Программа спецкурса по математике




Скачать 153.3 Kb.
НазваниеПрограмма спецкурса по математике
Дата публикации07.06.2014
Размер153.3 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
literature-edu.ru > Математика > Программа спецкурса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34


Программа

спецкурса по математике



5 - 6 класс
Учитель высшей категории

Эльдерова Т. М.

Махачкала 2012

Рассмотрена и одобрена на

заседании МО математики,

физики и информатики

Руководитель ШМО

_______________ Сулейманова Л.Г.

« » _______ 20__ г.

Утверждаю

Зам.директора по УВР МБОУ СОШ № 34

г. Махачкалы

_____________ Мишаева Л.К.

« » ________ 20____ г.


Рабочая программа

спецкурса по математике

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МАТЕМАТИКИ»

в 5 - 6 классах

Составитель

Учитель высшей категории

Эльдерова Т. М.

Махачкала 2012

Пояснительная записка

Данный спецкурс предназначен для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных обучающимися при изучении математики в начальной школе.

Программа спецкурса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики. В программе учтены тенденции новых образовательных стандартов, связанных с личностно – ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения математики.

Введение новых стандартов для изучения математики на базовом уровне требует решения двуединой задачи: с одной стороны, обеспечивать овладение учащимися определённым программой объёмом знаний и умений, с другой — создание возможности углублённого изучения школьного курса математики. И, поэтому, при разработке спецкурса учитывалась программа по математике, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.

Актуальность данного спецкурса заключается в том, что он может обучающимся сформировать умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации, заложенной в той или иной задаче, самым удобным и рациональным способом. Также включенные в программу вопросы дадут возможность им подготовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам.

Данный спецкурс создаёт условия для развития интереса учащихся к математике, демонстрирует увлекательность изучения математики.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в течение 1 учебного года).

Цели и задачи курса:

  • развитие начала математического и логического мышления;

  • развитие общей культуры мышления (умение высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, учиться задавать вопросы);

  • раскрытие творческих способностей ребенка;

  • привитие интереса к предмету.

  • выявление одаренных детей;

  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным

олимпиадам и конкурсам.

  • формирование пространственного воображения и графической

культуры;

  • формирование гибкости, самостоятельности, рациональности,

критичности мышления;

  • развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении различные методы: метод рассуждений; метод графов; метод кругов Эйлера, метод таблиц;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • выполнять действия с числами разных систем счисления;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • решать задачи на теорию вероятностей, уметь находить вероятность случайного события

  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики и в жизни.


Учебно-тематическое планирование спецкурса

«Удивительный мир математики»

1 час в неделю, всего 34 часа, 5 класс

№ п/п

Тема

Теория

Практическая часть занятия




Мир чисел (3ч.)

1,5

1,5



Натуральные числа.

0,5

0,5



Перестановки, операции, маневры

0,5

0,5



Часы, календарь

0,5

0,5




«Занимательное» в математике (6ч.)

2

4



«Магические» фигуры.

0,5

0,5



Ребусы, головоломки, кроссворды.

0,5

0,5



Математические фокусы и софизмы.

0,5

0,5



Занимательный счет.

0,5

0,5



Математические игры. Танграм.




1



Итоговое занятие по теме: консультация.




1




Задачи из геометрии (5ч).

1,5

3,5



Простейшие геометрические фигуры.

0,5

0,5



Задачи на разрезание.

0,5

0,5



Задачи на разрезание




1



Закончить рисунок по образцу.

0,5

0,5



Лабораторная работа




1




Логические задачи (11ч).

5

6



Задачи, решаемые методом Эйлера

0,5

0,5



Задачи, решаемые с конца.

0,5

0,5



Задачи на переливание.

0,5

0,5



Задачи на взвешивание.

0,5

0,5



Задачи, решаемые с помощью таблиц.

0,5

0,5



Задачи на делимость чисел.

0,5

0,5



Задачи на принцип Дирихле.

0,5

0,5



Задачи, решаемые с помощью графов.

0,5

0,5



Игровые задачи.

0,5

0,5



Комбинаторные задачи.

0,5

0,5



Итоговое занятие. (игра)




1




Занимательные задачи на дроби (4ч).

1

3



Старинные задачи на дроби.

0,5

0,5



Старинные задачи на дроби.




1



Задачи на совместную работу.

0,5

0,5



Задачи на совместную работу.




1




Олимпиадные задачи (5ч).




5



Решение олимпиадных заданий.




1



Решение олимпиадных заданий.




1



Решение заданий математической игры «Кенгуру».




1



Решение заданий математической игры «Кенгуру».




1



Решение заданий математической игры «Кенгуру».




1




Итоговое занятие (1 ч).




1



Проверочное занятие (мини-олимпиада)




1


Структура курса:

(34 ч, 1 ч в неделю)

«Занимательное» в математике (5ч.)

«Магические» фигуры. Ребусы, головоломки, кроссворды. Математические фокусы и софизмы. Занимательный счет. Математические игры. Итоговое занятие по теме: консультация.

Задачи на разрезание (6ч).

Простейшие геометрические фигуры. Задачи на разрезание. Задачи на разрезание.Закончить рисунок по образцу. Лабораторная работа «Игра-головоломка «Танграм».

Логические задачи (13ч).

Понятие « истинно и ложно», « отрицание».Высказывания, противоречащие друг другу. Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Задачи на делимость чисел. Задачи на принцип Дирихле. Задачи, решаемые с помощью графов. Игровые задачи. Комбинаторные задачи. Итоговое занятие.

Занимательные задачи на дроби (4ч).

Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.

Олимпиадные задачи (5ч).

Решение олимпиадных заданий. Решение заданий математической игры «Кенгуру».

Проверочное занятие (мини-олимпиада) (1 ч).

Учебно-тематическое планирование спецкурса

«Удивительный мир математики»

1 час в неделю, всего 34 часа, 6 класс


№ п/п

Тема

Теория

Практическая часть занятия

Делимость чисел (6ч)

1,5

4,5



Признаки делимости на 4,6,8

0,5

0,5



Признаки делимости на 7 и 11, 13

0,5

1,5



Признаки делимости на 2-11

0,5

0,5



Решение задач с использованием признаков делимости




2

Решение различных задач (6ч)

2,5

3,5



Решение задач методом «с конца»

0,5

0,5



Решение задач на проценты

1

1



Решение задач с дробями. Задачи из ЕГЭ

1

1



Математическая игра




1

Элементы теории множеств (6ч)

2,5

3,5



Понятие множества, пустое множество, подмножество

0,5

0,5



Объединение и пересечение множеств

0,5

0,5



Вычитание множеств

0,5

0,5



Счетные и несчетные множества


0,5

0,5



Математическая игра




1

Элементы комбинаторики (3ч)

1,5

1,5



Введение

0,5

0,5



Перестановки

0,5

0,5



Размещение и сочетания

0,5

0,5

Элементы теории вероятностей (5ч)

2

3



Основные понятия теории вероятностей

1

1



Случайные события

1

1



Решение задач на определение вероятности событий




1

Системы счисления (5ч)

1,5

3,5



Введение. История чисел.

1






Возведение в степень. Разряды чисел.

0,5

0,5



Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления




1



Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления




1



Заключительное занятие «Системы счисления»




1

Итоговый урок (1)








Структура курса:

(34 ч, 1 ч в неделю)

Делимость чисел (6ч)

Признаки делимости чисел. Решение задач с применением признаков.

Решение различных задач (6ч)

Решение задач на проценты. Решение задач с дробями. Решение задач методом с конца. Задачи на работу. Задачи на бассейны. «Математический КВН»

Решение задач практического применения.

Элементы теории множеств (6ч)

Ввод понятий: «множество», «пустое множество», «подмножество». Пересечение множеств. Объединение множеств. Вычитание множеств. Счетные и несчетные множества.

Элементы комбинаторики (3ч)

Основные понятия комбинаторики. Перестановки. Выборки. Размещение. Сочетания.

Элементы теории вероятностей (5ч)

Основные понятия теории вероятностей. Случайные события. Классическое определение вероятности событий . Решение задач на определение вероятности событий. Решение олимпиадных задач по теории вероятности
Системы счисления (5ч)

Введение. История чисел. Возведение в степень. Разряды чисел. Десятичная, двоичная восьмеричная, и шестнадцатеричная системы счисления.

Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления .

Практическое занятие по переводу в двоичную систему счисления

Перевод из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления и наоборот. Заключительное занятие «Системы счисления»

Итоговый урок (1ч)

Список литературы

  1. Стандарт основного общего образования по математике (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089)

  2. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Н. Я. Виленкин, В. И. Жолохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Учебник математики 6 класса, Издательство «Мнемозина», 2009 год.

  4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8-9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  5. В.В. Мадер. Математический детектив. Пособие для учащихся. Издательство «Мнемозина», 2008 год.

  6. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по математике и информатике 2012 года

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа спецкурса по математике iconПрограмма спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и социальных наук
Целью Программы является ознакомление студентов с исторической динамикой отечественной философии и ее ключевыми проблемами культурологического...

Программа спецкурса по математике iconПояснительная записка к планированию спецкурса по математике 5 класса «Логические задачи»
Ое время в классах с углубленным изучением математики, е учителя математики пришли к убеждению, что необходима предварительная подготовка...

Программа спецкурса по математике iconРабочая программа по математике 11 класс
...

Программа спецкурса по математике iconРабочая программа по математике (алгебре) Класс
МОин РФ от 05. 03. 2004г. №1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки...

Программа спецкурса по математике iconРабочая программа II вида По курсу «практикум по математике»
...

Программа спецкурса по математике iconФизика 1место школьный тур олимпиады по математике
Участие в молодежном чемпионате по географии (5 место в районе), в районной игре «Умники и умницы» по математике (грамота), на олимпиадах...

Программа спецкурса по математике iconПрограмма спецкурса философия математики и история культуры
Кроме того, он должен помочь учащимся развить навыки философского мышления на основе рефлексии над хорошо знакомым им из базовых...

Программа спецкурса по математике iconПояснительная записка рабочая программа по «Занимательной математике»...
Рабочая программа по «Занимательной математике» в 4 классе разработана как компонент образовательного учреждения. Содержание рабочей...

Программа спецкурса по математике iconПрограмма лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)»
...

Программа спецкурса по математике iconПрограмма лекционного спецкурса «Взаимосвязи литератур южных и западных...
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции