Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«ХАБАРОВСКИЙ АВТОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Проверка светопроницаемости стекол
Методическое пособие для студентов заочного и дневного отделения
МУ 19064.51 ПСФ 07
Специальность 19064.71 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
РАЗРАБОТАЛ
Макаров С.Б.
2012
СОДЕРЖАНИЕ
-
Тема 3
-
Техника безопасности 4
-
ГОСТ 5727-88 5
-
Устройство и принцип работы прибора ТОНИК 11
-
Операционно-технологическая карта 10
-
План отчета 13
-
Контрольные вопросы 16
-
Список литературы 17
Тема: Проверка светопроницаемости стекол.
Цель работы: Закрепить теоретические знания и получить практические навыки при работе с прибором для проверки светопроницаемости автомобильных стекол «ТОНИК».
Оборудование:
-
Прибор «ТОНИК»
-
Автомобиль
ИНСТРУКЦИЯ
«по технике безопасности при выполнении лабораторных работ» Проверке светопроницаемости стекол.
-
К работе приступают учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности при проведении лабораторных занятий и твердо усвоившие требования настоящей Инструкции.
-
Проведение лабораторных работ должно производится только с разрешения преподавателей, лаборанта или лиц заменяющих его.
-
Учащиеся, допущенные к работе по диагностике тормозной системы автомобиля, несут ответственность за безопасную работу и должны выполнять следующие требования:
-
Убедиться в исправном оборудовании и заземлении
-
Работу проводить только исправным инструментом
-
Не допускать падения прибора и не подвергать ударам.
-
Учащиеся, допустившие нарушение правил техники безопасности, а так же приступившие к работе без соответствующего разрешения, привлекаются к дисциплинарной ответственности.
ГОСТ 5727-88.
"Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия"
"Светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%;, прочих стекол - не менее 70%". И поправка, внесенная в 1992 году, стекла, не влияющие на обзор водителя, могут иметь светопропускание менее 70%, при этом нижний предел не ограничен. При наличии исправных боковых зеркал, стекла задней полусферы автомобиля могут иметь любое светопропускание".
Методика проверки стекол также изложена в этом ГОСТе.
Госстандартом РФ принято изменение N2 к ГОСТу №5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта", в соответствии с которым допускается светопропускание задних и боковых стекол (кроме стекол передних дверей) до 60% против 70% ранее. Для ветровых и передних боковых стекол остаются старые требования — не менее 75% и 70% соответственно.
НЕИСПРАВНОСТИ:
Опускное стекло не фиксируется в заданном положении
|
Ослабление крепления обоймы стекла на тросе
|
Закрепите обойму, отрегулируйте величину хода опускного стекла
|
Поломка пружинного тормоза механизма стоклоподъемника
|
Замените стеклоподъемник
|
Трещины на стеклах
|
Устройство и работа прибора «ТОНИК»
Устройство и работа
Принцип определения светопропускания стекол основан
на измерении в относительных единицах величины светового потока,
пропускаемого стеклом, относительно общего падающего светового потока.
Спектральная чувствительность фотоприемника прибора имеет характеристику, соответствующую кривой чувствительности глаза в диапазоне 400=750 им с максимальным пропусканием на длине волны 2так 560±10нм.
Функциональная схема прибора, поясняющая принцип действия, приведена на рис.1 настоящего руководства.
Световой поток осветителя поступает на поверхность
фотоприемника сквозь тестируемое стекло или без него в зависимости
от режима работы. Сигнал фотоприемника через усилитель поступает
на аналоговый вход микроконтроллера. Микроконтроллер выполняет
обработку сигналов и управление работой прибора в соответствии с
программой, записанной в П3У.
Осветитель подключается к узлу управления, который связан с
микроконтроллером и преобразователем питания.
Результаты измерений и сопроводительная информация
отображаются на 4-х разрядном цифровом индикаторе и
сопровождаются звуковой сигнализацией при значениях
светопропускания ниже порога, установленного Пользователем.
В приборе предусмотрен ввод регистрационного номера
транспортного средства с последующей передачей информационного пакета, содержащего регистрационный номер и результаты измерений контролируемого транспортного средства, в ПЭВМ автоматических линий технического контроля автомобилей через порт Р.Б-232.
Прибор питается от автономного аккумулятора, установленного в
корпусе. Уровень заряда аккумулятора отображается на индикаторе прибора.
Алгоритм определения светопропускания стекла прибором
предусматривает две основных операции:
- калибровка уровня 100% с измерением исходного светового потока Фо при просвечивании чистого воздуха между осветителем и
фотоприемником;
- измерение светового потока Фх, ослабленного тестируемым стеклом, установленным между осветителем и фотоприемником, с вычислением относительного светопропускания тестируемого стекла т в процентах падающего светового потока по формуле:
т,% = Фх / Фо 100
1.1.4.3 Конструктивно Прибор состоит из следующих функциональных узлов:
-измерительного блока (ИБ),
-осветителя,
- зарядного устройства (рис.2).
Измерительный блок выполнен в пластмассовом корпусе.
На одной боковой поверхности корпуса ИБ установлен узел
фотоприемника. Осветитель и фотоприемник имеют метки для облегчения их совмещения при проведении измерений.
На лицевой поверхности корпуса ИБ размещены: цифровой индикатор (9), светодиод "%" (6), а также органы управления -включатель питания ВКЛ-ВЫКЛ (5), кнопка БАТ / ВЫБОР (2), кнопка >100< 1 ОТМЕНА (3), кнопка Р5-232 / ВВОД (4).
На другой боковой поверхности корпуса ИБ размещены: разъем для подключения кабеля связи (10), индикатор зарядки
аккумуляторной батареи (11) и разъем для подключения зарядного
устройства (12).
Внутри корпуса ИБ расположены плата и аккумулятор.
Осветитель выполнен в металлическом корпусе и
подсоединяется к измерительному блоку с помощью кабеля. Внутри
корпуса установлен источник света, в качестве которого применен
светодиодный излучатель белого свечения.
3арядное устройство выполнено в пластмассовом корпусе,
соединяется с измерительным блоком с помощью кабеля с разъемом.
Функциональная схема прибора:
Внешний вид прибора
1 - Измерительный блок; 2- Кнопка БАТ / ВЫБОР; 3 - Кнопка >100 ОТМЕНА; 4 - Кнопка В.8-232 / ВВОД; 5 - Включатель питания ВКЛВЫКЛ; 6 - Светодиод "о/о"; 7 - Осветитель; 8 - Фотоприемник; 9 - Цифровой индикатор; 10 - Разъем для подключения кабеля связи;
11 -Светодиод (индикатор зарядки аккумуляторной батареи);
12 - Разъем для подключения зарядного устройства; 13-3арядное устройство.
Определение светопропускаемости автомобильных стекол.
ТОНИК
№
|
Наименование операции
|
Оборудование
|
Технические условия и указания
|
1
|
Установить автомобиль на пост.
|
Автомобиль.
|
|
2
|
Затянуть ручной тормоз.
|
Автомобиль.
|
Закрепить автомобиль в не подвижном состоянии.
|
3
|
Установить противооткатные упоры.
|
Автомобиль.
|
Автомобиль должен быть надежно зафиксирован.
|
4
|
Подключить шнур питания.
|
Автомобиль.
ТОНИК.
|
Одним концом к измерителю другим к питанию 12В.
|
5
|
Тумблер ВКЛ. перевести в верхнее рабочее положение. Прогреть прибор.
|
ТОНИК.
|
Прогревается в течении 10 минут.
|
6
|
Выполнить калибровку прибора.
|
ТОНИК.
|
Совместить метки между осветителем и фотоприёмником.
|
7
|
Приложить с небольшим усилием вплотную к тестируемому стеклу с противоположных сторон фотоприёмника и осветителя.
|
Автомобиль.
ТОНИК.
|
Сделать замер.
|
8
|
Отцентровать фотоприемник и осветитель визуально по внешним поверхностям, ориентируясь на нанесённые метки.
|
Автомобиль.
ТОНИК.
|
Визуально ориентируясь на нанесенные метки.
|
9
|
Сместить приемистую головку.
|
Автомобиль.
ТОНИК.
|
До максимальных показаний на индикаторе.
|
10
|
Снять показания.
|
ТОНИК.
|
Величина светопроницаемости.
|
11
|
Вернуть передающую и приемистую головки в исходное положение в гнезда измерителя.
|
ТОНИК.
|
|
12
|
Выключить измеритель.
|
ТОНИК.
|
|
ПЛАН ОТЧЕТА
Тема: Проверка светопроницаемости стекол.
Цель работы: Закрепить теоретические знания и получить практические навыки при работе с прибором для проверки светопроницаемости автомобильных стекол «ТОНИК».
Оборудование:
-
Прибор «ТОНИК»
-
Автомобиль
Операционно-технологическая карта на проверку тормозной системы:
№
|
Наименование операции
|
Оборудование
|
Технические условия и указания
|
1
|
Установить автомобиль на пост.
|
Автомобиль.
|
|
2
|
Затянуть ручной тормоз.
|
Автомобиль.
|
Закрепить автомобиль в не подвижном состоянии.
|
Результаты проверки выводятся на экран:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«ХАБАРОВСКИЙ АВТОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ОТЧЕТ
По лабораторной работе №____
По учебной дисциплине «Техническое обслуживание автомобиля»
Выполнил:
________студент(ка)
__.___.______
__________курс
___________группа
______форма обучения
2012
Контрольные вопросы:
-
Допустимая светопроницаемость лобового стекла
-
Допустимая светопроницаемость боковых стекол
Список используемой литературы:
-
Епифанов Л. И., Епифанова Е. А. ТО и ремонт автомобилей, учебное пособие М, Форум инфо – М 2004.
-
Крамаренко Г. В., Барашков И. В. Техническое обслуживание автомобилей М., транспорт 1982.
|