Вступление




Скачать 108.95 Kb.
НазваниеВступление
Дата публикации17.06.2014
Размер108.95 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы


И.С.ШМЕЛЕВ "БОГОМОЛЬЕ"



"КОГДА ОН ПИШЕТ.ОН СЛУШАЕТ,КАК РАСТЕТ ТРАВА РУССКОГО БЫТИЯ.КАК СТОНЕТ И НОЕТ РУССКАЯ ДУША"

И.А. ИЛЬИН

ВСТУПЛЕНИЕ

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, интегрированный(от латинского слова-цельное, т.е. объединение в целое каких-либо частей).Сегодня мы познакомимся с творчеством И.С.Шмелева и его повестью "Богомолье".

Шмелеву выпало жить во времена, когда резко и трагически рушились привычные уклады жизни. ломались судьбы людей. И.С. тоже испытал на себе крутой излом истории; революция разрубила его творческую жизнь на две кровоточащие половины одну он прожил в России, другую на чужбине, в эмиграции. Но где бы он ни работал, под родными или чужими звездами, писал он всегда и только о России, для России, для русского народа. В духовную силу народа он верил безмерно. Высочайшие критерии нравственности и вера в русский народ составляли само существо его подвижнического писательского труда."Среди зарубежных русских писателей И.С.Шмелев - самый русский. Ни на минуту в своем душевном горении он не перестает думать о России и мучиться ее несчастиями."(К.Бальмонт)

Каким же он был, этот искатель правды, заступник и друг обиженных. мученик и, наконец, учитель? Перед вами портрет И.С.Шмелева (ПРОЕЦИРУЕТСЯ ПОРТРЕТ И.С.ШМЕЛЕВА)

МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ:"Среднего роста, тонкий, худощавый, большие серые глаза...Эти глаза владеют всем лицом...склонные к ласковой усмешке. но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками-впадинами от созерцания и сострадания...лицо русское, лицо прошлых веков, пожалуй, лицо старовера, страдальца. Так и было: дед И.С.Шмелева - государственный крестьянин. Из Гуслиц Богородского уезда Московской губернии - старовер, кто-то из предков был ярый начетчик. борец за веру. выступал при царевне Софье в "прях",т.е. в спорах о вере. Предки матери тоже вышли из крестьянства. исконная русская кровь течет в жилах И.С."

УЧИТЕЛЬ Такой портрет Шмелева дает в своей книжке биограф писателя, его племянница Ю.А.Кутырина. Портрет очень точный, позволяющий лучше понять характер Шмелева-человека и Шмелева-художника. Глубоко народное, даже простонародное начало. тяга к нравственным ценностям, вера в высшую справедливость и одновременно резкое отрицание социальной неправды определяют его натуру. Более подробное объяснение ee еe истоков, развития мы находим в биографии Шмелева. Слушаем биографию писателя.

БИОГРАФИЯ(рассказ ученика):

Родился в сердце старой Москвы, в Кадашевской слободе Замоскворечья 21 сентября (по старому стилю) 1873 года, где проживали купечество, мещанство и множество фабричного и заводского люда. Самые поэтичные его книги о Москве, о Замоскворечье. Особое место в детских впечатлениях занимает отец, Сергей Иванович. Он был подрядчиком, строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации в столице в дни торжеств...- кипел в делах, дома его видели только в праздник. Последним его делом был подряд на постройку трибун для публики на открытии памятника А.С.Пушкину. Послушайте высказывания самого писателя.

МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ "Ранние годы дали мне много впечатлений Получил я их на дворе Во дворе стояла постоянная толчея: работали плотники, каменщики, маляры Приходили художники Первая прочитанная мною книга - книга живого. бойкого и красочного слова. Здесь .во дворе. я увидел народ, я здесь привык

к нему. Здесь я слушал летними вечерами рассказы о деревне, сказки и ждал балагурства Здесь я узнал запах рабочего пота, дегтя, крепкой махорки. Здесь Я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр Много повидал я на нашем дворе и веселого. и грустного."

УЧЕНИК: Двор оказался для Шмелева первой школой правдолюбия и гуманизма. Шмелев-гимназист страстно увлечен литературой, музыкой, театром; пробует себя в художественной прозе:"Вышло так просто и неторжественно, что я и не заметил. Страсть к сочинительству была необоримой..."- вспоминал Шмелев .В первом классе гимназии он носил прозвище "римский оратор" и был прославленным рассказчиком.

В 1894 году, закончив гимназию, поступил в Московский университет на юридический факультет и закончил его в 1898 году. Помимо специальных предметов он слушал лекции по литературе, истории, ботанике

Окончив в 1898 г. МУ поступает на службу: сначала, ненадолго, помощником присяжного поверенного в Москве, потом во Владимире — налоговым инспектором. Ему приходится разъезжать по всей губернии, а то и ходить пешком. Результат — обилие впечатлений, встреч, долгих, неспешных бесед с людьми, которые вошли во многие его произведения... Прослужив девять лет. Шмелев выходит в отставку. обосновывается в Москве и посвящает себя литературному труду.

Настоящий громкий успех принесла повесть "Человек из ресторана",написанная в 1910 г.(тема "маленького человека",отношения отца и детей, революция 1905 г.). Главное, что в нравственно извращенных условиях бытия человек может сохранить душу. не озлобиться, пытаясь осмыслить жизнь и свое место в ней."Все в человеке и все от человека" - утверждает своим творчеством Шмелев.

Началась первая мировая война. Она воспринимается писателем как зло, за которое будет востребована расплата. Февральскую революцию встретил восторженно. Принимая перемены, превратившие Россию из монархии в республику, Шмелев, однако, не верил в возможность скорых и радикальных преобразований. Вот как он говорил:(МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ)"Глубокая социальная и политическая перестройка сразу вообще не мыслима даже в культурнейших странах, в нашей же и подавно. Некультурный, темный вовсе народ наш не может воспринять идею переустройства даже приблизительно Но, думаю, что много хорошего можно увидеть в русском человеке и полюбить его.видавшего так мало счастливой доли."

Октябрь Шмелев не принял. Отход писателя от общественной деятельности, неприятие происходящего — все это Сказалось на его творчестве 18-22 годов Но эмигрировать он не собирался: в 1920 году покупает в Алуште дом с клочком земли. Но трагическое обстоятельство все перевернуло 1920 году сын Шмелева, офицер Добровольческой армии Сергей Шмелев, отказавшийся уехать с врангелевцами на чужбину, был расстрелян красными

Страдания отца описанию не поддаются. В ответ на приглашение Бунина выехать за границу Шмелев присылает письмо, которое невозможно читать без слез.Приняв бунинское приглашение и преодолев многочисленные препятствия, выезжает в конце 1922 года в Берлин,а затем в Париж.

Шмелев переносит чувства осиротевшего отца на свои общественные взгляды. Как предупреждения звучат его произведения:"Каменный век"(1924),"На пеньках"(1925),"Про одну старуху"(1925),"Солнце мертвых"(1923) — центральное произведение, где звучит призыв одуматься, понять. что наша культура и цивилизация на краю бездонной пропасти.

И все же против русского человека Шмелев не озлобился, хотя многое в новой жизни проклял.

МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ(Из воспоминаний Бориса Зайцева о Шмелеве. близко знавшего его):

"Писатель сильного темперамента, страстный, бурный. очень одаренный и подземно навсегда связанный с Россией,в частности с Москвой,а в Москве особенно — с Замоскворечьем. Он замоскворецким человеком остался и в Париже,ни с какого конца Запада принять не мог.Думаю,как и у Бунина,наиболее зрелые его произведения написаны здесь.Лично я считаю лучшими его книгами "Лето господне" и "Богомолье" — в них наиболее полно выразилась стихия его души." Умер Иван Сергеевич Шмелев в обители Покрова Божьей Матери в 150 км от Парижа ^ 24 июня 1950 года,

/|, АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ПОВЕСТИ "БОГОМОЛЬЕМ 1931 год)

Обратимся к повести "Богомолье",которая является одним из лучших произведений И.С.Шмелева.Эпиграфом нашего урока мы взяли слова критика И.А. Ильина,в справедливости слов которого мы убедимся по ходу работы над повестью.

О чем эта повесть,какова тема произведения?

УЧЕНИК: Это повесть о том,как главные герои,Горкин и маленький мальчик Сергей,отправляются в Троицко-Сергиеву лавру.Этот путь к Преподобному они совершают пешком.

Почему пешком?Как объясняет это сам Горкин?Найдите его слова в тексте

Вот как объясняет это сам Горкин:"Эка,какая хитрость на машине..,а ты потрудись Угоднику.для души! И с машины чего увидишь.А мы пойдем себе полегонечку.с лесочка
Таким образом, в художественном понимании это явление свойственно только русскому духу, что позволяет говорить об особенностях русского характера . Это слово используется, чтобы развести два понятия: быт и бытие-богомолье(светлое, чистое, идеальное)

Какие события запомнились мальчику на пути к Преподобному ?

а) Федя сбрасывает охальников в речку, потому что не может позволить Бога поносить.

б) Лаковые сапоги Федя отдает больному парню:" Пусть носит за меня, когда
исцелится."

в) Федя оделяет всех первой земляникой... "Мы подбегаем к нему....и до сего дня помню
радостные те ягодки, на солнце, душистые огоньки, живые."

А вот и Мытищи. Тянет дымком, навозом. По деревне дымки синеют. Какое чудесное событие происходит в Мытищах?

-Встреча с Соломаткиным -"царевым братом" (" Как это...") (рассказ ученика) В чем суть чуда?

-Породнились люди разных сословий. Путь к Преподобному — путь единения, где каждый сознает себя близким другому.

А чем Мытищи поразили мальчика? -Радушием жителей. И бабы, и старухи, и степенные мужики наперебой зазывали богомольцев к себе, приглашая отдохнуть с дороги и попить чай из самовара.Самовар — величайшее русское изобретение. Величайшее в том смысле, что едва ли что-то объединяет так людей и скрашивает их быт, как он.Самовар сопутствовал всей жизни русского человека: при самоваре он рождался, при самоваре умирал. (КАРТИНКИ НА ЭКРАНЕ)

Мы приглашаем вас в школьный историко-этнографический музей русского быта на экскурсию" Друг семьи" .(слово экскурсоводу)

(ПРОЕКЦИЯ КАРТИНЫ " ЧАЕПИТИЕ В МЫТИЩАХ" ПЕТРОВА-ВОДКИНА)

Не было в Москве ни одной семьи, которая не имела бы самовара. Как только москвич начинал обзаводиться своим домом — прежде всего он приобретал самовар.Без самовара не мыслилась никакая семья. Он был символом уюта, дружбы и гостеприимства. И когда за девушкой давали приданое, то в описи его после иконы-"божьего благословения"-первым всегда стоял самовар. Первый раз молодожены ставили самовар сами. Вместе наливали в него воду и по очереди подкладывали угли Сидя за самоваром, делились с друзьями заветными думами, радостями и неудачами; мечтали, советовались и отдыхали.

Если человек простудился и прихворнул, ставили самовар, поили чаем с малиной. И утром он вставал здоровым.

Без самовара не обходилась ни одна домашняя уборка, ни одна стирка. Он согревал воду для новорожденного, поил чаем роженицу и болтал что-то на своем языке счастливому отцу. На крестинах ликовал не меньше других и поил всех горячим чаем. В деревне зимой так промерзнешь, зуб на зуб не попадает, а доберешься до самовара — и ожил человек. Летом, в жару, пьешь и не напьешься А согреют тебе самоварчик — и сразу освежишься. Яичко ли сварить на скорую руку,— где?В самоваре. А есть самые необыкновенные. Вот, например, самовар внутри которого три части: в одном отделении яйца варят, в другом — свининка, а в третьем — кипяток. Самовар и выручить мог в трудную минуту: относили самовар в заклад, получали пятерку и выкручивались. В 1912 году выпущено было 629 тысяч самоваров Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа.В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и "просто так". Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием. Причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег От жидкого чая," сквозь который Москву видно", москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника Самовар и в чувство приводит, и душу трогает. Когда на сердце тяжело, места не находишь, жизни не рад, а сядешь за самовар, пота три спустишь, глядишь и отошло. За самоваром и мысли развиваются, и всякий разговор ладится. Да и сам он стоит, словно живой, — поет, мурлыкает.

Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено. Во время чаепития внимательно следили, как наливали чай.Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, пел песни, суеверные москвичи радовались: это к добру. Если же при прогоревших УГОЛЬЯХ самовар вдруг, ни с того ни с сего, начинал свистеть, испуганно хватали крышку, прикрывали его ею и начинали трясти, Заглушив таким способом свист, долго ПОТОМ находились В тревоге и ожидании всяких непрятностей. СИМОЙ ПЛОХОЙ приметой считалось, если самовар распаяется В этом случае ЖДИ беды. Вот какую большую роль в жизни человека играл самовар, (ДЕМОНСТРАЦИЯ САМОВАРОВ)

Слово создателю музея, заслуженному учителю РОССИИ, преподавателю истории Н.М.Гринблат

Мытищинская вода. Самый древний водопровод, снабжающий Москву питьевой водой,— Мытищинский.(ПРОЕКЦИЯ СПРАВКИ О ВОДОПРОВОДЕ) В начале 19 века был запущен Мытищинский водопровод, который строился 80 лет. Вода из необычайно чистых и обильных Мытищинских ключей по кирпичным галереям (акведуку) и чугунным трубам поступала в водоразборные фонтаны, установленные на всех крупных площадях города. В середине 19 века Мытищинский водопровод стал чугунным. Было построено машинное здание с приемными и напорными резервуарами. К началу 20 века в Москве появилось еще 4 водопровода: Ходынский, Преображенский, Андреевский и Артезианский.

А какая она — вода? Слоео учителю химии Е.А.Коноплевой
А мы продолжаем путь вместе с нашими героями. Вот и Хотьково. А там и до Троицы совсем близко. Встречные говорят:" Вон на горку подняться — как на ладоньке вся Троица."

МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ: "Блеск, голубое небо — и в этом блеске, в голубизне,

высокая розовая колокольня, с сияющей золотой верхушкой Все вздыхают и ахают

— Господи, красота какая! Довел Господь. Владение большое, самая Лавра-Троица. Одна главка золотенька — самая Троица тут живоначальная наша. Мощи там Преподобного Сергия Радонежского. А поправей колокольни, глазки сини.... Это собор Успения. А это — Посад, домики под Лаврой. Сергиев Посад зовется. А звон-то, звон-то какой! Ах, красота Господня!" КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН (запись), СЛАЙДЫ

В каком эпизоде после Троицы наиболее ярко выразилось христианское сознание ?

-В эпизоде, когда перед вступлением в Посад богомольцы стали в ноги друг другу кланяться, креститься на колоколенку и просить прощение. Это есть начальное очищение, перед тем как явиться к Преподобному. Это происходит на глазах у всех, кто идет к Преподобному:"Правильные вы, глядеть на вас радостно...."

"Первым делом Аксенова надо разыскать.... Главное, человек он редкостный, раздушевный."

В чем символичность этой встречи ? -Когда-то, будучи мальчиком, помогал делать телегу, на которой приехал маленький Сережа. Эта встреча с прошлым была потрясением для Аксенова:" Сам Преподобный это, вас-то ко мне привел! Господи, чудны дела твои!"

О каком чуде говорит Аксенов ? -Чудо — это соединение поколений, эпохи, и жизнь человеческая вписывается в общий путь развития человечества. Отсюда и главная идея — идея восприятия жизни как процесса общего, единого.

Радостное, приподнятое, возвышенное, чистое настроение сопутствовало героям во все время пребывания в Лавре: на службе(обедня, вечерня), у мощей Преподобного, его квасок, теплый хлебушек, монастырская лавка, где были приобретены монастырские святости, исповедовались, причастились, получили благословение батюшки Варнавы и стали собираться в обратный путь.
Какие чувства владели нашими героями после встречи с Лаврой, с Преподобным ?

-Вот мы и помолились, привел Господь....благодати сподобились"—Очистились, душа стала чистой — та цель, задача, которую ставили перед собой богомольцы, когда шли в Лавру.
ВЫВОД! Мы вместе с героями совершили путешествие в Троицко-Сергиеву Лавру. И не только путешествие, побывали на экскурсии в школьном музее, обогатились новыми знаниями по химии, а главное, познакомились с произведением, которое можно оценить как глубоко философское — произведение о нравственном совершенствовании человека, о праведности — отличительной черте национальной жизни. Читая произведение, нельзя не обратить внимание на язык повести Этот великолепный

народный язык восхищал и продолжает восхищать: "Шмелев теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка, — писал Куприн— Шмелев изо всех русских самый распрерусский,

да еще и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа."

УЧИТЕЛЬ: Шмелев страстно мечтал вернуться в Россию, хотя бы посмертно Теперь, после смерти писателя, в Россию, ма родину, возвращаются его книги. Так

продолжается вторая, уже нетленная его жизнь на родной земле, "Это уже не литература Это душа просит Это утоление голода духовного ", — А.Карташов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : НАПИСАТЬ ЭССЕ

1)Праведность. Может ли это понятие соотнесено с нашей сегоднешней жизнью? 2)Чудо — это соединение поколений. На чем основывается соединение твоего поколения с поколением дедов и отцов: с будущим поколением ? 3)Что бы в сегоднешнем дне Шмелев принял а что нет ?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вступление iconБиблиографам Севастопольской Морской библиотек и им адмирала М. П....
Прелюдия – это вступление к какому-то музыкальному произведению. Вот я и решила использовать музыкальный термин как вступление к...

Вступление icon«Из рода священников»
Вступление стр. 3

Вступление iconРасписание уроков начальной школы ано сош «цо «вступление»

Вступление iconУчебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение
Диссосативниые, соматоформные и параноидные расстройства

Вступление iconНеобходимое вступление
Она оказалась проста и конкретна: делая что-то, мы не подразумеваем определённый конечный результат

Вступление iconТезисы Вступление
Прижизненных изображений Пушкина в скульптуре не было. Эти два портрета имеют большую ценность. Почему?

Вступление iconВступление
Дорогой и любимой дочери Инне Атмовне Деминой посвящаю эту книгу с пожеланиями здоровья, счастья, любви, благополучия и успехов в...

Вступление iconПлан работы цо «Вступление» на январь 2014 года №
...

Вступление iconВступление
Деловое общение это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-пра­вовых,...

Вступление iconТам чудеса (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»). Цели
Для создания эмоционального настроя звучит вступление к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции