Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование




Скачать 42.71 Kb.
Название Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование
Дата публикации 06.06.2014
Размер 42.71 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Математика > Документы

.

Алексей Гладкий
Необходимо широкое разностороннее образование
Более полугода назад в связи с тревожной ситуацией на филологическом факультете СпбГУ началась дискуссия о необходимости классического образования. Из петиции преподавателей хорошо знакомой мне Санкт-Петербургской Классической Гимназии (там и я много раз бывал на уроках, выступал с докладами, много лет сотрудничал с ныне покойной Н.М. Ботвинник, преподавшей латинский и древнегреческий языки, а теперь сотрудничаю с преподавателем математики А.Ю. Алексеевым) я узнал, что кафедра классической филологии резко сокращает набор студентов и фактически находится под угрозой закрытия. (Кафедры такого профиля в России можно пересчитать по пальцам одной руки, а кафедра СпбГУ — лучшая из них).

Формально проблема сохранения кафедры считается сейчас решенной, но отношение государства и общества к гуманитарному образованию, да и к образованию вообще, на глазах становится все хуже и хуже, так что опасность губительных реформ не только остается, но и возрастает, и меня это очень и очень тревожит. Постараюсь объяснить, почему.

Еще в детстве, примерно в 8 лет, у меня возникли два увлечения, сохранившиеся на всю жизнь: математика (сначала только арифметика) и строение языка (первоначально исключительно на материале единственного известного мне тогда языка – русского). Когда меня спрашивали, кем я хочу стать, я отвечал: или математиком, или филологом (слова «лингвист» и «языковед» были мне незнакомы). К счастью, математика возобладала, и в 1946 году я поступил на физико-математический факультет МГПИ им. Ленина (ныне МПГУ). В институте существовало тогда классическое отделение, и студент этого отделения Петр Руднев (впоследствии известный стиховед), мой сосед по комнате в общежитии, давал мне и моему однокурснику Феликсу Кабакову уроки латинского языка. Это было первое везение; вторым, еще более важным, было вот что: я заинтересовался наукой, и работавший на нашем факультете Петр Сергеевич Новиков, один из крупнейших в мире ученых в области оснований математики, взял меня и Феликса в аспирантуру. После аспирантуры работал в Барнаульском пединституте, потом в Коломенском, а потом было третье везение: по рекомендации П.С. Новикова я поступил на работу в Институт математики Сибирского отделения АН СССР.

И последнее везение, самое важное: как раз в то время некоторые молодые московские лингвисты в поисках точных методов для своей науки обратились к изучению математики и стали искать математиков, готовых им помогать. На проходившем в апреле 1959 года в Ленинграде «Всесоюзном совещании по математической лингвистике», как официально называлось это мероприятие, я познакомился с одним из этих лингвистов – Игорем Александровичем Мельчуком; а потом познакомился и с многими другими и с некоторыми подружился, в том числе с И.А. Мельчуком, Ю.Д. Апресяном, Н.Н. Леонтьевой и ныне покойным Ю.С. Мартемьяновым.

За рубежом, в США и Израиле, примерно тогда же некоторые молодые лингвисты начали пользоваться математическими методами, и нашлись математики, готовые им помогать. (Среди лингвистов прежде всего следует назвать Н. Хомского, среди математиков – И. Бар-Хиллела.) Библиотека Института математики СОАН получала журналы, где публиковались их работы, и многие из них я читал.

Итак, мне представилась уникальная возможность соединить оба своих увлечения в одной профессии. Я оказался в нужный момент в нужном месте.

Сначала я занимался разработкой математического аппарата лингвистики и помогал друзьям-лингвистам уточнять понятия и формулировки, а потом и сам стал заниматься лингвистикой как таковой, и постепенно лингвисты стали признавать меня своим.

В частности, меня интересовала теория падежа, а для ее разработки нужно было познакомиться с языками, в которых системы падежей устроены по-разному. Я засел за изучение латышского языка, потом санскрита, венгерского, древнегреческого. И, наконец, решил обновить свои познания в латинском языке с помощью удивительного учебника Я.М. Боровского, в котором нет ни одного адаптированного текста, все тексты – из латинских авторов. Особенность этой книги – необычная для языковых учебников ясность и четкость изложения, добиться которой автор сумел благодаря своему хорошему математическому образованию: до университета он учился в Петербургском технологическом институте.

После революции, когда изучение древних языков в средней школе прекратилось, в СССР осталось много людей, эти языки изучавших (одним из самых ярких был Я.М. Боровский), и это очень сильно способствовало сохранению культуры. Но когда этих людей не стало, общий культурный уровень значительно снизился, и не только потому, что стали непонятными многие научные термины: гораздо важнее то, что стал непонятным контекст очень многих литературных произведений и утратилась органическая связь с античностью, из которой выросли и современная литература, и право, и вся европейская философия, и почти вся математика, без которой не было бы ни физики, ни чудес техники, которыми мы так гордимся.

Сегодня я знаю одно учебное заведение, в котором глубокое изучение математики совмещается с изучением древних языков, причем успехи детей и в физике, и в биологии, и в информатике подтверждают продуктивность такого синтеза: Санкт-Петербургскую Классическую Гимназию. Куда бы не пошли ее выпускники, они несут в себе общекультурную традицию, включающую в себя и математику, и естественные науки, и гуманитарные науки, и так или иначе влияют на окружающих. Я уже говорил о филологе- классике Я.М. Боровском, имевшем хорошее математическое (и естественнонаучное) образование. Есть и противоположные примеры: Николай Иванович Вавилов, будучи уже всемирно известным биологом, изучал латынь, потому что она была необходима ему для работы.

Узость образования, культурная серость непрерывно приводят к расцвету шарлатанства — от Лысенко и О.Б. Лепешинской (не путать с балериной О.В. Лепешинской) до новейших создателей «улучшенной воды» и «новой хронологии» Фоменко.

Крупные открытия всегда делаются на стыке наук, а узкая специализация с раннего периода обучения лишает молодых людей возможности работать в смежных областях и широкого, свежего взгляда на науку, без которого невозможно ее существование. А без развития науки невозможно существование человечества в целом.

Итак: сохранение традиций широкого разностороннего образования – важнейшая задача разумных людей. Ведь не зря же мы называем свой биологический вид «Ноmо sapiens», (Кстати, на каком это языке?)

В заключение хочу поблагодарить Екатерину Михайловну Молоствову, преподающую в Санкт-Петербургской Классической Гимназии биологию, за неоценимую помощь, без которой я не смог бы написать эту статью.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование icon Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование
Из обращения преподавателей Санкт-Петербургской Классической Гимназии я узнал, что кафедра классической филологии резко сокращает...
Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование icon «Детский сад Комбинированного вида»
Цель: формирование интереса детей к физическим упражнениям, оказывающих разностороннее воздействие на его организм
Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование icon Студенты, не знающие Бога к студентам-служителям, преданным Христу
Переезд в другую страну и принятие гражданства приводит как минимум к трем важным изменениям. Во-первых, человеку необходимо понять...
Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование icon Приказ от 29. 03. 2014 №252-а По итогам проведения I тульского it- форума «Образование»
«О проведении I тульского it- форума «Образование» «Электронное образование: от настоящего к будущему» в период с 25-27 марта 2014...
Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование icon Образовательная программа муниципального козённого образовательного...
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование)
Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование icon Сведения о реализации основных общеобразовательных программ
Начальное общее образование основное общее образование Среднее общее образование
Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование icon Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста...
В тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать порядковые номера этих средств. Обрати внимание!...
Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование icon I. Методические указания к выполнению контрольной работы
При написании работы необходимо проявить навыки самостоятельной работы, показать умение пользоваться специальными литературными источниками,...
Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование icon Ф. И. О. Саутина Юлия Константиновна Образование
...
Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Отечественная история Направление...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции