Конспекты развивающих занятий.
Предисловие
Большинство современных младших школьников равнодушно относятся к чтению. Это касается и младших школьников с ЗПР. Учащиеся испытывают значительные трудности в овладении чтением. Задача педагогов состоит не только в освоении детьми техники чтения, но и в формировании потребности в чтении.
Конспекты развивающих занятий составлены на материале детской литературы. В занятия включены не только различные методы работы с книгой, но и различные игры, упражнения, направленные на развитие познавательной сферы детей, развитие речи, творческих способностей.
Занятие 1.
Тема: «Русские народные сказки»
Цель: расширять представления детей о русских сказках.
Задачи:
1.Коррекционные: развивать слуховое внимание, память, воображение, связную речь детей.
2.Образовательные: познакомить детей с русскими народными сказками; учить работать с книгой; учить аргументированно и полно отвечать на вопросы; учить внимательно слушать чтение педагога; учить пересказывать текст.
3.Воспитательные: воспитывать умение вести себя на занятии; воспитывать бережное отношение к книге: воспитывать уважительное отношение к труду.
Оборудование: книги с русскими народными сказками «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лёгкий хлеб», «Петушок и бобовое зернышко», «Пшеничный колосок», иллюстрации к сказкам, тетради, ручки.
Ход занятия
-
Вступительная беседа.
- Любите ли вы сказки?
- Какие сказки вы любите и помните?
- Как вы думаете, к какому виду творчества относятся сказки? (устное народное).
- Посмотрите внимательно на нашу выставку иллюстраций к сказкам. Как вы думаете, к каким сказкам эти иллюстрации? Расскажите сюжеты этих сказок.
- Любите ли вы слушать сказки? Кто вам обычно читает сказки? Сегодня на занятии я тоже хочу предложить вам почитать сказки.
2. Чтение сказок.
- Ребята, я прочту вам сказку «Пшеничный колосок».
Чтение сказки педагогом.
Беседа о прочитанном.
- Кто главные герои сказки?
- Что делала курочка?
- Чем занимались в это время гусь и индюк?
- Что произошло однажды с курочкой?
- Помогли гусь и индюк смолотить колосок курочке?
- Кто испёк булочку из муки?
- Почему курочка не пустила гуся и индюка за стол?
- Как вы думаете, правильно ли поступила курочка?
- Какая поговорка подходит к этой сказке? (Кто не работает – тот не ест).
- Давайте прочитаем ещё одну сказку «Лёгкий хлеб». Послушайте её внимательно.
Чтение сказки педагогом.
Беседа о прочитанном.
- Кто главные герои сказки?
- Почему волку показалось трудным добывать хлеб так, как учил его мужик?
- Как мужик добывал хлеб?
- Что мужик посоветовал волку, чтобы добывать лёгкий хлеб?
- У кого волк попытался добыть лёгкий хлеб?
- Что произошло с волком?
- Как вы думаете, чем эта сказка похожа на сказку « Пшеничный колосок»?
- Что мы с вами сегодня читали? Понравились ли вам сказки? Почему? О чём эти сказки?
3. Викторина.
- Давайте поиграем в викторину «Угадай сказку». Я буду зачитывать вам отрывки из русских народных сказок, а вы будете говорить название сказки.
-
«Вот лисичка – сестричка сидит да потихонько говорит: « Битый небитого везёт». («Лисичка – сестричка и серый волк»).
-
«Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощёлкивает:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Она чуть дух переводит:
- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка». («Морозко»).
-
«Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается». («По щучьему велению»).
-
«Жили – были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная». («Лиса и заяц»).
-
«Посадил дед репку». («Репка»).
Подведение итогов викторины.
- Далее детям предлагается отгадать ребус, в котором зашифрованы слова «Колобок» (нарисованы колос, Б, окно), «Лиса» (нарисованы лимон, коса).
- Сейчас по силуэтам отгадайте животных (гусь, заяц, коза, свинья, лошадь, собака, корова, овца).
- Назовите животных, которые наиболее часто встречаются в сказках.
Подведение итогов.
4. Домашнее задание.
- Нарисуйте своего любимого сказочного персонажа.
Занятие 2.
Тема: «Сказки К.И.Чуковского»
Цель: закреплять знания учащихся о творчестве К.И.Чуковского.
Задачи:
1.Коррекционные:развивать слуховое внимание, память, воображение, связную речь детей.
2.Образовательные: расширять представления учащихся о творчестве К.И.Чуковского; учить работать с книгой; учить аргументированно и полно отвечать на вопросы; учить внимательно слушать чтение педагога; учить пересказывать текст.
3.Воспитательные:воспитывать умение вести себя на занятии; воспитывать бережное отношение к книге.
Оборудование: книги со сказками К.И.Чуковского «Муха - Цокотуха», «Бармалей», «Телефон», «Айболит», «Путаница», «Федорино горе», иллюстрации к сказкам, портрет автора, тетради, ручки.
Ход занятия
-
Вступительная беседа.
- Рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации. Кто изображен на этих иллюстрациях?
- Обратите внимание на выставку книг. Как вы думаете, произведения какого автора мы сегодня будем читать?
- Правильно, сегодня мы будем с вами читать сказки Корнея Ивановича Чуковского. какие его сказки вам знакомы?
2. Работа со сказками.
- Я предлагаю вам послушать сказку « Бармалей».
Чтение сказки педагогом.
Беседа о прочитанном.
- Понравилось ли вам произведение?
- Кто самый злой в этом произведении? Из каких слов это видно?
- Что можно сказать о детях Танечке и Ванечке?
- Что же произошло с ними?
- Кто спас детей?
-Каким Бармалей был в начале произведения?
- А каким стал в конце?
- Молодцы, я вижу, что вы внимательно слушали сказку. А какие сказки Корнея Ивановича вы еще знаете и любите?
Педагог обращает внимание учащихся на выставку иллюстрации к сказкам.
- Рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации. Эпизоды из каких сказках изображены на этих иллюстрациях?
3. Викторины.
- Вы хорошо знаете творчество Корнея Ивановича Чуковского. Замечательный детский писатель Игорь Георгиевич Сухин придумал для детей викторины по сказкам К.И.Чуковского. Давайте поиграем в викторину «Выбежал из моря кит». Я буду зачитывать вам отрывки из произведений, а вы должны вспомнить, какими словами оканчиваются эти строки.
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушенными….(Грибами. «Путаница»)
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под….(кровать. «Мойдодыр»)
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застёжки….(золотые. «Муха – Цокотуха»)
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по…..(дорожке. «Федорино горе»)
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лёг - ….(звонок. «Телефон»)
Подведение итогов викторины.
- Молодцы поиграем еще в одну викторину И.Г.Сухина «Она рычит, и кричит, и усами шевелит». Я буду зачитывать вам строчки из произведений, а вы попробуйте угадать, о ком эти строчки.
По Садовой, по Сеной. (О мочалке. «Мойдодыр»)
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок.
И медведица! (Об Айболите. «Айболит»)
В Африке злодей,
В Африке ужасный…(О Бармалее. «Бармалей».)
Стало море потухать – и потухло. (Обабочке. «Путаница»)
И вприпрыжку
Под кровать! (О книжке. «Мойдодыр»).
Подведение итогов.
4. Чтение сказки.
- Давайте вместе прочитаем сказку «Муха – Цокотуха». Кто помнит строчки из этой замечательной сказки, может читать вслух вместе со мной.
Чтение сказки педагогом вместе с детьми.
- Произведения какого автора мы сегодня читали? Какие сказки К.И.Чуковского наиболее вами любимы?
5. Домашнее задание.
- Нарисуйте иллюстрации к понравившейся сказке.
|