Всероссийское творческое движение




Скачать 114.66 Kb.
Название Всероссийское творческое движение
Дата публикации 19.06.2014
Размер 114.66 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы


Всероссийское творческое движение

«ЗВЕЗДА УДАЧИ»
Номинация «Творческий союз учеников и педагогов»

«Русская народная игровая кукла»

Подготовила:

Тинтунен Арина

ученица 4 в класса

МБОУ «Гатчинская СОШ № 1»

Гатчина, ул.Володарского,32

Руководитель:

Тюкова Эльвира Алексеевна

руководитель школьного музея

МБОУ «Гатчинская СОШ №1»

т.8921-402-52-71

e-mail: elvira8362@yandex.ru

Гатчина

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Вступление. Цели и задачи экскурсии 2

  2. Русская народная игровая кукла 3

    1. Пеленашка 4

    2. Бессонница 4

    3. Зайчик на пальчик 4

    4. Девка-баба 4

    5. Колокольчик 4

    6. Желанница 5

    7. Птичка 5

    8. Веснянка и Первоцвет 5

    9. Убоженька (Жалейка) 6

    10. Семь Я (Семья) 6

    11. Барыня 6

    12. Молодуха 6

    13. Отец или Хозяин 6

  3. Заключение 7

  4. Библиография 8

  5. Приложение 9



  1. Вступление. Цели и задачи работы


В нашем школьном музее хранится много тряпичных кукол, которые были изготовлены участницами школьного кружка «Русская кукла». Это обережные и календарные народные куклы. Их использовали как обереги и делали к различным календарным событиям. Мы сегодня используем кукол только в качестве игрушки. Какими куклами играли наши бабушки и прабабушки сегодня почти никто не знает. Я решила изготовить такие игровые куклы и рассказать о них своим одноклассникам. Помочь мне в этом согласилась руководитель школьного музея Тюкова Эльвира Алексеевна.

Цель работы: расширение знаний о русской народной игровой кукле.

Задачи работы:

  1. изготовить игровых кукол своими руками;

  2. на примере этих кукол рассказать о традициях воспитания и о народном костюме;

  3. показать, что ребёнок начинал знакомство с окружающим миром, с родиной со встречи с этими маленькими человечками, которые становились близкими друзьями;

Чтобы провести такую экскурсию, я изготовила по старым правилам несколько игровых кукол.


  1. Русская народная игровая кукла


Куклы – это часть народной традиции.

Все девочки любят играть в куклы. Кукол любили их бабушки и прабабушки. С ними играли в царских дворцах (рис.1 в Приложении) и крестьянских избах (рис.2 в Приложении). С давних времен куклы были не только предметом игры, а также символом счастья и прибыли, с ними связывали волшебные и обережные функции.

Раньше верили, что детские игры могут привлечь богатство, счастливое замужество. В народе замечали: когда дети много и усердно играли, в семье будет прибыль, если же кое-как – беда. Куклы были символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.

Дети не только играли в куклы, но и сами делали их. Это развивало трудолюбие, усидчивость, творчество.

Обычно куклу делали без лица. По старинным поверьям, в такой кукле не может поселиться нечистая сила. Родители вкладывали свою любовь в кукол, которых делали для своих детей. А они чувствовали это и относились к своим куклам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах.

Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы. «Василиса Прекрасная» (рис.3 в Приложении) - русская народная сказка о красивой и доброй девочке, у которой умерла мама и оставила ей в помощь куклу. Мачеха и её дочки, Баба-яга пытались изжить девочку, но волшебная куколка везде помогала Василисе. Соткала даже такое полотно, какого свет не видывал и отправила мачеху продать его царю. Царь захотел, чтобы Василиса сшила из них рубашки и приехала к нему лично за подарками. Когда Василиса Прекрасная явилась к царю, тот сразу в неё влюбился. На этом и закончились все беды девушки.

Куклы были в каждой крестьянской избе. Пока дети были маленькими, кукол им шили старшие. С пяти лет такую игрушку уже могла делать любая девочка. Бабушки учили внучек, матери - дочек, старшие сестры – младших. Так воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали к трудолюбию. В кукольных играх девочки учились шить, вышивать, знакомились с традиционным костюмом.

Шили кукольные платья со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает девочку. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным: он тоже должен был оберегать ребенка.

Самодельные куклы дарили родным и близким. Такие куклы делали из новой ткани. В семье для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. Считалось, что ношеная материя хранила материнскую любовь и заботу и через куклу передавала их ребенку. Лоскутки для кукол всегда рвали, а не отрезали ножницами.

2.1 Пеленашка

Первая кукла, которую мама делала ещё до рождения ребенка – Пеленашка (рис.4 в Приложении). Она должна была отвлечь все нечистые силы от новорожденного. А когда девочка подрастала, то училась куколку баюкать так, как баюкала саму её мама.

2.2 Бессонница
Вторая колыбельная кукла – Бессонница (рис.5 в Приложении). Когда без причины начинал плакать и не мог уснуть младенец, мама, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала куклу из того, что было под рукой (например, из носовых платков) и клала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.
2.3 Зайчик на пальчик

Зайчика на пальчик (рис.6 в Приложении) делали детям, чтобы они имели друга. Зайчика можно было одеть на пальчик и он был всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становилось скучно или страшно к нему можно было обратиться как к другу, поговорить с ним или просто поиграть.

2.4 Девка-баба

Девка-баба (рис.7, 8 в Приложении) кукла-перевёртыш. Служила для игры, в которой девочка узнавала, чем различается одежда девушки и замужней женщины. Эта кукла была символом скоротечности времени, когда девушка превращается в женщину.

Может показаться странным, что куклу нельзя было просто переодеть. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но тогда кукла не была манекеном для переодевания, а играла определенную и постоянную роль. Это был урок для девочек.
2.5 Колокольчик

Когда девочка становилась старше, вместе с мамой она делала Колокольчик (рис.9 в Приложении) - куклу добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней. Колокольчик сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека счастье складывается тоже из трех частей: семья, здоровье и работа. И, если у девочки что-то нехорошее случалось – она звонила в колокольчик и верила, что все плохое уйдёт.

2.6 Желанница

Желанница (рис.10 в Приложении) - была у каждой девочки. Показывать ее никому не следовало. Загадает хозяйка желание, пришьёт в подарок на платьице кукле бусинку или конфетку и скажет: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». Можете не верить, но все, что попросит, исполнялось.
2.7 Птичка
Была и русская народная игрушка для детей – птичка (рис.11 в Приложении). Птичек делали 22 марта, когда наступало весеннее равноденствие. В этот день отмечали праздник «Жаворонки». Мамы в этот день пекли печенье в виде птичек. Затем дети выходили во двор и подбрасывали их со словами: «Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела». Или пели песню-закличку весны:

Чуви-ви-ви, жаворонушки,

прилетите к нам,

принесите нам

лето тёплое,

весну красную.

Нам зима надоела,

Весь хлеб переела.

Весна-красна,

На чём пришла?

На кнутике, на хомутике.

Чуви-ви-ви,

жаворонушки!
2.8 Веснянка и Первоцвет
В начале весны играли с куклой Веснянкой (рис.12 в Приложении), которую делали из ярких розовых и красных лоскутков с красными волосами и маленькими птичками. Красный цвет – символ красоты, счастья, весны. А когда распускались первые цветы играли с куколкой Первоцвет (рис.13 в Приложении) – из зеленых и желтых тряпочек – цветов первого распустившегося цветка, который называется первоцвет.

2.9 Убоженька (Жалейка)
Куклу Убоженьку или Жалейку (рис.14 в Приложении) делали из темной ткани, с тоненькими ножками и без ручек. Эта куколка должна была воспитывать сострадание и милосердие у детей к больным, бедным и старым людям.
2.10 Семь Я (семья)

С 5-6 лет девочка уже сама делала куклы–закрутки. Туловище – закрученный кусок ткани. Кукле делали голову, руки, наряжали в платье. В этом возрасте девочка начинала играть в сюжетные игры, например «дочки-матери», когда она проигрывала с куклами всё, что происходило в её семье.

Главной была кукла Семь Я (семья) (рис.15 в Приложении). Она имеет шесть детей, привязанных к поясу. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Мама любит своих детей, сколько бы их не было. И чем крепче привязать, считалось, тем крепче девочка будет любить своих собственных детей, когда станет матерью.
2.11 Барыня
В 10-12 лет девочки изготавливали куклу Барыня (рис.16 в Приложении), которая всегда была очень нарядной и чаще всего служила куклой на выхвалку. Наряжая Барыню, девочка старалась использовать все свои умения – шить, вышивать, вязать – чтобы показать, что она умеет и какая она старательная, тем самым похвалиться перед своими подружками.
2.12 Молодуха
Эта кукла (рис.17 в Приложении), изображает молодую женщину, которая вышла замуж, но детей еще не родила. Её одежда еще с красными рисунками, но на голове уже повязан платок.
2.13 Отец или Хозяин
Поскольку девочка, играя в куклы словно примеряла на себя роли из будущей жизни, то для неё было важно иметь разных кукол девушек или женщин. Кукла отец или хозяин (рис.18 в Приложении), чаще всего была только одна, а иногда её заменяла обычная палочка или крест.

3.Заключение
Куклы - не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами учились общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Дети не просто привыкали к куклам - они привязывались к ним, как к живым существам.

Со встречи с куклами начиналось знакомство ребёнка с окружающим миром. Они в игре знакомились с народными традициями, обрядами, культурой.

Нельзя сказать, что русские народные куклы – это наше прошлое. Народное творчество привлекает и современных людей, вызывая большой интерес к традициям изготовления кукол. Сейчас открываю студии народного творчества, проводят мастер-классы. В нашей школе работает кружок, который посещают не только девочки, но и мальчики, а значит даже в век интернета и компьютерных игр есть место простым и красивым игрушкам, которые сделаны своими руками.

Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Но всё же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которую вы сделали своими руками, вложили частичку своей души.

И сегодня отвечая на вопрос «С чего начинается Родина?» с уверенностью можно сказать: «Родина начинается с народной куклы».


4.БИБЛИОГРАФИЯ



  1. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»

  1. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. «Культура русского народа», СПб, «ПАРИТЕТ», 2005

  2. Сост. Савушкина Н. «Русские народные сказки», М., Художественная литература, 1965

  3. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла», СПб Детство-ПРЕСС, 2011

  4. http://rcio.pnzgu.ru/personal/173/3/7/trjpinaj.htm


5.ПРИЛОЖЕНИЯ


Рис.1

Великая княжна Ольга Александровна

в Китайской галерее

Гатчинского дворца



Рис.2

Старая открытка





Рис.3

Иллюстрация к сказке

«Василиса Прекрасная»



Рис.4

Пеленашка




Рис.5

Бессонница



Рис.6

Зайчик на пальчик



Рис.7

Девка-баба (Девка)



Рис.8

Девка-баба (Баба)



Рис.9

Колокольчик



Рис.10

Желанница






Рис.11

Птички






Рис.12

Веснянка



Рис.13

Первоцвет



Рис.14

Убоженька или Жалейка









Рис.15

Семь Я (Семья)




Рис.16

Барыня






Рис.17

Молодуха




Рис.18

Отец-хозяин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийское творческое движение icon Химия 10-11 классы (общая и неорганическая)
Алгебра и начала анализа 10 -11. Итоговая аттестация Движение и взаимодействие тел. Движение и силы
Всероссийское творческое движение icon Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны
Партизанское движение в тылу немецко-фашистских захватчиков явилось составной частью
Всероссийское творческое движение icon Заседание мо классных руководителей (воспитательный план на 1 полугодие)
«Профессионально творческое развитие и саморазвитие учителей в рамках образовательной системы школы»
Всероссийское творческое движение icon Набор сторонников путем «пирамиды» ипроведение мероприятий, для вовлечение их в движение
Набор сторонников путем «пирамиды» и проведение мероприятий, для вовлечение их в движение
Всероссийское творческое движение icon Тест «Серебряный век» русской культуры»
Кто из названных русских художников конца XIX — начала XX в не входил в творческое общество «Мир искусства»?
Всероссийское творческое движение icon Урок-лекция А. С. Пушкин: жизнь и судьба
Цели: изучить жизненный путь поэта; развивать творческое мышление детей; воспитывать любовь к Поэту
Всероссийское творческое движение icon И. А. Бескова как возможно творческое мышление?
Утверждается, что филогенетически первичные формы познавательной деятельности в скрытом виде функционируют и на более поздних этапах,...
Всероссийское творческое движение icon Логика Сатира Движение Рифма Грамматика Просвеще-ние

Всероссийское творческое движение icon «Движение за трезвость на территории Челябинской епархии в конце XIX начале XX века»
«Движение за трезвость на территории Челябинской епархии в конце XIX – начале XX века»
Всероссийское творческое движение icon Моего сообщения “Движение здоровью”
Наш семейный стадион. — 2-е изд., доп., пере-раб. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 96 с., ил
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции