ГУО «Лидский районный центр технического творчества»
УТВЕРЖДАЮ
Директор РЦТТ
В.А.Грабовский
« » __________2013 г.
Программа
кружка картинга
Лида
2013
Программа кружка картинга
Пояснительная записка
Карт - небольшой спортивный автомобиль, несложный по конструкции. Это прекрасный объект деятельности автоконструкторских кружков. Возможность принимать самостоятельные конструкторские решения создает условия для развития творческих способностей у учащихся. Участие в конструировании и постройке карта приносит учащимся большую пользу: они узнают радость творчества, приобретают привычки конструирования, пользуются результатами своей работы (испытывают, обкатывают машины, участвуют на них в соревнованиях). Занятия картингом дают возможность овладеть слесарным инструментом, освоить работу на металлообрабатывающих станках.
Техника управления картом совпадает с техникой управления настоящим автомобилем. Совершенствование техники движения карта, выработка способности прогнозировать развитие дорожной ситуации - основополагающие условия достижения высокого водительского мастерства. Знания, которые учащиеся получают в кружке, помогут им в профориентации.
При решении вопроса об организации кружка картинга нужно учитывать следующее: для обучения вождению картом необходима асфальтированная площадка размером 40 х 40, 20 (40) х 60, 20 (40) х 100 м, закрытая от транспортного движения. Для успешной работы кружков нужно подготовить: кабинет минимальной площадью 35-40 м.кв., оснащенный учебно-наглядными пособиями, макетами, стендами; класс для практической работы, слесарные верстаки, стеллажи, наборы инструмента, сверлильный и заточные станки. Стенды, макеты и другие наглядные пособия могут сделать сами кружковцы на занятиях. В процессе практических занятий рекомендуется проводить физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности.
Необходимо соблюдать правила охраны труда и безопасной жизнедеятельности как при работе с инструментом, на станках, так и при проведении занятий по вождению карта. Заводить карт можно только в присутствии педагога дополнительного образования. Даже если необходимо проехать несколько метров, картингист должен надеть шлем, очки, перчатки. На всех тренировках необходимо пользоваться сигнальными флажками. Инструктивная беседа по правилам безопасной жизнедеятельности и охране труда проводится на каждом занятии.
В конце учебного года необходимо провести внутрикружковые соревно-вания. Желательно, чтобы учащиеся посещали соревнования по автомо-бильному спорту, по картингу.
Кружок картинга комплектуется из учащихся, возраст которых состав-ляет 11-18 лет (в соответствии с Правилами соревнований).
Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества.
Задачи
развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;
удовлетворять образовательные потребности учащихся в сфере технического творчества, изобретательства и рационализаторства, информационных технологий;
формировать политехническое мировоззрение и пространственное мышление, ценности научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности;
профессионально ориентировать учащихся на технические специальности;
укреплять физическое и нравственное здоровье учащихся;
формировать культуру использования свободного времени;
ознакомить учащихся со строением карта и двухтактного двигателя; обучить основам конструирования машин и механизмов;
обучить езде на карте;
содействовать приобретению опыта участия в соревнованиях и судействе.
Предлагаемая программа кружка картинга является программой с базовым уровнем обучения, разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (спортивно-технический профиль) с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, уровня их развития и кругозора. Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для организации и проведения занятий в кружках общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования при наполняемости в кружке 15 человек.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации предлагаемой образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи спортивно-технического профиля является занятие (теоретическое и практическое).
В образовательном процессе при реализации данной образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля используются, как правило, смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности.
Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 3 часа (продолжительность учебного часа 45 минут) с общим количеством 216 часов в год, при этом неукоснительно должны соблюдаться требования к организации труда и отдыха детей, правила безопасной работы и охраны труда. Общее количество часов за год для каждого педагога
дополнительного образования зависит от его графика работы и ежегодно утверждается руководителем учреждения.
В процессе практических занятий рекомендуется проводить физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тема
|
Всего
|
Теория 30%-50%
|
Практика 50%-70%
|
1.
|
Введение.
|
3
|
3
|
-
|
2.
|
Общее устройство карта. Двухтактные двигатели внутреннего сгорания
|
36
|
21
|
15
|
3.
|
Проектирование, конструирование карта
|
36
|
9
|
27
|
4.
|
Совершенствование и модернизация механизмов карта
|
24
|
6
|
18
|
5.
|
Рационализаторская работа в кружке
|
21
|
3
|
18
|
6.
|
Правила соревнований по карту
|
6
|
3
|
3
|
7.
|
Учебно-тренировочная езда на карте
|
33
|
3
|
30
|
8.
|
Общая и специальная физическая подготовка
|
27
|
3
|
24
|
9.
|
Беседы
|
6
|
6
|
-
|
10.
|
Экскурсии
|
9
|
9
|
-
|
11.
|
Организация, проведение и участие в соревнованиях и показательных выступлениях
|
12
|
3
|
9
|
12.
|
Заключительное занятие
|
3
|
3
|
-
|
|
ВСЕГО:
|
216
|
72
|
144
|
Содержание программы
1. Вводные занятия. История создания автомобиля. Развитие автомобильной и мотоциклетной промышленности в Беларуси. Первые соревнования по автомотоспорту. Картинг как направление автомобильного спорта. Цели, задачи и содержание работы кружка.
2. Общее устройство карта. Классификация картов. Назначение, размещение и взаимодействие основных агрегатов и узлов: ходовой части двигателя, механизмов управления, трансмиссии. Техническая характеристика двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Общее строение и принцип работы двухтактного двигателя. Двухтактный рабочий цикл. Фазы газораспределения. Кривошипно-шатунный механизм, его
назначение и работа. Коробка передач, передаточное число. Система электрооборудования: генератор, свечи, опережение зажигания. Калильное число. Система питания: строение и работа карбюратора. Создание рабочей смеси, ее качество и количество.
Практические занятия. Знакомство со строением карта. Выполнение работ по обслуживанию ходовой части карта, механизмов управления, трансмиссии. Сборка и разборка двигателя. Изготовление прокладок картера. Установка зажигания. Способы выявления и ликвидации возможных неисправностей. Разборка и сборка карбюратора.
3. Проектирование и конструирование карта. Основы технического конструирования. Понятие о проектировании и конструировании технических устройств. Этапы конструирования. Правила оформления технической документации. Понятие о контрольно-измерительных приборах, инструменте. Понятие о технологии изготовления отдельных деталей, смесь стилей.
Практические занятия. Проектирование и конструирование деталей и узлов карта. Выполнение технических рисунков, эскизов, чертежей.
Расчет центровки карта. Компановка карта. Работа с технической литературой. Сборка карта. Проверка ходовой части. Покраска.
4. Совершенствование механизмов и агрегатов карта. Понятие о форсировании двухтактного двигателя. Анализ современных конструкций. Изготовление глушителя (резонатора). Совершенствование конструкции зажигания. Обкатка. Ходовые испытания.
5. Рационализаторская работа в кружке. Понятие о рационализаторской и изобретательской работе в кружке. Классификация наглядных пособий. Правила распределения и технические требования к наглядным пособиям.
Практические занятия. Разработка и изготовление наглядных пособий.
6. Правила соревнований по картингу. Виды соревнований по картингу. Меры безопасности при проведении соревнований. Участники соревнований, их права и обязанности. Экипировка участников соревнований. Сигнальные флажки.
Практические занятия. Подготовка картодрома к учебной езды на картах. Подготовка, технический осмотр картов. Заправка картов горюче-смазочными материалами. Правила сохранения ГСМ. Запуск и остановка двигателя.
7. Учебно-тренировочная езда на карте. Охрана труда и правила безопасной жизнедеятельности. Понятие об управлении картом. Положения рычага переключения передач.
Практические занятия. Выполнение упражнений по вождению карта: посадка водителя, постановка рук на рулевом колесе, оперирование рычагами и педалями управления картом; пуск двигателя; переключение передач на неподвижном карте; движение с места и торможение; движение на первой передаче; разгон по прямой с переключением на высшую передачу; торможение с переключением на низшую передачу; старт с места, пуск двигателя; прохождение кривых на максимальной скорости; маневрирование, выполнение упражнений по фигурному вождению карта.
8. Общая и специальная физическая подготовка. Физическая подготовка как процесс, направленный на укрепление и сохранение здоровья, развитие и совершенствование физических качеств. Основные физические качества: сила, выносливость, скорость, ловкость и гибкость.
Практические занятия. Гимнастические упражнения, направленные на развитие силы, гибкости, скорости. Легкоатлетические кроссы (3-5 км). Спортивные игры. Плавание, лыжный спорт.
9. Беседы. Примерная тематика бесед: "Почему крутятся колеса», "Автомобиль на открытках и марках», «Развитие автомобилестроения в Беларуси ", «Развитие автомобильного спорта в Беларуси», «Профессия автомобилиста-механика».
10. Экскурсии. Ознакомление с работой автомобильных, заводов, конструкторских бюро. Посещение соревнований по картингу, автомобильному спорту.
11. Организация, проведение и участие в соревнованиях. Правила и порядок проведения соревнований. Охрана труда и правила безопасной жизнедеятельности. Подготовка места проведения соревнований.
Практическая работа. Подготовка к участию в соревнованиях по фигурному вождению карта.
12. Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. Выступление учащихся. Награждение лучших кружковцев. Рекомендации по работе на летний период.
Ожидаемые результаты
Основной целью процесса обучения в кружке (ожидаемые результаты) является ознакомление учащихся со строением карта и двухтактного двигателя; обучение езде на карте; конструирование карта, овладение учащимися первоначальными знаниями, умениями и навыками по проектированию, изготовлению и запуску простейших картов, творческий подход педагога к реализации самовыражения творчества детей в процессе кружковой работы.
Ожидаемые результаты соответствуют поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:
усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин технического профиля, автодела, механики;
приобретение умений и навыков технической деятельности;
публичное предъявление учащимися собственных результатов технической деятельности;
развитие личностных качеств учащихся
Предполагается, что после творческого прохождения курса предлагаемой программы воспитанники смогут самостоятельно разрабатывать и изготавливать простейшие автоустройства, а также демонстрировать их публично в присутствии инструктора, приобретут навыки вождения.
Формы и методы реализации программы
Реализация данной программы требует традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.
Для реализации программы используются следующие формы обучения: групповые и индивидуальные.
При реализации данной программы предпочтительной является индивидуально-групповая форма обучения. Педагог дополнительного образования обучает учащихся разновозрастного состава, различного уровня подготовленности, поочередно работая с каждым и предлагая им практические задания. Рекомендуется также парная работа над выполнением конкретного задания.
На практических занятиях с применением оборудования, технических устройств, приборов и механизмов, требующих повышенного внимания при их использовании, которые невозможно эксплуатировать при групповой форме обучения, рекомендуется применять индивидуальные формы обучения.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; из учебной, технической, справочной литературы; через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.;
репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность учащихся носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях;
метод проблемного обучения – метод, при котором используются самые различные источники и средства. Педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует техническую задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи;
эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных технических и познавательных задач. Для стимулирования активного поиска решения поставленных задач педагог использует элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), применяет методы: мозговой штурм, метод проб и ошибок и др. методы.
Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.
Рекомендуется проводить воспитательные мероприятия, развивающие творческие технические способности учащихся по направлениям:
гражданско-патриотическое воспитание: тематические часы (авиации, автомобилиста, космонавтики, флота, радио, поиска в Интернете, компьютерной графики, изобретений (открытий) и др.), мероприятия, посвященные юбилейным и памятным датам в мире науки и технического творчества, конкурсы патриотической направленности, мероприятия, приуроченные к наиболее значимым событиям в жизни белорусского государства и общества, экскурсии на промышленные предприятия, презентации, интернет-форумы и др.;
нравственное и эстетическое воспитание: выставки технического творчества, слеты юных техников и изобретателей, недели технического творчества, показ видеопрограмм о техническом творчестве, встречи с изобретателями и рационализаторами и др.;
воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности: мероприятия на развитие творческих способностей и поддержку одаренных обучающихся (соревнования по картингу, конкурсы научно-технического творчества детей и молодежи и др.);
воспитание культуры здорового образа жизни: спартакиады по техническим видам спорта, дни здоровья и др.;
семейное воспитание: тематические дни (семьи, матери), родительские клубы, мастер-классы, тренинги, совместные праздники и технические соревнования и др.);
трудовое и профессиональное воспитание: слеты изобретателей и рационализаторов, тематические дни (профориентации, открытых дверей, профессии и др.), трудовые акции, профессионально-технические конкурсы в рамках будущей профессии и др.;
экологическое воспитание: экологические акции, турниры, конкурсы проектов по использованию альтернативных источников энергии и энергосбережению и др.;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности: беседы, конкурсы, викторины по правилам безопасной жизнедеятельности и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и др.
Литература
1. Классификация и технические требования к гоночным автомобилям "карт". - Минск, 1995.
2. Правила соревнований по картингу. - Минск, 1995.
3. Теоретическая подготовка юных спортсменов / сост. Буйлын Ю.Ф. Курамшин Ю.Ф. - Москва: Физкультура и спорт, 1981.
4. Автомобиль "карт" / сост. Ерецкий М. М. - Москва: ДОСААФ, 1976.
5. Автомобильные и мотоциклетные кружки / сост. Орлов Ю.В. -Москва: Просвещение, 1988.
6. Автомобильный спорт / сост. Сингуриди Э.Г. - Москва: ДОСААФ, 1982.
7. Автомобильный спорт Ч.2 / сост. - Москва: ДОСААФ, 1986.
8. Техническое творчество учащихся / сост. - Москва: Просвещение, 1989.
9. Картинг - спорт юных / сост. Уриханян ХЛ. - Москва: ДОСААФ, 1988.
Обсуждена и одобрена к применению на
заседании педсовета от 05.09.2013 Протокол № 1
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела образования,
спорта и туризма
Лидского райисполкома
А.В.Кадлубай
« »___________2013 г.
|