Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе




Скачать 4.16 Mb.
Название Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе
страница 1/37
Дата публикации 13.10.2014
Размер 4.16 Mb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Авто-обзор > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Художественное произведение и автор

1 час

Урок 1

Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор

      Один из принципов построения программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной — определение ведущей темы (проблемы) для каждого класса. В 6 классе это тема «Художественное произведение и автор. Характеры героев». На протяжении всего курса авторы учебника для 6 класса обращают внимание на выражение авторской позиции в изучаемых произведениях. Специальные вопросы посвящены изображению характеров героев и идейной концепции художественного произведения, воплощенной автором в созданных им образах героев. Обозначенная автором тема сложна и многогранна. На первом уроке можно дать общее представление об этой теме, которое будет развиваться и углубляться в ходе работы над конкретными произведениями.

      I. Знакомство с учебником «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях». Авторы-составители: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной / 13-е издание, переработанное. М.: «Просвещение», 2006. 
      Первый урок, урок встречи учителя с повзрослевшими учениками после каникул, — это всегда испытание. Увидит ли учитель то новое, что возникло в детском сознании, или будет относиться к шестиклассникам по-прежнему? Заметят ли ученики изменившееся отношение учителя к ним? Какой будет встреча? Будут ли дети рады видеть учителя, и наоборот? Возникнет ли чувство близости и взаимопонимания?
      Как установить контакт? Только сам учитель может решить, каковы будут его первые слова и первые действия в классе. Желаем вам, коллеги, улыбнуться детям и найти нужные слова. Однако после возобновления знакомства мы обращаемся к учебнику: надо, чтобы дети имели на столах обе части книги.
      Продолжая работу, начатую в 5 классе, назовем автора, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций, рассмотрим репродукции на обложке и форзацах учебника.
      Предложим школьникам вспомнить, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и показать это на примере учебника.
      — Чем отличается учебник 6 класса от учебника 5 класса? 
      Обратим внимание, какие приложения есть в книге, что изменилось по сравнению с учебником 5 класса, что осталось прежним.
      Первое, на что обращают внимание дети, — это отсутствие цветных иллюстраций. Это огорчает шестиклассников, поэтому для пробуждения интереса к учебнику важно вызвать положительные воспоминания об уроках литературы в 5 классе и создать эффект узнавания при знакомстве с содержанием. Предложим детям назвать фамилии авторов, произведения которых они уже изучали в школе.
      — Какие это были произведения?
      Спросим, есть ли среди имен авторов такие, произведения которых дети читали самостоятельно.
      Выделим границы разделов: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Произведения русских писателей XVIII века», «Произведения русских писателей XIX века», «Произведения русских писателей XX века». Новым будет раздел «Из литературы народов России». В конце второй части — большой раздел «Из зарубежной литературы», который включает «Мифы Древней Греции».
      — Какие разделы будут новыми по сравнению с предыдущим годом? Произведения каких авторов вам хотелось бы прочитать?
      Здесь же объясним детям, что чтение учебника мы начнем со второй части — с главы «Мифы Древней Греции». Такой подход нуждается в рациональном объяснении для детей. В 5 классе на уроках истории они изучали Древнюю Грецию. 6 класс лучше начать с мифов, чтобы потом перейти к литературе более близких нам веков.

      II. «В дорогу зовущие» 
      Чтение статьи учебника «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Беседа по вопросам 1, 4—5 (с. 5 учебника).

      III. Художественное произведение и автор 
      Обратимся к теоретическому вопросу: художественное произведение и автор. Основное содержание беседы отразим в тетрадях по литературе.
      Предложим ученикам подумать, что такое художественное произведение.
      Художественное произведение — это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин). 
      Чтобы дать детям представление о единстве объективного и субъективного в произведении, об отражении в нем одновременно и реальности, и авторского понимания этой реальности, предложим им рассмотреть переплет учебника с фрагментом репродукции картины И. И. Левитана «После дождя. Плес» (можно использовать большую репродукцию любого другого пейзажа).
      — Если бы вы стояли на том самом месте, где стоял художник, с фотоаппаратом в руках и сфотографировали Волгу и город Плес, какой получилась бы фотография? Была бы она похожа на картину? Что отличало бы фотографию от картины И. И. Левитана?
      Дети отвечают, что с помощью фотографии мы сможем более точно и подробно передать увиденный пейзаж, но не сможем отразить свое впечатление и настроение, которое эта картина вызывает у нас.
      — С чем можно сравнить художественное произведение? Это фотография, которая точно отображает мир, или живописное полотно, в котором выражены настроения и мысли автора?
      К определению художественного произведения (см. выше) добавим запись о том, что в художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.
      — Кто такой автор?
      * Автор — это создатель литературного произведения. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, дает свою оценку реальности.
      — Для чего автор создает свои произведения? Какова роль читателя художественного произведения? Если бы вы были авторами, для каких читателей вы хотели бы писать?
      В ходе ответов на эти вопросы важно привести учеников к мысли об активной роли читателя. Если читатель переживает вместе с героями произведения, цитирует фразы из него, отождествляет себя с одним из героев, это значит, что в произведении находит выражение не только личность автора, но и личность читателя. Функция самовыражения при соприкосновении с искусством особенно ярко видна, когда нам кажется, что автор произведения сказал о том, что мы давно думали и чувствовали, но не могли объяснить.
      Предложим ученикам связать этот тезис со своим читательским опытом:
      — Было ли у вас когда-нибудь чувство, что вы уже думали и чувствовали то, что пишет автор, но не находили слов, чтобы сказать об этом? При чтении каких произведений у вас возникало это чувство?

      Материал для учителя 
      При изучении конкретных художественных произведений ученики уже в 6 классе встретятся с различными значениями слова автор, связанными друг с другом, но при этом относительно самостоятельными. В одних случаях мы будем говорить об авторе как о человеке реальном, в других случаях будем иметь в виду автора как носителя идейной концепции художественного произведения. В художественном произведении воплощается не вся полнота личности автора, а лишь некоторые ее грани, и эти два значения слова автор не тождественны друг другу. Реальный человек, писатель может отличаться от автора художественного произведения, т. е. носителя идейной концепции.
      Грин, например, предстает перед шестиклассниками как человек, непоколебимо мечтающий о светлом, хотя вся жизнь его была одним тяжелейшим испытанием.
      При работе с программными произведениями 6 класса мы встречаемся еще с двумя понятиями: повествователь эпического произведения и образ автора.
      Повествователь — это особый художественный образ, созданный автором для ведения повествования. В одних случаях он может выражать авторскую позицию, в других — совершенно иные мысли и эмоции.
      Яркий образ повествователя создается в пушкинских «Повестях Белкина», в «Левше» Н. С. Лескова, в рассказах А. П. Платонова, в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина и в других произведениях.
      Образ автора — это особая эстетическая категория, образ творца данного произведения. Это специфический художественный прием, который выявляет своеобразие данного произведения.
      Этот теоретический материал, конечно, не следует давать детям на первом уроке, но в дальнейшем при анализе конкретных произведений учителю необходимо самому осознавать различие этих понятий и предлагать ученикам корректную терминологию.
      Автор — это человек, у которого есть имя и фамилия, мы можем назвать годы его жизни и места, в которых он жил.
      Но существуют произведения, говоря о которых невозможно назвать имя автора. Что это за произведения?
      Ученики называют сказки, загадки, мифы, другие произведения устного народного творчества.
      В «Кратком словаре литературоведческих терминов» (ч. 2, с. 306)1 найдем слово эпиграф и прочитаем его определение. Затем обратимся к главе учебника «Мифы Древней Греции» и познакомимся с эпиграфом к ней (с. 202), автор которого Д. С. Лихачев.
      — Для чего важно изучать мифы?
      Изучать мифы нужно для того, чтобы глубже проникнуть в культуру других народов, научиться понимать народы разных национальностей и вероисповеданий.

      Домашнее задание 
      Прочитать статью «Мифы Древней Греции» (ч. 2, с. 202—203), ответить на вопросы и выполнить задания (с. 203).


Мифы Древней Греции*

4 часа

Урок 2

      Определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия»

      Европейская литература со времен Ренессанса обращается к Античности. Огромное количество произведений всех направлений художественной литературы создано под влиянием античных мотивов или включает в себя сравнения и образы богов и героев Древней Греции и Рима. Чтобы понять образы русской культуры и литературы, имеющие античные корни, важно дать школьникам почувствовать обаяние и красоту древности. Учитель не может поставить перед собой задачу изучить с шестиклассниками все мифы Древней Греции, но может пробудить интерес к этой удивительной стране и ее культуре, желание узнать о ней как можно больше. Важно познакомить детей с книгами, с помощью которых они смогут приблизиться к пониманию этой эпохи.

      I. Определение мифа и мифологии
      Проверка домашнего задания
      Во время проверки домашнего задания школьники пересказывают статью о мифах, отвечают на вопросы учебника. Обратим внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Учитель может пояснить, что во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы — бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, воспринимали мир нерасчлененно. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.
      Отвечая на 4-й вопрос учебника, кратко запишем в тетради определение мифа. Для этого можно воспользоваться статьей учебника и «Кратким литературоведческим словарем» (с. 309, ч. 2), вычленив в них необходимое для того, чтобы дети понимали сущность мифа.
      * Мифы (греч.) — предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.
      — Что такое мифология? Из каких двух корней состоит это слово? Как его можно перевести на русский язык?
      * Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений.
      Отвечая на 2-й вопрос учебника, ученики (в зависимости от уровня класса) могут перечислить вам различные мифы Древней Греции или показать знание мифологии других народов.
      После записи определений объясним, что у каждого народа есть своя мифология — совокупность мифологических представлений, но мифы — произведения устного творчества, за время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.
      Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII—VII вв. до Рождества Христова) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.
      При обращении к древней истории мы часто страдаем аберрацией дальности: например, мы воспринимаем всю эпоху Древней Греции как одно целое. Для того чтобы предотвратить возникновение такого впечатления у детей, нарисуем небольшую хронологическую схему, которая покажет то, что мы называем временем Древней Греции, на самом деле представляет огромный период в полторы тысячи лет. Культ большинства греческих богов сложился еще в крито-микенский период, к середине второго тысячелетия до Рождества Христова. За столетия со времени своего возникновения мифы не оставались неизменными: они развивались, дополнялись, отражали новые понятия и представления людей. Добавим в тетрадь еще одну запись:
      * Мифы развиваются вместе с развитием народного сознания.

      II. Боги, люди и герои в Древней Греции 
      Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.
      Эллины (древние греки) считали, что сначала существовал Уран (хаос), следом за ним возникла — Гея (Земля) и Тартар — глубочайшие недра Земли. Гея породила титанов. Затем появились боги, победившие титанов и свергнувшие их в Тартар. Местом своего пребывания боги избрали гору Олимп. Они установили порядок и гармонию в мире. Любые события совершались только по воле богов. Самое маленькое событие, верили греки, — это знак, который указывает на волю богов. Оракулы истолковывали эти знаки.
      — Каких древнегреческих богов вы знаете?

      Зéвс — верховный бог, бог грома и молнии.
      Гéра — супруга Зевса.
      Посейдóн — бог моря.
      Аúд — бог подземного царства.
      Афродúта — богиня любви.
      Артемúда — богиня охоты.
      Демéтра — богиня плодородия.
      Афúна — богиня мудрости, покровительница городской жизни и мирного труда, защитница, воительница.
      Аполлóн — бог — покровитель искусств.
      Гéлиос — бог Солнца.
      Арéс — бог войны и военного дела.
      Очень важно для ребенка с первого же урока окунуться в атмосферу древнегреческой культуры. Учитель покажет иллюстрации, слайды (в зависимости от возможностей кабинета литературы), на которых изображены скульптуры, изображающие богов, и храмы, созданные в их честь.
      Эллины поклонялись богам и героям. Запишем в тетради:
      * Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.
      * Люди смертны, зависят от воли богов.
      * Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.

      III. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия» 
      Читаем короткую статью учебника «Подвиги Геракла» (с. 203—204, ч. 2).
      У детей обычно возникает вопрос: почему Геракл, такой могучий и храбрый, должен был служить трусливому царю Эврисфею?
      Расскажем им, что богиня Гера ненавидела Геракла с момента рождения героя. Когда он совершил несколько подвигов и женился, у него родились дети. Гера наслала на него безумие, и он убил своих детей. Придя в себя, Геракл уходит в изгнание и прибывает в Дельфы, где был знаменитый оракул. Оракул провозглашает волю богов и приказывает ему поселиться в Тиринфе, служить Эврисфею и за 10 лет совершить 12 подвигов. Если Геракл исполнит все это, то станет бессмертным, как боги.
      Учитель должен иметь в виду, что мифологи указывают различный порядок подвигов Геракла, и очищение конюшен Авгия часто указывается как 5-й подвиг.
      Учитель читает миф «Скотный двор царя Авгия».

      Домашнее задание 
      Прочитать и пересказать миф «Скотный двор царя Авгия» (с. 204—206, ч. 2).
      Самостоятельно прочитать миф «Яблоки Гесперид» (с. 207—210, ч. 2 ).
      Подготовить ответы на вопросы и задания 1—3 рубрики «Разберемся в прочитанном» (с. 210—211, ч. 2).


Урок 3
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе icon Календарно-тематическое планирование по литературе, 6 класс
Художественное произведение: содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции
Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе icon Как художественное произведение
Это произведение одновременно научное и художественное. Последнее и позволяет мне, литературоведу по специальности, поделиться с...
Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе icon Тематическое планирование уроков литературы в 6-м классе
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития...
Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе icon Тема урока Кол час
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои произведения. Выражение авторской позиции. Выявления уровня литературного...
Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе icon Тема урока Тип урока
Рецептивная: чтение статьи учебника В. Б. Шкловского «В дорогу зовущие», высказывании о книге А. Моруа, С. Моэма; репродуктивная:...
Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе icon Кол-во
Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником
Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе icon Тема урока Кол-во
Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником
Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе icon Название раздела или темы
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь
Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе icon Программа по литературе составлена на основе федерального компонента...
Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности
Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор Один из принципов построения программы по литературе icon Рабочая программа по литературе 9 класс (102 часа) пояснительная записка
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции