Скачать 60.92 Kb.
|
Литературное чтение 4 класс. (учебник В.Ю.Свиридовой) Тема: Анализ произведения А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Цель урока: Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Оборудование: текст произведения (отрывок) у учащихся, у учителя- полное произведение, музыкальная композиция Г.Свиридова «Тройка» по повести А.С.Пушкина «Метель»,альбом для рисования, краски. ХОД УРОКА: У: Обратите внимание на сегодняшнее оформление урока. P.S. Доска оформлена коллажами учащихся, которые они изготовили на уроке трудового обучения. Тема урока закрыта. - Кто хочет представить свой коллаж? - Какой общей темой объединены ваши коллажи? - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Выслушиваются все высказывания детей. Мнения фиксируются на доске. P.S. Если мнения не совпадают, то ребята высказываются по поводу каждого фиксированного ответа. Устанавливают общее и различное в предположениях ребят, т.о. происходит игра «Пятый лишний». У: Многие писатели и поэты писали свои произведения, связанные с этим временем года. А кто из вас знает и сможет прочесть произведение о зиме? P.S. По желанию дети получили домашнее задание: приготовить для выразительного чтения произведение о зиме любого автора. У: Сегодня мы попробуем проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Открывается тема урока. - С произведениями А.С.Пушкина на уроках мы уже встречались. Кто может назвать его произведения? Кто может рассказать об этом великом человеке? Кто что может вспомнить и рассказать? На фото Михайленко Степан рассказывает об эпохе, в которую жил А.С.Пушкин. P.S. По ходу выступлений учащихся оформляется на доске рубрика «Я помню чудное мгновенье…» (информация о том времени, когда жил поэт, иллюстрации зданий той эпохи, др.) с целью создания целостного восприятия детьми картины 19 века. На доске портрет А.С.Пушкин ( ? - ? ) Валера: Я хочу заполнить вопросы на доске и поделиться с ребятами информацией, которую нашёл об А.С.Пушкине. У: Кто из вас хочет что- то сказать ребятам, выступавшим сейчас? Дети высказываются: Настя: Хочу сказать спасибо Валере за то, что он напомнил нам годы жизни А.С.Пушкина. Ваня: Благодаря Степе я узнал, что Пушкин жил в эпоху правления императрицы Лена: Мне понравилось, как читал стихотворение Денис. Миша: Меня заинтересовало выступление Стёпы, но я кое- что не расслышал, поэтому после занятия я подойду к доске и прочту его информацию. Катя: Мне понравилось рассматривать в книге литографию Пушкина 1820 года, которую принёс Валера. У: Вернемся к названию произведения. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Дети предполагают содержание произведения. У: Прежде чем мы выясним содержание произведения, я предлагаю поработать со значением устаревших слов. Не будем забывать, что «Зимняя дорога» была написана в 19 веке. У: Раскройте понятие «устаревшие» слова. Д: Это группа слов, которые потеряли свое значение в современном мире, т.к. не существует предметов того времени или используется, но очень мало. Работа с лексическим значением устаревших слов ( в парах): На карточках раздаются слова с заданием: раскрыть значение слов. Ямщик- Тройка- Борзая- Кибитка- Верста- Хата- Из предположений ребят: Артём: Ямщик- человек, который роет ямы, потому что корень у обоих слов _ям(яма)__. Миша: Тройка- от количества «три». Из сообщений ребят я услышал, что во времена Пушкина передвигались в основном на лошадях, поэтому я считаю, что тройка- это три лошади, запряжённые в одну упряжку. Алёша: У меня со словом «верста» возникла ассоциация со словом «сто». Совместная проверка слов с фиксацией на доске. На фото преподаватель Е.В.Сурначева. У: Вас что- то удивило в выполнении этого задания? Высказывания детей. У: Первичное чтение целого произведения. После прослушивания: У: Может у кого- то возникли вопросы по содержанию произведения? Д: Нам не понятен смысл словосочетания «вёрсты полосаты». Объяснения учителя. У: Какая картина рисуется в вашем воображении? (словесное рисование). Миша: По ходу прослушивания у меня возникало несколько картин: небо, поляна, дорога , тройка, колокольчик, верстовые столбы и незнакомая женщина. Я бы нарисовал картину в режиме 3D , которая перемещала бы нас с небес на землю и постепенно приближала к переднему плану картины: к кибитке, запряжённой в тройку лошадей. А потом бы появился образ незнакомой женщины, которая улыбается и от её улыбки нашему герою становиться теплее на душе. У: Кто хочет узнать о произведении больше? - Тогда обратимся к истории: Произведение написано в то время, когда друзья Пушкина - декабристы были казнены или отправлены на каторгу в Сибирь, а сам Пушкин был сослан в свое поместье Михайловское. Произведение родилось в декабре 1826 года по пути поэта на допрос к псковскому губернатору. У: Попробуйте передать свое настроение при выразительном чтении произведения. Учащиеся читают отрывок произведения по учебнику вполголоса. По желанию ребята читают отрывок для всех, интонационно выражая свое отношение к конкретной части произведения. Анализ отрывка произведения «Зимняя дорога» А.С.Пушкина. Работа в группе по 4-е человека. P.S. Проговорите правила работы в группе ( проговорить свое мнение должен каждый, группа должна прийти к единому решению). В результате работы группы заполняется таблица, заготовленная заранее.
Проверка таблицы (дополнение, возражение из других групп). Эпитеты, метафоры все группы нашли. Лена: Я заметила ещё один «секрет»- многоточие. По- моему, многоточие- это знак какой- то недоговорённости, грусти. После высказывания всех желающих учитель предлагает продолжить работу в группе по четыре человека. У: Скажу вам по - секрету, что в первых двух столбиках стихотворения «спрятался» ещё «секрет» поэта. Попробуйте его найти. На фото: Лена, Денис, Ваня и Алёша нашли спрятавшийся «секрет» и готовы его раскрыть. Ответ группы: член группы читает с выделение некоторых звуков первые столбики: Скво[C ] во[ЛН]истые тума[Н]ы П[Р]оби[Р]ается [Л]у[Н]а, На [П]е[Ч]а[Л]ые [П]о[Л]я[Н]ы [Л]ёт [П]е[Ч]аль[Н]о свет о[Н]а. По до[Р]оге зимней, ску[Ч]ной Т[Р]ойка бо[Р]зая бе[Ж]ит, [К]о[Л]око[Л]чик од[Н]озву[Ч]ный Уто[М]ите[ЛН]о г[Р]е[М]ит. Наша группа считает, что созвучие некоторых согласных звуков поэт использовал для того, чтобы передать бесконечность пути и однообразие природы, звон колокольчиков. Вывод: «секрет» автора в использовании определённой группы согласных звуков. Выслушиваются мнения детей по выводу группы. Новый «секрет» ребята записывают в тетрадь. P.S. Если ребята самостоятельно не вышли на «секрет» автора, то учитель сам читает с выделением голосом звуков первого столбика, т.о. создавая ситуацию открытия на уроке. Со вторым столбиком стихотворения ребята работают самостоятельно. У: А сейчас, пожалуйста, ответьте на вопросы: - Урок привлек меня тем, что… - Своей работой на уроке я доволен(не доволен), потому что… Миша: Урок заставил меня задуматься над раскрытием значения слова «декабристы». У меня есть предположения, которые я хочу проверить дома по словарю. У: Многие композиторы также старались в своих музыкальных произведениях передать состояние зимы. Я предлагаю прослушать музыкальную композицию Г.Свиридова «Метель» и попробовать вам стать художниками. По ходу прослушивания попробуйте сделать рисунок, в котором бы нашёл отражение и сегодняшний урок. Звучит музыка. По ходу прослушивания дети приступают к работе. P.S. Хочу заметить своим коллегам, что приступать к рисованию дети могут по- разному: одни на первых минутах прослушивания, другие к окончанию музыкального прослушивания, а некоторые могут не приступить к заданию. По степени выполнения работы вывешиваются на доску, образуя картинную галерею. Домашнее задание: У: Ребята, попробуйте сочинить стихотворение на тему «Зима». А на следующем уроке мы постараемся найти ваш авторский «секрет». Всем спасибо за работу! Методическая разработка Елены Валерьевны Сурначевой учителя начальных классов г. Ачинска, Красноярского края МБОУ «Средняя школа №6» |
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического... Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» |
Тема: Сказки А. С. Пушкина Ведущий: Тема нашей встречи – сказки А. С. Пушкина. Спешим поделиться не только всем, что знаем о сказках А. С. Пушкина, но и своим... |
||
Устный журнал. 2 класс Тема Творчество А. С. Пушкина Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусств |
Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения |
||
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ... Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений... |
Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения» Рабочая программа по курсу «Анализ лирического произведения. 8 9 классы» (8 класс) составлена на основе следующих нормативно-правовых... |
||
Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков Онегине", для кого-то – тема долга и чести, как в "Выстреле", ревности, как в "Цыганах", исторической правды, как в "Борисе Годунове",... |
Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» иТютчева «Как хорошо ты, о море ночное » Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное» |
||
C опоставительный анализ стихотворений "Узник" А. С. Пушкина и "Пленный... Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи... |
Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина... Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |