И изобразительному искусству




НазваниеИ изобразительному искусству
страница1/6
Дата публикации14.10.2014
Размер0.86 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Авто-обзор > Документы
  1   2   3   4   5   6



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ




А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
3 КЛАСС


г. Тверь
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.

Беседа после чтения:

На сколько частей вы разделили прочитанную часть?
А) Гости у Гвидона.

Б) Третья встреча с отцом.

В) Женитьба Гвидона.

Г) Встреча гостей.

Д) В гостях у Салтана.

Е) Счастливая встреча.
Какое чудо вам запомнилось? Почему?

Ожидал ли князь, что лебедь – царевна?

Обрадовался ли он, когда увидел её?

Что вас более всего поразило в облике Царевны - Лебедь?

О чём Гвидон не забывает напомнить корабельщикам, даже в момент женитьбы?

Как вы считаете, нужно ли кого – нибудь наказать в сказке? За что?

Как автор наказал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху?

Простил ли их автор? Гвидон? Салтан? А мы, читатели?

Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

Понравился ли вам конец сказки? Хорошо или плохо она кончилась?
Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться давать характеристику некоторым героям сказки, а также иллюстрировать понравившиеся эпизоды сказки.

Чтобы дать более точную характеристику, будем пользоваться планом:
Где живёт герой?

2) Какие поступки совершает?

3)Какой характер у героя?

4)Что о нём думает автор?

5) Личное отношение к герою.
Закрепление нового материала.
Дайте характеристику Гвидону, Салтану, Царевне Лебеди.

(Ученики дают характеристику каждому герою сказки).
Известная художница Татьяна Маврина, иллюстрировавшая многие сказки А. С. Пушкина, сказала: «Сказки Пушкина … для меня как народные. Более русского поэта и не сыскать». Как вы думаете, почему?

Можно ли «Сказку о царе Салтане …» сравнить с народной?

Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?

Где в сказке встречаются троекратные повторы?
Обобщение.

- Понравилась ли вам сказка?

Что особенно запомнилось?

- Какие отрывки из сказки вам хотелось бы проиллюстрировать?
Знакомство с иллюстрациями И. Билибина и репродукцией М. Врубеля «Царевна – Лебедь».
- «Сказку о царе Салтане …» А. С. Пушкина иллюстрировали такие замечательные художники, как М. Врубель, С. Коровин, С. Малютин, М. Яковлев, А. Иогансон, И. Голиков, А. Куркин, Б. Дехтерев, В. Конашевич, Т. Маврина, Н. Кочергин, К. Кузнецов и многие другие. Каждый художник нашел для воплощения сказочных образов свои средства художественной выразительности.

В учебнике к «Сказке о царе Салтане …» даны иллюстрации художника И. Я. Билибина.






И. Билибин.

Сказка о царе Салтане.

И.Я.Билибин

(1876 – 1942)

Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942) – русский график – иллюстратор и театральный художник.

И. Я. Билибин создал характерный «билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на изощрённой стилизации мотивов народного и средневекового русского искусства (лубка, вышивок, резьбы по дереву, миниатюр – рукописей и др.). Строгая графичность рисунка, плоскостность форм, орнаметность и декоративность общего решения сближает произведения И. Я. Билибина с графикой стиля «модерн».

Иллюстрации И. Я. Билибина к русским сказкам и былинам воссоздают сказочный и фантастический мир русского фольклора.

В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, иллюстрированная Билибиным. Обложка книги, украшенная сложным орнаментом, напоминающим узор нарядной парчи, декоративного украшения страниц связаны сочиненным художником мотивами с содержанием сказки. Иллюстрации гармонично сочетаются с текстом, написанным красивым стилизованным шрифтом. Всё это представляет собой единое художественное целое. В своих иллюстрациях Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки…

В иллюстрациях к «Сказке о царе Салтане» И. Я. Билибин стремился передать очарование старины. С поразительным мастерством и большим знанием изображал он старинные костюмы и утварь.

Искусствоведы считают, что прихотливая узорность рисунка и декоративность раскраски позволили Билибину даже в обыденных жанровых сценах передать ощущение волшебного мира. Сказка сливается с образами русской природы и старины.
- Рассмотрим некоторые иллюстрации из этой книги.
(Иллюстрация, где печальный князь ищет встречи с лебедем)

- Найдите и прочитайте отрывок из сказки к данной иллюстрации.

- Какими средствами художник передаёт душевное состояние князя, его печаль?

(Позой, жестами: склонил голову, поддерживает подбородок рукой – поза, характерная для задумчивости; он спокойно стоит (ноги вместе, туловище прямо).

Цветом: художник выбрал спокойные, серо – голубые, холодные цвета, которые соответствуют душевному состоянию героя, его грустному настроению.)
(Иллюстрация с комаром)
- Найдите в тексте и прочитайте отрывок из сказки, который соответствует данной иллюстрации.

- Кто главный герой иллюстрации?

- Какие средства применил художник, чтобы выделить главного героя?

(Дети наблюдают за изменением цвета моря от тёмно-синего вдали через сине-зелёный к тёмно-зелёному вблизи. Ярко, контрастно, красиво выглядит ярко-красный корабль на зелёном море.

Обращается внимание детей на то, что тёплый цвет хорошо выделяется на холодном фоне и наоборот, светлое хорошо заметно на тёмном и наоборот.)
- Какой вы представляете себе Царевну Лебедь?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 102.

- Прочитайте отрывок из сказки, который соответствует данной иллюстрации.

- Кто главный герой иллюстрации?

- Какие средства применил здесь художник, чтобы выделить главного героя?

(Светлым цветом на тёмном фоне, большим размером, расположение в центре рисунка).



М.А.Врубель

(1856 – 1910)

-Посмотрите, какой изобразил М. Врубель Царевну Лебедь на своей картине, которая так и называется «Царевна - Лебедь».

Демонстрируется репродукция картины М. Врубеля «Царевна – Лебедь»


М.Врубель

Царевна – Лебедь.

(Художник выбрал для неё момент, когда царевна из лебедя превращается в девушку. Волшебный мир сказки оживает на этом полотне. Оно написано в холодной, серебристой, серо-голубой гамме. Изображение довольно реалистично, с подробной прорисовкой деталей жемчужного головного убора, и вместе с тем сказочно. Художник добивается этого, в основном, с помощью цвета.)
Самостоятельная работа учащихся.
Дети рисуют иллюстрации к сказке.

Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыка из оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Выставка и обсуждение рисунков – иллюстраций.


Итог урока.
Чем эта сказка интересна современному читателю?

Чему научила вас эта сказка?
Домашнее задание.
- Выучить наизусть понравившийся отрывок из сказки.

Азизова Алёна.

Царевна – Лебедь.


Литература.
Байкова М. И., Гостимская Е. С. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).

Обучение в 3 классе. Пособие для учителя четырёхлет. нач. шк. В 2 кн. Кн. 2. Под ред. Б. И. Фоминых. – М.: Просвещение, 1988. – 428 с.

Родная речь: Учебник: В 2 кн., ч. 1 /Сост. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. В. Климанова. – М.: Просвещение, 1999.
Система уроков развития речи, как и система художественно-эстетического

воспитания школьника — два взаимосвязанных компонента обучения, один из

которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением другого.

Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не

только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать

природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое время наблюдаются и

обратные тенденции. Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей

живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их

взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет

способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника.

Данный тип интеграции по нашему мнению позволит повысить уровень развития

речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы у младших

школьников.

Проблема интеграции в образовательном процессе важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявленными к школе. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения школьников, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической и культурной интеграции. Для того чтобы выпускник школы мог уверенно чувствовать себя в современном мире, мог реализовать все свои способности, умел грамотно их использовать, необходимо уже с начальных классов формировать у детей определённый стиль мышления. А добиться этого можно только через нетрадиционные формы обучения, которым и является интегрированное обучение.

В нашей гимназии проблемой интегрированного обучения занимаются уже более десяти лет. Я работаю по этой теме пятнадцать лет. Изучая в процессе этой работы возможности интегрированного урока, учителя гимназии твёрдо убеждены в том, что за этой методикой большое будущее. Благодаря интегрированным урокам в сознании учеников формируется наиболее объективная и всесторонняя картина мира, дети начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Интегрированное обучение направлено на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка, умение видеть прекрасное и творить это прекрасное своими руками.

Интеграция (лат.) обозначает «целое, состоящее из частей».

Применительно к системе обучения понятие интеграции может принимать два значения:

  1. это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (интеграция как цель обучения);

  2. это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения).

Выделяют уровни и виды интеграции:

1 уровень – суммативной целостности, где один предмет является базовым по   отношению к другим; базовые предметы могут меняться. Единство прослеживается только в содержании, и нет единства процессуального.

2 уровень – контактной целостности, который включает в себя бинарные уроки, где прослеживается содержательное единство и некоторое единство процессуальное.

3 уровень – синтетической целостности, где осуществляется полное единства содержательного и процессуального (один предмет, полное единство содержательного и процессуального (один предмет, полное единство методов, форм).

Также существует внутрипредметная (вертикальная) интеграция, когда отдельный предмет преподаётся на интегрированной основе; и межпредметная (горизонтальная) интеграция.

Интеграция в начальных классах помогает решить учебно-воспитательные задачи:

  1. Формирование познавательного интереса учащихся, расширение кругозора.

  2. Познание мира в его многообразии и единстве.

  3. Развитие потенциала учащихся, логики, мышления, коммуникативных способностей.

  4. Формирование способностей к активному познанию окружающей действительности.

  5. Становление социально-активной творческой личности.

Реализация интеграции в образовательном процессе осуществляется мною через следующие формы:

  • интегрированные уроки – составление и использование интегрированных курсов;

  • межпредметные связи;

  • проектную деятельность учащихся;

  • внеурочную деятельность.

Реализация интеграции в обучении осуществляется мною через предметы гуманитарного и эстетического циклов (чтения, окружающего мира, ИЗО и музыки). Синтезирующим началом являются уроки музыки. Ещё И. Песталоцци считал исходным пунктом познание чувственное восприятие, которое понимал как образное схватывания целого и в котором умозрение и чувства равно важны и должны рассматриваться одновременно. Способность к размышлению, по Песталоцци вырастает из способности чувствовать. В.А. Сухомлинский утверждал, что именно эмоциональная радость, совместное переживание красоты и дают желанное пробуждение мысли. Поэтому, планируя работу по интегрированному обучению, выделяю направления интеграции:

чтение + музыка

чтение + ИЗО + музыка

окружающий мир + музыка

чтение + окружающий мир + музыка

окружающий мир + чтение + ИЗО + музыка

Подробнее хочется остановиться на интеграции предмета чтения с изобразительным искусством и музыкой. Практикой доказано, что чтение наиболее благоприятный момент в сочетании с музыкой и ИЗО. Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся. Для того чтобы знания по предметам гуманитарного и эстетического цикла изучались в системе, мною разработан интегрированный эстетический курс для начальной школы. В основе курса лежит программа по литературному чтению, автором которой являются Р.Н. Бунеев и  Е.В. Бунеева, а также концепция и программы формирования музыкальной культуры школьников Д.Б. Кабалевского, Е.Д. Критской, В.В. Алеева, теория полихудожественного развития школьников Б. Брюсова. При составлении учебной рабочей программы по литературному чтению в тематическом планировании обязательно выделяю раздел – «Интеграция», в котором традиционно обозначается связь с материалом, изучаемом учащимися на уроках музыки и ИЗО.

Так как по профессии я учитель начальных классов и учитель музыки, то при составлении интегрированного курса учитываю возможности детей, стараюсь вовлечь в работу каждого ученика. Осуществляется это через разные виды деятельности на уроках: рисование, создание картин на фланелеграфе, инсценировки, разучивание и исполнение песен, игру на музыкальных инструментах, причём эта игра может носить импровизационный характер, а также заранее подготовленный, то есть дети, которые учатся в музыкальной школе, исполняют на уроке музыкальное произведение, соответствующее теме урока.

Для того чтобы избежать взаимного механистического иллюстрирования искусств и обеспечить внутреннее проникновение одного искусства в другое на интегрированных уроках часто использую резонансно-ассоциативный метод. Применение этого метода основано на использовании одновременно зрительных и звуковых рядов, стимулирующих резонансно-ассоциативные впечатления и интуицию детей. Из этих впечатлений и складывается целостная художественно-образная картина мира.

Приведу пример использования этого метода на уроке окружающего мира в 1 классе. На интегрированном уроке мы говорим об изменениях, происходящих в живой и неживой природе с приходом зимы. В начале урока звучит музыка П.И. Чайковского «Зимнее утро». Дети внимательно слушают произведение. После окончания музыки идёт беседа учителя с учащимися.

Сочинения и изложения

Изложения и сочинения  формируют и совершенствуют связную речь учащихся.

Уже в 1 классе в программах предусматривается изложение под руководством учителя небольшого текста по вопросам, во 2 классе – изложение текста по коллективно составленному  и изменённому плану, в 3-4 классах – подробные, сжатые и творческие изложения.

Объём текстов для изложений в 1 классе – 20-30 слов, во 2 классе – 30-40 слов, в 3-4 классах  – от 60 до 95 слов.

Начинать работу над изложениями необходимо с устного, а затем письменного пересказа простых по сюжету рассказов, постепенно переходя к сжатым  и творческим изложениям.

Хочется особо отметить, что изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка.Высокохудожественные тексты , написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают её культуру, прививают детям художественный вкус, развивают речевое чутьё. Изложение полезно именно рядом с сочинением, которое несёт в себе опасность влияния диалектов и просторечия. Так перед  сочинением  на  весеннюю тему  уместно было бы изложение «Весенняя капель», при написании которого под руководством учителя будут употреблены образные сравнения и описания весенней природы мастерами слова, писателями, что, несомненно, повысит качество сочинения.

Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение, Они должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами или образами. Дети должны хорошо понять его содержание, идейный смысл. Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц. Необходимо также учитывать грамматические умения детей.

В начальных классах дети пишут изложения следующих типов: подробные, близкие к тексту; сжатые, сокращённые; с творческими и грамматическими заданиями. Они бывают разными по объёму: от 10-15 минутных работ во втором полугодии первого класса до  двухчасовых обучающих и проверочных изложений в четвёртом классе. Остановлюсь более подробно на некоторых видах изложений.

Подробное, близкое к тексту изложение небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет, проводятся во всех классах. Этот вид изложений развивает умения учащихся  в составлении связного текста. В первом классе работу над изложением затрудняют слабые орфографические навыки учащихся. С целью предупреждения ошибок на ранних  степенях обучения текст, составленный учащимися, записывается на доске. Тексты в 1 классе должны быть повествовательные или описательные. Со 2 класса работа над подробным изложением усложняется: текст подбирается так, чтобы он предусматривал ознакомление учащихся с новыми для них особенностями в области лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания. В 3-4 классах учащиеся, работая над подробными изложениями, обращают внимание на  детали, подробности в повествовании и описании, приучаются к точности речи, учатся связывать предложения, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения. Всё это развивает детей умственно, способствует воспитанию их мышления.

Сжатое изложение прочитанного текста  проводится следующим образом: текст прочитывается 1-2 раза, затем в ходе коллективной беседы выявляется главное – что нужно описать при сжатом пересказе, а что можно опустить. В письменном тексте сжатого изложения дети передают лишь существенное, опуская второстепенное. При этом могут нарушаться логические связи в тексте, если сокращение будет вестись механическим путём. Необходимо строить анализ текста так, чтобы учащиеся не допустили данной ошибки, сохранили сюжет. В этой логической и  одновременно творческой работе состоит главное достоинство и главная трудность сжатых изложений. Оно  имеет много общего с сочинением: учащиеся отбирают материал, по-своему располагают его, самостоятельно подбирают слова и  составляют предложения. Работая над сокращением текста, учащиеся глубже овладевают материалом, учатся не  только сужать его до самого краткого выражения, но и, наоборот, распространять, расширять его.

Творческие изложения занимают промежуточное положение между изложениями и сочинениями. Они развивают воображение учащихся, литературные интересы, развивают  творчество детей. Один из интереснейших видов творческого изложения – изложение от лица одного из персонажей. Ученик должен хорошо понять роль этого персонажа, принять во внимание его характер, возраст, взглянуть на события его глазами. Ведь надо передать в тексте лишь то, что ему могло быть интересно, и так, как это могло ему представиться.

Научить писать сочинения правильно, выразительно и красиво – большой, кропотливый труд. В сочинении больше, чем в каком-либо другом виде работы, раскрываются характер и наклонности ребёнка, чётко выступают его индивидуальные черты, его маленькое «я». Сочинение даёт возможность научить малыша бережно относиться к слову, понимать красоту родного языка, выражать свои мысли ясно, красочно и правдиво. Если учитель научит детей видеть природу, научит их обращать внимание на, казалось бы, обычные явления, изменения в  природе (не только листопад, снегопад, но и на то, какое сегодня небо и почему, как выглядит лес в ясную погоду, в листопад, снегопад…), то заговорит любой малыш. И учить этому надо, начиная с 1 класса. Пусть эти сочинения будут только в одно предложение, пусть они будут пока устные. Дело не в этом. Уже во втором полугодии учитель даёт задание утром и вечером понаблюдать за небом, повадками птиц, за изменениями в природе, а на уроке письма предлагает записать одно – два предложения о том, что дети видели и наблюдали, что их особенно поразило, что больше всего запомнилось. Выполняя такие задания, дети, прежде не обращавшие внимание на окружающее, начинают внимательно созерцать мир. На первом году обучения учащиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением. Они пока невелики по объёму, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это сюжетные  рассказы о событиях, развёртывающихся во времени: «Как мы лепили Снеговика», «Как мы ходили в лес». В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:

  • умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе;

  • умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;

  • умение строить простое предложение: правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;

  • умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Сочинения во 2 классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которые постепенно можно вводить элементы описания. Проводятся они либо в устной, либо в письменной форме. В ходе этой работы необходимо:

  • научить детей коллективно составлять и сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно записывать небольшие рассказы о детских играх, забавах, развлечениях;

  • научить составлять и записывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам;

  • научить коллективно составлять план устных рассказов и сочинений в форме вопросительных или повествовательных предложений;

  • совершенствовать умение правильно строить простые предложения, различные по интонации;

  • работать над обогащением активного словаря учащихся.

В 3-4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

  • писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, наблюдениях;

  • писать рассказы о случаях из своей жизни;

  • писать рассказы по картине;

  • самостоятельно составлять   план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений;

  • правильно строить простые предложения различных типов;

  • умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Любые сочинения можно писать только после тщательной и кропотливой  подготовки. Ранняя самостоятельность может навеки отбить охоту творить. Не следует увлекаться домашними сочинениями, которые зачастую «творит» вся семья. Учитель должен видеть процесс творчества своего ученика и быть готовым прийти на помощь. У каждого учителя есть свои методы написания сочинений, но цель должна быть одна: научить не только грамотно писать, но и логично, образно мыслить, научить правильно, пользоваться словом. А при подготовке к  любому сочинению, на мой взгляд, необходимо:

  • не подавлять своим авторитетом личность ученика, не подменять его восприятия, мнения, вкуса своими;

  • брать для сочинения тему, близкую и понятную ученикам, интересную для них;

  • стремиться развивать у детей воображение, фантазию;

  • каждое сочинение нужно тщательно, обдуманно и заблаговременно готовить;

  • приучать ребят требовательно относиться к слову: к его точности, правдивости, образности;

  • обязательно анализировать сочинения в классе при активном участии детей.

Как показывает практика, изложения и сочинения очень полезны для развития речи учащихся, осмысливают в их глазах работу над правописанием, помогают им понять, что орфография нужна не сама по себе, а для наилучшего, ясного и точного выражения мыслей на письме.

Такова, по моему мнению, в общем виде система работы над изложением и сочинением в начальных классах.

Приложение2

интеграция


Творческие работы учащихся


Белая берёзка
Росла пушистая берёза. Стволик у неё был коричневый. Когда наступили холода, берёзка замёрзла.

Сжалилась над берёзкой зима и подарила ей белую шубку с чёрными пятнышками.

И стоит она красивая в белой шубке с зелёными листочками и длинными серёжками.

Ну, просто красавица!
Даньшина Юлия

Как берёза стала белой
Раньше у всех берёз стволы были коричневые, но в поле была одна берёзка модница.

Она не хотела быть как все.

вот наступила зима, пошёл снег.

Все берёзы вдруг стали белыми, а берёзка модница хотела быть ещё красивее. Она попросила ветер сдуть с неё снег. Снег был мокрый, и ветру не удалось сдуть его полностью. И берёза стала пёстрой.

Теперь все берёзы стоят в таком одеянии круглый год.
Рыбакова Эля

Белая берёза
У нас в лесу растёт берёза. Она красивая.

Весной у неё распускаются зелёные листья. Всё лето она в зелёном наряде. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой она голая. Веточки покрыты серебристым инеем.
Гавриленко Саша

Геракл и берёза
Как-то раз Геракл нёс краску, чтобы покрасить свой замок.

Хотел он замок выкрасить в белый цвет. Чан с краской был очень тяжёлый, и когда Геракл проходил мимо берёзы от усталости случайно пролил краску на дерево.

Вот с тех давних пор стоят берёзы белые.
Ашов Павел


В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представления о целостной картине мира.

С моей точки зрения в основу такого комплексного образования ложится идея интеграции.

Эта идея возникает на основе всеобщности и единства законов природы, потому что сама по себе она предполагает объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных предметов в единое целое.

Анализируя учебные программы, легко заметить, что все они обеспечивают возможности эффективного процесса интеграции, потому что этот процесс посредством синтеза объединяет в систему разобщенные элементы, которые обладают важнейшим свойством – целостностью.

Современная наука предполагает разные подходы реализации интеграции: исторический, личностный, социальный, культурологический и так далее, когда учебные предметы группируются вокруг общественно – значимой проблемы.

Мне интересен культурологический подход, так во главу угла я ставлю предмет литературное чтение, и вокруг него, в зависимости от проблемы, выстраиваю остальные предметы, в большей степени это изобразительное искусство и музыка.

Опыт показывает, что интегрированный урок – это особенный урок: он усиливает интерес к учёбе (мотивацию), позволяет более эффективно использовать рабочее время, на таком уроке возможно решить дидактические (учебные) задачи двух и более предметов.

Конечно и подготовка к такому уроку особая.

  • Важно знать психологические и дидактические основы протекания интеграционных процессов в образовании.

  • Выделить в программе по каждому предмету сходные темы и аспекты.

  • Определить связи между сходными элементами знаний.

  • Откорректировать программы, если это необходимо.

Но цель оправдывает средства.

Работая в системе интегрирования несколько лет, я заметила, что именно эти уроки помогают детям познавать всю красоту окружающего мира, они с огромным удовольствием постигают новое, эти уроки будят во всех ребятах желание творить.

Проводя эти уроки по разным темам школьного курса, легко заметить, что сама система является эффективным средством обучения на основе более совершенных (новых) методов, приёмов, форм, технологий.

А самое главное, на основании интегрирования рождается качественно новое знание; которое и есть целостное представление о мире.

Для меня как для преподавателя начальной школы очень важно, что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Далее представлены темы интегрированных уроков, составленных по учебным материалам традиционной системы обучения 1–4.

Тематика уроков близка по своему содержанию и логически взаимосвязана.

Основным предметом в предполагаемой системе уроков является литературное чтение. Тексты художественных литературных произведений и темы по природоведению подобраны с учётом временных изменений в природе, что поможет учащимся нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными произведениями.

Перед проведением интегрированных уроков естественно-научного и гуманитарного циклов следует провести экскурсии. Это важно для эмоционального настроя.

Темы интегрированных уроков во 2-ом классе [1]

Взаимосвязь предметов

Литературное
чтение


Природоведение

Русский язык

ИЗО,
Худ. труд


Музыка

Русские народные песни

Т. “Где мы живём?”

Сл.работа (Родина)

Рис. на тему “Радуга-дуга”

Русская народная песня “Радуга-дуга”

Русская народная Сказка “Лиса и тетерев”

 

Сл.работа (лисица.). Текст-описание.

Рисование лисицы по представлению

 

Вн.чтение т. “Краски осени” Стихи русских поэтов об осени

Т. “В гости к осени”

Словарная работа (ягода) Текст-рассуждение

Рис. осенних листьев. Беседа по картине И.Левитана “Золотая осень”

А.Вивальди “Времена года” “Осень”

С.Есенин “Берёза”

Т. “Какие бывают растения” (закрепление)

Словарная работа (берёза)

Рис. берёзы (гуашь) Аппликация кроны дерева

Русская народная песня “Во поле берёза стояла”

И .Крылов “Стрекоза и муравей”

Т. “Невидимые нити в осеннем лесу”

 

Рис. с натуры стрекозы

С.Прокопьев “Кузнечики и стрекозы” из балета “Золушка”

В.Даль “Ветер и солнце”

Т. “Неживая и живая природа” (закрепление)

Словарная работа (ветер)

Рис. на тему “Непогода” Хол. и тёплые цвета спектра.

Л.Б.Бетховен “Весёлая. Грустная”

Л.Толстой “Котёнок”

Т. “Про кошек и собак”

Словарная работа (девочка, деревня, ребята)

Лепка котёнка по памяти и представлению

Русская народная песня “У кота”

Вн. чтение “Зимушка зима” Стихи русских поэтов о зиме.

Т. “В гости к зиме”

Сл. работа (мороз)

Рис. мелом по памяти и представлению снежинок .

Р.Шуман “Зима”

А.Барто “Игрушки”

 

Текст-описание “Моя любимая игрушка”

Рис. с натуры мяча

Е. Крылатов “Заводная игрушка”. Чайковский П.И “Болезнь куклы”

К.Чуковский “Федорино горе”

 

Сл. работа (посуда) Т.Слова предметы”

Народные промыслы. Хохлома. Роспись ложки

Русская народная песня “Солнышко”

Вн. чтение Стихи о маме

Т. “Правила вежливости”

Т. “Слова, обозначающие признаки предметов”

Объёмная аппликация “Открытка маме”

Р.Шуман “Весенняя песенка”

Н.Рубцов “Ласточка”

Т. “Перелётные птицы”

Т. “Слова-действия”

Рис. с натуры ласточки

П.И.Чайковский “Песня жаворонка”

Вн. чт. “Весна!” Стихи русских поэтов о весне

Т. “В гости к весне”

Мини сочинение по опорным сл. Т. “Безударные гласные”

Рис. с натуры веточки вербы. И.Левитан “Март”

П.И.Чайковский “Подснежник”. Мендельсон “Весенняя песня”

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
литературное чтение + изобразительное искусство
с элементами художественного труда во 2 классе


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И изобразительному искусству iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному...
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...

И изобразительному искусству iconГ североморска мурманской области
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5–7 и 8–9 классов составлена на основе федерального компонента государственного...

И изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству создана на основе...
Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения...

И изобразительному искусству iconПояснительная записка Календарно-тематическое планирование по изобразительному...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 классе составлено на основе традиционной программы «Школы...

И изобразительному искусству iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ва на основе Примерной программы по изобразительному...

И изобразительному искусству iconПроект по изобразительному искусству ученицы 3 класса
Список литературы

И изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству
«Изобразительное искусство» 5 класс. Поурочные планы по программе В. С. Кузина, Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 год

И изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...

И изобразительному искусству iconРассмотрено Утверждено на заседании методического приказом директора...
...

И изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству умк «Школа 2100»
«Изобразительное искусство. Разноцветный мир» для 3 кл., авторы О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская, (заключения рао (№01-90/5/7д от...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции