Скачать 107.71 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Пролетарский детский сад» Выступление по теме: Условия реализации предметной области формирование элементарных математических представлений. Выступление подготовила: воспитатель Бахтиярова Гузяль Хурматовна п. Пролетарка, 17.12. 2013 Дети могут делать то, что они хотят. А вот захотеть они должны то, что хочет взрослый. (Ж.Ж.Руссо) Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Работая в детском саду, на занятиях по формированию элементарных математических представлений я ставлю такую цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры. Из данной цели планирую такие задачи:
У детей средней группы, пришедших ко мне, еще не до конца сформированы познания, поэтому проводя занятия я заметила, что они редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести срез знаний, с помощью которого я смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. С прошлого года я работаю углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”. Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентировки в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление 1 В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней. Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?, СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ (приложение № ), КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? И многие другие я использую на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!, помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д. 2 В старшей группе познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д. Затем, усложняла игру тем, что строились дети начиная с любого другого дня недели. Использовала разнообразные дидактические игры НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ (приложение № ), НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. 3 Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, взади, далеко, близко. Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.” Распечатываю конверт читаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятаный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры. Формы организации детской деятельности:
Экспериментирование (измерение, принцип сохранения и т.п.). Игры развивающие и дидактические. Чтение и обсуждение познавательной литературы. Поручения. Игры-эксперименты. Дидактические сюжетные игры («Магазин», «Ателье», «Супермаркет», «Зоопарк» и т.п.).
Условия активизации самостоятельной .деятельности : Организация среды (уголка, Центра); Освоение способов деятельности (правил игры, экспериментирования и т.п.); Свободное время; Достаточность и вариативность материалов; Уважение к труду детей (доска успехов, файлы с индивидуальными рабочими листами и т.п.); Использование Рабочих тетрадей;
Разнообразные формы деятельности на основе сюжета (Литературные формы: сказки, рассказы с математическими заданиями) – «Репка», «Теремок» и т. д. на основе проектного метода: викторины., состязания (обобщающая функция), «Знатоки-математики», «Что, где, когда?» по принципу выполнения цепочки заданий (мотивация-помочь персонажам) Обобщающие мероприятия (понятие «сутки», «средства измерения времени, размера» и т. п.) Интегрированные (интеграция познавательного и худ-эстетического содержания и т. п.) Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:
Знания будут прочнее, если закреплять их дома.
Занимательные вопросы, игры-шутки. Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения. Разминка на быстроту реакции.
Дополни фразу.
Закончи предложение.
Загадки – шутки
|
Контрольная работа по предмету Формирование элементарных математических представлений Тема: Основные принципы обучения детей дошкольного возраста элементам математики |
Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений... Задания на самостоятельное изучение в межсессионный период для студентов 3 курса дошкольного отделения (заочное) |
||
Методические рекомендации по разделам: физическое воспитание; формирование... Ксерокс – 1 шт. – используются компьютеры и оргтехника для подготовки нормативно – правовых документов, информационных условий, организационно-... |
«конспект занятия по формированию элементарных математических представлений... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад №1929 |
||
I. Обзор предметной области 1 Цель работы 6 Постановка задачи 6 Глава ... |
Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений... Большое значение в реализации данных задач имеет такой компонент литературного образования школьников, как формирование представлений... |
||
Ц ентр дистанционного образования «Эйдос» Всероссийской предметной... ... |
Программа «Созвездие муз» моу «гимназия №3» Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
||
Ц ентр дистанционного образования «Эйдос» Всероссийская предметная неделя по литературе Мероприятия предметной недели направлены на подготовку будущих участников к Всероссийской эвристической олимпиаде по литературе,... |
Кто тут нам помог? Формирование представлений о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |