Анализ результатов итоговой аттестации
учащихся 11 класса в формате ЕГЭ
В течение 2012-2013 учебного года в гимназии велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к ЕГЭ. Методический совет, ознакомившись с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ЕГЭ, разработал план-график подготовки гимназии к ЕГЭ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы. В соответствии с данным планом директор, заместитель директора по УВР, методические объединения, психологическая служба также составили планы работы по подготовке учащихся к Единому экзамену.
В октябре месяце для учителей-предметников проведен инструктивно-методический семинар «Цели и технология ЕГЭ», на котором изучены результаты экзамена 2012 года, Положение о проведении ЕГЭ, методические рекомендации по преподаванию предметов в гимназии с учетом результатов ЕГЭ 2012 года, порядок заполнения бланков ЕГЭ. Кроме того, вопросы подготовки к ЕГЭ неоднократно в течение года выносились на обсуждение методических объединений и педагогического совета школы, учителя русского языка и литературы, математики принимали участие в работе постоянно действующих городских мо.
В начале 2012-2013 учебного года сформирована база данных по учащимся гимназии, которая обновлялась в течение года, оформлен информационный стенд, посвященный ЕГЭ, 1 раз в две недели организована работа по заполнению бланков ЕГЭ.
Учителя-предметники уделяли большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, факультативах и индивидуальных занятиях, отмечая ответы непосредственно в бланках. Проведен ряд репетиционных работ по русскому языку и математике в форме и по материалам ЕГЭ.
В течение года осуществлялось постоянное информирование учащихся 11 класса и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ: проведен ряд ученических и родительских собраний, где рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения ЕГЭ, показаны презентации, рекомендованные Министерством образования, подробно изучены инструкции для участников ЕГЭ. До сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты всех репетиционных работ, были рассмотрены основные ошибки учащихся, разработаны планы мероприятий по устранению данных ошибок.
Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ включало диагностическую и тренинговую работу со всеми учащимися 11 класса (выявление интеллектуальных способностей, уровня тревожности, типа темперамента, уровня самооценки и т.д.), с определенными категориями детей (отличниками, гиперактивными детьми), работу с педагогами, а также проведение различных практикумов, психолого-педагогических занятий.
Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года был на внутришкольном контроле. Просматривалась работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие информационных уголков в классах, организация подготовки к ЕГЭ на уроках и индивидуальных занятиях.. Анализ результатов пробных ЕГЭ позволил наметить точки мониторинга в подготовке к ЕГЭ, избежать типичных ошибок.
Учителями Исмаиловой З.Н.. (русский язык),Будуновой П.Г..(математика ) на основе данных аналитических материалов, городских диагностических работ и итогов промежуточного контроля, пробного ЕГЭ был реализован план – график сдачи зачётов по ключевым и «проблемным» темам. Большую роль в подготовке учащихся сыграли разработанные учителями индивидуальные планы подготовки для слабых учащихся. Проводились дополнительные занятия по утверждённому графику. Особое внимание в этом году уделялось отработкае навыков выполнения части В и С, т. к. они являются самой сложной частью ЕГЭ.
Динамика сдачи учащимися русского языка за последние 3 года :
Русский язык
(средний бал)
2010-2011 уч. год
|
2011-2012уч. год
|
2012-2013уч. год
|
54
|
54
|
63
|
Как видно из данных таблицы результаты ЕГЭ по русскому языку, на лицо стабильность результатов. Этому предшествовала серьезная подготовка: в течение года проводились и подробно анализировались все работы, отмечались наиболее серьезные пробелы в знаниях. Параллельно велась серьезная разъяснительная работа с учащимися и их родителями учителем, классным руководителем, администрацией.
.
Есть проблемы. Поэлементный анализ результатов показал пробелы в подготовке экзаменуемых: сформированность лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений. Несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве выполнения экзаменуемыми третьей части экзаменационной работы. Во многих сочинениях выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
На прежнем уровне по сравнению с предыдущими годами остались результаты выполнения заданий, проверяющих владение тестируемыми языковой компетенцией, что во многом объясняется процессами, происходящими в современном обществе: широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот – правильно образованные формы воспринимаются как ошибочные. Это приводит к неверным ответам при выполнении экзаменационного теста. Статистика показывает низкий процент выполнения заданий второй части работы, проверяющих сформированность лингвистической компетенции.
В целом главные затруднения касались следующих заданий:
-
А1 (орфоэпические нормы), А5 (нормы согласования, нормы управления), А9 (синтаксический анализ предложения), А10 (морфологическая характеристика слова), А14 (орфографические нормы), А18 (правописание предлогов и союзов), А25 (пунктуация в СП с разными видами связи);
-
В2, В4, В6 (менее 50% учащихся с ними справились полностью). Лишь 31% уч-ся получили 2 балла и 30% - 1 балл за задание В8 (определение изобразительно-выразительных средств языка). И только чуть больше половины одиннадцатиклассников справились с заданиями В1 (морфемика и словообразование) – 56%; В5 (простое осложненное предложение) – 53%; В7 (средства связи предложений в тексте) – 59%.
-
Лучше всего справились с заданием В3 (типы связи слов в словосочетании) – 63%.
-
Крайне сложным для многих остается выполнение задания части С.
Результаты ЕГЭ показали, что у экзаменуемых недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально-семантической основе, то есть с учётом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. Подобный анализ, являющийся основой формирования лингвистической компетентности выпускников, развивает способность не только опознавать и анализировать языковые явления, но и правильно, стилистически уместно, выразительно употреблять их в собственной речи. Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач.
Вероятно, многие просчёты в формировании языковой компетентности экзаменуемых связаны с отсутствием представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена. Необходимо развивать языковой эстетический вкус учащихся, способность осознавать эстетическую ценность высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности, а также формировать у учащихся потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая её к эстетическим речевым нормам.
В этом учебном году необходимо:
- обсудить аналитические материалы по результатам ЕГЭ на заседании МО;
- разработать и использовать Программу деятельности учителя по подготовке к ЕГЭ разработанной управленческой командой, состоящей из завуча, руководителей МО и учителей – предметников;
-использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход;
-использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке творческих работ учащихся;
-необходимо перестроить преподавание русского языка таким образом, чтобы создать условия для перехода от обучения «в грамматическом духе» к обучению « в риторическом духе». Это предполагает целенаправленное развитие диалогической и монологической речи учащихся (устной и письменной); формирование умения рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод, любой диалог вести этически корректно. Для этого целесообразно введение курса риторики в школьный компонент не только в 5-х классах;
- отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста. Создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции: больше работать с текстом, обучать анализу текста, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
- комплексно использовать работу над сочинениями и изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;
- учителям русского языка регулярно проводить тестовый контроль для того, чтобы учащиеся могли овладеть техникой работы с тестами и могли работать в формате ЕГЭ (начиная с 5-го класса);
- произвести поэлементный анализ результатов ЕГЭ;
- шире использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники;
- заместителю директора по УВР Пташинской С.В. усилить контроль за преподаванием русского языка в 5-11 классах, в течение года проводить мониторинг усвоения тем учащимися;
- руководителю МОМагомедовой М.А. . разработать технологию обучения наиболее сложным для усвоения темам на базовом уровне;
- ознакомить родителей и школьников с нормативной базой проведения ЕГЭ.
:
Динамика сдачи учащимися математики за последние 3 года :
Математика(средний бал)
2010-2011 уч. год
|
2011-2012уч. год
|
2012-2013уч. год
|
47
|
48
|
56
|
Результаты показывают средний уровень успешности. Сравнение результатов последних трех лет показывает, что в 2013г. выпускники в целом продемонстрировали примерно одинаковый средний уровень подготовки.
Как и в предыдущий год, участники экзамена в целом показали невысокие результаты при решении геометрических задач повышенного, а также базового уровня сложности. Многие учащиеся вообще не приступают к решению геометрических задач не только повышенного уровня, но и базового.
.
Анализ полученных результатов ЕГЭ позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленных усилий педагогического коллектива нашей гимназии по повышению качества обучения.
Основными недостатками нашей работы в этом направлении является то, что:
- продолжает формально усваиваться теоретическое содержание математики. Школьники затрудняются применять полученные теоретические знания в конкретно заданной практико-ориентированной ситуации, которая может даже незначительно отличаться от стандартной;
- выпускники недостаточно владеют определенными общеучебными умениями;
- допускают элементарные вычислительные ошибки;
- у школьников слабы навыки самоконтроля, что приводит к допуску ошибок на невнимание.
Положительный опыт учителей математики показывает, что для улучшения результатов ЕГЭ в самом учебном процессе (практически на каждом уроке математики по мере изучения и повторения учебного материала) необходима всякий раз специальная подготовка учащихся к экзамену (умение работать с различными типами тестовых заданий , планировать время работы с различными частями экзаменационной работы, а также с системой критериального оценивания и даже с заполнением бланков ответов, в целом - с технологией проведения ЕГЭ. Практическое использование методических рекомендаций ФИПИ окажет большую помощь учителю).
Подготовка к ЕГЭ не сводится к «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии экзамена. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо выявить и ликвидировать отдельные пробелы в знаниях учащихся. Одновременно надо постоянно выявлять проблемы и повышать уровень каждого учащегося в следующих областях (хорошо известных каждому учителю): арифметические действия и культура вычислений, алгебраические преобразования и действия с основными функциями, понимание условия задачи, решение практических задач, самопроверка.
При преподавании геометрии необходимо, прежде всего, уделять внимание формированию базовых знаний курса стереометрии (угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, многогранники и т.д.). Одновременно необходимо находить возможность восстанавливать базовые знания курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). При изучении геометрии необходимо повышать наглядность преподавания, больше уделять внимания вопросам изображения геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний к решению практических задач.
.
Рекомендации:
-
на заседании м/о учителей математики необходимо проанализировать результаты ЕГЭ 2013г., сравнить школьные результаты с результатами экзамена по математике.; выявить проблемы, затруднения, причины низких показателей в ЕГЭ, сравнить их с окружными и городскими показателями и определить собственный регламент работы по позитивному изменению результатов;
-
учителям математики необходимо проанализировать и пересмотреть собственный опыт в обучении школьников математике с учетом полученных результатов в ЕГЭ 2013 г. и предыдущих лет; откорректировать собственное представление о требованиях к математической подготовке школьников с учетом программных требований и государственной аттестации в форме ЕГЭ; усилить внимание к изучению курса геометрии; акцентировать внимание на обучение детей методам и приемам рассуждений, на формирование общеучебных и специальных умений, позволяющих выйти школьнику на самообучение; обратить внимание на усиление внутрипредметных и межпредметных связей в математике как необходимого условия для выполнения практикоориентированных заданий (текстовые задачи, графики и функции, тождественные преобразования);
-
заместителю директора по УВР Пташинской С.В.. необходимо:
-
усилить контроль за обучением математике, используя материалы аналитического материала по ЕГЭ;
-
осуществлять контроль качества преподавания математики, внести в систему ВШК персональный контроль за работой учителей математики.
Физика
Число участников ЕГЭ по физике в июне 2013 года составило 5 человек.
В целом результаты выполнения экзаменационной работы в 2013 г. оказались несколько выше результатов прошлого года ( в этом году средний балл составил 52).
Рекомендации:
-
В процессе преподавания курса физики и проведении тематического контроля знаний рекомендуется шире использовать тестовые задания.
-
Не стоит забывать и о тех вопросах курса физики основной школы, которые являются частью тематических разделов курса средней школы, но, как правило, не повторяются в учебно-методических материалах для старших классов. В начале изучения каждой из тем в 10-11 классах необходимо чётко выявлять степень усвоения тех опорных знаний по данной теме, которые должны были быть усвоены в основной школе. Самым оптимальным для этого является проведение стартового контроля, по результатам которого в каждом конкретном классе корректируется план изучения темы и ликвидируются пробелы;
-
Проводить пробные репетиционные экзамены по физике с последующим подробным поэлементным анализом и отработкой пробелов в знаниях учащихся 11 класса;
-
заместителю директора по УВР Пташинской С.В.уделить больше внимания вопросам организации ЕГЭ, проведения и подготовки к ЕГЭ учителем физики.
Химия
Число участников ЕГЭ по химии в июне 2013 года составило 5 человека. Средний балл 58,что на 5 баллов ниже,чем на пробном ЕГЭ.
Рекомендации:
-
Сравнение результатов ЕГЭ нескольких лет позволят объективно оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников, принимающих участие в экзамене. При этом выявляются недостатки, которые были обнаружены и в предшествующие годы;
-
Учителю необходимо более подробно знакомиться с нормативными документами (стандартом образования, кодификатором, спецификацией и другими), овладевать современными образовательными технологиями, позволяющими достигать высоких результатов;
-
усилить внимание при изучении, повторении и обобщении наиболее значимых компонентов курса.
Биология
Экзамен по биологии выбирали преимущественно те ученики, которые собирались поступать на биологические специальности,медицинские вузы. Предмет сдавали 7 учащихся.Средний балл по биологии 75,что на 15баллов выше,чем на пробном ЕГЭ.
Рекомендации:
- Подготовку к ЕГЭ начинать с разъяснительной беседы, ориентирующей на адекватный выбор конкретного предмета. Информировать учащихся и их родителей о предназначении и требованиях ЕГЭ;
- Для подготовки активно использовать возможности факультативных курсов.
- Обратить большее внимание по биологии на:
анализ нестандартных ситуаций и задач по биологии;
-
оперирование теоретическими знаниями в различных комбинациях;
-
использование графических способов выражения информации;
-
привлекать ресурсы Интернета и дополнительного образования для проведения практических работ и обобщения учебных тем;
-
Зам. директора по УВР Пташинской С.В.проводить мониторинг уровня качества знаний по биологии в формате ЕГЭ и рефлексии.
История России
Предмет сдавали 13 учащихся.Средний балл 61,что подтверждает результат пробного ЕГЭ по истории.
Рекомендации:
-
Задания ЕГЭ должны стать для учеников узнаваемыми, чтобы они владели алгоритмом их успешного выполнения;
-
Методика преподавания истории должна ориентироваться на создание условий для понимания учениками хода истории, объяснения смысла и сущности событий, их причин и последствий, на применение знаний и умений в практической деятельности, в новых познавательных ситуациях. Необходимо вернуться к дифференцированному типу заданий на уроке, используя базовый уровень, повышенного и высокого уровня сложности. У учащихся возникнет более объективная картина уровня знаний;
Английский язык
Пороговый балл составлял 20 баллов.
Сдавали 6 учащихся. Средний балл 58 баллов.Вскрылись и проблемы, на которые обязательно необходимо обращать внимание при подготовке к ЕГЭ:
1.Неумение писать текст по заданному формату.
2. Неумение сосредоточиться на правильном заполнении бланков ответов, во время апелляций были выявлены случаи, когда ученик, заполняя бланк ответов, забывал переносить ответы с черновика.
3. Неумение выполнять работу в заданные временные рамки.
Это результат репетиторской деятельности.
Рекомендации:
- Рук.ШМО англ. яз организовать роведение пробного ЕГЭ по предмету.
Обществознание
Сдавали 26 человек. Средний балл – 63,что на 3 балла выше,чем на пробном.
Обществоведческие знания и предметные умения выпускников, сдававших экзамен в 2013 году, в целом находятся на том же уровне, который демонстрировали выпускники 2012 года. По отдельным элементам содержания и проверяемым умениям заметен рост.
Но с другой стороны, по-прежнему просматриваются трудности в выполнении заданий, связанных с использованием понятий высокого уровня теоретического обобщения, а также ориентированных на установление структурно-функциональных и причинно-следственных связей объектов.
Устойчивый характер носят затруднения, связанные с недостаточной степенью владения аналитическими и оценочными умениями при выполнении заданий высокого уровня сложности с текстовой информацией.
Рекомендации:
-
Школьным М/О учителей истории проанализировать собственный опыт в обучении школьников ЕГЭ по обществознанию.
-
С учетом КИМ откорректировать собственное представление о требованиях к обществоведческой подготовке школьников, ориентируясь на соответствующие программные документы;
-
Обратить внимание на организационную и содержательную работу с учащимися по подготовке к ЕГЭ не только в 10-11 классах, но и на протяжении всего периода изучения предмета обществознания;
-
Обеспечить систематическое повторение пройденного в целях прочного овладения всеми выпускниками основными элементами содержания курса.
Подводя итоги анализа хочется отметить, что результаты у нас хорошие, поэтому исходя из вышеперечисленных проблем, коллектив школы поставил перед собой следующие задачи:
-
Учителям математики, русского языка и литературы сотрудничать с опытными педагогамигорода..
-
В тематическом планировании по предметам на основании КИМов выделить темы, которые включены в задания ЕГЭ.
-
Администрации школы усилить контроль за проведением уроков учителей и занятиями во второй половине дня, где проводиться подготовка к итоговой аттестации.
-
Практиковать репетиционные работы в форме ЕГЭ в рамках промежуточной аттестации в различных классах с учетом возрастных особенностей учащихся.
-
Способствовать формированию положительных мотивационных установок у учащихся и родителей к Единому экзамену.
-
Совершенствовать работу школьной психологической службы.
|