Скачать 239.59 Kb.
|
ОПИСАНИЕ ОПЫТА В ФОРМЕ ИНФОРМАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДУЛЯ ТЕМА: «Создание и функционирование группы кратковременного пребывания детей на базе МОУ «Старонадымская средняя общеобразовательная школа» по предшкольной подготовке «Школа будущего первоклассника» АВТОРЫ: Иванова Ольга Анисимовна, учитель начальных классов Трубина Наталия Владимировна – педагог-психолог Надым - 2012 Тема: «Создание и функционирование группы кратковременного пребывания детей на базе МОУ «Старонадымская средняя общеобразовательная школа» по предшкольной подготовке «Школа будущего первоклассника»
Методическое объединение начальных классов совместно с педагогом-психологом МОУ «Старонадымская средняя общеобразовательная школа» разработали программу для группы кратковременного пребывания детей по предшкольной подготовке «Школа будущего первоклассника», основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Основная цель: выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка, формирование готовности к школьному обучению. Основные задачи: формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах; формирование положительной учебной мотивации; развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.); развитие элементарных математических представлений; развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты; развитие мелкой моторики; развитие творчески активной личности.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Кроме того, проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.
• доступность: для детей любого уровня готовности к школе; • универсальность: подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников; • комфортность: положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося, чтобы успех ребят переживался ими как радость; • направленность: занятие не комплексным развитием ребенка, а формирование компонентов, необходимых для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой деятельности; • открытость: работа педагогов разной специфики; • добровольность: занятия в группе подготовки посещают все дети, родители (законные представители) которых дали согласие на подготовку; • актуальность: использование современных достижений науки, своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования.
Проблемой психологической готовности детей к обучению занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцов, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Панько. В.С. Мухина, К. Ингенкамп, Д. Чейли, С. Штребел, Л. Керн, Я. Йирасек и др. Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Т.В. Пуртова, Г.Б. Яскевич, и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.
Организация предшкольной подготовки на основе полноценного включения ребенка в деятельность.
Создание системы предшкольного обучения, в основе которого лежит идея интеграции, как процесс развития дошкольника и его социализация.
На базе школы создана группа подготовки дошкольников «Школа будущего первоклассника», которая работает по субботам с 12.10 до 14.00 в феврале - апреле. Занятия с будущими первоклассниками проводит учитель начальных классов и педагог – психолог. Обучение в группе кратковременного пребывания детей осуществляется на бесплатной основе. Родителям и детям предлагается определенный педагогами школы набор обязательных занятий по модифицированной программе «Школа будущего первоклассника», разработанной на основе программ предшкольной подготовки Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» и Л. Управителевой «Скоро в школу». Содержание программы рассчитано на 30 занятий: 1.Курс «Волшебница-речь» (развитие речи) - 10 ч; 2. Курс «Занимательная математика» (развитие элементов логического мышления и математических представлений) – 10 ч. 3. «Час развития» (развитие познавательных процессов) – 10 ч. Продолжительность занятий составляет 30 минут, перемен - 10 минут. Занятия по курсам «Занимательная математика» и «Волшебница – речь» проводятся учителем, набирающим 1-й класс. Для разностороннего развития дошкольников, целостности восприятия ими окружающего мира и более успешной социализации эти занятия интегрируются общей темой дня (10 тем: «Готовимся к школе», «Моя семья», «Профессии», «Выбираем транспорт», «Растительный мир. Овощи, фрукты», «Какие мы», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Широка страна моя родная», «Всё узнаю, всё смогу»). Занятия проводятся с применением деятельностного метода обучения. Используются следующие виды занятий: занятие-игра; занятие-путешествие; занятие-исследование; занятие-спектакль; занятие-конкурс; занятие-экскурсия; занятие-соревнование. Занятия по курсу «Час развития» проводит педагог-психолог. На занятиях дошкольники играют в игры, выполняют различные упражнения на развитие основных психических функций: память, внимание, воображение, мышление. Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлена диагностико-консультативная работа с детьми, которая включает выявление уровня и особенностей развития ребенка, в соответствии с которыми происходит выбор педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе, а также проводятся консультации родителей будущих первоклассников. Такую работу осуществляет учитель и педагог-психолог школы. По результатам обследования ребенка психолог дает рекомендации об оказании социально-психологической поддержки или коррекционно-педагогической помощи детям, которые в этом нуждаются, дает рекомендацию о целесообразности поступления ребенка в школу с 6,5 или 7-летнего возраста. Результативность Адаптационный период у детей, занимающихся в «Школе будущего первоклассника» проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы. Адресная направленность Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» может быть использована для организации и проведения занятий в группах кратковременного пребывания детей на базе школ или детских садов. Приложение Программа предшкольной подготовки Надым-2012 Пояснительная записка Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Кроме того, проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками. Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Она составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» и Л. Управителевой «Скоро в школу». Интегрированный курс «Школа будущего первоклассника» включает в себя следующие направления: *Развитие познавательных процессов. *Развивающие игры. *Развитие речи. *Штриховка и развитие мелкой моторики. *Математика. *Мониторинг. Диагностика. Цель программы - выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка, формирование готовности к школьному обучению. Задачи программы: формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах; формирование положительной учебной мотивации; развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.); развитие элементарных математических представлений; развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты; развитие мелкой моторики; развитие творчески активной личности В основу программы положены следующие принципы:
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме родительских собраний (в детском саду и в школе) и индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения. Итоги реализации данной образовательной программы осуществляются на выставках работ детей, в итоговой диагностике (анкеты, тесты), в развлекательных мероприятиях. Порядок организации работы в «Школе будущих первоклассников» Группа формируется из детей 6-летнего возраста:
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Учебный план
Занятия по курсу «Волшебница-речь» Задачи курса
Содержание занятий.
5. Сравнение результатов своей работы с образцом: обведение предметов по контуру, штриховка в различных направлениях, раскрашивание, рисование предметов, выполнение других упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки. В результате работы дети должны уметь:
Занятия по курсу «Занимательная математика» Задачи курса:
Содержание занятий. На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. В результате работы дети должны уметь:
Занятия по курсу «Час развития» Задачи курса: Развитие слуховой и зрительной памяти; Развитие внимания; Развитие воображения; Развитие мелкой моторики; Развитие мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); Развитие коммуникативных навыков. Содержание занятий. Занятие 1 Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона. Основная часть. Задание 1 “Коврик” (развитие внимания). Задание 2 “Назови предметы” (развитие логического мышления). Задание 3 “Ежики” (развитие внимания и логического мышления). Задание 4 “Какого цвета?” (развитие зрительных ощущений). Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Занятие 2 Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона. Основная часть. Задание 1 “Слушаем и рисуем” (развитие слуховой памяти и внимания). Задание 2 “Назови одним словом” (развитие понятийного мышления). Задание 3 “Клумба” (развитие логического мышления и внимания). Задание 4 “Узнай по звуку” (развитие слуховых ощущений). Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Занятие 3 Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона. Основная часть. Задание 1 “Кто точнее срисует?” (развитие памяти и объема внимания). Задание 2 “Рыбки” (развитие пространственных представлений). Задание 3 “Сравни предметы” (развитие логического мышления). Задание 4 “Дорисуй” (развитие мелкой моторики). Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Занятие 4 Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона. Основная часть. Задание 1 “Цветы” (развитие логического мышления и внимания). Задание 2 “Кораблики” (развитие логического мышления). Задание 3 “Нарисуй” (развитие пространственных представлений). Задание 4 “Укрась слово” (развитие воображения). Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Занятие 5 Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона. Основная часть. Задание 1 “Море” (развитие внимания). Задание 2 “Бабочки” (развитие внимания, логического мышления). Задание 3 “Кодирование” (действия анализа и синтеза). Задание 4 “Запомни и нарисуй” (развитие внимания и зрительной памяти). Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Занятие 6 Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона. Основная часть. Задание 1 “Ракеты” (развитие пространственных представлений). Задание 2 “Запомни и нарисуй” (развитие внимания и зрительной памяти). Задание 3 “Домики” (развитие логического мышления). Задание 4 “Расположи фигурки” (развитие мышления и процессов анализа и синтеза). Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Занятие 7 Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона. Основная часть. Задание 1 “Фрагменты” (развитие внимания). Задание 2 “Чего не хватает?” (развитие мышления). Задание 3 “Найди закономерность” (развитие внимания и логического мышления). Задание 4 “Раскрась картинки” (развитие пространственных представлений). Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Занятие 8 Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона. Основная часть. Задание 1 “Пчелка” (развитие внимания, пространственного мышления). Задание 2 “Найди одинаковые предметы” (развитие логического мышления, операций анализа и синтеза). Задание 3 “Обведи и зачеркни” (развитие внимания и логического мышления). Задание 4 “Воспроизведение рассказа” (развитие смысловой памяти). Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Занятие 9 Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона. Основная часть. Задание 1 “Выбери слово” (развитие логического мышления). Задание 2 “Запомни цифры” (развитие зрительной памяти). Задание 3 “Найди путь” (развитие пространственного мышления). Задание 4 “Дорисуй” (развитие творческого мышления). Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Занятие 10 Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона. Основная часть. Задание 1 “Составь слово” (развитие внимания, процессов анализа и синтеза). Задание 2 “Раскрась фигуры” (развитие внимания и логического мышления). Задание 3 “Найди слова” (развитие внимания). Задание 4 “Запомни фигурки” (развитие памяти). Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Тематический план занятий
Литература
|
1. Общие сведения об организации отдыха и оздоровления детей и подростков Пришкольного лагеря дневного пребывания детей и подростков «Солнышко» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение петрозаводского... Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь |
||
Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Задунаева М. Р., директор моу «Средняя школа №29» г. Петрозаводска, Республики Карелия, администрация школы |
Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Задунаева М. Р., директор моу «Средняя школа №29» г. Петрозаводска, Республики Карелия, администрация школы |
||
Отчет о самообследовании общеобразовательного учреждения самообследование... Самообследование общеобразовательного учреждения моу «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Подольска, Московской области проведено... |
Отчет о самообследовании общеобразовательного учреждения самообследование... Самообследование общеобразовательного учреждения моу «Средняя общеобразовательная школа №31» проведено на основании приказа от 11.... |
||
Положение об организации индивидуального обучения больных детей на... «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей на дому» (с изменениями от 1 февраля 2005 г) и регламентирует организацию индивидуального... |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение петрозаводского... Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников... |
||
Тема урока: Любовная лирика А. С. Пушкина Цель урока Моу степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области Горбушиной Валентины Ивановны |
Программа «Школа будущего первоклассника» Цели, задачи, приоритетные направления работы школы в условиях реализации программы развития школы до 2015 года на 2013-2014 учебный... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |