Пушкин Поэма «Медный всадник»




Скачать 104.81 Kb.
Название Пушкин Поэма «Медный всадник»
Дата публикации 09.10.2014
Размер 104.81 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-обзор > Документы
Александр Сергеевич Пушкин

Поэма «Медный всадник» (1833)

Жанр — философская поэма

Художественный метод — реализм

Подзаголовок — «Петербургская повесть»

Композиция и сюжет

Предисловие

А. С. Пушкин описывает реальное наводнение 1824 г.: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов»

Вступление

«На берегу пустынных волн» Петр I запланировал основать город, сковав в гранит Неву. «Прошло сто лет», и молодой Петербург превратился в прекрасную столицу с пышными дворцами, башнями, мостами. Повествователь выражает свою любовь к «Петра творенью» и подготавливает читателей к дальнейшим событиям: «Печален будет мой рассказ»

Часть первая

Автор-повествователь знакомит читателей с Евгением, который «живет в Коломне; где-то служит, // Дичится знатных и не тужит // Ни о почиющей родне, // Ни о забытой старине».

Евгений, вернувшись домой, размышляет о своей бедности, мечтает о женитьбе на Параше, о детях, строит планы на будущее: «И станем жить, и так до гроба // Рука с рукой дойдем мы оба, // И внуки нас похоронят...».

В это время бушует стихия, воет ветер, льет дождь. Герой засыпает, а на следующий день видит: «и всплыл Петрополь как тритон, // По пояс в воду погружен». В городе разрушения от наводнения. Герой, спасаясь от наводнения, оказывается сидящим на «звере мраморном верхом» — на одном из львов, рядом с памятником Петру. Молодой

человек думает не о себе, он с отчаянием смотрит туда, где находится дом Параши

Часть вторая

Когда вода начинает сходить, Евгений спешит к дому возлюбленной и видит, что все уничтожено. От известия о гибели невесты он сходит с ума. На следующее утро город начинает жить так же, как раньше. Но Евгений не возвращается к старой жизни: он «бродил пешком, // А спал на пристани; питался // В окошко поданным куском».

Проходит год. Герой вновь оказывается на Петровой площади, видит мраморных львов и памятник основателю города. Евгений с гневом

грозит «державцу полумира» и бросается прочь, слыша, как скачет «с тяжелым топотом» «за ним повсюду Всадник Медный». «Похоронили ради Бога» «безумца» Евгения у занесенного Невой на небольшой остров ветхого дома, возле которого был найден его труп

Примечания

Автор делает несколько собственных пояснений к тексту


Главные герои

Петр I

Два лика Петра I

1) великая личность.

Петр во «Вступлении» живой и деятельный. С именем Петра связано начало реформ, преобразований в России. Петр — основатель прекрасной столицы, царьтруженик, государственный деятель, патриот, мудрый правитель: «На берегу пустынных волн // Стоял он, дум великих полн, // И вдаль глядел».

Он объединяет нацию (в его речи использовано местоимение «мы», а не «я»), думает о процветании всей империи

2) деспот-самодержец.

Петр в основном тексте предстает в образе Медного всадника — статуи, памятника, неподвижного и окаменелого. Медный всадник — олицетворение бесчеловечной государственности, с презрением относящейся к проблемам «маленького» человека.

Образ такого Петра появляется в конце первой части: «Стоит с простертою рукою // Кумир на бронзовом коне», и далее развивается во второй, обретая все более эмоционально-оценочные характеристики: «Ужасен он в окрестной мгле!», «мощный властелин судьбы», «державец

полумира», «горделивый истукан», «строитель чудотворный», «грозный царь»

А. С. Пушкин не дает однозначной оценки деятельности Петра I


Евгений

Два лика Евгения

1) потомок некогда знатного рода, а ныне бедный молодой человек, зарабатывающий своим трудом, мечтающий о собственном семейном счастье с любимой Парашей, покорный судьбе.

До трагедии Евгений «молод и здоров, // Трудиться день и ночь готов». «О чем же думал он? о том, // Что был он беден, что трудом // Он должен был себе доставить // И независимость и честь».

После катастрофы герой меняется:

«Он оглушен

Был шумом внутренней тревоги.

И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь ни человек,

Ни то ни се, ни житель света,

Ни призрак мертвый...»

2) обезумевший, сумевший пойти на бунт против великого императора, против власти. Вернувшись во второй раз на Петрову площадь, но уже с новым знанием (ему, безумцу, понятны те смыслы, которые закрыты от других), вновь увидев памятник Петру, ответственному за гибель Параши, Евгений в порыве гнева выражает ему свой протест:

«Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —

Ужо тебе!..»

В образе Евгения присутствуют черты, типичные для «маленького человека» (бедность, забота о деньгах, мечты о счастье, волнение о близких, способность на внутренний протест и т. д.). Герой лишен индивидуальных черт, он один из многих


Петербург

Два облика

Прекрасный европейский город, «юный град, // Полнощных стран краса и диво». Автор-повествователь восхищен Петербургом: «Люблю тебя, Петра

творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид»,

«Красуйся, град Петров, и стой // Неколебимо как Россия»

Искусственно созданный город, при строительстве которого погибло много людей. Он не для частного человека; в нем заведомо не учтена жизнь. Это город, где сходят с ума (как позже герои Достоевского).

Петербург — город-мираж на болотах — противопоставлен Москве, естественно возникшей, однако не столь пышной

Петербург является не просто пространством действия, а прямым участником конфликта



Нева — вольная стихия, закованная человеком в «гранитные пределы», является частью города, практически действующим лицом, как и Петербург. Бунтуя, она открывает глазу то, что было тщательно сокрыто под внешней пышностью и парадностью:

«Товар запасливой торговли, / Пожитки бледной нищеты,

/ Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища…».

Бунт стихии порождает бунт человека. Бедствие ассоциируется с «божьим гневом», наказанием.

Царь утверждает противоположность императорской и небесной логики: «С божией стихией // Царям не совладеть». Любое насилие влечет возмездие



- В поэме важную роль играет фантастика, помогающая раскрыть восприятие действительности героем, обостряющая конфликт до предела.

- Автор-повествователь открыто заявляет о себе в произведении, комментируя события, направляя читателя к нужному выводу и т. д.

«Медный всадник» — одно из центральных произведений «петербургского текста» русской литературы


Конфликт


частной личности

государства

Евгений — «маленький человек», обезумевший от открывшейся для него правды, столкнувшийся с лицом государства, сумевший пойти на бунт, однако погибший в столкновении с бездушной властью

Медный всадник — лицо государства, каменное, безжалостное. Он стоит на страже самодержавия, подавляя любые бунты, преследуя любого, помыслившего пройти против власти

Конфликт будет существовать, пока интересы личности не станут целью государства

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему,
В его лице изображалось
Смятенье. К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку,
Картуз изношенный сымал,
Смущенных глаз не подымал
И шел сторонкой.

(А.С.Пушкин «Медный всадник»)
В1. Какое жанровое определение дал своему произведению «Медный всадник» автор?
В2. Назовите имя персонажа – «безумца бедного», о котором идёт речь в отрывке.
В3. Памятником какому русскому царю является Медный всадник?
В5. Как называется стилистический приём, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например постановке определяемого слова перед определением («безумец бедный», «Всадник Медный», «строитель чудотворный» и др.)?
В6. Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционального окрашенных определений («тяжёло-звонкое скаканье», «безумец бедный», «с тяжёлым топотом» и др.).
С1. Какие художественные приёмы, использованные А.С.Пушкиным, позволяют прочитывать фантастическое видение героя как «реальное» сюжетное событие?
С2. Назовите авторов и произведения русской классики, в которых находит отражение тема «бунта» маленького человека, и укажите, что сближает их с пушкинской трактовкой темы.
В1. Петербургская повесть

В2. Евгений

В3. Петру I

В4. Антитеза

В5. Инверсия

В6. Эпитет
Примерные варианты ответов.
С1. Фантастическая картина, возникающая в сознании Евгения, приобретает реалистические черты благодаря подробно разработанному предметному фону. Автор воспроизводит эпизод погони как бы изнутри сознания Евгения и не разграничивает действительные ощущения героя (Евгений приникает лбом к прохладной решётке ограды) и галлюцинаторное видение (герой видит поворачивающееся к нему гневное лицо Медного всадника). Звуковое сопровождение также призвано поддержать эффект реальности: герой отчётливо слышит «тяжёло-звонкое скаканье» и даже словно бы собственными ногами ощущает, как трясётся под Медным всадником мостовая. Аллитерации («грома грохотанье», «тяжёлый топот») «материализуют» те звуки, которые слышны только Евгению, и делают их доступными и восприятию читателя. Таким образом обретает предметное выражение «виртуальная» картина бреда.
С2. Бунт «маленького человека» завершает повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Несчастный Акакий Акакиевич, находясь при смерти, взывает к «значительному лицу» и несколько раз произносит следом за словами «ваше превосходительство» разборчиво нецензурные выражения, едва ли не впервые за всю свою ничтожную жизнь обретя способность говорить. Как и в «Медном всаднике», в «Шинели» бунт Акакия Акакиевича происходит на грани яви и галлюцинации и завершается гибелью «маленького человека». Противоположная – сатирическая – версия бунта «маленьких людей» даётся в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина. На приказ градоначальника Бородавкина в обязательном порядке употреблять горчицу глуповцы ответили бунтом на коленях («…глуповцы стояли на коленях и ждали. Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленях не могли»). Соединение покорности, самоуничижения и упрямства при ничтожности повода для политического протеста делает бунт на коленях острой сатирой и на власти предержащие, и на их подданных.


Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.

Его отчаянные взоры
На край один наведены
Недвижно были. Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки... Боже, боже! там —
Увы! близехонько к волнам,
Почти у самого залива —
Забор некрашеный, да ива
И ветхий домик: там оне,
Вдова и дочь, его Параша,
Его мечта... Или во сне
Он это видит? иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?

И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

(А.С.Пушкин «Медный всадник»)
В1. Укажите жанр произведения.
В2. В каком городе происходят события, описанные в данном произведении?
В3. В «Медном всаднике» создал обобщённый художественный образ Евгения как «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы?
В4. В приведённом фрагменте А.С.Пушкин использует приём, основанный на повторении однородных согласных звуков. Назовите его.

…. Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки...
В5. А.С.Пушкин называет Петра I «кумиром на бронзовом коне». Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом.
В6. Назовите изобразительно-выразительное средство языка , основанное на сопоставлении предметов и явлений :

… иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?
В7. Поэт в «Медном всаднике» воспринимает наводнение не только как природное явлений, но и как аналог жизненных бурь и лишений. Как определяется такой знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения?
С1. Как изменилась судьба и мировоззрение Евгения под влиянием разрушительного наводнения?
С2. В каких произведениях русской литературы XIX века природа оказывает существенное воздействие на жизнь героев и в чём проявляется это воздействие?
В1. Поэма

В2. Петербург (Санкт-Петербург)

В3. Тип

В4. Аллитерация

В5. Перифраза

В6. Сравнение

В7. Символ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пушкин Поэма «Медный всадник» icon Список литературы для 10 класса
А. С. Пушкин. Лирика: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц...
Пушкин Поэма «Медный всадник» icon Презентация: Microsoft Power Point Рекомендации
Название урока: «Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме»
Пушкин Поэма «Медный всадник» icon Программа и правила проведения вступительного испытания по литературе (русской литературе)
С. Пушкин. Стихотворения: "Погасло дневное светило ", "Свободы сеятель пустынный ", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на...
Пушкин Поэма «Медный всадник» icon Список для чтения 9 класс
А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», «Маленькие трагедии»
Пушкин Поэма «Медный всадник» icon Русская литература XIX века
Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"
Пушкин Поэма «Медный всадник» icon Литература XIX века Жуковский В. "Светлана"
Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"
Пушкин Поэма «Медный всадник» icon Список литературы для летнего чтения 7 класс
А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Маленькие трагедии. Медный всадник. Борис Годунов
Пушкин Поэма «Медный всадник» icon Литература на лето для 8 класса «Житие протопопа Аввакума»
Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»
Пушкин Поэма «Медный всадник» icon Список литературы для чтения летом
А. С. Пушкин «Южные поэмы», «Повести Белкина», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Маленькие трагедии», лирика
Пушкин Поэма «Медный всадник» icon Тематическое планирование по литературе для 10 класс
«Разговор книгопродавца с поэтом», «Вновь я посетил», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Свободы сеятель пустынный», «Подражание...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции