Всероссийское творческое движение
«ЗВЕЗДА УДАЧИ»
Номинация «Творческий союз учеников и педагогов»
«Русская народная игровая кукла»
Подготовила:
Тинтунен Арина
ученица 4 в класса
МБОУ «Гатчинская СОШ № 1»
Гатчина, ул.Володарского,32
Руководитель:
Тюкова Эльвира Алексеевна
руководитель школьного музея
МБОУ «Гатчинская СОШ №1»
т.8921-402-52-71
e-mail: elvira8362@yandex.ru
Гатчина
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
-
Вступление. Цели и задачи экскурсии 2
-
Русская народная игровая кукла 3
-
Пеленашка 4
-
Бессонница 4
-
Зайчик на пальчик 4
-
Девка-баба 4
-
Колокольчик 4
-
Желанница 5
-
Птичка 5
-
Веснянка и Первоцвет 5
-
Убоженька (Жалейка) 6
-
Семь Я (Семья) 6
-
Барыня 6
-
Молодуха 6
-
Отец или Хозяин 6
-
Заключение 7
-
Библиография 8
-
Приложение 9
-
Вступление. Цели и задачи работы
В нашем школьном музее хранится много тряпичных кукол, которые были изготовлены участницами школьного кружка «Русская кукла». Это обережные и календарные народные куклы. Их использовали как обереги и делали к различным календарным событиям. Мы сегодня используем кукол только в качестве игрушки. Какими куклами играли наши бабушки и прабабушки сегодня почти никто не знает. Я решила изготовить такие игровые куклы и рассказать о них своим одноклассникам. Помочь мне в этом согласилась руководитель школьного музея Тюкова Эльвира Алексеевна.
Цель работы: расширение знаний о русской народной игровой кукле.
Задачи работы:
-
изготовить игровых кукол своими руками;
-
на примере этих кукол рассказать о традициях воспитания и о народном костюме;
-
показать, что ребёнок начинал знакомство с окружающим миром, с родиной со встречи с этими маленькими человечками, которые становились близкими друзьями;
Чтобы провести такую экскурсию, я изготовила по старым правилам несколько игровых кукол.
-
Русская народная игровая кукла
Куклы – это часть народной традиции.
Все девочки любят играть в куклы. Кукол любили их бабушки и прабабушки. С ними играли в царских дворцах (рис.1 в Приложении) и крестьянских избах (рис.2 в Приложении). С давних времен куклы были не только предметом игры, а также символом счастья и прибыли, с ними связывали волшебные и обережные функции.
Раньше верили, что детские игры могут привлечь богатство, счастливое замужество. В народе замечали: когда дети много и усердно играли, в семье будет прибыль, если же кое-как – беда. Куклы были символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.
Дети не только играли в куклы, но и сами делали их. Это развивало трудолюбие, усидчивость, творчество.
Обычно куклу делали без лица. По старинным поверьям, в такой кукле не может поселиться нечистая сила. Родители вкладывали свою любовь в кукол, которых делали для своих детей. А они чувствовали это и относились к своим куклам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах.
Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы. «Василиса Прекрасная» (рис.3 в Приложении) - русская народная сказка о красивой и доброй девочке, у которой умерла мама и оставила ей в помощь куклу. Мачеха и её дочки, Баба-яга пытались изжить девочку, но волшебная куколка везде помогала Василисе. Соткала даже такое полотно, какого свет не видывал и отправила мачеху продать его царю. Царь захотел, чтобы Василиса сшила из них рубашки и приехала к нему лично за подарками. Когда Василиса Прекрасная явилась к царю, тот сразу в неё влюбился. На этом и закончились все беды девушки.
Куклы были в каждой крестьянской избе. Пока дети были маленькими, кукол им шили старшие. С пяти лет такую игрушку уже могла делать любая девочка. Бабушки учили внучек, матери - дочек, старшие сестры – младших. Так воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали к трудолюбию. В кукольных играх девочки учились шить, вышивать, знакомились с традиционным костюмом.
Шили кукольные платья со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает девочку. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным: он тоже должен был оберегать ребенка.
Самодельные куклы дарили родным и близким. Такие куклы делали из новой ткани. В семье для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. Считалось, что ношеная материя хранила материнскую любовь и заботу и через куклу передавала их ребенку. Лоскутки для кукол всегда рвали, а не отрезали ножницами.
2.1 Пеленашка
Первая кукла, которую мама делала ещё до рождения ребенка – Пеленашка (рис.4 в Приложении). Она должна была отвлечь все нечистые силы от новорожденного. А когда девочка подрастала, то училась куколку баюкать так, как баюкала саму её мама.
2.2 Бессонница
Вторая колыбельная кукла – Бессонница (рис.5 в Приложении). Когда без причины начинал плакать и не мог уснуть младенец, мама, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала куклу из того, что было под рукой (например, из носовых платков) и клала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
2.3 Зайчик на пальчик
Зайчика на пальчик (рис.6 в Приложении) делали детям, чтобы они имели друга. Зайчика можно было одеть на пальчик и он был всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становилось скучно или страшно к нему можно было обратиться как к другу, поговорить с ним или просто поиграть.
2.4 Девка-баба
Девка-баба (рис.7, 8 в Приложении) – кукла-перевёртыш. Служила для игры, в которой девочка узнавала, чем различается одежда девушки и замужней женщины. Эта кукла была символом скоротечности времени, когда девушка превращается в женщину.
Может показаться странным, что куклу нельзя было просто переодеть. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но тогда кукла не была манекеном для переодевания, а играла определенную и постоянную роль. Это был урок для девочек.
2.5 Колокольчик
Когда девочка становилась старше, вместе с мамой она делала Колокольчик (рис.9 в Приложении) - куклу добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней. Колокольчик сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека счастье складывается тоже из трех частей: семья, здоровье и работа. И, если у девочки что-то нехорошее случалось – она звонила в колокольчик и верила, что все плохое уйдёт.
2.6 Желанница
Желанница (рис.10 в Приложении) - была у каждой девочки. Показывать ее никому не следовало. Загадает хозяйка желание, пришьёт в подарок на платьице кукле бусинку или конфетку и скажет: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». Можете не верить, но все, что попросит, исполнялось.
2.7 Птичка
Была и русская народная игрушка для детей – птичка (рис.11 в Приложении). Птичек делали 22 марта, когда наступало весеннее равноденствие. В этот день отмечали праздник «Жаворонки». Мамы в этот день пекли печенье в виде птичек. Затем дети выходили во двор и подбрасывали их со словами: «Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела». Или пели песню-закличку весны:
Чуви-ви-ви, жаворонушки,
прилетите к нам,
принесите нам
лето тёплое,
весну красную.
Нам зима надоела,
Весь хлеб переела.
Весна-красна,
На чём пришла?
На кнутике, на хомутике.
Чуви-ви-ви,
жаворонушки!
2.8 Веснянка и Первоцвет
В начале весны играли с куклой Веснянкой (рис.12 в Приложении), которую делали из ярких розовых и красных лоскутков с красными волосами и маленькими птичками. Красный цвет – символ красоты, счастья, весны. А когда распускались первые цветы играли с куколкой Первоцвет (рис.13 в Приложении) – из зеленых и желтых тряпочек – цветов первого распустившегося цветка, который называется первоцвет.
2.9 Убоженька (Жалейка)
Куклу Убоженьку или Жалейку (рис.14 в Приложении) делали из темной ткани, с тоненькими ножками и без ручек. Эта куколка должна была воспитывать сострадание и милосердие у детей к больным, бедным и старым людям.
2.10 Семь Я (семья)
С 5-6 лет девочка уже сама делала куклы–закрутки. Туловище – закрученный кусок ткани. Кукле делали голову, руки, наряжали в платье. В этом возрасте девочка начинала играть в сюжетные игры, например «дочки-матери», когда она проигрывала с куклами всё, что происходило в её семье.
Главной была кукла Семь Я (семья) (рис.15 в Приложении). Она имеет шесть детей, привязанных к поясу. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Мама любит своих детей, сколько бы их не было. И чем крепче привязать, считалось, тем крепче девочка будет любить своих собственных детей, когда станет матерью.
2.11 Барыня
В 10-12 лет девочки изготавливали куклу Барыня (рис.16 в Приложении), которая всегда была очень нарядной и чаще всего служила куклой на выхвалку. Наряжая Барыню, девочка старалась использовать все свои умения – шить, вышивать, вязать – чтобы показать, что она умеет и какая она старательная, тем самым похвалиться перед своими подружками.
2.12 Молодуха
Эта кукла (рис.17 в Приложении), изображает молодую женщину, которая вышла замуж, но детей еще не родила. Её одежда еще с красными рисунками, но на голове уже повязан платок.
2.13 Отец или Хозяин
Поскольку девочка, играя в куклы словно примеряла на себя роли из будущей жизни, то для неё было важно иметь разных кукол девушек или женщин. Кукла отец или хозяин (рис.18 в Приложении), чаще всего была только одна, а иногда её заменяла обычная палочка или крест.
3.Заключение
Куклы - не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами учились общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Дети не просто привыкали к куклам - они привязывались к ним, как к живым существам.
Со встречи с куклами начиналось знакомство ребёнка с окружающим миром. Они в игре знакомились с народными традициями, обрядами, культурой.
Нельзя сказать, что русские народные куклы – это наше прошлое. Народное творчество привлекает и современных людей, вызывая большой интерес к традициям изготовления кукол. Сейчас открываю студии народного творчества, проводят мастер-классы. В нашей школе работает кружок, который посещают не только девочки, но и мальчики, а значит даже в век интернета и компьютерных игр есть место простым и красивым игрушкам, которые сделаны своими руками.
Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Но всё же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которую вы сделали своими руками, вложили частичку своей души.
И сегодня отвечая на вопрос «С чего начинается Родина?» с уверенностью можно сказать: «Родина начинается с народной куклы».
4.БИБЛИОГРАФИЯ
-
Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
-
Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. «Культура русского народа», СПб, «ПАРИТЕТ», 2005
-
Сост. Савушкина Н. «Русские народные сказки», М., Художественная литература, 1965
-
Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла», СПб Детство-ПРЕСС, 2011
-
http://rcio.pnzgu.ru/personal/173/3/7/trjpinaj.htm
5.ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис.1
Великая княжна Ольга Александровна
в Китайской галерее
Гатчинского дворца
Рис.2
Старая открытка
Рис.3
Иллюстрация к сказке
«Василиса Прекрасная»
Рис.4
Пеленашка
Рис.5
Бессонница
Рис.6
Зайчик на пальчик
Рис.7
Девка-баба (Девка)
Рис.8
Девка-баба (Баба)
Рис.9
Колокольчик
Рис.10
Желанница
Рис.11
Птички
Рис.12
Веснянка
Рис.13
Первоцвет
Рис.14
Убоженька или Жалейка
Рис.15
Семь Я (Семья)
Рис.16
Барыня
Рис.17
Молодуха
Рис.18
Отец-хозяин
|