Примеры вопросов для изучения деловых отношений




Скачать 83.09 Kb.
НазваниеПримеры вопросов для изучения деловых отношений
Дата публикации29.05.2014
Размер83.09 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Математика > Документы
Социометрия

Социометрия (от лат. societas — общество и ...метрия), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, через их количественное измерение.

Термин "С." появился в 19 в. в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных фактов. Я. Морено придал новое значение термину "С.", сведя его к изучению взаимоотношений индивидов. Социометрический тест фиксирует факт предпочтения, или установку, выраженную индивидом относительно взаимодействия с др. индивидами в определённых ситуациях. Он позволяет описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, сопоставить это с реакциями др. членов группы, с помощью формальных методов (математических, графических и др.) выразить взаимоотношения внутри сравниваемых групп. Методы С. широко используются при изучении малых групп в целях улучшения руководства, а также в лечебных целях. (БСЭ. – 1969 - 1978)
Социометрическая процедура.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Вопросы социометрии предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.


Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.


С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.


Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1.

а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2.

а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

3.

а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?


Примеры вопросов для изученным личных отношений

1.

а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2.

а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3.

а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?


Параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов.


Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Социометрическая карточка



 

Тип

 

Критерии

 

Выборы

 

1

Работа

а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

 

 

2

Досуг

а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? 

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

 

 


Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое ограничение d

(сколько человек можно выбрать)

5-7

1

8-11

2

12-16

3

17-21

4

22-26

5

27-31

6

31-36

7

Обработка результатов Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный и графический.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.




Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Иванов

 

+1

 

 

+2

 

 

+3

 

-1

2

Петров

+1

 

 

+3

+2

 

 

 

 

 

3

Сидоров

-1

+1

 

+2

+3

 

 

 

 

 

4

Данилова

 

+2

 

 

+1

 

 

 

+3

 

5

Александрова

+2

+1

 

+3

 

 

-3

 

 

-2

6

Адаменко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Петренко

+1

 

 

+3

 

 

 

 

 

 

8

Козаченко

+1

 

+3

+2

 

 

 

 

 

 

9

Яковлева

 

+2

 

 

+1

 

+3

 

 

-1

10

Шумская

 

+2

+1

 

+3

 

 

 

-1

 

 

Кол-во выборов

 5

 6

 2

 5

 6

 

 2

 1

 2

 3

 

Общая сумма

 4

 9

 4

 13

12 

 

 0



 2

-4 


Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта).


Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:


социограмма (вариант я. коломинского)

  ——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
 ------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в  отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Литература:
1. Методы психологической диагностики. —  М., 1993 
2. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. —  М., 1990 



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примеры вопросов для изучения деловых отношений iconТест межличностных отношений Лири Источник Энциклопедия психодиагностики Описание методики
Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке...

Примеры вопросов для изучения деловых отношений iconСписок произведений, авторов и вопросов для изучения по прочитанным произведениям
Н. С. Гумилёв. «Капитаны» Понятие стихотворного цикла. Поэтические средства создания характеров. Понятие «литературный тип». Мастерство...

Примеры вопросов для изучения деловых отношений iconЕкатерина Сергеевна Филатова Личность в зеркале соционики
Она полезна всем, так как мы ежедневно решаем проблемы отношений друг с другом, проблемы выбора профессии, психологической совместимости...

Примеры вопросов для изучения деловых отношений iconИнструкция: Вам предлагается опросник для изучения типичных способов...
Опросник Кейрси Текст опросника Материал Psylab info энциклопедии психодиагностики

Примеры вопросов для изучения деловых отношений iconНа пленарной сессии Российского экономического и финансового форума
Нынешний год особый для отношений России и Швейцарии. Он отмечен целым рядом знаменательных исторических дат: 60-летие восстановления...

Примеры вопросов для изучения деловых отношений iconРабочая программа по литературе для 5 11 кла
В программах определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний...

Примеры вопросов для изучения деловых отношений iconИгра «Кто хочет выиграть миллион» по роману А. С. Пушкина «Евгений...
Принцип подбора вопросов: от простого к сложному. Первые этапы проходит гораздо больше участников, чем доходит до последних, поэтому...

Примеры вопросов для изучения деловых отношений iconКаталог учебных веб-ресурсов
Материалы для преподавания физики детям. Тематические разделы по физике для начальной и средней школы: теория (тематический каталог),...

Примеры вопросов для изучения деловых отношений iconПравила. Таблицы. Примеры для yі класса Тарту 2003
Задание № Скажи, каким местоимением можно заменить данные слова. Asenda nimisõnad asesõnaga

Примеры вопросов для изучения деловых отношений iconПрограмма дисциплины «финансы и кредит» Москва Программа дисциплины...
Целью изучения дисциплины «Финансы и кредит» является усвоение студентами теоретических основ денежного обращения, финансов и кредита,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции