Открытый урок по литературе




Скачать 54.9 Kb.
Название Открытый урок по литературе
Дата публикации 15.06.2014
Размер 54.9 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
МБОУ СОШ № 9 г. Буйнакска

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРЕ



Трагедия одиночества молодого человека, непризнанного своим поколением и временем на примере образа М.Ю. Лермонтова.

Разработала и провела:

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 9 Гусейнова Т.Р.

Цель : расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова. На его примере раскрыть трагедию одиночества молодого человека непрпинятого своим поколением и временем.

Задачи : дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения “Утёс”, “Листок”); развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность; воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию,умение адаптироваться к общественным нормам и с оциализации.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, рабочие тетради по литературе.

Ход урока

  1. Организационный момент.



2.Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слады) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им.

1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)

3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

4. Выхожу один я на дорогу…

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

3. Работа со словом.

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Каково значение существительного одиночество? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)

Слайд:

Один         чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей; о

Одинок     когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

В одиночестве    

Одиночество    

Одинокий    

4. Работа с эпиграфом.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…


М.Ю.Лермонтов

- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)

- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока:»Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова.

5. Работа по теории литературы

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой

устойчивый образ в литературоведении называется мотив. Дома вы посмотрели значение этого слова в разных толковых словарях, в том числе и в литературоведческих. (Учащиеся зачитывают свои ответы. Формулируется общий ответ: мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии)

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Какие поэтические образы помогают создать это чувство в приведённых строчках стихотворений? (Сосна на голой вершине; листок, оторванный бурей, парус, утёс)

6. Формулируется тема урока.

- Сегодня у нас внеклассное мероприятие по творчеству М.Ю.Лермонтова. Мы поговорим о произведениях поэта, ещё раз вспомним, что нам уже известно о нём и, возможно, откроем для себя ещё что-то новое. Тема нашего урока – Трагедия одиночества молодого человека непринятого своим поколением и временем.

7. Работа с поэтическими произведениями.

- Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества? Попробуем разобраться вместе.

1) Прослушивание стихотворения “Тучи ”.

2) Анализ.

- в какой части стихотворения Лермонтов мысленно объединяет себя с тучами?

- В какой части это единение оказывается под вопросом .ПОД СОМНЕНИЕМ?

- В каких строках звучит уверенное « нет?»

- Как передает динамику этих чувств актриса?

-Кто нам расскажет наизусть стих?

3) Выразительное чтение стихотворения “Листок” (Читает заранее подготовленный учащийся)

4) Анализ стихотворения.

- О чём это произведение? Какие слова являются снова ведущими? (О бесприютности и одиночестве гонимого ветром листка)

- Как построено стихотворение? Каким приёмом снова воспользовался поэт? (Антитеза – листок и чинара)

- Как показаны бесприютность и одиночество листка? Какие слова помогают увидеть это. (Родимый, гонимый, докатился)

- Почему чинара не хочет приютить странника?

- Какой основной мотив стихотворения?

- С какими стихотворениями связаны стихи “Утёс” и “Листок”? (“Белеет парус одинокий….”, “Тучки небесные”, “На севере диком”)

5)романс «Белеет парус одинокий» импровизация.

6) Анализ романса

- что же такое романс?

-Каково ваше мнение о прозвучавшемромансе?

7) Прослушивание стихотворения “Утёс”.

8) Анализ.

- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?

- О чём оно? (О неразделённой любви и непрочности человеческих связей вообще)

- Какие центральные образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)

- Какие качества они олицетворяют? (По ходу анализа составляется схема)

Похожи они или совсем разные? (Разные)

- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса)

- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении. (Инверсия, эпитеты, олицетворение. Со всеми этими понятиями учащиеся знакомились, когда работали со стихотворением “Белеет парус одинокий…”)

8. Выводы.

- Почему именно мотив одиночества преобладает в произведениях Лермонтова? Вспомните биографию Лермонтова. (Это были ощущения поэта, он писал о себе, как в стихотворении “Белеет парус одинокий…” или “Тучи”)

- Как вы понимаете значение слова исповедь? Подберите однокоренные слова. (Учащиеся дают ответы: исповедать, исповедаться, исповедальный, то есть, рассказать о том, о чём не всем расскажешь, о самом сокровенном, о том, что у человека в душе)

- Можно ли стихотворения поэта назвать исповедью! (Да)

- Как всякий настоящий поэт, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своих произведениях, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его и как поэта, и как человека.

9. Творческие работа (Сочинения детей)

- А как поняли его вы? Давайте попробуем выразить это в своих рассуждениях

- совместными усилиями мы создали свой сборник Лермонтова. Вот он.здесь ваши рисунки к стихам М.Ю.Лермонтова и строки ег о произведений.. но сейчас я хочу - совместными усилиями мы создали свой сборник Лермонтова. Вот он.здесь ваши рисунки к стихам М.Ю.Лермонтова и строки его произведений.. но сейчас я хочу показать вам прекрасные картины ,которые нарисовал поэт к своим стихам..



- Желающие рассказывают не прозвучавшие стихи лермонтова.....

10. Заключительное слово

На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.

…Везде один природы сын, 
Не знал он друга меж людей:
Так бури ток сухой листок
Мчит жертвой посреди степей!



Вот ,каково быть непонятым и непринятым своим поколением и эпохой.вот в чем трагедия молодого Лермонтова .. И даже после известия о его гибели, царь сказал: « Туда ему и дорога»...

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытый урок по литературе icon Организатор Обсуждаемые вопросы Состав и количество участников
По теме «Соблюдение правил безопасности около водоемах во время таяния льда. Открытый урок по литературе в 6 «Б» классе
Открытый урок по литературе icon Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Открытый урок по литературе icon Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...
Открытый урок по литературе icon А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал
Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Открытый урок по литературе icon Открытый урок в 5 классе по музыке
Цель: Формирование осознанного отношения к жизни, природе, человеческим чувствам на основе восприятия музыки романса
Открытый урок по литературе icon План конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...
Открытый урок по литературе icon Моу сош с. Засечное открытый урок
Цели урока: выявить своеобразие жанра «Медного всадника», его композицию, конфликт; выяснить авторское отношение к героям; увлечь...
Открытый урок по литературе icon Урок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе»
Открытый урок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе» с приглашением военнослужащих
Открытый урок по литературе icon Жамбылская область, Байзакский район, средняя школа 40 лет Казахстана,...
Дорогие, ребята, сегодня у нас открытый урок. Желаю всем удачи и творческих успехов
Открытый урок по литературе icon Открытый урок Чтения мбоу сош №170
Крылов! Это имя нам дорого с детства" (В. И. Лебедев-Кумач) "Люблю, где случай есть, пороки пощипать" (И. А. Крылов) "Его басни переживут...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции