Скачать 63.54 Kb.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ КОЛЛАЖА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Наталья Викторовна Семейникова, педагог-психолог, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДЮЦ «Горизонт» г. Протвино В современной психолого-педагогической практике наиболее актуальны и востребованы многоцелевые техники, достаточно эффективные и удобные в применении на различных возрастных категориях. Одной из таких техник является коллаж. Коллаж, в наиболее распространенном смысле слова, это художественный объект, созданный автором или авторами как композиция из фрагментов других художественных или случайных изображений и предметов. При работе с коллажем человек взаимодействует с картинками или с их фрагментами, а также с другими готовыми объектами. Он оценивает и сравнивает картинки, обдумывает свои выборы, подбирает элементы. После изготовления коллажа автор объясняет расположение элементов в его композиции. Таким образом, коллаж – это рассказ, запечатленный в изобразительном материале, где каждый элемент коллажа является словом или фразой, а коллаж целиком становится текстом, рассказанным с помощью изобразительных цитат. Но в коллаже допустимо также дорисовывание или использование напечатанных слов и фраз, если они соответствуют замыслу автора. Коллаж предполагает достаточную свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если перед педагогом-психологом стоит задача снятия психоэмоционального напряжения, участникам можно предложить вырывать картинки из журналов руками и именно руками придавать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. В МБОУ ДОД «ДЮЦ «Горизонт» свой первый коллаж ребенок создает уже в «Веселой школе пятилеток «АБВГДейка», когда вместе с родителями в начале учебного года украшает картинками собственный «Альбом успехов». Этот методический прием позволяет быстрее познакомиться с воспитанниками, выявить их мотивацию и ожидания от обучения. Коллаж, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагая большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, поскольку опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Работа над коллажем позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажа может ее интеграция с другими арт-терапевтическими технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены. На занятиях по авторской программе С.В. Кривцовой «Жизненные навыки» с 6-7 летними детьми одним из важнейших этапов является изготовление и обсуждение коллажа «Мы такие разные», собранного из индивидуальных коллажей, включающих не только картинки, но и фотографии участников. В отличие от рисунка коллаж доступен детям разного возраста и уровня развития творческих способностей, особенно если у них имеется стереотип «Я не умею рисовать». Так, в МБОУ ДОД «ДЮЦ «Горизонт» педагогом-психологом на занятиях в объединении Гимнастика, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, использовалось изготовление коллажа на тему «Наши мечты» (младшая группа) и «Это мы!» (средняя группа). Коллаж обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг практических задач:
При составлении коллажей обычно используются следующие материалы: бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1), ножницы, клей, журналы разнопланового содержания (важно, чтобы в арсенале участников были не только глянцевые журналы с идеальными фигурами и лицами, но и различные семейные журналы с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с изображением конкретных людей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками и т.д.). Возможно использование цветной бумаги, красок (лучше гуашевых) с кисточками, цветных карандашей или фломастеров. Время на составление коллажа может варьироваться от 30 минут до 1, 5 – 2 часов в групповом режиме. Оно зависит от темы коллажа, количества и возраста участников группы, составляющих коллаж. Если дошкольникам и младшим школьникам приходится помогать в первичном подборе материала для коллажа, то младшим подросткам лучше предложить самим выбирать и вырезать картинки и фразы из журналов, иногда составляя неожиданные с первого взгляда сочетания. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. Те участники, которые изначально взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Это одна из целей арт-терапии в целом и работы с коллажами в частности – развитие творческих способностей и повышение самооценки. Воспитанникам старшего возраста и взрослым технику коллажа можно включить в коммуникативные тренинги (коллаж-пожелание), в тренинги личностного роста или целеполагания. Изготовление Коллажа мечты или «Доски визуализации» позволяет чётче сформировать для себя образ желаемого, точнее сформулировать и этим приблизить цель. После изготовления коллажей очень важно конструктивно провести обсуждение работы. Анализ может проходить в следующем порядке: 1. Каждый участник (или представитель от группы, если это групповой коллаж) представляет свою работу. 2. Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажем, озвучивает свою идею (идею группы). 3. Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к полученному результату. 4. Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна и чем; а также какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что его не устраивает в коллаже. 5. Устанавливается, какие выводы сделал для себя участник в процессе изготовления коллажа. В процессе коллективной работы появляется необходимость организации работы группы (следовательно, проявляет себя лидер), выявления круга мнений участников, принятия решения относительно содержания и функциональной организации творческой деятельности, контроль за временем и результатом. В обсуждении групповой работы важно предложить каждому участнику показать свою часть, свое вложение в коллаж: где его вырезки, которые он внес в групповую работу, насколько устраивает каждого участника результат, который получился, и отражает ли результат видение заданной темы каждым участником. Затем в старшей возрастной группе возможен разговор о тех, кто был активен в работе (иногда настолько, что своей активностью не давал возможности проявиться другим); о тех, кто видел, что есть кому выполнять задание, и тихо самоустранился, предпочитая читать журналы; о тех, кто до хрипоты отстаивал свое мнение, не слыша мнения другого, и о тех, кому не хватило решимости и настойчивости обосновать свою точку зрения. Таким образом, техника коллажа может с успехом использоваться в психолого-педагогической практической работе с личностью и группой участников разного возраста и предполагает разнообразие тематики и возможностей применения. Литература:
|
Цифровые измерительные приборы Характерной чертой развития современной радиоизмерптельной техники является все более широкое использование измерительных приборов... |
Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся... Издание «Избранных сочинений» — своего рода самоотчет. Из множества опубликованных работ нужно выбрать самое важное, самое интересное.... |
||
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей |
Программа мбдоу црр детский сад №17 «Солнышко» Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей |
||
Программа государственного образовательного учрежения детского сада №752 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей |
Владимир Николаевич Мясищев. Психология отношений Книга предназначена для психологов, педагогов, врачей и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности |
||
Литература Особенности типологического подхода и метода исследования личности Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности |
Диагностика интеллекта методом рисуночного теста Количественная оценка интеллекта в системе психолого-педагогической диагностики 3 |
||
Пояснительная записка 4 возрастные и индивидуальные особенности контингента... Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ооп |
Пояснительная записка Общеобразовательная программа муниципального... Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |