193232, Санкт-Петербург Тел. 585-34-95
Крыленко, д.33, корп.2 Факс 585-36-40
e-mail school343@spb.edu.ru
http://school343.narod.ru
Исследовательская работа по литературе
Говорящие имена и фамилии в произведениях русских писателей
XIX века
Ученицы 10 «А» класса
Гимназии №343, Невского района
Аникиной Александры Ивановны
Тел. моб.: +7-921-595-04-44
Учитель:
Святова Елена Николаевна
Тел. Моб.: +7-950-038-37-96
Санкт-Петербург
2012-2013 г.
Оглавление
Введение 4
Глава 1. «Говорящие фамилии» как художественный приём в произведениях литературы 6
Глава 2 . «Говорящие фамилии» в произведениях классицизма Д.И. Фонвизин «Недоросль» 8
Глава 3. «Говорящие фамилии» как отражение идеи произведения А. С. Грибоедов «Горе от ума» 12
Глава 4. «Говорящие фамилии» как средство создания сатиры Н.В.Гоголь «Ревизор» 16
Глава 5. Метафоризация «говорящих фамилий». А.Н.Островский «Гроза» 19
Глава 6.Эмоциональная окрашенность «говорящих имён» в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» 21
Глава 7. Разноплановость приёма «говорящие фамилии» в творчестве А.П. Чехова 23
Глава 8. Трансформация приема «говорящие фамилии» в произведениях XX века 26
Глава 9. Литературный словарь «Говорящие фамилии» 29
Заключение 38
Библиография 40
«В художественном произведении нет неговорящих имен»
(Ю.Н. Тынянов, 1977)
Введение
Если прислушаться к речи окружающих, то можно заметить, что часто наши друзья, знакомые обращаются друг к другу по прозвищу, которое пристаёт к человеку и иногда заменяет ему имя и фамилию. Это происходит потому, что с помощью прозвищ люди пытаются подчеркнуть индивидуальность, характер человека. Сами же прозвища могут быть настолько выразительны и своеобразны, что обычные имена с ними в этом отношении соперничать не могут. Имя красит человека и может о нем многое рассказать. Люди с древних времён старались использовать имена со смыслом – «говорящие» имена, которые выражали пожелания близких или отражали его происхождение и общественное положение. Эта традиция во многом сохраняется и сегодня.
На уроках литературы мы часто знакомимся с героями, которые носят говорящие фамилии.
-
Но для чего автор прибегает к такому приему?
-
Кто первый взял такой прием за основу?
На эти вопросы я постараюсь ответить в своей исследовательской работе. Выбор этой темы обусловлен очень большим интересом к говорящим именам в русской литературе.
Цель работы – рассмотреть использование говорящих имен и фамилий как художественный приём на примере произведений русских писателей XIX века.
Глава 1. «Говорящие фамилии» как художественный приём в произведениях литературы
Как правило, в произведениях художественной литературы свои имена, отчества и фамилии персонажи получают в зависимости от общего замысла и той функции, которой каждый из них наделен автором. О роли и значении имен, фамилий литературных героев на данный момент написано очень много научных работ. В большинстве случаев речь идет о так называемом приеме "говорящих фамилий", который использует тот или иной писатель для создания определенного образа героя. В литературе очень часто используется такой приём. Через фамилию автор старается передать нам своё отношение к герою, дать ему косвенную характеристику, чтобы мы, даже едва познакомившись с персонажем, не читая произведение, могли догадаться, что он из себя представляет. А когда читаешь произведение и вдумываешься в его содержание, «говорящие» фамилии помогают глубже понять характер, привычки, поведение литературных персонажей. Я убедилась в этом, читая произведения Гоголя «Ревизор», Фонвизина «Недоросль», Грибоедова «Горе от ума» и др. Эти писатели очень тонко и точно умеют «наградить» фамилиями своих героев.
Уже античная литература предоставляла тот материал, на основе которого в принципе было возможно возникновение специальной науки о собственных именах в художественном тексте. В русской литературе объектом рассмотрения собственные имена стали в художественной практике классицистов. Примечательно, что М. В. Ломоносов, совместивший в своем подходе к литературе позиции теоретика и практика, видел в именах собственных один из мощных тексто- и стилеобразующих факторов. Впрочем, гораздо чаще к именам обращались в связи с определенной интерпретацией тех или иных персонажей. Имя при этом не выделялось из художественной и языковой ткани всего произведения в качестве самостоятельной смысловой сущности и отдельного объекта исследования, а воспринималось как атрибут персонажа или даже целого литературного направления и привлекалось только в связи с их анализом.
|