическим перекрестком эпох и народов;

- пограничная зона;

- многонациональный и многоконфессиональный состав населения;

- богатое историко-культурное наследие;

- богатые традиции патриотизма;

  • уникальная природа.


2. Цели Концепции:

  • формирование приоритетных направлений воспитательной работы как наиболее социально значимых и эффективных в конкретных исторических условиях Автономной Республики Крым и в рамках основных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Украины;

  • концентрация интеллектуальных, организационных, кадровых, экономических, методических и других ресурсов на обеспечение воспитательной работы по приоритетным направлениям.


3. Задачи Концепции:

  • создание социально-педагогических условий, благоприятных и способствующих позитивным изменениям в отношении детей и молодежи к окружающему миру, обществу, природе;

  • создание организационных условий для активной воспитательной и просветительной работы через органы ученического самоуправления, общественные детские и молодежные организации;

  • повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, за свои здоровье и благополучие;

  • содействие пониманию обществом в целом и всеми участниками образовательного процесса в частности социальной значимости и перспективности воспитательной работы по избранным приоритетным направлениям;

  • формирование социальной компетентности и гражданской ответственности как неотъемлемых, определяющих черт патриота и гражданина Украины;

  • формирование навыков решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами толерантности и взаимного уважения;

  • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения находить новые идеи и предвидеть возможные последствия тех или иных поступков.



4. Приоритетные направления воспитательной

работы в учебных заведениях Автономной

Республики Крым
С целью повышения эффективности воспитательной работы в целом, противодействия росту различных негативных тенденций, учитывая региональные особенности и возможности Автономной Республики Крым избрать приоритетными направлениями воспитательной работы в учебных заведениях АРК:

воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирования любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота Украины;

воспитание толерантности как главного демократического принципа, соблюдение которого обеспечивает мирное поступательное устойчивое развитие полиэтничного, мультикультурного Крыма;

воспитание жизнестойкости как черты характера, противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем.

4.1. Воспитание любви к Отечеству и родному краю - Крыму

Автономная Республика Крым имеет богатейшее историко-культурное наследие. На ее территории имеются памятники цивилизаций разных времен: наскальные рисунки урочища Таш-Аир близ Бахчисарая, раскопки Боспорского государства, древнегреческих колоний, пещерный город Чуфут-Кале, Неаполь Скифский, пещерные города и крепости Инкерман и Мангуп, генуэзские крепости в Феодосии и в Судаке, комплекс Ханского дворца в Бахчисарае, мечеть Джума-Джами в Евпатории и др.

Гордостью крымчан являются замечательные памятники архитектуры: Ливадийский дворец в Ялте (архитектор Н. Краснов), Воронцовский дворец в Алупке (архитектор Э. Блор), комплекс железнодорожного вокзала в городе Симферополе (архитектор А. Душкин), Набережная реки Салгир в городе Симферополе (архитектор А. Полегенький) и др.

С Крымом связаны имена выдающихся деятелей науки, искусства, литературы: Леси Украинки, В. Вернадского, И. Курчатова, К. Щелкина, И. Айвазовского, М. Волошина, И. Гаспринского, А. Пушкина, Л. Толстого и др.

Территория Крыма была плацдармом локальных и мировых войн. На небольшой территории Крымского полуострова находятся два города-героя Керчь и Севастополь. Крым явил миру высокие образцы личного патриотизма (Даша Севастопольская, Володя Дубинин, Амет-Хан Султан и мн. др.) и массового (участники обороны Севастополя в Крымской войне и 250-ти дневной обороны этого города в Великой Отечественной войне, участники Эльтигенского десанта, защитники Ишуньских позиций, участники штурма Перекопа, отважные крымские партизаны и подпольщики).

Крым располагает уникальными природными ресурсами. Полуостров омывается двумя морями, часть его находится в субтропической зоне. Ландшафты Крыма исключительно разнообразны.

Традиционными отраслями экономики Крыма являются садоводство, виноградарство, виноделие, рыболовство, однако в настоящее время они переживают кризис. Для возрождения этих отраслей необходимы квалифицированные кадры.

Содержанием воспитания по данному направлению является привитие любви к «малой родине» - Крыму, являющемуся неотъемлемой частью «большой родины» - Украины; изучение исторического и культурного наследия народов, населяющих наш полуостров; воспитание уважения к Конституции и символике Украины, Конституции и символам Автономной Республики Крым; овладение государственным и родным языками; ориентация молодежи на профессии, необходимые для развития экономики Крыма (специалисты курортного строительства, сервиса, торговли, рыболовецкого хозяйства, виноградарства, виноделия, садоводства, цветоводства).
4. 2. Воспитание толерантности
Территория Крыма является геополитическим перекрестком эпох и народов, одним из уникальных полиэтнических регионов Украины. Состав населения Крыма в настоящее время насчитывает 130 национальностей, имеется 47 конфессий. Крым является примером многовекового мирного добрососедства разных национальностей и вероисповеданий.

Ежегодно Крым посещает до 5 миллионов отдыхающих и туристов, что создает специфические условия социализации молодежи в курортных зонах.

Содержание направления: признание права на самобытность и развитие каждого народа и каждого человека как фактора взаимного обогащения всех культур; воспитание терпимости и уважения к людям всех национальностей и конфессии; формирование умений, составляющих поведенческую культуру мира; воспитание гостеприимства по отношению к людям, приезжающим в Крым на отдых и лечение.

4.3. Формирование личности, устойчивой в окружающем мире

Социально-экономические изменения в жизни Украины, в целом, и Автономной Республики Крым, в частности, требуют от современной молодежи умения гибко реагировать на смену условий жизни, адаптироваться к насущным социальным и профессиональным требованиям, жить в многонациональном и поликультурном мире. Повышение роли личности во всех сферах общественной жизни актуализирует проблему воспитания устойчивости личности в окружающем мире.

Содержание этой работы составляют: воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к собственному здоровью как наивысшей человеческой ценности, основному условию реализации потенциальных возможностей личности гражданина Украины; создание у школьников устойчивых мотивационных установок на здоровый образ жизни; привитие навыков личной гигиены, сохранения и укрепления здоровья как важного компонента общечеловеческой культуры и формирования личности; ознакомление с основными принципами и методами профилактики наиболее распространенных инфекционных и соматических заболеваний, несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспортного травматизма; привитие навыков отказа от первичного употребления психоактивных веществ, профилактики химической зависимости, СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем, сохранения репродуктивного здоровья; ознакомление учащихся с возможностями служб профилактики и охраны здоровья и медико-генетических консультаций.

Формирование у детей и подростков умения адекватно оценивать свои возможности и рационально их использовать; умения управлять собой, определять допустимые границы риска, разумно вести себя в типичных опасных ситуациях и стереотипно закреплять их на длительное время; способности действовать в непредвиденных ситуациях, различать социально приемлемое и социально неприемлемое поведение; развитие критического отношения к социальному окружению, активного противостояния негативному внешнему воздействию; приобретение позитивного опыта общения внутри и вне школы; целесообразного использования свободного времени; формирование позитивной «Я - концепции»; овладение навыками самопознания, самосовершенствования; формирования умения использовать знания по вопросам правовой защиты личности; предупреждение вовлечения школьников в нетрадиционные вероучения и тоталитарные секты.

Формирование навыков бережного отношения, охраны уникального биоразнообразия Крыма и продуктивного взаимодействия с окружающей природой; ознакомление школьников с рекреационным потенциалом Крыма, возможностями организации туризма, отдыха и оздоровления.


5. Выбор форм и методов реализации концепции
Формы и методы реализации концепции (приоритетных направлений воспитательной работы) избираются в зависимости от возрастных и психофизических особенностей детей и подростков, статуса учебного заведения, основных целей и задач его деятельности и с учетом следующих подходов к реализации концепции:

  • деятельностный подход, в соответствии с которым реализация концепции обеспечивается целенаправленной активной социально полезной деятельностью каждого участника учебно-воспитательного процесса;

  • конкретно-исторический подход, предусматривающий реализацию концепции с учетом конкретной ситуации, специфики и возможности каждого региона, населенного пункта, учебного заведения;

  • системный подход, предусматривающий реализацию концепции как многоуровневый взаимосвязанный процесс воспитания во всех учебных заведениях, на всех этапах учебно-воспитательной работы;

  • духовно-содержательный подход, предусматривающий в ходе реализации концепции использование всего духовно-нравственного и культурно-исторического потенциала крымского общества;

  • личностно-ориентированный подход, направленный на активизацию позитивных качеств всех участников учебно-воспитательного процесса, ориентированный на высокий уровень индивидуальной работы и обеспечивающий формирование ценностей в иерархии «человек-народ-государство»


6. ожидаемые результаты реализации концепции


  • позитивные тенденции в ученической и молодежной среде, снижение показателей различных негативных тенденций;

  • стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных соревнований, конкурсов, кружков, секций;

  • рост органов ученического самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи;

  • активизация работы с интеллектуально, художественно и социально-одаренными детьми

  • увеличение числа участников мероприятий и акций мультинационального характера;

  • рост числа участников олимпиад, конкурсов, соревнований интеллектуального характера;

  • усиление взаимодействия учебных заведений с учреждениями культуры, искусства, вузами, средствами массовой информации;

  • активизация взаимодействия с семьей, усиление влияния родительской общественности на воспитательную работу в учебных заведениях.



7. условия реализации концепции
Психолого-педагогические:

  • обеспечение высокого уровня информационно-методических материалов по приоритетным направлениям воспитательной работы;

  • формирование мотивации для активного участия в реализации концепции всех участников учебно-воспитательного процесса;

  • организационно-методическая подготовка руководителей органов управления образованием, учебных заведений педагогических работников, родительской общественности.

Социально-организационное:

  • включение в организацию реализации концепции представителей местных органов власти, общественных организаций;

  • широкое обсуждение данной концепции в педагогической, родительской, ученической и молодежной среде, в СМИ;

  • создание Координационного совета при Министерстве образования АРК по вопросам реализации концепции;

Управленческо-ресурсные:

  • привлечение к реализации концепции в качестве координаторов высококвалифицированных специалистов управленческого звена;

  • обеспечение финансирования реализации концепции путем формирования региональных (городских, районных, поселковых, сельских, республиканских) целевых бюджетных программ;

  • разработка и мониторинг выполнения мероприятий по реализации каждого из приоритетных направлений воспитательной работы в соответствии с концепцией.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года icon Учёным советом криппо
Министерства образования и науки Украины от 20. 07. 2004г. №601 и Плана мероприятий об улучшении качества художественно-эстетического...
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года icon О проведении Всеукраинского конкурса «Учитель года-2014» в Автономной Республике Крым
Данный приказ опубликовать в «Педагогическом вестнике Крыма» и разместить на веб-сайтах Министерства образования и науки, молодежи...
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года icon Пресс-релиз «И летит сквозь века»
«Сөембикә Варислары» («Наследники Сююмбики») проводится по инициативе народной артистки Республики Татарстан, лауреата премии им....
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года icon Перспективный план развития красноперекопской общеобразовательной...
«Государственными санитарными правилами и нормами обустройства, содержания общеобразовательных учебных учреждений и организаций учебно-воспитательного...
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года icon Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Основные элементы и характер исполнения латиноамериканского танца «самба»: методическая разработка в помощь руководителям хореографических...
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года icon Сакская районная госадминистрация в автономной республике крым методический кабинет
Разработка плана мероприятий по изучению и внедрению Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года icon Отчет о деятельности исполнительного комитета городского совета за 2013 год
Стратегией экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы, Стратегическим планом экономического...
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года icon Отчет о деятельности исполнительного комитета городского совета за 2013 год
Стратегией экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы, Стратегическим планом экономического...
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года icon Роль Программы социально-экономического развития города Феодосии на 2013 год Общие положения
Программой экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», Стратегией...
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым Одобрена коллегией Министерства образования и науки Автономной Республики Крым 25. 02. 2004 года icon Роль Программы социально-экономического развития города Феодосии на 2013 год Общие положения
Программой экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», Стратегией...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции