Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества




Скачать 82.85 Kb.
Название Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества
Дата публикации 15.06.2014
Размер 82.85 Kb.
Тип Тематическое планирование
literature-edu.ru > Литература > Тематическое планирование
Бизик Г.А., учитель русского языка и

литературы МОУ «Клюквенская

средняя школа» Макушинского района

Курганской области

Еще раз о модульной технологии
В последнее время стала актуальной методика обучения, связанная с разными уровнями восприятия учениками нового материала. Учеными проводились исследования, которые позволяют сделать вывод:

  • Учащиеся во время урока могут активно воспринимать и хорошо запоминать материал только в течение 15 – 20 минут;

  • по уровням восприятия класс можно разделить на три группы:

1) учащиеся с высоким уровнем восприятия;

2) учащиеся со средним уровнем восприятия;

3) учащиеся с низким уровнем восприятия.

В зависимости от этих исследований мы должны в своей работе опираться на принципы:

  • индивидуального подхода к детям;

  • дифференцированного, т. е. разноуровневого обучения;

- самостоятельности в обучении.

Решению всех этих задач соответствует технология модульного обучения по технологическим картам В.М.Монахова. Она носит название технологии модульного обучения.

Что такое модульное обучение?

Модульное обучение состоит том, что ученик должен сам учиться, а учитель управлять этим процессом (мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать).

Модуль - это целевой, функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Иными словами – это план активной учебной деятельности учащихся на уроке, включающий дидактические цели обучения и различные задания, рекомендуемые по их выполнению. В процессе работы с модулем определяется исходный уровень знаний и умений учащихся, затем они получают новую учебную информацию, в конце или в начале следующего урока проводится контроль, коррекция и оценка знаний.

Что дает модульное обучение?

Во-первых, оно направлено на модернизацию учебного процесса и на обеспечение требований стандарта к уровню подготовки учащихся.

Во-вторых, оно позволяет ставить перед учащимся доступные, выполнимые цели и их выполнять.

В-третьих, применяется уровневый подход в обучении, т.е. дифференцированный, позволяющий дозировать объем деятельности обучающихся, корригировать ошибки в обучении.

Результативность при такой методике обучения намного выше, чем при обычной.

В основе модульного обучения лежит метод проектирования, который в настоящее время используется в разных отраслях науки.

При технологии модульного обучения поурочное и тематическое планирование производится по модулям в виде технологических карт или схем.

Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества:

  • учащиеся сознательно подходят к выполнению заданий, так как видят перед собой конкретные задачи;

  • технологическая карта позволяет самостоятельно восполнить пробелы в знаниях;

  • технологическая карта позволяет вести статистический учет успеваемости и прослеживать динамику развития учащихся;

  • обеспечивается полная вовлеченность учащихся в процесс обучения;

  • учитель имеет возможность работать с каждым учеником.

Как я планирую технологическую карту?

Во-первых, планируется цель урока.

Цель – это предвосхищаемый результат. Цель записывается кратко и включает в себя основные знания и умения, которыми должны овладеть ученики.

Например, в технологической карте мы указываем:

- учащиеся должны научиться выбирать и находить нужную информацию,-

  • характеризовать основные признаки частей речи или слова,

  • применять полученные знания на практике при выполнении заданий,

  • знать основные правила и использовать их при написании слов.

Содержание работы учащихся на уроке включает в себя описание заданий и действий, которые должны выполнить учащиеся. Например, прочесть параграф, выбрать главное, выучить правило, составить таблицу, проанализировать что-либо и сделать вывод, выполнить упражнение, составить схемы предложений и т.п.

Деятельность учащихся включает в себя описание приемов работы учащихся:

  • работа в парах или самостоятельно,

  • устно или письменно,

  • работа с последующим обсуждением в классе или проверка учителя.

  • Здесь же планируется и коррекция, указывается номер параграфа или название орфограммы, приводится небольшая схема, в которой сформулировано правило, которое помогает проверить ошибки.

С теми учащимися, кто не понял задание или тему, я работаю индивидуально. Появляется время, чтобы еще раз повторить материал, рассказать консультанту или учителю, проверить себя по учебнику, т.е. корригировать свои знания самостоятельно.

Тем, кто быстро и правильно выполняет задания, предлагается новое задание творческого характера или повышенного уровня сложности.

Например, при выполнении заданий темы «Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами», учащиеся не только расставляют знаки препинания при однородных членах, но и составляют их схемы или по данным схемам придумывают свои предложения.

Как я применяю технологические карты при разработке уроков?

Я разрабатываю модульные программы тем по русскому языку и литературе. Но в технологической карте урока мне показалось удобнее использовать такие названия заголовков таблицы, как «Целеполагание» – предполагаемая цель, «Содержание работы», «Деятельность учащихся».

Для примера приведем технологическую карту урока по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Модуль 3.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Целеполагание

Содержание работы


Деятельность учащихся

1.Познакомиться со случаями постановки тире в сложном бессоюзном предложении

1.Прочтите параграф 12, составьте таблицу:

Случаи постановки тире

Примеры

1.




2.




3.




Примечание:







Работайте самостоятельно, проверка в парах и при обсуждении

2.Научиться определять способ постановки тире в предложении и применять при выполнении заданий

1.Выполните упр. № 151, проанализируйте способы постановки тире.

2.Выполните упр № 152,153

3.Выберите из упр. 154 предложения с тире, выпишите их.


Работайте самостоятельно с последующей проверкой в парах


Домашнее задание: выполните упр. 155

на «3» - 2 пр.

на «4» - 4 пр.

на «5» -все.
Кроме технологической карты урока я использую различного вида таблицы, особенно при анализе литературных произведений.

Таблица для анализа стихотворения.





Границы части

Тема отрывка

Настроение

Лексика

Время


Цветовой фон отрывка

1 часть

















2 часть


















3 часть






















Такие таблицы помогают увидеть особенности стихотворения, мысли, чувства и даже цвет образной картины, передаваемой автором в произведении.

Диагностика планируется в инструкционной карте или конспекте следующего урока. Для диагностики подбираем

  • тесты и упражнения на проверку и закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке,

  • словарные диктанты разных типов: диктант-молчанка, диктант с творческим или грамматическим заданием,

  • самостоятельное списывание с выполнением задания и другое.

Учащиеся выполняют упражнения на закрепление и только затем переходят к изучению новой темы.

Например: в 9 – 11 классах по русскому языку нужно проводить самостоятельные работы для закрепления изученного и для диагностики. В модульной программе мы их именуем как «Урок контроля».

На уроке литературы тесты используются в конце изучаемой темы и позволяют произвести диагностику усвоенных учащимися знаний.

Я применяю различные творческие задания типа: «Ответьте на вопросы», «Составьте конспект», «Заполните таблицу», «Напишите отзыв на произведение», «Составьте краткие тезисы», «Выполните сравнительный анализ стихотворений» и т.п. Например, на уроке литературы в 8 классе при изучении темы: «Тема природы в стихотворениях русских поэтов», можно применить такую таблицу:

Автор и назван

ие стихотворения

Тема стихотворения

О чем думает автор?

Что чувствуют лирический герой и автор?

Идея стихотворения

1.













2.













3.













4.













Предлагаются задания типа: «Выбери образные средства и сделай вывод об их назначении в стихотворении», «Выяви особенности произведений автора», «Выпиши основные мысли из критической статьи».

Таким образом, технология модульного обучения открывает новые возможности в преподавании, приучает самостоятельно мыслить, получать нужную информацию и использовать ее, достигая наилучших результатов.

Литература

  1. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. \ М.: Просвещение, 1989

  2. Борисова Ю., Гребенев Ю. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. \Народное образование, 2003, №7

  3. Войлова К.А., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. \10 – 11 класс, М.: Дрофа 2001

  4. Голуб И.Б., РозентальД.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. \М.: Русский язык, 1990

  5. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. \М.: Просвещение, 1983

  6. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку.\ М.: Просвещение, 1991

  7. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.\ М.: Просвещение, 1983

  8. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. \ Школьные технологии, 2002. № 2

  9. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 8 классе. Автор-сост. Купалов А.Ю.\ М.: Просвещение, 1993

  10. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс.\ М.: Просвещение, 1999

  11. Шмелькова Л.В. Технологическое проектирование курса русского языка. \ Курган ИПКи ПРО, 2006

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества icon Современные тенденции проектирования технологических карт урока
Инте­рес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную...
Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества icon Тематическое планирование по литературе 11-а класс Учитель Зыкова Маргарита Николаевна
Тематическое планирование составлено с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного...
Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества icon Тематическое планирование для умк рудченко Т. А. «Информатика, 1...
...
Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества icon Тематическое планирование по русской литературе для 9 класс
Тематическое планирование по русской литературе для 9 классов по учебнику Н. Н. Вербовая и др. (102 ч., 3 ч в неделю)
Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества icon Программа дополнительного образования детей «Спортивное совершенство» для детей с 1-4; 5-11класс
...
Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества icon Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 11 класс
Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 11 класса естественно-математического направления
Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества icon Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по изобразительному...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 классе составлено на основе традиционной программы «Школы...
Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества icon Тематическое планирование уроков лезгинского языка в 10 классе
Тематическое планирование уроков лезгинского языка в 10 классе на 2013 – 14 уч год (34 часа)
Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества icon Тематическое планирование уроков Дагестанской литературы в 9 классе
Тематическое планирование уроков Дагестанской литературы в 9 классе на 2013 – 2014 уч г
Тематическое планирование в виде технологических карт имеет свои преимущества icon Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Календарно–тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (2 часа в неделю)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции