Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина




Скачать 60.92 Kb.
Название Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина
Дата публикации 14.10.2014
Размер 60.92 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Авто-обзор > Урок
Литературное чтение 4 класс.
(учебник В.Ю.Свиридовой)
Тема: Анализ произведения А.С.Пушкина

«Зимняя дорога».

Цель урока: Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

Оборудование: текст произведения (отрывок) у учащихся, у учителя- полное произведение, музыкальная композиция Г.Свиридова «Тройка» по повести А.С.Пушкина «Метель»,альбом для рисования, краски.

ХОД УРОКА:
У: Обратите внимание на сегодняшнее оформление урока.

P.S. Доска оформлена коллажами учащихся, которые они изготовили на уроке трудового обучения. Тема урока закрыта.

- Кто хочет представить свой коллаж?

- Какой общей темой объединены ваши коллажи?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Выслушиваются все высказывания детей. Мнения фиксируются на доске.
P.S. Если мнения не совпадают, то ребята высказываются по поводу каждого фиксированного ответа. Устанавливают общее и различное в предположениях ребят, т.о. происходит игра «Пятый лишний».

У: Многие писатели и поэты писали свои произведения, связанные с этим временем года. А кто из вас знает и сможет прочесть произведение о зиме?

P.S. По желанию дети получили домашнее задание: приготовить для выразительного чтения произведение о зиме любого автора.

У: Сегодня мы попробуем проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Открывается тема урока.

- С произведениями А.С.Пушкина на уроках мы уже встречались. Кто может назвать его произведения? Кто может рассказать об этом великом человеке? Кто что может вспомнить и рассказать?

На фото Михайленко Степан рассказывает об эпохе, в которую жил А.С.Пушкин.

P.S. По ходу выступлений учащихся оформляется на доске рубрика «Я помню чудное мгновенье…» (информация о том времени, когда жил поэт, иллюстрации зданий той эпохи, др.) с целью создания целостного восприятия детьми картины 19 века.

На доске портрет А.С.Пушкин ( ? - ? )

Валера: Я хочу заполнить вопросы на доске и поделиться с ребятами информацией, которую нашёл об А.С.Пушкине.



У: Кто из вас хочет что- то сказать ребятам, выступавшим сейчас?

Дети высказываются:

Настя: Хочу сказать спасибо Валере за то, что он напомнил нам годы жизни А.С.Пушкина.

Ваня: Благодаря Степе я узнал, что Пушкин жил в эпоху правления императрицы

Лена: Мне понравилось, как читал стихотворение Денис.

Миша: Меня заинтересовало выступление Стёпы, но я кое- что не расслышал, поэтому после занятия я подойду к доске и прочту его информацию.

Катя: Мне понравилось рассматривать в книге литографию Пушкина 1820 года, которую принёс Валера.



У: Вернемся к названию произведения. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

Дети предполагают содержание произведения.

У: Прежде чем мы выясним содержание произведения, я предлагаю поработать со значением устаревших слов. Не будем забывать, что

«Зимняя дорога» была написана в 19 веке.
У: Раскройте понятие «устаревшие» слова.

Д: Это группа слов, которые потеряли свое значение в современном мире, т.к. не существует предметов того времени или используется, но очень мало.

Работа с лексическим значением устаревших слов ( в парах):

На карточках раздаются слова с заданием: раскрыть значение слов.

Ямщик-

Тройка-

Борзая-

Кибитка-

Верста-

Хата-

Из предположений ребят:

Артём: Ямщик- человек, который роет ямы, потому что корень у обоих слов _ям(яма)__.

Миша: Тройка- от количества «три». Из сообщений ребят я услышал, что во времена Пушкина передвигались в основном на лошадях, поэтому я считаю, что тройка- это три лошади, запряжённые в одну упряжку.

Алёша: У меня со словом «верста» возникла ассоциация со словом «сто».

Совместная проверка слов с фиксацией на доске.



На фото преподаватель Е.В.Сурначева.

У: Вас что- то удивило в выполнении этого задания?

Высказывания детей.

У: Первичное чтение целого произведения.

После прослушивания:

У: Может у кого- то возникли вопросы по содержанию произведения?

Д: Нам не понятен смысл словосочетания «вёрсты полосаты».

Объяснения учителя.

У: Какая картина рисуется в вашем воображении? (словесное рисование).

Миша: По ходу прослушивания у меня возникало несколько картин:

небо, поляна, дорога , тройка, колокольчик, верстовые столбы и незнакомая женщина. Я бы нарисовал картину в режиме 3D , которая перемещала бы нас с небес на землю и постепенно приближала к переднему плану картины: к кибитке, запряжённой в тройку лошадей. А потом бы появился образ незнакомой женщины, которая улыбается и от её улыбки нашему герою становиться теплее на душе.

У: Кто хочет узнать о произведении больше?

- Тогда обратимся к истории:

Произведение написано в то время, когда друзья Пушкина - декабристы были казнены или отправлены на каторгу в Сибирь, а сам Пушкин был сослан в свое поместье Михайловское. Произведение родилось в декабре 1826 года по пути поэта на допрос к псковскому губернатору.

У: Попробуйте передать свое настроение при выразительном чтении произведения.

Учащиеся читают отрывок произведения по учебнику вполголоса.

По желанию ребята читают отрывок для всех, интонационно выражая свое отношение к конкретной части произведения.

Анализ отрывка произведения «Зимняя дорога» А.С.Пушкина.

Работа в группе по 4-е человека.

P.S. Проговорите правила работы в группе ( проговорить свое мнение должен каждый, группа должна прийти к единому решению). В результате работы группы заполняется таблица, заготовленная заранее.



С отрывком из какого произведения работает ваша группа?

Кто автор?

К какому жанру литературы относится отрывок?

Какие «секреты» автора вы заметили?











Проверка таблицы (дополнение, возражение из других групп). Эпитеты, метафоры все группы нашли.

Лена: Я заметила ещё один «секрет»- многоточие. По- моему, многоточие- это знак какой- то недоговорённости, грусти.

После высказывания всех желающих учитель предлагает продолжить работу в группе по четыре человека.

У: Скажу вам по - секрету, что в первых двух столбиках стихотворения «спрятался» ещё «секрет» поэта. Попробуйте его найти.


На фото: Лена, Денис, Ваня и Алёша нашли спрятавшийся «секрет» и готовы его раскрыть.

Ответ группы: член группы читает с выделение некоторых звуков первые столбики:

Скво[C ] во[ЛН]истые тума[Н]ы

П[Р]оби[Р]ается [Л]у[Н]а,

На [П]е[Ч]а[Л]ые [П]о[Л]я[Н]ы

[Л]ёт [П]е[Ч]аль[Н]о свет о[Н]а.

По до[Р]оге зимней, ску[Ч]ной

Т[Р]ойка бо[Р]зая бе[Ж]ит,

[К]о[Л]око[Л]чик од[Н]озву[Ч]ный

Уто[М]ите[ЛН]о г[Р]е[М]ит.

Наша группа считает, что созвучие некоторых согласных звуков поэт использовал для того, чтобы передать бесконечность пути и однообразие природы, звон колокольчиков.

Вывод: «секрет» автора в использовании определённой группы согласных звуков.

Выслушиваются мнения детей по выводу группы.

Новый «секрет» ребята записывают в тетрадь.

P.S. Если ребята самостоятельно не вышли на «секрет» автора, то учитель сам читает с выделением голосом звуков первого столбика, т.о. создавая ситуацию открытия на уроке. Со вторым столбиком стихотворения ребята работают самостоятельно.


У: А сейчас, пожалуйста, ответьте на вопросы:

- Урок привлек меня тем, что…

- Своей работой на уроке я доволен(не доволен), потому что…

Миша: Урок заставил меня задуматься над раскрытием значения слова «декабристы».

У меня есть предположения, которые я хочу проверить дома по словарю.

У: Многие композиторы также старались в своих музыкальных произведениях передать состояние зимы. Я предлагаю прослушать музыкальную композицию Г.Свиридова «Метель» и попробовать вам стать художниками. По ходу прослушивания попробуйте сделать рисунок, в котором бы нашёл отражение и сегодняшний урок.

Звучит музыка. По ходу прослушивания дети приступают к работе.

P.S. Хочу заметить своим коллегам, что приступать к рисованию дети могут по- разному: одни на первых минутах прослушивания, другие к окончанию музыкального прослушивания, а некоторые могут не приступить к заданию.

По степени выполнения работы вывешиваются на доску, образуя картинную галерею.
Домашнее задание:

У: Ребята, попробуйте сочинить стихотворение на тему «Зима». А на следующем уроке мы постараемся найти ваш авторский «секрет». Всем спасибо за работу!
Методическая разработка

Елены Валерьевны Сурначевой

учителя начальных классов

г. Ачинска, Красноярского края

МБОУ «Средняя школа


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина icon Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина icon Тема: Сказки А. С. Пушкина
Ведущий: Тема нашей встречи – сказки А. С. Пушкина. Спешим поделиться не только всем, что знаем о сказках А. С. Пушкина, но и своим...
Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина icon Устный журнал. 2 класс Тема Творчество А. С. Пушкина
Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусств
Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина icon Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения
Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина icon «Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ...
Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений...
Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина icon Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения»
Рабочая программа по курсу «Анализ лирического произведения. 8 9 классы» (8 класс) составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина icon Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков
Онегине", для кого-то – тема долга и чести, как в "Выстреле", ревности, как в "Цыганах", исторической правды, как в "Борисе Годунове",...
Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина icon Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» иТютчева «Как хорошо ты, о море ночное »
Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»
Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина icon C опоставительный анализ стихотворений "Узник" А. С. Пушкина и "Пленный...
Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи...
Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина icon Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина...
Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции