Скачать 201.37 Kb.
|
Описание опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад № 5 пгт Тымовское ПРУДНИКОВОЙ Светланы Андреевны по теме: «Организация образовательной работы по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию у дошкольников любви к книге» Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге. Как же сегодня решаются данные задачи в детском саду? В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям и 10 областям, одна из которых "Чтение художественной литературы". Таким образом, чтение выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду. Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса. (Приложение 1. Таблица «Содержание НОД образовательная область «Чтение художественной литературы») При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями. Читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. (Приложение 2. Таблица Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы») В комплексной программе "Детство", на основе которой составлена основная общеобразовательная программа, реализуемая в нашем детском саду, организация непосредственной образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» не предусмотрена. Чтение как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе образовательной работы с детьми интегрировано в другие образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Именно поэтому чтение художественной литературы организуется нами и в других формах совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе. (Приложение 3. Таблица «Формы работы с детьми по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы») Здесь художественное произведение используется как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания той или иной деятельности. Процесс формирования у детей интереса к книге включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний. Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленный «литературный центр» группы привлекает интерес и внимание детей. В соответствии с рекомендациями программы "Детство", книжные уголки имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами". (Приложение 4. Таблица «Предметно-развивающая среда групп по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"») Здесь всегда к услугам детей нарезанная бумага, маленькие блокнотики, книжки-словарики, карандаши, фломастеры, вырезки из плотных журналов и газет разного размера. Дети с удовольствием отыскивают в этих текстах похожие буквы, вырезают, наклеивают их на листочки. Образовательная работа с детьми по образовательной области "Чтение художественной литературы" осуществляется по технологиям Л.М. Гурович "Ребёнок и книга", «Детям о книжной графике» автор Н.А.Курочкина и технология О.С. Ушаковой. "Знакомим детей с литературой". Цели и задачи данных технологий позволяют нам решать задачи, поставленные основной общеобразовательной программой. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:
Содержание работы с детьми усложняется от возраста к возрасту. Количество разных видов занятий меняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности. Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами уже с младшего возраста мы вместе с детьми их моделируем. Это позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая желтая круглая). У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка и т.д. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например, колобок - это маленький желтый кружок, медведь - коричневый большой кружок, лиса - оранжевый кружок и т.д. По выстроенной модели дети повторяют сказку. В группах среднего и старшего дошкольного возраста модели усложняются. Здесь используются мнемодорожки и мнемотаблицы. В средней группе дети уже проявляют большой интерес к книгам: подолгу рассматривают, обмениваются мнениями по содержанию. Поэтому в книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, стихи и т.п. Предлагаем детям рассматривать одну сказку, но иллюстрированную разными художниками. В этом возрасте начинаем знакомить с элементами биографии автора. Помещаем их портреты в книжном уголке. При анализе текста главный вопрос «почему?». Используем игры «Литературные загадки», «Придумай сказку», «Изобрази услышанное». Используем инсценировки стихов, сказок, рисуем картинки к произведениям. Начинаем обращать внимание детей на понятия: эпитет, сравнение, рифма, ритм. Поскольку дети этого возраста активно начинают сочинять, мы проводим игры «Допиши сказку», «Придумай концовку», «Сказки в картинках» и т.п. У детей старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности. На занятия по ознакомлению с художественной литературой в старших группах используем дидактические игры, в основе которых – активная «исследовательская» деятельность детей. Дидактические игры закрепляют знания детей о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение. Например, игра «Пиктограммы» повышает активизацию эмоциональных и мыслительных процессов, воспитывает умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета произведения, высказывать суждения. В работе используются различные варианты пиктограмм. Вариант 1. Набор карточек с изображением персонажей разных сказок. В центре схемы сюжет из сказки, а вокруг круги. Воспитатель раздаёт детям карточки-схемы с изображением героев, предлагает разложить их на круги к определённому сюжету. Вариант 2. На середине листа изображена схема сюжета определённой сказки. Вокруг схемы персонажи из разных сказок. Воспитатель предлагает ребёнку закрыть фишками персонажей из других сказок. Игра «Сказки-загадки». В основе этой игры лежит проверка знаний сказок. Задачи: воспитывает умение слушать вопросы и ответы, развивает внимание. Для проведения игры необходим набор схем «Сказки-загадки». Педагог обращает внимание на то, что в схеме есть ошибки и предлагает найти их. Посмотри на схему и найди лишний персонаж. Какого персонажа не хватает? Игра «Угадай настроение» направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике. Задачи: развитие понимания чувств и эмоций. Для этой игры изготовлен набор схем разных сказок – «Теремок», «Репка», «Красная шапочка». Лица сказочных персонажей изображены в различных эмоциональных состояниях. Воспитатель вместе с детьми рассматривает схему и предлагает угадать настроение каждого персонажа. Использование дидактической игры в работе по ознакомлению с художественной литературой помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей, поддерживает активный интерес к литературным произведениям. Это даёт основу для самостоятельности, творческой активности будущего школьника. Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе в старшем дошкольном возрасте является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог - с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом. Познавательно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, в которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация. Приведем пример сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту "Откуда пришла книга". (Приложение 5) Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, мы обсуждали с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта. Так, была определена цель - узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках. Для привлечения внимания детей к теме проекта была проведена работа по мотивации детей. Детям были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям задали вопрос: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами, как появляется книга, какие профессии людей помогают ей появиться на свет? Таким образом, совместно с детьми было принято решение ответить на все поставленные вопросы. Продолжительность реализации проекта составила 2 месяца. В течение этого времени с детьми проводились мероприятия, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги была проведена серия познавательных вечеров "Сейчас узнаем". При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, из чего делают бумагу и др., затем представляли ее для детей. Так, для занятия была подготовлена мультимедийная познавательная презентация на тему "История возникновения книги" (Приложение 6), где дети познакомились с историей первых книг. Полученные детьми знания о том, как производится бумага, откуда книга к нам пришла, были оформлены в коллективный коллаж "Как создается книга?" Одной из тем познавательных экскурсий в библиотеку стала тема "Где живут книги". На экскурсии, работники детской библиотеки, в игровой форме знакомили детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. Такие встречи способствуют формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определённых понятий и терминов ("библиотека", "стеллаж", "читательский формуляр" и др.). После экскурсии в библиотеку совместно с детьми составили правила поведения в библиотеке: - не шуметь; - не сорить; - не толкаться; - на книгах не писать, не рисовать; - уголки книг не заворачивать; - листы из книг не вырывать. С большим удовольствием мы принимаем приглашения работников детской библиотеки на тематические встречи. Наиболее запоминающимися становятся «Встречи с интересными людьми». Одна из таких встреч – встреча с сахалинским автором детских книг Надеждой Шабровой оставила неизгладимые впечатления у детей. Надежда Александровна подарила детям на память свою книжку «Птицы моего двора», которая находится теперь в нашем книжном уголке. Один раз в два года, в апреле в нашем ДОУ проводится фестиваль «Театральная весна», где дети показывают свои знания произведений художественной литературы. Каждая группа дошкольного возраста в рамках фестиваля готовит постановку спектакля и показывает его детям и родителям. В театрализованной деятельности дети отражают впечатления от прочитанного, выражают свое отношение к героям. Активными участниками театрализованных представлений являются родители. Они помогают готовить атрибуты, изготавливают костюмы, подбирают музыкальное сопровождение для представлений, создают афиши и программки. В рамках реализации проекта «История Новогоднего праздника» в декабре 2013 года была проведена работа по созданию книги «Что такое Новый год?». Дети совместно с родителями писали небольшие рассказики и иллюстрировали их рисунками и поделками, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книги дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. В работе с родителями используем наглядно-информационные методы. Оформляем стенды, уголки, папки–передвижки, где информируем родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях. Широко в своей работе с родителями мы используем информационные буклеты. Саму идею заимствовали в магазинах, аптеках, сбербанке. При помощи «самоклейки» подставки для буклетов превратили в методические пособия. Печатаем необходимую информацию в форме буклета и вставляем в подставку. Подставка, не занимая много места, устанавливается в любом удобном уголке раздевальной комнаты и своим внешним и необычным видом, естественно, привлекает внимание родителей. Это очень практично: можно почитать прямо здесь же, в раздевалке, пока одевается ребенок. А можно взять и, не спеша изучить полезную информацию дома. Особая роль в работе с родителями воспитанников принадлежит родительскому собранию – наиболее ёмкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребёнка от прочитанного. (Приложение 7) Среди форм по приобщению детей к художественной литературе можно выделить ещё несколько интересных. К ним относятся: - проведение акции «Малышки, вот вам книжки». Дети совместно с воспитателем отбирают книжки, которые дарят детям младшей или средней группы; - организация «Книжкиной больницы», где мы производим ремонт книг. Помогает привить детям бережное отношение к книге; - проведение интеллектуального марафона «Мы дружим с книгой», для повышения интереса детей к книгам; – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Например, К.И. Чуковскому, его портрет, его произведения, знакомые детям. А.Л. Барто и ее произведения. Детям интересны не только сами стихи А.Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась; - проведение литературных вечеров, досугов, развлечений по разным темам, например, «Мир сказок», «Книга – мой лучший друг» и т.д. (Приложение 8) Подводя итог, хочется отметить повышение интереса воспитанников к художественной литературе, книге, а родители поддерживают этот интерес. Повышается активность родителей при проведении совместных мероприятий. Организация образовательной работы по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию у дошкольников любви к книге в различных формах, используя разнообразные методы и приёмы способствует закреплению знаний у детей, обогащает их социальный опыт, развивает детское творчество. Дает возможность осуществлять личностно-ориентированный подход, способствует раскрытию творческого потенциала детей, формированию умений творчески мыслить и решать поставленные перед ними задачи. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Таблица «Содержание НОД образовательная область «Чтение художественной литературы»
Приложение 2 Таблица « Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы»
Приложение 3 Таблица «Формы работы с детьми образовательная область «Чтение художественной литературы»
Приложение 4 Таблица « Предметно-развивающая среда групп по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»
|
Учителя и их учения Кто не боится увидеть свет, тот от орлинного глаза. Кто не боится войти в огонь, тот огненного рождения. Кто не боится невидимого,... |
Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск... Мир музея – особый мир, попав в который, мы попадаем как бы в другое место и время |
||
Задача взрослого помочь ребенку войти в предметный мир, научиться... Название предметов, их свойства и качества, многообразие действий с предметами обеспечивают словарный запас малыша, развитие его... |
Книга вторая Слава Аллаху, Господу миров, мир и благословение последнему из пророков Мухаммеду, его семье и сподвижникам. Да пребудет с вами мир... |
||
Книга вторая Слава Аллаху, Господу миров, мир и благословение последнему из пророков Мухаммеду, его семье и сподвижникам. Да пребудет с вами мир... |
Урок «Тайна эпитета» Методическая информация Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать... |
||
Книга предназначена для всех, кто не равнодушен к проблемам рождения... Никогда не сомневайтесь в том, что маленькая группа сознательных ответственных граждан может изменить мир, на самом деле только это... |
Раймон Солано Остеопатия для малышей Зачем? Когда? Как? 60 вопросов и ответов Здесь совсем неуместна поговорка «учиться на своих ошибках». Ошибок должно быть как можно меньше. Поведение матери должно быть осознанным... |
||
Книга читается на одном дыхании. Вы ощутите легкость в душе и получите... Как же все-таки устроен наш мир? Благодаря каким законам Вселенной случаются чудесные исцеления и материализация веры? И можно ли... |
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» Своего рода итогом пушкинского романтизма – наиболее полным, ярким его выражением и одновременно воплощением его кризиса – стало... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |