Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент,




Скачать 201.37 Kb.
Название Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент,
Дата публикации 14.06.2014
Размер 201.37 Kb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Литература > Книга
Описание опыта работы

воспитателя МБДОУ детский сад № 5 пгт Тымовское

ПРУДНИКОВОЙ Светланы Андреевны

по теме:

«Организация образовательной работы по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию у дошкольников любви к книге»

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге.

Как же сегодня решаются данные задачи в детском саду?

В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям и 10 областям, одна из которых "Чтение художественной литературы". Таким образом, чтение выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса. (Приложение 1. Таблица «Содержание НОД образовательная область «Чтение художественной литературы»)

При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями. Читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. (Приложение 2. Таблица Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы»)

В комплексной программе "Детство", на основе которой составлена основная общеобразовательная программа, реализуемая в нашем детском саду, организация непосредственной образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» не предусмотрена. Чтение как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе образовательной работы с детьми интегрировано в другие образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Именно поэтому чтение художественной литературы организуется нами и в других формах совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе. (Приложение 3. Таблица «Формы работы с детьми по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы») Здесь художественное произведение используется как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания той или иной деятельности.

Процесс формирования у детей интереса к книге включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленный «литературный центр» группы привлекает интерес и внимание детей. В соответствии с рекомендациями программы "Детство", книжные уголки имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами". (Приложение 4. Таблица «Предметно-развивающая среда групп по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"»)

Здесь всегда к услугам детей нарезанная бумага, маленькие блокнотики, книжки-словарики, карандаши, фломастеры, вырезки из плотных журналов и газет разного размера. Дети с удовольствием отыскивают в этих текстах похожие буквы, вырезают, наклеивают их на листочки.

Образовательная работа с детьми по образовательной области "Чтение художественной литературы" осуществляется по технологиям Л.М. Гурович "Ребёнок и книга", «Детям о книжной графике» автор Н.А.Курочкина и технология О.С. Ушаковой. "Знакомим детей с литературой". Цели и задачи данных технологий позволяют нам решать задачи, поставленные основной общеобразовательной программой.

Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:

  • Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);

  • Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);

  • Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);

  • Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).

Содержание работы с детьми усложняется от возраста к возрасту. Количество разных видов занятий меняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.

Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами уже с младшего возраста мы вместе с детьми их моделируем. Это позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая желтая круглая). У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка и т.д. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например, колобок - это маленький желтый кружок, медведь - коричневый большой кружок, лиса - оранжевый кружок и т.д. По выстроенной модели дети повторяют сказку. В группах среднего и старшего дошкольного возраста модели усложняются. Здесь используются мнемодорожки и мнемотаблицы.

В средней группе дети уже проявляют большой интерес к книгам: подолгу рассматривают, обмениваются мнениями по содержанию. Поэтому в книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, стихи и т.п. Предлагаем детям рассматривать одну сказку, но иллюстрированную разными художниками. В этом возрасте начинаем знакомить с элементами биографии автора. Помещаем их  портреты в книжном уголке. При анализе текста главный вопрос «почему?». Используем игры «Литературные загадки», «Придумай сказку», «Изобрази услышанное». Используем инсценировки стихов, сказок, рисуем картинки к произведениям. Начинаем обращать внимание детей на понятия: эпитет, сравнение, рифма, ритм. Поскольку дети этого возраста активно начинают сочинять, мы проводим игры «Допиши сказку», «Придумай концовку», «Сказки в картинках» и т.п.

У детей старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.

На занятия по ознакомлению с художественной литературой в старших группах используем дидактические игры, в основе которых – активная «исследовательская» деятельность детей. Дидактические игры закрепляют знания детей о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение. Например, игра «Пиктограммы» повышает активизацию эмоциональных и мыслительных процессов, воспитывает умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета произведения, высказывать суждения. В работе используются различные варианты пиктограмм.

Вариант 1. Набор карточек с изображением персонажей разных сказок. В центре схемы сюжет из сказки, а вокруг круги. Воспитатель раздаёт детям карточки-схемы с изображением героев, предлагает разложить их на круги к определённому сюжету.

Вариант 2. На середине листа изображена схема сюжета определённой сказки. Вокруг схемы персонажи из разных сказок. Воспитатель предлагает ребёнку закрыть фишками персонажей из других сказок.

Игра «Сказки-загадки». В основе этой игры лежит проверка знаний сказок. Задачи: воспитывает умение слушать вопросы и ответы, развивает внимание. Для проведения игры необходим набор схем «Сказки-загадки». Педагог обращает внимание на то, что в схеме есть ошибки и предлагает найти их. Посмотри на схему и найди лишний персонаж. Какого персонажа не хватает?

Игра «Угадай настроение» направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике. Задачи: развитие понимания чувств и эмоций. Для этой игры изготовлен набор схем разных сказок – «Теремок», «Репка», «Красная шапочка». Лица сказочных персонажей изображены в различных эмоциональных состояниях. Воспитатель вместе с детьми рассматривает схему и предлагает угадать настроение каждого персонажа.

Использование дидактической игры в работе по ознакомлению с художественной литературой помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей, поддерживает активный интерес к литературным произведениям. Это даёт основу для самостоятельности, творческой активности будущего школьника.

Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе в старшем дошкольном возрасте является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог - с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.

Познавательно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, в которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.

Приведем пример сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту "Откуда пришла книга". (Приложение 5) Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, мы обсуждали с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта. Так, была определена цель - узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.

Для привлечения внимания детей к теме проекта была проведена работа по мотивации детей. Детям были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям задали вопрос: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами, как появляется книга, какие профессии людей помогают ей появиться на свет? Таким образом, совместно с детьми было принято решение ответить на все поставленные вопросы. Продолжительность реализации проекта составила 2 месяца.

В течение этого времени с детьми проводились мероприятия, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги была проведена серия познавательных вечеров "Сейчас узнаем". При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, из чего делают бумагу и др., затем представляли ее для детей.

Так, для занятия была подготовлена мультимедийная познавательная презентация на тему "История возникновения книги" (Приложение 6), где дети познакомились с историей первых книг. Полученные детьми знания о том, как производится бумага, откуда книга к нам пришла, были оформлены в коллективный коллаж "Как создается книга?"

Одной из тем познавательных экскурсий в библиотеку стала тема "Где живут книги". На экскурсии, работники детской библиотеки, в игровой форме знакомили детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. Такие встречи способствуют формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определённых понятий и терминов ("библиотека", "стеллаж", "читательский формуляр" и др.). После экскурсии в библиотеку совместно с детьми составили правила поведения в библиотеке:

- не шуметь;

- не сорить;

- не толкаться;

- на книгах не писать, не рисовать;

- уголки книг не заворачивать;

- листы из книг не вырывать.

С большим удовольствием мы принимаем приглашения работников детской библиотеки на тематические встречи. Наиболее запоминающимися становятся «Встречи с интересными людьми». Одна из таких встреч – встреча с сахалинским автором детских книг Надеждой Шабровой оставила неизгладимые впечатления у детей. Надежда Александровна подарила детям на память свою книжку «Птицы моего двора», которая находится теперь в нашем книжном уголке.

Один раз в два года, в апреле в нашем ДОУ проводится фестиваль «Театральная весна», где дети показывают свои знания произведений художественной литературы. Каждая группа дошкольного возраста в рамках фестиваля готовит постановку спектакля и показывает его детям и родителям. В театрализованной деятельности дети отражают впечатления от прочитанного, выражают свое отношение к героям. Активными участниками театрализованных представлений являются родители. Они помогают готовить атрибуты, изготавливают костюмы, подбирают музыкальное сопровождение для представлений, создают афиши и программки.

В рамках реализации проекта «История Новогоднего праздника» в декабре 2013 года была проведена работа по созданию книги «Что такое Новый год?». Дети совместно с родителями писали небольшие рассказики и иллюстрировали их рисунками и поделками, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книги дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями.

В работе с родителями используем наглядно-информационные методы. Оформляем стенды, уголки, папки–передвижки, где информируем  родителей о том, какие  произведения входят в круг чтения  детей каждой возрастной группы. Информация  представлена в уголке для родителей в виде  списков литературных произведений с указанием, что будет  читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать  чтение ребёнка в домашних условиях. Широко в своей работе с родителями мы используем информационные буклеты. Саму идею заимствовали в магазинах, аптеках, сбербанке. При помощи «самоклейки» подставки для буклетов превратили в методические пособия. Печатаем необходимую информацию в форме буклета и вставляем в подставку. Подставка, не занимая много места, устанавливается в любом удобном уголке раздевальной комнаты и своим внешним и необычным видом, естественно, привлекает внимание родителей. Это очень практично: можно почитать прямо здесь же, в раздевалке, пока одевается ребенок. А можно взять и, не спеша изучить полезную информацию дома.

Особая роль в работе с родителями воспитанников принадлежит родительскому собранию – наиболее ёмкой форме педагогического  просвещения родителей. Здесь  они имеют возможность  получить необходимую  информацию, обсудить  наиболее  важные вопросы детского чтения, поделиться  собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребёнка  от   прочитанного. (Приложение 7)

Среди форм по приобщению детей к художественной литературе можно выделить ещё несколько интересных. К ним относятся:

- проведение акции «Малышки, вот вам книжки». Дети совместно с воспитателем отбирают книжки, которые дарят детям младшей или средней группы;

- организация «Книжкиной больницы», где мы производим ремонт книг. Помогает привить детям бережное отношение к книге;
- проведение интеллектуального марафона «Мы дружим с книгой», для повышения интереса детей к книгам;

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Например, К.И. Чуковскому, его портрет, его произведения, знакомые детям. А.Л. Барто и ее произведения. Детям интересны не только сами стихи А.Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась;

- проведение литературных вечеров, досугов, развлечений по разным темам, например, «Мир сказок», «Книга – мой лучший друг» и т.д. (Приложение 8)

Подводя итог, хочется отметить повышение интереса воспитанников к художественной литературе, книге, а родители поддерживают этот интерес. Повышается активность родителей при проведении совместных мероприятий.

Организация образовательной работы по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию у дошкольников любви к книге в различных формах, используя разнообразные методы и приёмы способствует закреплению знаний у детей, обогащает их социальный опыт, развивает детское творчество. Дает возможность осуществлять личностно-ориентированный подход, способствует раскрытию творческого потенциала детей, формированию умений творчески мыслить и решать поставленные перед ними задачи.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица «Содержание НОД образовательная область «Чтение художественной литературы»

группа

Содержание НОД

I младшая группа

1.Открыть ребёнку мир словесного искусства

2.Воспитать интерес и любовь к книге

3.Формировать умение слушать и понимать книгу, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям.

2 младшая группа

1. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения

2. Учить слушать чтение и рассказывание взрослого, прослушивать произведение до конца.

3. Формировать умение видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать элементарную оценку.

Средняя группа

1.Учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.

2. Формировать умение давать элементарную оценку поступкам героев.

3. Учить различать границы фантастического и реалистического в книге.

Старшая группа

1. Формировать умения устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте.

2. Учить воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях.

  1. Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности.

  2. Учить проникать в поэтическое настроение; передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.

Подготовительная

группа

1.Продолжать формировать умения устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте.

2. Учить воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях;

  • проявлять внимание к языку;

  • чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности, некоторые виды комического;

  • проникать в поэтическое настроение,

передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.

Приложение 2

Таблица « Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы»


Образовательная область «Чтение художественной литературы»

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-    развитие литературной речи;
-   приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и

эстетического вкуса.

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи)

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)

«Художественное творчество» (развитие детского творчества)


«Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений)


Приложение 3

Таблица «Формы работы с детьми образовательная область «Чтение художественной литературы»


Содержание

Возраст

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Формирование интереса и потребности в чтении

3-5 лет

Подбор иллюстраций

Чтение литературы.

Подвижные игры

Физкультурные досуги

Заучивание

Рассказ

Обучение

Экскурсии

Объяснения

Физкультминутки, прогулка,

прием пищи

Беседа

Рассказ

чтение

Д/и

Настольно-печатные игры

Игры-драматизации,


Игры

Дидактические игры

Театр

Рассматривание иллюстраций

Игры

Продуктивная деятельность

Настольно-печатные игры Беседы

Театр

Личный пример

Беседы

Ситуативное обучение

Чтение Прослушивание аудиозаписей музыкальных сказок



5-7 лет

Чтение художественной и познавательной литературы

Творческие задания Пересказ

Литературные праздники

Досуги

Презентации проектов

Ситуативное общение

Творческие игры

Театр

Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок

Физкультминутки, прогулка,

Работа в театральном уголке

Досуги

кукольные спектакли

Организованные формы работы с детьми

Тематические досуги

Самостоятельная детская деятельность Драматизация

Праздники

Литературные викторины

Пересказ

Драматизация

Рассматривание иллюстраций

Продуктивная деятельность

игры

Беседы

Рассказы

Чтение,

прослушивание аудиозаписей

Творческие игры

экскурсии

Посещение музеев, выставок

Продуктивная деятельность

Приложение 4

Таблица « Предметно-развивающая среда групп по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»



материалы

примечание

1

Книги рекомендованные

программой


- в младших группах в библиотечках представлена книга картинного типа: книга-картинка, книги-ширмочки, книга-игрушка;

- в среднем возрасте – книги деятельного типа, т.к. ребенок сам начинает работать с книгой. Это книги-раскраски, самоделки, книга-игрушка, книга-театр;

- в старших группах – книги классического типа. Это художественные, познавательные и даже учебные книги (например «Азбука»)


2



Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов




3


Игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки» и т.д.

Среди старших дошкольников стали популярными дидактические игры «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?

4

Портреты писателей и поэтов




5

Рисунки, поделки детей по мотивам любимых произведений

Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков мы составляем альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка.

6

Изготовленные дошкольниками книжки-малютки, книги из рассказов детей




7

Тематические выставки

- «Веселые книжки», «Книги о нашей стране», «Моя любимая книжка» и т. д.

- выставки книг с иллюстрациями одного художника (Рачёва, Чарушина и т.д.)

- детской художественной литературы разных жанров,

- научной литературы (детские справочники и энциклопедии и т.д.)

В их организации принимают участие родители и дети.

8

Мастерские по ремонту книг

Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, icon Учителя и их учения
Кто не боится увидеть свет, тот от орлинного глаза. Кто не боится войти в огонь, тот огненного рождения. Кто не боится невидимого,...
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, icon Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск...
Мир музея – особый мир, попав в который, мы попадаем как бы в другое место и время
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, icon Задача взрослого помочь ребенку войти в предметный мир, научиться...
Название предметов, их свойства и качества, многообразие действий с предметами обеспечивают словарный запас малыша, развитие его...
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, icon Книга вторая
Слава Аллаху, Господу миров, мир и благословение последнему из пророков Мухаммеду, его семье и сподвижникам. Да пребудет с вами мир...
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, icon Книга вторая
Слава Аллаху, Господу миров, мир и благословение последнему из пророков Мухаммеду, его семье и сподвижникам. Да пребудет с вами мир...
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, icon Урок «Тайна эпитета» Методическая информация
Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать...
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, icon Книга предназначена для всех, кто не равнодушен к проблемам рождения...
Никогда не сомневайтесь в том, что маленькая группа сознательных ответственных граждан может изменить мир, на самом деле только это...
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, icon Раймон Солано Остеопатия для малышей Зачем? Когда? Как? 60 вопросов и ответов
Здесь совсем неуместна поговорка «учиться на своих ошибках». Ошибок должно быть как можно меньше. Поведение матери должно быть осознанным...
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, icon Книга читается на одном дыхании. Вы ощутите легкость в душе и получите...
Как же все-таки устроен наш мир? Благодаря каким законам Вселенной случаются чудесные исцеления и материализация веры? И можно ли...
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, icon Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»
Своего рода итогом пушкинского романтизма – наиболее полным, ярким его выражением и одновременно воплощением его кризиса – стало...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции