Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг)




Скачать 90.05 Kb.
Название Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг)
Дата публикации 16.06.2014
Размер 90.05 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Центр дистанционного образования "Эйдос"
Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада

по литературе и русскому языку (сленг)
Дата проведения – 4 июня 2009 года

Олимпиадные задания

Кафедра русского языка, зав.кафедрой: Е.В.Шерстова

Составители заданий: Е.Н.Белова, Е.В.Шерстова, Брицкая Е.О.

1- 5 классы
Училка, просто зашибись! Мы встречаемся со сленгом на каждом шагу. В школе, в магазине, в библиотеке, в телевизионных передачах. Сленг – это особенные слова или новые значения уже известных слов, которые используют в своей речи различные группы людей (одной профессии, одного возраста, одних интересов и т.д.). Например, у людей, активно использующих в своей жизни компьютер, есть слова, которые понятны только им: клава, чатиться, зависать и т.д. А существует ли школьный сленг? Напиши рассказ из своей школьной жизни, используя как можно больше сленговых слов и выражений, дай ему название. Будет ли этот рассказ понятен твоим бабушке или дедушке, почему?

Брицкая Е.О.
Вариант:
школьному слегу – да?! нет?! Мы встречаемся со сленгом на каждом шагу. В школе, в магазине, в библиотеке, в телевизионных передачах. Сленг – это особенные слова или новые значения уже известных слов, которые используют в своей речи различные группы людей (одной профессии, одного возраста, одних интересов и т.д.). Например, у людей, активно использующих в своей жизни компьютер, есть слова, которые понятны только им: клава, чатиться, зависать и т.д. Познакомься со словарем «Школьный сленг» по адресу: http://tim0xa.moy.su/publ/2-1-0-1. Напиши письмо менеджеру, который должен принять решение об издании и продаже книги-словаря «Школьный сленг». Убеди менеджера в своей точке зрения по вопросу: нужно ли издавать и продавать такой словарь, приведи аргументы в доказательства своей позиции.

Брицкая Е. О. + Белова Е. Н.
http://www.lingvo.ru/lingvox3/?id=147149

Детский новояз. Тринадцатилетнюю школьницу из Англии Люси Ван Амеронген задело, когда она узнала, что ее 52-летний отец и 54-летняя мать не понимают ни слова из того, о чем она говорит со своей 23-летней сестрой, и тогда Люси составила словарь из 300 слов, которые используют в своей речи английские дети и подростки. А какие слова используешь ты и твои одноклассники? Составь словарь, в который войдут используемые в твоём классе, дворе слова. Не забудь каждому дать толкование!

Брицкая Е.О.
Можно эти два задания соединить в одно, но тогда участникам нужно будет проделать достаточно большую работу, а это для данного возраста – большая нагрузка. Или другое похожее задание:

Эйдоссленг. Как ты думаешь, может ли существовать свой сленг у Эйдосовца? Если да, то предложи не менее 10 таких слов и выражений, объясни, что они значат. Напиши рефлексию своей работы над олимпиадными заданиями, используя придуманные тобой сленговые слова и выражения.

Брицкая Е.О.

Дырявая крыша, батонам покоя не даёт. Тыква, чайник, балда, крыша, кумпол, котелок, грызло – догадался(лась) о чём идёт речь? Это слово - голова! Существует не только много слов заменяющих, его, но и пословиц про голову. Например: Дырявая голова ногам покоя не даёт и т.д. Можно ли в известных пословицах заменить все слова на сленговые? Поэкспериментируй! Сравни получившиеся пословицы с первоначальными их вариантами. Данные занеси в таблицу.

Пословица в первоначальном виде

Пословица на сленге

Вывод

Дырявая голова ногам покоя не даёт

- Дырява крыша батонам покоя не даёт.

-Гнилая тыква ходули колбасит.




……….







Брицкая Е.О.
Дом для слова. Помнишь, какие разные дома стороили для себя герои сказки «Три поросёнка» Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф?,Герои сказки «Волк и Лиса» построили себе разные избушки. Люди живут в разных домах, квартирах… Дом чаще всего отражает особенности того, кто в нем проживает. Представь, что слова тоже начали строить себе дома. Нарисуй, какие дома построили бы себе слова «привлекательный» и «клевый». Опиши особенности каждого из домов. Чем, по-твоему, они объясняются? Выбери из известных тебе слов те, которые были бы желанными гостями для хозяина того и другого дома. Объясни свой выбор.

Белова Е. Н.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ «БОТАНИКА». «Жило – не тужило в русском языке слово «БОТАНИК», очень умное, строгое, эрудированное, слово-знаток растительного мира. В этой же стране жил мальчик, который очень любил учиться, стремился дойти до самой сути всего, выучить все уроки, не жалея сил и времени. Мальчик очень огорчался, что одноклассники частенько подсмеивались над его приверженностью к учению. У него не было друзей. Приглянулся мальчик слову «БОТАНИК» и стали они друзьями. Слово дало мальчику свое имя. С тех пор таких учеников, как этот мальчик, и в шутку и в серьез называют БОТАНИКАМИ».

Вот такая сказка о приключениях слова! Сочини и запиши сказку «Приключения «ЧАЙНИКА», которя расскажет о том, как из посуды «ЧАЙНИК» превратился в начинающего, неопытного пользователя комьютером и просто дилетанта любом деле.

Белова Е. Н.
6-8 классы
СЛЕНГОВАЯ КУЛИНАРИЯ. Каков, по-вашему, вкус сленга? Составьте и запишите рецепт блюда, которое можно было бы назвать «Сленг». Дайте пояснительные комментарии к рецепту: для кого и для каких случаев предназначается это блюдо, почему оно может иметь именно такое название.

Е.Н.Белова
РАБОТЯГА. Вообразите, что два слова-выражения, одно из литературного русского языка, другое аналог ему, слово-сленг: рабочий и работяга - обрели живые образы. Напишите, как Вы себе представляете образы слов «рабочий» и «работяга»? В чем особенность каждого из них? При желании нарисуй эти образы и дай комментарии к своим рисункам.

Е.Н.Белова
Вариант редакции:
РАБОТЯГА. Вообразите, что два слова из литературного русского языка и из сленга - рабочий и работяга - обрели живые образы. Напишите и нарисуйте, как вы себе представляете образы слов «рабочий» и «работяга»? В чем особенность каждого из них? Запишите свои (не менее десяти) синонимичные пары слов из литературного русского языка и из сленга. Сформулируйте рекомендации для своих ровесников по уместности употребления записанных Вами слов.

Е.Н.Белова+Е.В.Шерстова

В ЧЕМ РАБОТА СЛЕНГА? Карл Сэндберг сказал: "Сленг - это язык, который закатывает рукава, плюёт на ладони и берётся за работу". Напишите сочинение-рассуждение, раскрывающее, как Вы понимаете это выражение.

Е.В.Шерстова
КАК-ТО НОЧЬЮ НА КНИЖНЫХ ПОЛКАХ. «Как-то в одной библиотеке, вечером, часов этак в шесть, заспорили персонажи русской классической литературы…» - так начинается известная сказка В. Шукшина «До третьих петухов», в которой оживают литературные герои Иван-дурак, Илья Муромец, Онегин, Чацкий и другие. А Вам предлагается оживить две книги на полках библиотеки: любой из толковых словарей русского литературного языка и любой из сленговых словарей (школьного, компьютерного, молодежного и др. сленга на Ваш выбор.). Вообразите, о чем мог пойти разговор этих книг, какие события могли происходить во время такого сказочного разговора, возможно, и после него. Итак, напишите свою сказку-миниатюру «Как-то ночью на книжных полках»

Е.Н.Белова
Другой вариант:
КАК-ТО НОЧЬЮ НА КНИЖНЫХ ПОЛКАХ. «Как-то в одной библиотеке, вечером, часов этак в шесть, заспорили персонажи русской классической литературы…» - так начинается известная сказка В. Шукшина «До третьих петухов», в которой оживают литературные герои Иван-дурак, Илья Муромец, Онегин, Чацкий и другие. А Вам предлагается оживить две книги на полках библиотеки: любой из толковых словарей русского литературного языка и любой из сленговых словарей (школьного, компьютерного, молодежного и др. сленга на Ваш выбор.). Вообразите, что эти книги заговорили друг с другом о своей жизни. Каким мог бы быть этот разговор? Какие события могли происходить во время такого сказочного разговора, возможно, и после него. Итак, напишите свою сказку-миниатюру «Как-то ночью на книжных полках»

Е.Н.Белова

ЧЕЛОВЕК-СЛЕНГ. Кто не знаком с Человеком-пауком, Человеком-Амфибия, Бэтменом (Человеком-мышью)?! Познакомьтесь с определениями понятия сленг по адресу http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/44062 . Если представить, что сленг – это человек, что тогда будет сердцем сленга, глазами, кровеносной системой и пр. Как и где он мог родиться? Кто его родители? Как он рос? Кто его друзья? И пр. Оформи свои мысли в виде небольшого рассказа «Человек - сленг»

Е.Н.Белова
Другой вариант задания:
ЧЕЛОВЕК-СЛЕНГ. Кто не знаком с Человеком-пауком, Человеком-Амфибия, Бэтменом (Человеком-мышью)?! Если представить, что сленг – это человек, что тогда будет сердцем сленга, глазами, кровеносной системой и пр. Как и где он мог родиться? Кто его родители? Как он рос? Кто его друзья? Какие поступки он совершает. Запиши свою фантазию на тему «Человек - сленг».

Е.Н.Белова

9-11 классы
СЛОВАРЬ ОТ БУКИНЫХ. Молодежный сленг – одно из самых распространенных явлений в русском языке. В 2007 году издательство «Премьера» выпустило «Толковый словарь молодежного сленга от Светы и Ромы Букиных». Висячка, балдеж, кореш, разводилово – эти и многие другие слова и их толкование можно встретить в этом словаре. Составьте несколько выражений, которые можно было бы, по-вашему, использовать в рекламе (или антирекламе, на твой выбор) такого словаря.

Е.Н.Белова
Вариант редакции:
СЛОВАРЬ ОТ БУКИНЫХ. Молодежный сленг – одно из самых распространенных явлений в русском языке. В 2007 году издательство «Премьера» выпустило «Толковый словарь молодежного сленга от Светы и Ромы Букиных». Висячка, балдеж, кореш, разводилово – эти и многие другие слова и их толкование можно встретить в этом словаре. Вам предоставлена возможность дополнить словарь от Букиных новыми яркими и образными сленговыми словами. Предложите две-три свои словарные статьи современных сленговых слов, отражая через примеры экспрессивные возможности выбранных слов.

Е.Н.Белова+Е.В.Шерстова

СЛЕНГОВЫЙ СЛОВАРЬ. А. И. Солженицын одно из своих известных произведений «Архипелаг ГУЛаг» сопровождает Словарем лагерного сленга, ряд изданий книги Д. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» также имеет приложенный сленговый словарь. Выберите любое из стихотворений В. Высоцкого, в котором используется сленг, составьте сленговый словарь одного стихотворения. который. Докажи, что созданный Вами словарь поможет читателю глубже понять автора и лирического героя этого стихотворения.

P.S. Может, указать конкретное стихотворение?

Е.Н.Белова
ТЕОРИЯ «ТРЕХ ШТИЛЕЙ». Желая упорядочить русский литературный язык в XVIII веке М.В.Ломоносов создал теорию «трех штилей». Все слова русского языка он разделил на «три рода речений»: I – церковно-славянская и русская лексика (например: Бог, слава, рука, ные, почитаю и др.) II – малоупотребительные, но понятные всем церковно-славянские слова (например: отверзаю, господень, взываю и др.) III – слова «живого» русского языка, которых нет в церковных книгах. Из литературного языка Ломоносов исключил такие категории слов, как «презренные слова, которых ни в каком штиле употребить непристойно, как только в подлых комедиях», и архаизмы, «неупотребительные и весьма обветшалые» слова церковнославянского языка. В соответствии с тремя «родами речений» все произведения распределялись по «трем штилям»: «высокого штиля», «среднего штиля» и «низкого штиля». В произведениях «низких» жанров допускалось употребление просторечных слов, но с большой осторожностью, дабы «не опуститься в подлость». «Подлый» и означало «низкий».

Составьте свою градацию «штилей» русского литературного языка XXI века и рекомендации по использованию разнообразных пластов современной лексики, в том числе и сленга, в литературных произведениях.

Е.В.Шерстова

ГИПОТЕЗА. Сформулируйте гипотезу о взаимосвязи периодической печати и распространения сленга. Докажите или опровергните свою гипотезу, исследуя активность употребления сленга в местных печатных изданиях. Запишите ход и результаты своего исследование, сделайте выводы.

Е.В.Шерстова
«ПЕРВОКЛАССНИКАМ О СЛЕНГЕ». Самыми трудными чаще всего бывают детские вопросы. Как бы Вы ответили на вопрос первоклассника: «Что такое сленг?». Познакомьтесь, как отвечают на этот вопрос разные словари и энциклопедии по адресу http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/44062 Ваш ответ первокласснику должен быть грамотным и доступным. Возможно, он будет сопровождаться иллюстрациями, примерами. Целесообразно объяснить детям и то, в каких обстоятельствах можно говорить на языке сленга. Оформите свой вариант объяснения в виде книжной странички под названием «Первоклассникам о сленге».

Белова Е. Н.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг) icon Xxxvi-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по английскому языку
Составители заданий: Андрианова Г. А., к п н., Гоголева С. А.,Труфанова М. В., Хуторская А. А., Купрейченко Н. В
Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг) icon Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе
Кто-то только пошёл в школу и делает первые шаги в литературу, а кто-то уже стал второклассником и прочитал немало книг! С книгой...
Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг) icon Xlviii-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по английскому...
Взгляд со стороны. (Регулятивный тип). Расскажи о себе на английском языке с точки зрения другого лица. Вы можете представить себя...
Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг) icon Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011-2012
Сергей Ожегов, Соломон Михоэлс, Николай Новиков, Владимир Гиляровский, Дмитрий Писарев, Екатерина Воронцова-Дашкова, Константин Батюшков,...
Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг) icon Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг) icon Кафедра литературы Северного (Арктического) Федерального университета...
К кому из поэтов поэтически обращается автор в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг) icon Учебники. Русский язык
Цели: повышение качества образования, качества обучения русскому языку и литературе; совершенствование форм и методов обучения русскому...
Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг) icon Рабочая программа по русскому языку 6 класс на
Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,...
Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг) icon 1 Всероссийская олимпиада школьников (муницип этап) по родным языкам

Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе и русскому языку (сленг) icon Викторина литературных знаний “Любви все возрасты покорны…” Аукцион...
Разработки внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе с применением игровых технологий
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции