Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений




НазваниеМетодическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений
страница1/5
Дата публикации28.05.2014
Размер0.81 Mb.
ТипМетодическая разработка
literature-edu.ru > Математика > Методическая разработка
  1   2   3   4   5


Масленикова Люция Васильевна, воспитатель

Высшей квалификационной категории

Педагогический стаж работы 29 лет

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 87» г.Нижнекамска, Республики Татарстан

Номинация работы: Методические разработки

Обучение детей элементарным математическим представлениям на основе развивающих игр

Автор:

Масленикова Люция Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 87»
В пособии представлен опыт работы по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе развивающих игр. Разработано перспективное планирование воспитательно – образовательной работы со второй младшей группы.

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений.
Масленикова Люция Васильевна-воспитатель высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж работы- 29 лет. Тема самообразовательной работы - Использование развивающих игр на занятиях.

Люция Васильевна на высоком профессиональном уровне организует воспитательно-образовательный процесс. Она тщательно и глубоко продумывает каждое занятие. Творчество и выдумка превращают ее занятия в занятие-сказку, занятие–путешествие, занятие-приключение, дающие детям возможность проявлять и развивать свои возможности.

С 2007 года Масленикова Л.В. является руководителем кружка «Развивайка». Разработала календарно-тематические планы для всех возрастных групп. По результатам диагностики прослеживается значительный подъем уровня познавательных процессов: логического мышления, внимания, памяти, воображения, речевого развития.

Успех, достигнутый педагогом, заключается в высоком профессионализме, творческом поиске, в тесном контакте с коллегами и родителями.



Содержание



Введение

Задачи и содержание методической разработки по обучению детей элементарным математическим представлениям с использованием развивающих игр

Перспективное планирование по обучению детей элементарным математическим представлениям во второй младшей группе

Конспект занятия

Физкультминутки, упражнения для глаз

Литература

Введение
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.

И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

В программе “Радуга”, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, не достаточно полно представлен раздел по развитию логического мышления, поэтому мы стали использовать развивающие игры для детей.

Цель настоящей разработки – способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста как основы познавательной активности.

Задачи, реализуемые педагогом при использовании разработки:

- развития воображения,

- креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

- формирование символической функции сознания;

- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

- формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды: настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода), головоломки, логические задачи, кубики, лабиринты, игры на составление целого из частей, игры на передвижение.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Задачи и содержание методической разработки обучения детей элементарным математическим представлениям с использованием развивающих игр
Младший возраст

Образовательные задачи:


  • Учить реализовывать цели, которые ставит перед ребенком взрослый.

Формировать порядковый и количественный счет до 5, умение соотносить цифру с количеством.

Формировать пространственные отношения «справа», «слева», «впереди», «сзади», «посередине», «на», «над», «под».

Формировать умение классифицировать предметы по признакам.

Формировать умение выявить закономерность в расположение фигур (на основе сравнений) и продолжать ее.

  • Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

  • Способствовать развитию самостоятельности, овладению детьми разнообразными способами действий.

  • Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности, радости от реализации своих замыслов и желаний.





Пояснительная записка

Исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в дошкольном возрасте в начальных классах школы переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи вступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решений задач.

Формирование самостоятельности в мышлении, активности, в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, не стандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, хотя и правильных, но в разной степени оптимальных.

Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельного мышления, внимания, воображения, памяти очень трудно обеспечить на занятиях в детском саду. Этому послужит организация регулярных кружковых занятий «Развивайка», где дети решают нестандартные задачи, предполагаемые в определенном порядке, например от простых к сложным, а не случайным образом.

Календарно-тематический план составлен на основании развивающих игр Б.П.Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры».-М.,1991г.; А.З.Зака «Развитие умственных способностей младших школьников».-М.,1994г.; Марии Фидлер «Математика уже в детском саду».-М.,1981г. для всех возрастных групп (с 3 лет). В каждой возрастной группе:

Общее количество занятий -64.

Количество занятий в неделю-2.

Количество занятий в месяц – 8.

Диагностика проводится 2 раза в год. В сентябре – первичная, в мае - итоговая.

Межпредметные связи осуществляются на занятиях, в режимные моменты.

Учебно-наглядные пособия: плакаты, иллюстрации, картины, муляжи, семена, поделки, схемы, символы.


Тематический план

Первый год обучения (младший возраст)

В неделю -2 занятия В месяц- 8 занятий

занятия

Тема

Количество занятий

1-4

Много - один

4

5-6

Счет до 2х

2

7-8, 17

Широкий, узкий

3

9-11

Числа 1,2. цифра 1, 2

3

12

Закономерность

1

13-15

Счет до 3х. Число и цифра 3

3

16

Направление от себя

1

18, 20

Пространственные отношения «на», «над», «под»

2

19

Треугольник

1

21-24, 27

Счет до 4х. Число и цифра 4

5

25-26

Слева, справа, посередине

2

28-29, 31, 42

Число и цифра 5

4

30

Квадрат

1

32, 39

Впереди, сзади, между

2

33

Парные предметы

1

34

Овал

1

36

Вверх, внизу

1

37

Прямоугольник

1

38

Квадрат Воскобовича

1

40-41

Геометрические фигуры Дьеныша

2

43-47,56,60

Условные рисунки Семадени

7

48, 55

Классификация геометрических фигур

2

49-50

Прыгающий заяц

2

51

Числовой ряд

1

52-54, 57

Порядковый счет

4

58

Числа и цифры 1-5

1

59

Сегодня, завтра, вчера

1

61

Счет и отсчет по образцу

1

62

Временные представления

1

63,64

Повторение

2


Всего 64 занятий

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО МАТЕМАТИКЕ И ЛОГИКЕ

Вторая младшая группа

Месяц

№ занятия



Программное содержание занятия



Структура занятия



Литература

Результа

тивность






Октябрь

I.

1.

Много-один

1) Учить детей видеть определенные предметы из группы и составлять группу из определенных предметов. Устанавливать отношения между понятиями «много» и «один». Пользоваться словами «столько» и «сколько».

2) Учить на основе сравнения выделить закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

3) Развивать творческие способности, внимание, любознательность

I. Игра «Много-

один»

II.« Поезд»

III. Физ. минутка

IV. д/и «Кто я ?»-

V. к/и «Медведь и пчелы»

«Игралочка»

стр.9. Л.Т. Петерсон

стр. 9.

О.М.Дьяченко

стр.5. Т.И.Ерофеева стр. 29.









II.

2.

Много-один

1) Продолжать учить выделять отдельные предметы из группы, учить на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

2) Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительное в роде и падеже.

3) Закреплять усвоение понятий «много» и «один».

4) Развивать творческое воображение, наблюдательность, внимание.


I. Игра «Много-один»

II. «Коврик»

III. «Чего не стало?»

IV. «Автобус»

V. «Сбор урожая»

VI. д/и «Кто я ?»

Л.Т. Петерсон стр. 9.

Л.Т. Петерсон

стр. 12. Т.И.Ерофеева

стр. 33,

стр. 34. О.М.Дьяченко стр.5.






  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений iconСемёнова Е. М. (Автор-составитель) с 30 Тренинг эмоциональной устойчивости...
Книга предназначена для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, психологов образовательных учреждений, учителей школ,...

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений iconУправления
...

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений iconДети в приемной семье советы начинающим родителям-воспитателям
И21 Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. — М.: Дом, — (Проблемы детства: наука и практика). 1993

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений iconПланирование в работе воспитателя доу
Согласно приказу Министерства народного образования рсфср от 20. 09. 88 №41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях...

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений iconПрограмма курса Москва Издательство урао 2003
Каждая тема сопровождается списком научных работ, заданиями и вопросами, которые помогут глубже усвоить изучаемый материал. В конце...

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Основные элементы и характер исполнения латиноамериканского танца «самба»: методическая разработка в помощь руководителям хореографических...

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений iconПрограмма по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений
Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Н. Н. Володин

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений iconМетодическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических учебных заведений iconУчебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так...
Учебник предназначен, в первую очередь, студентам как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также слушателям различных...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции