Урок, посвященный




Скачать 78.95 Kb.
Название Урок, посвященный
Дата публикации 17.06.2014
Размер 78.95 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок, посвященный 

дню памяти А. С. Пушкина. 


Цель: расширить представления о значении великого поэта в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого.
Оборудование: ИКТ ( видеоклипы, слайды с фотографиями, видеоклип « Царскосельский лицей)

Провела урок учительница русского языка и литературы МКОУ « МСОШ №-1» Магомедова Р.М.
 
1. Поэтическая “минутка”

  1. Но человека человек
    Послал к анчару властным взглядом:
    И тот послушно в путь потек
    И к утру возвратился с ядом.
    (“Анчар”)



  1. Я гимны прежние пою
    И ризу влажную мою
    Сушу на солнце под скалою. (“Арион”)




  1. Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
     
    Глаголом жги сердца людей”. (“Пророк”)


4. Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
 
У ваших ног я признаюсь!
(“Признание”)





ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 г. — 1837 г.) – поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. 



Родился 26 мая (6 июня н.с.) 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — "арапа Петра Великого".



^ С. Л. Пушкин. 1824.
Н.О. Пушкина.
1800-е гг.


 

Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.



Ганнибал Мария Алексеевна 

Яковлева Арина Родионовна







В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, как Державин, Жуковский, Карамзин. 

Императорский Царскосельский Лицей


 


^ Антон Антонович Дельвиг Вильгельм Карлович Кюхельбекер



Иван Иванович Пущин


После окончания лицея в июне 1817 года в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения "Вольность" (1817 г.), "К Чаадаеву", "Деревня" (1819 г.), "На Аракчеева" (1817 — 1820 гг.), которые, хоть и не публиковались, были настолько известны, что, по свидетельству И. Якушкина, "в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть". Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в марте 1820 года.

В мае он был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьей Раевских, затем вместе с ними — на Кавказ, оттуда — в Крым и в сентябре — в Кишинев, где живет в доме генерала Инзова, наместника Бессарабского края. В Кишиневе Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. За три года ссылки написаны "Кавказский пленник" (1821 г.), "Бахчисарайский фонтан" (1823 г.), а также "Узник", "Песнь о вещем Олеге" (1822 г.) — образцы романтической и гражданской лирики — и многие другие
стихотворения; начат роман в стихах "Евгений Онегин".

В июле 1823 г. Пушкина переводят под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери "под надзор местного начальства". Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями — семьей Осиповых-Вульф — и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать "Евгения Онегина", начал "Бориса Годунова", написал стихи "Давыдову", "На Воронцова", "На Александра
I" и другие.

^ Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Н.Н. Ге. 1875 г. 

17 декабря 1825 года узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, "могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв". С глубоким волнением ждал вестей из столицы, в письмах просил друзей "не отвечать и не ручаться" за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826 года, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая
I немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле).

Напуганный всеобщим неодобрением казнью и ссылкой дворян-офицеров, Николай I искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости, он объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: "Борис Годунов" был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: "Воспоминание", "Дар напрасный, дар случайный", "Предчувствие" (1828 г.).

В мае 1828 года Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время поэт сватается к Н. Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках "Путешествие в Арзрум", в стихотворениях "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...". Возвратившись в Петербург, поэт получил от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая
I к Пушкину.



В апреле 1830 года Пушкин вновь сделал Н. Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень". Испытывая большой творческий подъем, Пушкин писал своему другу и издателю П. Плетневу: "Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов" — и сдержал свое слово: в Болдине написаны такие произведения, как "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", "Сказка о попе и о работнике его Балде", стихотворения "Элегия", "Бесы", "Прощение" и множество других, закончен "Евгений Онегин".



^ Наталья Николаевна Гончарова

18 февраля 1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Н. Гончаровой. Летом 1831 года он вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать "Историю Пугачева" (1833 г.), историческое исследование "История Петра
I".

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, т.к. это придворное звание обычно "жаловалось" молодым людям. За поэтом следили, перлюстрировали его письма, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей — Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, хотя в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны "Пиковая дама" (1833 г.), "Египетские ночи", "Капитанская дочка" (1836 г.), поэма "Медный всадник", сказки.

В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им "Современник". Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели — художественный уровень журнала был необычайно высок: такого собрания блистательных талантов не знала еще русская периодика (Жуковский, Баратынский, Вяземский, Д. Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов).

Зимой 1836 года завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая
I барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля н. с.) 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. 

 

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта А. Тургенев.

Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.



Царскосельский лицей.( слайды для урока.)




















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок, посвященный icon Классный час «Афганская война: вчера и сегодня» 10. 02. 2014 7 класс...
Утренник, посвященный 25-летию вывода войск из Афганистана «Отечества достойный сын»
Урок, посвященный icon Открытый урок в 5, 7 классах, посвященный Дню Матери
Цель: заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро, помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу...
Урок, посвященный icon План мероприятий, посвященный 70-й годовщине снятия блокады Ленинграда мбоу сош с. Крымский
День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда (1944г.). Урок мужества
Урок, посвященный icon Урок-презентация, посвященный 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова....
Данная презентация может быть использована классным руководителем или библиотекарем школы во время проведения классного часа на тему...
Урок, посвященный icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок, посвященный icon Урок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи
Урок, посвященный icon Республиканский конкурс методических разработок для учителей начальной...
О порядке организации и проведения республиканского конкурса методических разработок для учителей начальной школы, посвящённый изучению...
Урок, посвященный icon Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня....
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...
Урок, посвященный icon Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей
Урок, посвященный icon План конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции