Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год»




Скачать 130.47 Kb.
НазваниеКонспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год»
Дата публикации16.06.2014
Размер130.47 Kb.
ТипКонспект
literature-edu.ru > Литература > Конспект





Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта

«Подвиг общенационального значения великого князя

Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год».


Автор:

Гущина Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей №2» Павлово – Посадского

муниципального района,

руководитель творческого объединения

учителей - экспериментаторов

"ЛИК" (личность и культура).



Методический комментарий к проведению внеклассного мероприятия.

Учебный исследовательский проект имеет под собой глубокую историческую, краеведческую, литературную и философскую базу. Ребята вместе с учителем в процессе исследования опираются на летописные источники, житийную литературу, классическую и современную краеведческую литературу (произведения Евгения Поселянина, Юрия Лощица), произведения классиков отечественной исторической науки – Николая Михайловича Карамзина, Сергея Михайловича Соловьева, Николая Ивановича Костомарова, философские труды Ивана Александровича Ильина, учебно – методические материалы по духовному краеведению Подмосковья автора Людмилы Леонидовны Шевченко, многочисленные школьные энциклопедии, словари, справочники. В своей работе лицеисты по руководством учителя впервые глубоко исследуют систему воспитания и духовного руководства великого князя, уровень его готовности к совершению личного подвига. Впервые в учебной практике учениками – исследователями определяется потенциал религиозного воздействия на нравственность личности.

Ребята проводят историческую и нравственную параллель в формировании мировоззрения истинного патриота Святой Руси, талантливого государственного деятеля 14 века. При этом ученики – исследователи устанавливают прямую зависимость повышения уровня таланта правителя, собирателя Земли Русской, от уровня возрастания в нём нравственности, духовности.

Следует отметить, что материалы исследования имеют глубокую практическую направленность и могут быть рекомендованы для включения их в качестве отдельной главы в учебник по духовному краеведению Подмосковья автора Л.Л. Шевченко, а также для создания долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско – нравственному воспитанию по теме «Слово о великих князьях Земли Русской», совместно разрабатываемого учителями и учениками – исследователями МОУ лицей №2.
Цели:

обоснование актуальности исследования;

обоснование практической значимости работы;

определение методов исследования;

теоретической базы исследования.

практического исследования;

анализ результатов обработки численных и фактических данных.

данных, полученных в ходе исследования.


Ход внеклассного мероприятия:

  1. Определение целей и задач работы. Обоснование актуальности исследования. Обоснование практической значимости работы.

1-ый ведущий (ученик – исследователь):

- Есть в нашем городе небольшая часовня. Стоит она на берегу речки Вохны, возле колокольни храма Воскресения Словущего. Неприметна часовня на первый взгляд, и о ней не все знают и помнят. Не помнят многие павловопосадцы о том, на каком особом месте построена часовня. Не помнят и имя святого, в честь которого она возведена. Наша историческая память будто уснула. Не помним мы, что часовня построена на месте Престола первого деревянного Храма в Павловском Посаде. Храм этот возвёл великий князь в честь святого великомученика Димитрия Солунского, воина, проконсула, приближенного самого императора Солуни.

2-ой ведущий (ученик – исследователь):

- Владел великий князь, построивший первый храм, нашей Вохонской волостью 49 лет (с 1340 года по 1389) - всё время своего княжения! Именно этот князь стоял во главе русского войска и одержал победу в битве с монголо – татарскими захватчиками на Куликовом поле. Имя этого князя – Димитрий Донской… Не знаем мы, что являемся земляками великого князя, владевшего нашей Вохонской волостью тогда, когда собирал он в 1380 году на великую Куликовскую битву преданных бойцов. Среди них были и наши земляки, жители Вохны.

1-ый ведущий (ученик – исследователь):

- Многие из них положили свои головы в этом сражении. Не случайно именно святым благоверным князем Димитрием Донским было установлено великое поминовение усопших воинов в особый день, в субботу перед днём святого великомученика, воина Димитрия Солунского. Поминовение это совершается до сих пор, во всех русских храмах, в так называемую Димитриевскую субботу. Совершается оно и у нас, перед часовней Димитрия Солунского.

Учитель:

- Задумаемся: по – прежнему ли сегодня наш земляк, выдающийся государственный деятель России, Святой Руси является для нас примером для подражания? Знаем ли мы, в чём заключался его личный подвиг общенационального значения? Готовы ли сегодня, как он, с ранних лет проявлять мужество, чтобы защищать Родину, русскую землю? Стараемся ли, как он, с самого детства обретать высшие христианские добродетели – смирение, стойкость и терпение, чтобы защищать образ жизни и образ мыслей русского человека, веру его предков? Вопросы эти очень актуальны для нашего времени. Именно поэтому мы выбрали тему исследования «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год». Каковы цели исслекдования? (ученики вместе с учителем определяют цели исследования.)

Цели исследования: 1) глубоко раскрыть образ выдающегося государственного деятеля 14 века в России, нашего земляка, великого князя Димитрия Донского;

2) показать на примере жизни и деятельности святого благоверного князя Димитрия Донского, в чём заключался его личный подвиг общенационального значения.

Учитель:

Какие конкретные задачи мы должны решить, чтобы были реализованы

Мы ставим для себя следующие задачи исследования:

1) обосновать через внимательное рассмотрение жизни и деятельности великого князя Димитрия Донского возможность формирования личности истинного патриота своей Родины в любых, самых тяжёлых исторических условиях;

2) нам необходимо показать, как повлияло на формирование личности будущего великого князя, оставшегося без отца девяти лет от роду, воспитание под непосредственным руководством святителя Алексия, государственного деятеля конца 14 века;

3) необходимо выяснить, как под влиянием своего духовного руководителя, «игумена Земли Русской» преподобного Сергия Радонежского, Димитрий Донской сумел укрепиться в своём решении выступить на бой с монголо – татарами;

4) мы должны понять, какие именно качества характера Димитрия Донского позволили ему стать великим князем Святой Руси, используя при этом подготовленную источниковедческую базу.

Практическая значимость нашей исследовательской работы такова: мы хотим рекомендовать материалы исследования для включения их в качестве отдельной главы в учебник по духовному краеведению Подмосковья автора Людмилы Леонидовны Шевченко, а также для создания долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско – нравственному воспитанию по теме «Слово о великих князьях Земли Русской», совместно разрабатываемого учителями и учениками – исследователями в образовательных учреждениях города и района.

Глава II. Методика исследования.

Какова методика нашего исследования?

В академическом словаре русского языка дано, на наш взгляд, наиболее точное определение методики. Это «совокупность методов, приёмов практического выполнения чего – либо». (Академия наук РФ. Институт русского языка. Словарь русского языка. Т.II.- Москва. «Русский язык», 2003.)

Практика нашего научного исследования включает в себя следующие приёмы:

1.Мы начали с определения направлений поисков в области краеведения по выбранной теме: сопоставление жизненных условий (в том числе и географических), в которых формировалась личность князя, с историческими и духовно – нравственными условиями существования и развития Святой Руси.

2. Затем мы создали источниковедческую базу. Подобрали необходимую литературу, научные труды, энциклопедии, словари, справочники.

Для решения поставленных задач нами использовались теоретические методы исследования. Мы изучили и проанализировали отрывки из летописных и краеведческих источников, житийной литературы, научных исторических и философских трудов, учебно – методические материалы по духовному краеведению Подмосковья.

Также мы применили в работе эмпирические, то есть практические методы исследования:

  • анализ сочинений – рассуждений на тему «Святая Русь… Что значат для нас эти слова?»

  • анкетирование лицеистов;

  • ранжирование духовно - нравственных ценностей, выбираемых учениками нашего лицея.

Нами была определена гипотеза исследования (ожидаемые результаты).

Мы предположили и хотим доказать, что природа уникальности таланта правителя, собирателя Земли Русской святого благоверного князя Димитрия Донского находилась в прямой зависимости от того, насколько высок был уровень его нравственности, духовности.

Объект нашего исследования - вся система воспитания и духовного руководства будущего великого князя.

Предмет исследования - это те исторические и жизненные условия, которые необходимо было преодолеть Димитрию Донскому, чтобы стать князем, по праву занявшим великокняжеский престол, способным объединить русский народ и вдохновить его на борьбу с врагом.


Глава III. Основная часть исследовательской работы.

Теоретической базой нашего исследования является научное обоснование возможности использования православной христианской традиции в духовно- нравственном воспитании подростков в современных условиях. Мы проследили преемственность в отечественной традиции духовно — нравственного воспитания подростков на примере жизни и деятельности князя, начиная с его отроческих лет. Мы очень подробно изучили материал книги известного историка, краеведа, православного писателя 19 века Евгения Поселянина «Святые вожди Земли Русской». Выяснили, что самым главным качеством личности будущего великого князя в эти годы было послушание воле родителей и духовного наставника святителя Алексия. «В сане митрополита он чудесно исцелил ослепшую жену хана, и, когда новый хан обнаружил враждебные намерения против Русской Земли, взял на себя ответственность укротить его жестокость, опять поехал в Орду и с помощью благодарной ему ханши — матери утолил губительный для России гнев. Среди той торжественной встречи, которую устроили святителю в Москве, выделился поступок восьмилетнего Димитрия. Расплакавшись от умиления, он воскликнул с силою, необыкновенною для его возраста: «О Владыко! Ты даровал нам житие мирное: чем изъявим тебе свою признательность?» (Е. Поселянин. Святые вожди Земли Русской. - Москва. «Товарищество И.Д. Сытина», 1900, с.156.) Димитрий уже в таком раннем возрасте осмысливал значение поступка митрополита — его наставника и руководителя.

В девять лет, после смерти отца, мальчик — князь должен был явиться в золотую Орду. Отправился он туда в сопровождении святителя Алексия. Мужественно выдержал поездку. Мог из неё и не вернуться. «Имена убитых князей Русь знала наизусть. А сколько было безымянных мучеников!» - свидетельствует нам книга современного историка Юрия Михайловича Лощица «Дмитрий Донской». (Ю.М. Лощиц. Дмитрий Донской. - Москва, «Русское слово», с.17.) Особенно угнетало его душу то, что увидел в Орде множество русских пленников. «Сколько уже тысяч рабов — славян было увезено отсюда и куда только не увозили их! Славянами, закупленными в сарае, выгодно торговали на невольничьих рынках Крыма, Генуи, Венеции. В течение десятилетий за счёт русских рабов пополняли свои армии египетские султаны». (Ю.М. Лощиц. Дмитрий Донской. - Москва, «Русское слово», с.28.) Именно в Золотой Орде будущий великий князь дал себе слово освободить русских людей из плена. «Двенадцати лет от роду занял Димитрий престол великокняжеский, и именно руководительство святителя Алексия давало Руси то спокойствие, в котором она могла собраться с нужными силами». (Е. Поселянин. Святые вожди Земли Русской. - Москва. «Товарищество И.Д. Сытина», 1900, с.158.) «В 1380 году Димитрий решился вступить в открытую борьбу с ханом Мамаем, и, по благословению преподобного Сергия Радонежского, разослал гонцов по всем областям великого княжения, чтобы немедленно сходились к Москве ратные люди». (За Землю Русскую- М.; Даниловский благовестник, 2005.- 200 с.) Игумен Земли Русской Сергий Радонежский стал после смерти святителя Алексия духовным руководителем и вдохновителем Димитрия Донского. Несколько раз приезжал князь за советом к старцу. «Перед выступлением из Москвы, приехав за благословением на битву к преподобному Сергию, князь остался на молебен. Окропляя его святою водою, исполнясь пророческого духа, предсказал князю целость в бою, русским победу, Мамаю гибель». (Слава и гордость Земли Русской. Куликовская битва. Хрестоматия./сост.В.В. Артёмов. - М.:Учебная книга БИС,2005. - 108 с.) Святой благоверный князь Димитрий относился к власти как к послушанию, понимал, что власть дана ему от Бога. Прощаясь с народом, остававшимся в Москве, князь сказал: «Бог наш заступник!» Весь народ не выходил из храма, прикованные душою к великому русскому ополчению, возглавляемому князем. Подвиг, совершённый им, - сбор войска, подготовка к битве, личное участие в сражении в одежде простого воина. «Этот подвиг поразителен и рациональному объяснению не подлежит». (В.Н.Тростников. Икона и меч. «Русский дом», 2004.) Русские никак не могли победить в битве — и ратников у них было меньше, и позиция много хуже (они были прижаты к Дону, а войско Мамая расположилось на холме), и вооружение было примитивнее (генуэзцы оснастили войско Мамая последними новинками военной техники). Но они не только победили, а наголову разбили ордынцев, потому что во главе их стоял великий князь Димитрий Донской.

Эти материалы мы изучили в процессе теоретического исследования.

Практическое исследование на первом этапе заключалось в следующем: нами были проанализированы творческие работы наших старшеклассников на тему «Святая Русь… Что значат для нас эти слова?» Вот отрывки из сочинений, которые написали ученики 9а класса Котвицкий Владислав, Макаров Максим, Ткаченко Александр, Белоусов Игнат: «Многие могут сказать, что молодое поколение сегодня деградировало, что мы безразличны к нашей истории, культуре, безразличны к судьбе наших будущих детей, нашего рода, родной земли. Многие отметят, что мы стали невосприимчивы ни к чему высокому, благородному, святому. Нам дела нет до того, что русский народ уже зовётся российским, а в паспорте не указывается национальность… Нам всё равно.»

«Мы не виноваты в том, что с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов нам навязывается это равнодушие, обесценивается всё, что раньше вызывало гордость и уважение, вдалбливается в умы, что ничего не имеет ценности, кроме наслаждения. Мы не должны нести ответственности за то, что кто – то когда – то позволил отнять у нас уважение к нашей стране, нашей пока ещё не знаемой нами Родине, чьё настоящее имя Святая Русь».

Эти слова заставляют не только задуматься, но и начать действовать.

Творческие работы был написаны лицеистами до введения нового предмета «Духовное краеведение Подмосковья». После введения предмета, в процессе изучения житийной литературы, краеведческих, исторических источников, научных и философских трудов, после активного участия в создании совместного учебного исследовательского проекта «Слово о великом князе Димитрии Донском», ребята многое переосмыслили. Вот отрывки из творческих работ тех же лицеистов, только год спустя:

«Незадолго до Второй Мировой войны Иван Александрович Ильин, один из лучших русских мыслителей, находящийся в вынужденной эмиграции, с болью и надеждой писал: «Все выстраданные нами национальные унижения, которым, кажется, нет меры и числа, могут и должны пробудить в нас инстинкт национального самосохранения, вызвать в нас чувство беззаветной любви к Родине и чувство собственного национального достоинства». (И.А. Ильин. Три речи о России.Т.I,с.7.-«Русское слово»,1997.) Слова философа Ильина не потеряли своей актуальности и сегодня. Перед нами сегодня встала угроза полностью ассимилироваться, раствориться среди других народов.» «Мы хорошо понимаем, что сегодня возникла крайняя необходимость в изучении отечественной истории, осмыслении результатов жизни и подвига национального значения тех людей, которые эту историю вершили.»

Результат анализа сочинений заключался в том, что мы поняли, насколько важны для ребят нашего лицея такие понятия, как «Святая Русь», «любовь к Отечеству», «любовь к ближнему». Мы, восьмиклассники, выяснили для себя, что в наше время быть равнодушными к судьбе России нельзя, иначе средства массовой информации заставят нас не уважать родную страну, её святыни, государственных деятелей, с которых мы должны брать пример и которыми должны гордиться.

В этом году и в нашем классе был введён новый предмет «Духовное краеведение Подмосковья». В рамках изучения данного предмета на втором этапе исследования мы провели анкетирование и выяснили, насколько мало знаем о своём родном крае, о святых людях, имеющих непосредственное отношение к его духовному процветанию в определённые моменты исторического развития. Нам захотелось узнать как можно больше о нашем земляке, святом благоверном князе Димитрии Донском, о том, как он воспитывался в детстве, отрочестве, как смог в развитии своей личности достичь необыкновенных нравственных высот. И мы постарались сделать это в своем исследовании.

Результаты исследования (численные и фактические данные).

В результате анкетирования учеников пятых-восьмых классов мы выяснили, что 70% обучающихся не знают о роли великого князя Димитрия Донского в формировании нравственности русского народа, в том числе и павловопосадцев.

30% обучающихся знают о роли и значимости деятельности князя, но затрудняются в определении времени создания им первого деревянного храма в Павловском Посаде.

Тем не менее в результате анкетирования также было выяснено, что приоритетными нравственными ценностями для 80% ребят являются такие ценности, как Родина, дом и семья.

Выводы:

1) мы обосновали возможность формирования личности князя Димитрия Донского - истинного патриота своей Родины в тяжёлых исторических условиях татаро-монгольского ига;

2) показали, как повлияло на формирование личности будущего великого князя воспитание под непосредственным руководством святителя Алексия;

3) выяснили, как под влиянием своего духовного руководителя, «игумена Земли Русской» преподобного Сергия Радонежского, Димитрий Донской сумел укрепиться в своём решении выступить на бой с монголо – татарами;

4) определили, какие именно качества характера Димитрия Донского позволили ему стать великим князем Святой Руси и совершить свой личный подвиг общенационального значения.

Общий обзор поставленной проблемы.

Перспективы решения проблемы после проведённого исследования.
Заключение.

Поставленная нами в исследовании проблема возможности использования православной христианской традиции в духовно-нравственном воспитании подростков в современных условиях на примере жизни и подвига великого князя Димитрия Донского имеет следующие перспективы:

нам необходимо продолжить исследовательскую работу в области духовного краеведения Подмосковья - создать долгосрочный учебный исследовательский проект по гражданско – нравственному воспитанию по теме «Слово о великих князьях Земли Русской». Учителя и ученики–исследователи нашего лицея будут разрабатывать этот проект совместно, потому что мы все заинтересованы в возрождении духовности и нравственности в нашем городе, районе и крае.

Список использованной литературы:

Академия наук РФ. Институт русского языка. Словарь русского языка. Т.II.- Москва. «Русский язык», 2003.

В.Н.Тростников. Икона и меч. «Русский дом», 2004.

Е. Поселянин. Святые вожди Земли Русской. - Москва. «Товарищество И.Д. Сытина», 1900.

И.А. Ильин. Три речи о России.Т.I,с.7.-«Русское слово»,1997.

За Землю Русскую. - М.; Даниловский благовестник, 2005.

Слава и гордость Земли Русской. Куликовская битва. Хрестоматия./сост.В.В. Артёмов. - М.:Учебная книга БИС, 2005.

Ю.М. Лощиц. Дмитрий Донской. - Москва, «Русское слово».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год» iconВсероссийский детский исторический конкурс «История родного края»
Победа под Вохной – подвиг общенационального значения. Истоки патриотизма моих земляков – павловопосадцев

Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»

Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы

Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год» iconЛитература » Разработка внеклассного мероприятия на тему «Основные...
В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют...

Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год» iconКонспект внеклассного мероприятия участника межрегионального конкурса «Учитель, которого ждут»
Родине, вызвать чувство гордости за свой родной край; формировать уважительное отношение к известным людям Пермского края; воспитывать...

Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год» iconТемы вашего учебного проекта
Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему проекта в рамках вашего предмета, описание основных учебных практик и краткое...

Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год» iconТематическое планирование. № Тема раздела, урока, консультации
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Шемякин суд»

Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год» iconСписок книг для чтения в 8 классе
Из древнерусской литературы: «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Повесть о Шемякином...

Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год» iconОсобо охраняемые природные территории
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии...

Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта «Подвиг общенационального значения великого князя Димитрия Донского, владевшего Вохонской волостью с 1340 по 1389 год» iconТипичные черты исследовательского проекта
При этом разработчики не скованы никакими внешними формальными требованиями типа проектной документации или используемых средств...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции