Методическая разработка




Скачать 0.5 Mb.
Название Методическая разработка
страница 1/3
Дата публикации 19.10.2014
Размер 0.5 Mb.
Тип Методическая разработка
literature-edu.ru > Математика > Методическая разработка
  1   2   3

Министерство образования Московской области

ГОУ НПО профессиональный лицей №100

Методическая разработка
«Технология создания тестированных заданий для самостоятельной продуктивной деятельности обучаемых»

Разработал: Токарева В.Н., преподаватель физики

г. Луховицы
Содержание:


  1. История развития тестологии как науки…………………………………..3

  2. Особенности метода тестового контроля и его преимущества перед другими методами оценки достижений учащихся………..………………8

  3. Основные понятия и определения педагогической тестологии……….10

  4. Тестовые и псевдотестовые задания……………………………………...12

  5. Классификация тестовых заданий………………………………………...13

  6. Правила составления тестов…………………………………………........15

  7. Расположение тестов на листе и их шрифтовое оформление…………...17

  8. Различные формы тестовых заданий…………………………………….18

  9. Заключение……………………………………………..…………………31

  10. Рекомендуемая литература…………….………………………………...33


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕСТОЛОГИИ КАК НАУКИ
Метод тестирования широко известен во всем мире. Впервые применил его англичанин Френсис Гальтон (1882-1911 г.г). В развитии тестов он выделил три основных принципа:

  1. Применение среди одинаковых испытаний к большому количесву испытуемых;

  2. Статистическая обработка результатов;

  3. Выделение эталона оценки.


Эти принципы используются и по настоящее время.

Дальнейшей разработкой теории тестов занимался Дж.Кеттелл - американский психолог. Он считал тест средством для проведения научного эксперимента, сформулировал требования для проведения тестирования:

  • одинаковость условии для всех испытуемых;

  • ограничение времени тестирования;

  • в месте тестирования не должно быть зрителей;

  • оборудование должно быть хорошим и располагать к тестированию;

  • одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемыми что необходимо делать;

  • результаты тестирования подвергаются статистическому анализу;

  • находят максимальный, средний и минимальный результаты;

  • рассчитывают среднее арифметическое и среднее отклонение.


Эти идеи, выдвинутые Кеттелом в конце XIX века, составляют основу для современной тестологии.

Качественный скачок в развитии теории тестов связан с деятельностью французского психолога Альфреда Бине. Он может считаться родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня развития интеллекта. Впервые такие тесты были применены в 1904 году в специальных школах для умственно неполноценных детей, в Париже. Перед этим тестированием ставилась задача отделить детей способных к обучению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих прирожденными дефектами. Фактически, применение этого теста было первой попыткой определить индивидуальные различия между детьми с помощью определения их умственного развития.

В России вопросам тестирования уделялось недостаточно внимания. Фактически, свое практическое применение тесты получили после 1925 года. Весной 1926 года были разработаны тесты по природоведению, обществоведению, счету, решению задач, знанию географической карты, на понимания чтения и правописания. Все эти тесты были разработаны на основе американских, к ним прилагалась инструкция и личная карточка для учета прогресса обучаемого.

Методической разработкой тестов занимались видные российские психологи и педагоги, такие как: С.Г. Геллерштейн, А.И. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Берштейн, A.M. Шуберт, Г.И. Заикин и многие другие. В двадцатые годы центральная педагогическая лаборатория МОНО, под руководством педагога Е. Гурьянова, разработала и выпустила в свет несколько тестов:

  1. Шкала для измерения умственного развития детей;

  2. Тесты для учета навыков в чтении, счете и письме;

  3. Тесты


Данные тесты применялись в обычных школах для обследования нормальных детей. Но в 1936 году выходит постановление ЦК ВКП(б): " о педагогических извращениях в системе наркомпромов", которое негативно сказалось на развитии тестологии. Метод тестов был признан буржуазным орудием для дискриминации учащихся и запрещен в советской школе.

В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются тестовыми методиками. Наиболее преуспевающими, в этой области можно выделить следующие:


  • Центр оценки качества образования, Института общего развития РАО;

  • Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

  • Центр психологического и профессионального тестирования МГУ;

  • Лаборатория аттестационных технологий, Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО);

  • Лаборатория изучения образовательных систем, Центра развития образования в Санкт-Петербурге;

и целый ряд других Институтов и Лабораторий.
Метод тестирования завоевывает все больше сторонников как в России так и во всем мире. Несомненны важность и педагогическая ценность этого метода, дающего возможность статистически точно анализировать процесс получения образования, искоренять недочеты и видеть дальнейшие перспективы его развития. Критическое отношение к тестированию, понимание его закономерностей позволит педагогу адекватно использовать тесты для эффективности учебного процесса. Не случайно А.П. Блонский отмечая, что тесты - это больше, чем средство контроля, это средство рационализации школьного дела и образования в целом.

Хотя интерес к тестам в последнее время значительно вырос, ситуация с ними в России заметно не улучшилась. Одна из причин -трудности изменения привычной организации учебного процесса, с огромными затратами времени на экзамены, зачеты и другие формы традиционного контроля знаний. Такая организация легко отторгает любые новшества, а если и принимает что- то, то в сильно упрощенном виде. Отмеченная ситуация находится в противоречии с тенденцией повышения эффективности образования и превращения самой образовательной деятельности в ведущую отрасль современного общественного производства.

По настоящему тесты могут быть востребованы только при условии реального стремления руководителей образовательных учреждений к такой организации учебного процесса, в котором преподаватель из руководителя превращается в разработчика новых программно-педагогических средств, в организатора самостоятельного учения обучаемых, где доля самостоятельной работы выше, чем занятия по расписанию. Другое условие- концентрация усилий на модернизации учебного процесса. Одной из эффективных форм такой (работы) модернизации может стать внедрение тестовой системы контроля качества подготовки.

Сопоставляя существующее положение тестового контроля в России с его положением в других странах можно сделать вывод, что Россия сильно отстает по масштабам практической работы, по финансированию научных исследований, по числу публикаций, по уровню и качеству развития теории тестов, по технической и программно- вычислительной оснащенности тестового процесса. Среди стран широко применяющих тестовую методику такие как - Нидерланды, США, Австралия, Англия, Япония, Дания, Израиль, Канада, Новая Зеландия, Франция. Не случайно, что здесь перечислены страны с высоким уровнем жизни населения. Тесты положительно влияют на качество образования, а от качества образования зависит качество социального менеджмента, который является эффективным средством преобразования качества жизни и жизнедеятельности общества1.

Несмотря на то, что Франция в списке на последнем месте, тестология, как наука, развивается там довольно бурно и эта страна считается быстро движущейся вперед. Но этому мешают прошлые достижения. Будучи в течении длительного времени страной с самым высоким уровнем образования и культуры, присутствовало отрицание положительной роли тестов, как и России. Поэтому необходимость изменения такого отношения была осознана с заметным опозданием, лишь в 1989 году был принят закон об основных направлениях развития образования, в котором записано требование обязательной подготовки учителей по методам объективной оценки знаний учащихся.

В России тестология развивается недопустимо медленно. Остро стоит проблема подготовки кадров, которые могли бы участвовать в создании тестов, так как жив миф о том, что для составления тестового инструмента нет необходимости иметь специальные знания. Лучшим доказательством этого являются размножившиеся в невероятном количестве книги с названием: «Тесты по ...», большинство из которых не выдерживают критики.

Среди людей профессионально занимающихся тестированием есть те, кто желает поскорее сделать тесты, внести национальные или региональные системы тестирования, не задумываясь о негативных последствиях таких шагов, считая своей задачей лишь качественную подготовку инструмента и обеспечение его использования, оставляя ответственность за последствия на управленцах, а ответственность за исправление результатов на педагогах.

Не так просто обстоит дело и с потребностью в объективной информации, какую тестирование может дать несомненно. На первый взгляд в такой информации заинтересован учитель - для самооценки и оценки достижений ученика. Заинтересован и руководитель общеобразовательного учреждения - для определения стратегии развития, для определения качества работы педагогов и корректировки многообразных управленческих решений. Испытывают такую необходимость и руководители более высокого уровня.

Но это только на первый взгляд. Для достаточно большой группы педагогических работников и родителей объективная информация представляется как негативное явление, так как порождает целый ряд проблем, к решению которых могут быть не готовы не только отдельные педагоги или отдельные учреждения, но и вся система образования в целом. Например, в настоящий период времени существует большинство предпосылок для того, что бы проводить объективную итоговую аттестацию учащихся на основе жестов. Негативными последствиями такой аттестации могут быть:

  • проблема не аттестованных (прагматичное звучание которой - а что делать с двоечниками - выпускать со справками? Или оставлять на повторный кус обучения?);

  • проблема массовых негативных психологических последствий, поскольку неполучение документа об образовании у нас рассматривается как личная трагедия и учеником, и родителями, и педагогом;

  • проблема выпускников сельских образовательных учреждений, которые при объективной аттестации будут иметь оценки гораздо ниже, чем сейчас и для которых практически закроются возможности получения высшего образования.


Существует и целый ряд других не менее значимых проблем.

При этом социальная группа потребителей объективной информации растет и подтверждением этому стало появление практически при каждом органе управления своей информационной службы ( при многообразии их названий), преобразование многих традиционных районных кабинетов в информационные службы, повышение профессионализма их работы.

Таким образом есть основание полагать, что в нашей стране нарастает тенденция развития тестологии как науки. Доказательством этому может служить создание центров, о которых было упомянуто выше и которые понимают важность и педагогическую ценность тестирования как метода, дающего возможность статистически точно анализировать процесс получения образования, искоренить недочеты и видеть дальнейшие перспективы его развития. Критическое отношение к тестированию, понимание его закономерностей позволит педагогу адекватно использовать тесты для улучшения педагогического процесса.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕРД ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ОПЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Определение тестовых заданий (тестов) у разных педагогов, работающих в этом направлении, разное. Не смотря на это можно дать наиболее обобщенное развернутое определение педагогического теста. Тестом можно назвать систему заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности. Эта система создается с целью объективной оценки уровня подготовленности учащихся. Рассмотрим, чем отличается тестированное задание от других видов заданий.

Тесты положительно влияют на качество образования, так как являются более объективным способом оценивания достижений обучаемых. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и путем проверки показателей качества заданий и тестов в целом.

Тесты способствуют эффективной организации учебного процесса, без них немыслим итоговый рейтинг, если он не подменяется элементарным суммированием субъективно выставленных текущих оценок - традиционных оценок.

Тесты являются важным средством технологизации обучения. Исследование автоматизированного обучения и контроля на основе достижений новой педагогики, педагогических измерений, психологии, информатики, кибернетики и компьютерной техники становятся нормой. Все упомянутое, взятое в разумном отношении, образует основу того, что сейчас называют педагогической технологией.

Тесты являются более емким способом контроля достижений учащихся. Показатели тестов ориентированы на измерение степени, определения уровней усвоения ключевых понятий, тем, разделов учебой программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию наличия у обучаемых определенной совокупности усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах достижений, позволяет соотнести уровень достижений обучаемого по предмету в целом и по отдельным его разделам со среднем уровнем достижений учащихся в определенной группе и уровнями достижений каждого из них.

Еще одним отличием тестированных заданий от других видов заданий является то, что тест - более мягкий инструмент проверки достижений учащихся. Этот метод ставит всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению перед экзаменационных, нервных напряжений.

Тестирование позволяет расширить шкалу оценок. В этом отношении тестирование приходит в противоречие с учительским стереотипом о том, что отличную оценку нужно выставлять только в том случае, если все задания выполнены правильно.

Метод тестирования весьма гуманен, так как всем обучаемым предоставляются равные возможности, а широта теста дает возможность учащемуся показать свой достижения на широком поле материала. Таким образом, обучаемый получает некоторое «право» на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.

Результативны тесты и с точки зрения управления. Они дают широкую возможность для варьирования сложности тестового материала, широты охвата, целевой направленности, включение в тест нескольких компонентов структуры знаний, что позволяет создать инструмент, учитывающий самые взыскательные требования управления. Система показателей качества теста дает возможность оценить, на сколько реально созданный инструмент соответствует этим требованиям.

Главные преимущества заданий в тестовой форме, по сравнению с задачами и вопросами, проявляются в лаконичности логической структуры контрольного материала и в повышении учебно-технологических возможностей организации проверки заданий теста.

Задания в тестовой форме всегда лаконичнее задач и вопросов. Учебные вопросы как правило содержательны, а следовательно порождают ответы развернутые по форме, содержанию и структуре, в следствие чего, такие ответы могут терять свою логическую структуру и суть как таковую. Это обстоятельство требует разработки дополнительных правил оценки, в то время как хорошо отработанная методика тестирования предполагает четкое и быстрое определение правильных ответов.

Логическое преимущество заданий в тестовой форме заключается в возможности его естественного превращения в логическую форму истинного или ложного высказывания после ответа учащегося.

Технологическое преимущество заданий тестовой формы проявляется в их соответствии требованиям автоматизации рутинных компонентов обучения и" контроля знаний. Задания в тестовой форме легко вводятся в компьютер, удобно и компактно проэцируются на экран монитора, хорошо различаются по форме и воспринимаются по смыслу.

Таковы основные особенности и преимущества тестовых заданий.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕСТОЛОГИИ.
Тестология - междисциплинарное научное направление, основным предметом которого является обоснование методов разработки и применения тестов.

Тестология необходима тем общественным наукам, где эмпирические исследования признаются важными и где, вследствие этого, они проводятся.

Педагогическая тестлогия - прикладное направление научной педагогики, призванное заниматься научными вопросами разработки тестов, применяемых для объективного контроля учебных достижений.

Педагогическое задание - средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации учения, повышению качества и эффективности учебного процесса. В этом процессе выделяется отдельный объект - процесс контроля знаний, навыков, умений и представлений. Активизация означает оживление, улучшение учения самих учащихся.

Задания в тестовой форме - это такое задание, к которому помимо содержания, предъявляются следующие требования:


  • одинаковость для всех испытуемых;

  • инструкция по выполнению каждого задания;

  • адекватность инструкции форме и содержанию задания;

  • кратность и четкость в выражении смысла, и инструкции и задания;

  • формулирование задания в логической форме высказывания;

  • правильность расположения элементов задания;

  • фасетность (вариантность содержания);

  • наличие определенного места для объектов;

  • одинаковость правил оценки ответов учащихся в рамках принятой формы.


Ответ на задание педагогического теста представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и по форме с содержанием задания. Для каждого задания ответы делятся на правильные и неправильные. Критерии правильности заранее определяются авторами текста.

Уровень и структура знаний выявляется при анализе ответов каждого учащегося на все задания теста. Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый бал испытуемых. Обычно тестовый бал ассоциируется с понятием «уровень знаний» и проходит процедуру уточнений на основе той или иной модели педагогического измерения.

Форма тестовых заданий - это средство организации, упорядочения и существования содержания теста. Организация предполагает анализ содержания учебной дисциплины и содержание теста, классификацию учебного материала, установление межматематических и межпредметных связей, укрепление дидактических единиц, представление этих единиц через элементы композиции теста.

ТЕСТОВЫЕ И ПСЕВДОТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
Все известные задания можно разделить на тестовые, межтестовые и не тестовые. Тестовые задания отвечают требованиям предметной чистоты содержания, логической правильности содержания задания, правильности формы, технологичности, известной трудности и контролируемости задания с критерием. Задания теста должны представлять собой не вопросы и не задачи, а утверждения, которые в зависимости от ответов испытуемых превращаются в истинные либо ложные высказывания. Последние легко кодируются двоичным кодом (1 или 0) и в таком виде поступают в современные системы обработки информации. Во всяком тестовом задании заранее определяется, что однозначно считается ответом на данный вопрос, с какой степенью полноты должен быть правильный ответ.

Псевдотестовые задания похожи по форме на тестовые, но не отвечающие в полной мере требованиям статистической теории тестов. Если у заданий правильный ответ на последующий вопрос зависит от правильного ответа на предыдущий вопрос, то такие задания теста не образуют. Эти задания называют цепными.

Тематические задания - это совокупность заданий любой формы, созданных для контроля заданий по одной изученной теме.

Текстовые задания представляют собой совокупность заданий открытой формы, созданных для контроля знаний учебного текста.

Ситуационные задания разрабатываются для проверки знаний и умений обучаемых действовать в практических, экстремальных и других ситуациях.

К не тестовым относятся задачи, вопросы, примеры, упражнения, кроссворды и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ В ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЯХ.
Все известные в теории и практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы.

Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные), то такие задания лучше называть заданиями с выбором правильного ответа. Это первая, по счету форма. В ней правильным является обычно один ответ. Это делается, как из логических, так из учебно-технологических соображений.

Логической основой этой формы является т.м. закон исключенного третьего, впервые сформулированный Аристотелем. Выбор правильного ответа дает истинное, а выбор неправильного - ложное суждение. Третьего не дано - либо истина, либо ложно. Из этого закона следует методическое правило: в каждом задании с выбором правильный ответ доллсен быть, что предает однозначность смыслу задания и не допускает противоречивых толкований.

Однако для проверки так называемых классификационных знаний2 лучше использовать задания, имеющие не один, а несколько правильных ответов. Такие задания можно назвать заданиями с выбором нескольких правильных ответов. И еще один вариант заданий с выбором - когда встречается инструкция «обвести кружком номер наиболее правильного ответа».

Следование закону исключенного третьего налагает запрет на применение в тесте задания, в которых применяется распространенные в зарубежной и отечественной практике такие ответы, как «правильного ответа нет», «все ответы правильные» или «все ответы неправильные». В настоящей работе этот запрет соблюдается.

Вторая форма заданий преодолевает недостаток наличия в задании готового ответа. Задание сформулировано так, что готового ответа нет; каждому испытуемому во время тестирования ответ приходится вписывать самому в отведенном месте. Такие задания можно назвать заданиями открытой формы. После дополнения задания определенным ответом получается истинное или ложное высказывание, что удобно при массовом тестировании.

Задание, где элементом одного множества требуется поставить в соответствие элемент другого множества можно назвать заданиями на установление соответствия. Это третья форма задания.

Каждая из перечисленных форм позволяет проверить специфические виды знаний, а также соответствующие им контрольные материалы. Выбор формы зависит от цели тестирования и содержания теста, от технических возможностей и уровня подготовленности преподавателей в области теории и методики тестового контроля знаний.

Педагогически корректны те задания, которые не только правильны с точки зрения содержания изучаемой учебной дисциплины, соответствуют требованиям учебной программы или образовательным стандартам, но и рассчитаны на реальный уровень знаний испытуемых, варианты и оптимальные по трудности. Требованию педагогической корректности должны соответствовать не только тестовые задания, но и все остальные контрольные материалы, поэтому этот признак для определения качества тестового задания является необходимым, но недостаточным.

Некоторые формы, по мимо вариантов, можно разделить на виды.

Например, в заданиях первой формы выделены три варианта - с одним правильным ответом, с несколькими или с одним наиболее правильным ответом. Каждый вариант может быть разделен на такие виды, как задания с двумя, тремя, четырьмя и более ответами.

По цели задания делятся на учебные и контрольные. Они различаются тем, что к первым не предъявляются требования, характерные для тестовых заданий. В итоговом тестировании применяют лишь те задания, которые отвечают требованиям педагогической и статистической теории тестов.

Задание можно также разделить на пригодные и непригодные, по своей форме, для автоматизированного обучения и контроля. При этом некоторые задания могут использоваться для обучения и контроля знаний, а некоторые для обучения или контроля.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.
Тестовые задания должны быть составлены с учетом определенных правил. Рассмотрим три правила на примере возможных типичных ошибок, В большинстве случаев мы рассмотрим варианты исправления заданий.

Для понимания наших замечаний важно различать два аспекта, которые в дальнейшем тексте с целью экономии места и времени не всегда четко разделены. Первое что будет в примерах это ошибки из-за которых

задания невозможно использовать, поскольку полученный результат не будет соответствовать поставленным целям. Например отсутствие в предложенных альтернативах правильного ответа, подсказки в содержании задания и т.д.

Второе - это улучшение тестового задания, те приемы которые позволяют делать задания более простыми, понятными, удобными. Например, повторяющиеся части в вариантах ответов лучше разместить в вопросе, если этого не сделать, то заданием все равно можно пользоваться, однако с большими затратами и меньшим удобством.

К таким правилам относят:

  1. начинайте формулировать вопрос с правильного ответа;

  2. содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения;

  3. вопрос должен содержать одну законченную мысль;

  4. при составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда»;

  5. вопрос должен быть четко сформулирован (исключая слова: большой небольшой, малый, много, мало и т.д.);

  6. избегайте вводных фраз или предложений имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространному утверждению;

  7. правильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

  8. не следует задавать вопрос с подвохом (в заблуждение будут введены способные и осведомленные учащиеся);

  9. все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной целью задания;

  10. как можно реже использовать отрицания в основной части;

  11. ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов;

  12. правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов;

  13. если ставится вопрос количественного характера, то ответы к нему должны располагаться упорядоченно от меньшего к большему и наоборот;

  14. лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные»;

  15. убедитесь, что различия между вариантами ответов точны;

  16. избегайте повторений;

  17. используйте ограничения в самом вопросе;

  18. не упрощайте вопрос;

  19. место правильного ответа должно быть определенно таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу;

  20. лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ;

  21. проанализируйте задания с точки зрения возможности неверного ответа наиболее подготовленных учеников.


РАСПОЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЙ НА ЛИСТЕ И ИХ ШРИФТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.
На сегодняшний период времени существуют определенные требования к пространственному расположению заданий на страницах тестовой тетради. Такими требованиями являются:

  1. все задание должно располагаться на одной странице;

  2. необходимо следить за тем, чтобы у ученика было достаточно места для записей, черновых заметок, вычислений;

  3. для заданий открытого типа необходимо выделить достаточно места для фиксации ответов, с учетом различного объема почерка испытуемых;




  1. место для ответа должно быть выделено определенным образом, Лучше, если место для ответа будет выделено единообразно для заданий разного типа (многоточие, линия, квадратик или иным образом);

  2. размер шрифта теста, шрифтовое и полиграфическое оформление должны соответствовать возрасту детей, для которых проводится тестирование, и быть не ниже чем рекомендации соответствующих санитарных служб;

  3. варианты ответа лучше располагать в один столбик, максимум в два;




  1. особые места инструкций и заданий должны выделяться шрифтом (информация о необычном количестве ответов, отрицание в тексте и т.д.);

  2. невербальный материал должен быть высокого качества, его шрифтовое и полиграфическое оформление соответствовать оформлению всей тестовой тетради;

  3. в том случае, если тестирование предполагает несколько частей теста (субтестов), то каждую следующую часть следует начинать с новой нечетной страницы, поместив на четной странице предупреждение о необходимости перевернуть страницу после сигнала ведущего.


РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.
Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.
Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов в тестовой практике распространены достаточно широко. Их распространенность объясняется удобством этой формы для автоматизации контроля знаний. Но это обстоятельство не принимает во внимание сторонники привычных форм контроля знаний, которые критикуют такие задания. Зато студенты и школьники относятся к ним хорошо, что объясняется наличием в них правильно сформулированных ответов, пусть вместе с неправильными ответами: испытуемые часто полагают, что найти правильный ответ среди неправильных легче, чем сформулировать его самому. Однако эта логика уместна только в тех случаях, когда неправильные ответы легко отличить от правильного. В хорошо сделанных заданиях неправильные ответы часто кажутся более правдоподобными чем правильный ответ.

Хотя возможность угадывания является главным аргументом критиков этой формы, тестологи с этим справляются используя различные методы. Например, испытуемым рекомендуется выбрать только те ответы в правильности которых они совершенно уверенны, а на остальные лучше не отвечать. В случае выбора неправильного ответа из набранной суммы вычитается штрафной бал, в то время как за отсутствие какого либо ответа дается ноль балов. При этом предполагается, что если ответ неправильный, то требуемых знаний нет, а правильный ответ угадан. Хотя это удерживает подавляющую массу испытуемых от догадок, вычитание балов за каждый ошибочный ответ является достаточно спорным. Другой подход связан с применением формулы коррекции балов на наиболее вероятное число угаданных ответов. Задания с выбором правильного ответа удобно разделить на следующие виды: задание с двумя, тремя, четырьмя, пятью и большим числом ответов.
Задания с двумя ответами.
Самые первые задания с двумя ответами требовали однозначного ответа «верно» или «неверно». Другой вариант «да» или «нет». Они вызывали большую и надо сказать местами справедливую критику в следствии чего стали применяться редко, преимущественно в психологических и социологических тестах3 - там где требуется выразить мнение, отношение к чему либо или дать оценку.

При ответе на задание в тестовой форме испытуемые в начале читают инструкцию. Для задания с двумя ответами рекомендуется два варианта стандартной инструкции: «обведите кружком номер правильного ответа» - если тестовые контроль проводится с помощью бланков, или «отвечая на задание теста нажмите на клавишу с номером правильного ответа» - если контроль производится с помощью ЭВМ. Кроме стандартных у преподавателей могут быть свои инструкции.

В числе самых распространенных принципов композиций можно назвать принцип противоречий, выражаемый, главным образом, по средствам использования отрицательной частицы «не», отрицающих предлогов и слов. При использовании этого принципа подбираются такие два ответа, чтобы второй отрицал первый (типа А или не А).
Пример: Органическое стекло – это пластмасса состоящая из термопластичной смолы.

  1. с наполнителями

  2. без наполнителей


В таких тестах отрицается смысл не самого задания, а содержание первого ответа, испытуемый выбирает то, что считается правильным, Как уже упоминалось здесь проявляет себя логический закон исключенного третьего: «невозможно - писал Аристотель - чтобы противоречащие убеждения были вместе истинными», или в истолковании другого автора: «из двух, суждений из которых одно утверждает то, что другое отрицает одно должно быть ложным4.

Близок по смыслу к первому но немного отличается по логическим свойствам и языковым тонкостям принцип противоположности ответов. Подбираются такие ответы, которые, будучи антонимичными по смыслу допускают в прицепе возможность существования переходных понятий, состояний. Например между понятием «здоровый» «больной» можно расположить понятие «практически здоров», «немного болен» и др.
Например: Повышение концентрации исходных веществ смещает химическое равновесие.

  1. в право

  2. в лево


Поскольку различие между первым и вторым принципом не сразу запоминаются, ведем простое и нестрогое функциональное отличие. При противоречии используются отрицания, при противоположности один содержательный ответ заменяется другим антонимичным по смыслу. Поскольку в логике оба отмеченных принципа подпадают под класс антонимичных понятий они могут быть объедены в один общий принцип антонимичности подбора ответов в задании с двумя ответами. Физикам, возможно понравится другое название этого же принципа - полярности.

Третий принцип формулирования заданий в тестовой форме можно назвать принципом однородности. Подбираются такие два ответа, которые относятся к одному роду, виду или отражают две основные стороны грани явления.
Например: Ядра изотопов имеют разное число.

  1. протонов

  2. нейтронов


Четвертый принцип формулирования заданий с выбором одного ответа называется кумуляцией. Это означает, что содержание второго ответа вбирает в себя содержание первого и содержит дополнительную информацию.
Например: Компоненты напряженного состояния в точке тела – это напряжение.

  1. нормальные

  2. нормальные и касательные


Задания построенные по принципу кумуляции интересна тем, что учащиеся приученные давать правильные и полные ответы обычно выбирают последнее ошибочно предполагая, что он всегда правильный. Правильные ответы рекомендуется распределять примерно поровну на месте первого и второго ответа.

Пятый принцип формулирования задания с двумя ответами - это сочетание слов по два или по три в каждом ответе. Можно предложить два варианта задания с использованием этого принципа. В первом варианте сочетаются более или менее однородные и правдоподобные пары ответов.
Например: Ядро атома состоит из

  1. протонов и нейтронов

  2. протонов и электронов


Теперь перечислим основные элементы, используемые в композиции заданий с двумя ответами.

1) Инструкция для учащихся. Тестирование начинается с короткой и четкой инструкции, инструкция является общей и стандартной для всех испытуемых. Понятно, что учащиеся, допущенные к автоматизированному контролю, должны иметь навыки общения с ЭВМ. Инструкция пишется один раз, если все задания сформулированы в одной форме. Если в тесте имеется задание других форм, то инструкция меняется при каждом изменении формы.

2) Содержательная основа задания. Она пишется прописными буквами, что позволяет с первого взгляда отделить содержание задания от ответов на него; последний лучше писать строчными буквами.

Отдельно от рассмотренных принципов формулирования ответов надо выделить принцип фасетности в разработке содержания задания. Это главный принцип композиции, позволяющий сразу создавать несколько вариантов одного и того же задания. Число вариантов зависит от содержания задания; формой оно не ограничивается.
Например: амперметр (вольтметр) включается в цепь

  1. параллельно

  2. последовательно


Для достижения краткости в каждом задании лучше спросить о чем-нибудь одном. Утяжеление заданий требованиями что-то найти, решить и затем еще и объяснить отрицательно сказывается на качестве задания, хотя с педагогической точки зрения легко понять причину такого подхода.

Если учащийся что-то решает без преподавателя, потом объясняет ему свое решение, то возникает сопряжение объективного метода с субъективным. В противоположности этому, одно из важных требований при тестировании - наличие заранее разработанных правил получения баллов без участия преподавателя.

Для проверки знаний причинно-следственных отношений задание лучше предоставлять испытуемому в логической форме условных связей, или иначе, импликациях.
Например: если напряженность поля направлена слева направо, то потенциал поля возрастает

  1. слева направо

  2. справа налево


Содержание задания и ответы формулируются как можно яснее и как можно короче; в них не должно быть не одного лишнего слова и даже знака. Для того чтобы задание было коротким, в нем отражается одна идея. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания.

Полностью исключаются повторы слов, мало понятных, редко употребляемые, а так же неизвестные студентам символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие и смысл. Примерное число слов в заданиях - пять-семь, но в общем чем меньше тем лучше. Хорошо когда задание содержит не более одного придаточного предложения.

Содержание задания набирается прописными буквами, ответы - строчными буквами. Это делается для удобства восприятия. В условиях дефицита времени студент с первого взгляда на задание сразу, по одному только шрифту, понимает, где располагается задание, а где ответ.

Ответы к заданиям должны быть короткими и содержательными. Еще лучше когда коротким являются и задания и ответы.
Например: сила - это

  1. Вектор

  2. скаляр


Во многих зарубежных тестах ответы в заданиях кодируются не цифрами, а буквами. В отсутствие техники для автоматизированной обработки тестовых бланков лучше использовать цифры, что удобней для статистической проверки качества ответов. Ответы, предлагаемые на выбор, обычно замыкают задание, по этому они пишутся в конце, отдельно от задания. Но не редки случаи, когда ответы приходиться ставить в середину задания.
Например: относительно собственной оси земля вращается

  1. по часовой стрелке

  2. против часовой стрелки


При формулировании заданий с - двумя ответами особое внимание уделяется подбору правдоподобного, но неправильного ответа. Так в примере:
Абсолютную влажность определяют

  1. гигрометром

  2. психрометром


намек на правильный ответ для понятия «влажность» дает перевод на русский язык латинского слова «гигро» в первом ответе, в то время как правильным является второй ответ.

В заданиях с двумя ответами хороший дистрактор отвлекает на себя примерно половину испытуемых, незнающих правильного ответа на задание. Талант разработчика проявляется в первую очередь в разработке содержательно-корректных и эффективных дистракторов. Каждый ответ должен как бы привлекать к себе испытуемых; при этом правильный привлекает знающих, неправильный незнающих. Иначе говоря, не только правильные но и неправильные ответы выбираются в зависимости от подготовки.

Обычно считают - чем выше доля выбора неправильного ответа, тем лучше он сформулирован. Но это верно только до известного предела; в погоне за привлекательностью дистракторов нередко теряется чувство меры и ответы формулируются некорректно. Привлекательность каждого ответа проявляется эмпирически.

Оценка. В общем случае применения тестов принято за правильный ответ в каждом задании давать один бал, за неправильный - ноль. Более продвинутые схемы оценивания используются на более высоких уровнях, например в центрах тестирования. Суммирование всех баллов полученных испытуемым дает число правильных ответов. Это число обозначается буквой R. Оно ассоциируется с уровнем его знаний и с понятием «тестовый бал испытуемого».

Среди недостатков задание с двумя ответами - сравнительно высокая вероятность угадывания правильного ответа, она равна 1/2. Но полученные с помощью догадки балла корректируется - ровно на столько, на сколько может увеличиться сумма в следствии этого.

Формула коррекции для заданий с двумя ответами имеет простой вид:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка icon Методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...
Методическая разработка icon Методическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»
Методическая разработка icon Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе Новокузнецк,...
«Любви живое озаренье». Литературные гостиные: Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе – Новокузнецк, 2009....
Методическая разработка icon Методическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»
Методическая разработка icon Методическая разработка «Голос и выразительные средства в джазе»...

Методическая разработка icon Методическая разработка урока по русскому языку
Приемы обучения: демонстрация, классификация, сопоставление, выписывание изучаемых единиц из текста
Методическая разработка icon Методическая разработка на тему
Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда в группах предшкольной подготовки с детьми с зпр (6-7 лет)
Методическая разработка icon Методическая разработка по выполнению курсовой работы по дисциплине «Банковское дело»
Для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» со специализацией “Финансы и кредит”
Методическая разработка icon Конспект урока литературы в 8 классе «Л. Н. Толстой. Страницы великой жизни»
Методическая разработка программы элективного курса «Современная русская литература» (10-11 класс)
Методическая разработка icon Издания 2010-2011 учебного года
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции