Скачать 82.85 Kb.
|
Бизик Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Клюквенская средняя школа» Макушинского района Курганской области Еще раз о модульной технологии В последнее время стала актуальной методика обучения, связанная с разными уровнями восприятия учениками нового материала. Учеными проводились исследования, которые позволяют сделать вывод:
1) учащиеся с высоким уровнем восприятия; 2) учащиеся со средним уровнем восприятия; 3) учащиеся с низким уровнем восприятия. В зависимости от этих исследований мы должны в своей работе опираться на принципы:
- самостоятельности в обучении. Решению всех этих задач соответствует технология модульного обучения по технологическим картам В.М.Монахова. Она носит название технологии модульного обучения. Что такое модульное обучение? Модульное обучение состоит том, что ученик должен сам учиться, а учитель управлять этим процессом (мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать). Модуль - это целевой, функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Иными словами – это план активной учебной деятельности учащихся на уроке, включающий дидактические цели обучения и различные задания, рекомендуемые по их выполнению. В процессе работы с модулем определяется исходный уровень знаний и умений учащихся, затем они получают новую учебную информацию, в конце или в начале следующего урока проводится контроль, коррекция и оценка знаний. Что дает модульное обучение? Во-первых, оно направлено на модернизацию учебного процесса и на обеспечение требований стандарта к уровню подготовки учащихся. Во-вторых, оно позволяет ставить перед учащимся доступные, выполнимые цели и их выполнять. В-третьих, применяется уровневый подход в обучении, т.е. дифференцированный, позволяющий дозировать объем деятельности обучающихся, корригировать ошибки в обучении. Результативность при такой методике обучения намного выше, чем при обычной. В основе модульного обучения лежит метод проектирования, который в настоящее время используется в разных отраслях науки. При технологии модульного обучения поурочное и тематическое планирование производится по модулям в виде технологических карт или схем. Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества:
Как я планирую технологическую карту? Во-первых, планируется цель урока. Цель – это предвосхищаемый результат. Цель записывается кратко и включает в себя основные знания и умения, которыми должны овладеть ученики. Например, в технологической карте мы указываем: - учащиеся должны научиться выбирать и находить нужную информацию,-
Содержание работы учащихся на уроке включает в себя описание заданий и действий, которые должны выполнить учащиеся. Например, прочесть параграф, выбрать главное, выучить правило, составить таблицу, проанализировать что-либо и сделать вывод, выполнить упражнение, составить схемы предложений и т.п. Деятельность учащихся включает в себя описание приемов работы учащихся:
С теми учащимися, кто не понял задание или тему, я работаю индивидуально. Появляется время, чтобы еще раз повторить материал, рассказать консультанту или учителю, проверить себя по учебнику, т.е. корригировать свои знания самостоятельно. Тем, кто быстро и правильно выполняет задания, предлагается новое задание творческого характера или повышенного уровня сложности. Например, при выполнении заданий темы «Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами», учащиеся не только расставляют знаки препинания при однородных членах, но и составляют их схемы или по данным схемам придумывают свои предложения. Как я применяю технологические карты при разработке уроков? Я разрабатываю модульные программы тем по русскому языку и литературе. Но в технологической карте урока мне показалось удобнее использовать такие названия заголовков таблицы, как «Целеполагание» – предполагаемая цель, «Содержание работы», «Деятельность учащихся». Для примера приведем технологическую карту урока по теме «Бессоюзное сложное предложение». Модуль 3. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Домашнее задание: выполните упр. 155 на «3» - 2 пр. на «4» - 4 пр. на «5» -все. Кроме технологической карты урока я использую различного вида таблицы, особенно при анализе литературных произведений. Таблица для анализа стихотворения.
Такие таблицы помогают увидеть особенности стихотворения, мысли, чувства и даже цвет образной картины, передаваемой автором в произведении. Диагностика планируется в инструкционной карте или конспекте следующего урока. Для диагностики подбираем
Учащиеся выполняют упражнения на закрепление и только затем переходят к изучению новой темы. Например: в 9 – 11 классах по русскому языку нужно проводить самостоятельные работы для закрепления изученного и для диагностики. В модульной программе мы их именуем как «Урок контроля». На уроке литературы тесты используются в конце изучаемой темы и позволяют произвести диагностику усвоенных учащимися знаний. Я применяю различные творческие задания типа: «Ответьте на вопросы», «Составьте конспект», «Заполните таблицу», «Напишите отзыв на произведение», «Составьте краткие тезисы», «Выполните сравнительный анализ стихотворений» и т.п. Например, на уроке литературы в 8 классе при изучении темы: «Тема природы в стихотворениях русских поэтов», можно применить такую таблицу:
Предлагаются задания типа: «Выбери образные средства и сделай вывод об их назначении в стихотворении», «Выяви особенности произведений автора», «Выпиши основные мысли из критической статьи». Таким образом, технология модульного обучения открывает новые возможности в преподавании, приучает самостоятельно мыслить, получать нужную информацию и использовать ее, достигая наилучших результатов. Литература
|
Современные тенденции проектирования технологических карт урока Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную... |
Тематическое планирование по литературе 11-а класс Учитель Зыкова Маргарита Николаевна Тематическое планирование составлено с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного... |
||
Тематическое планирование для умк рудченко Т. А. «Информатика, 1... ... |
Тематическое планирование по русской литературе для 9 класс Тематическое планирование по русской литературе для 9 классов по учебнику Н. Н. Вербовая и др. (102 ч., 3 ч в неделю) |
||
Программа дополнительного образования детей «Спортивное совершенство» для детей с 1-4; 5-11класс ... |
Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 11 класс Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 11 класса естественно-математического направления |
||
Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по изобразительному... Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 классе составлено на основе традиционной программы «Школы... |
Тематическое планирование уроков лезгинского языка в 10 классе Тематическое планирование уроков лезгинского языка в 10 классе на 2013 – 14 уч год (34 часа) |
||
Тематическое планирование уроков Дагестанской литературы в 9 классе Тематическое планирование уроков Дагестанской литературы в 9 классе на 2013 – 2014 уч г |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе Календарно–тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (2 часа в неделю) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |