ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМ. М.И.КУТУЗОВА
ИЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ, НАУЧНЫХ,
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ
ТЮИ МВД ПМР ИМ. М.И.КУТУЗОВА
Научно-методическое пособие
Тирасполь, 2014
Издание учебных, научных, научно-методических работ ТЮИ МВД ПМР им. М.И.Кутузова: Научно-методическое пособие / Сост.: Т. В. Богатырь. − Тирасполь: ОНРИО ТЮИ МВД ПМР, 2014. – 40 с.
Составитель:
Т.В. Богатырь, гл. редактор ОНРИО ТЮИ МВД ПМР им. М.И. Кутузова
В пособии содержатся сведения о видах научной и учебной литературы, а также о структуре изданий, соответствующей издательским отраслевым стандартам. Особое внимание уделено оформлению книги: обложке, титулу, обороту титула, библиографическим спискам и ссылкам на них, иллюстративному материалу, таблицам, выпускным сведениям. Указаны основные технические правила макетирования.
Работа вызовет интерес у преподавателей, доцентов ТЮИ МВД ПМР им. М.И. Кутузова, занимающихся научно-методической деятельностью и подготовкой учебных и учебно-методических пособий.
© ТЮИ МВД ПМР им. М.И.Кутузова, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. ВИДЫ ИЗДАНИЙ
1.1. Научные издания
1.2. Учебные издания
1.3. Другие виды изданий
2. СТРУКТУРА ИЗДАНИЯ
3. ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЯ
3.1. Обложка, титул и оборот титула
3.2. Основные требования к оглавлению (содержанию)
3.3. Библиографические списки, ссылки и сноски
3.4. Таблицы
3.5. Выпускные сведения
3.6. Макетирование издания
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Инструкция о порядке выпуска в свет научной и
учебно-методической литературы, разработанной ППС
ТЮИ МВД ПМР им. М.И. Кутузова
Примеры оформления титула, оборота титула,
выходных сведений издания
Объемные показатели издания
Основные требования к сокращениям в тексте
Примерные требования к структуре и содержанию
Рецензии на учебное пособие
ПРЕДИСЛОВИЕ
За последние годы возросло количество печатных работ, выпускаемых в ТЮИ МВД ПМР им. М.И. Кутузова. Однако зачастую брошюры, подготовленные силами авторов, не соответствуют издательским ГОСТ и правилам полиграфического оформления. В связи с этим возникла необходимость разъяснения специфики издания научной и учебной литературы.
В представленном пособии содержатся сведения о видах вузовской литературы, о структуре изданий. Особое внимание уделено оформлению структурных элементов издания: обложки, титула, оборота титула, библиографических списков и ссылок на них, иллюстративного материала, формул и таблиц, выпускных сведений. Указаны базовые технические правила макетйрования, рассматриваются формат издания, выбор гарнитуры и кегля шрифта, верстка полос, колонтитулов, заголовков, иллюстраций и подписей к ним, сносок.
В приложения помещены Инструкция о порядке выпуска в свет научной и учебно-методической литературы, разработанной ППС ТЮИ МВД ПМР им. М.И. Кутузова (в том числе и внутрикафедральных работ), а также примеры оформления титула, оборота титула и выпускных сведений, объемные показатели книг, правила сокращений в тексте, примерные требования к содержанию рецензий на пособия (прил. 1-5).
1. ВИДЫ ИЗДАНИЙ
1.1. Научные издания
Монография − научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
Автореферат − научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Тезисы докладов − научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).
Материалы конференции − непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения). В зависимости от характера конференции различают материалы научной конференции, материалы научно-практической конференции и т. п.
Сборник научных трудов − сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Научный журнал − периодическое издание, содержащее статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также статьи и материалы прикладного характера, предназначенные научным работникам.
В зависимости от целевого назначения различают научно-теоретические, научно-практические и научно-методические журналы.
1.2. Учебные издания
Учебник − учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие − учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебно-методическое пособие − учебное издание, включающее в себя материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания.
Курс лекций − тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Его также можно рассматривать как дополнение к учебнику. Как правило, это издание развивает содержание учебника за счет новых оригинальных материалов.
Методические рекомендации − учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний.
Методические рекомендации преподавателям − учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины или проведению практических работ.
Методические указания − учебно-методическое издание, поясняющее характер действий и предписывающее их порядок при выполнении студентами конкретной учебной работы.
Практикум − учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
Задачник − практикум, содержащий учебные задачи.
Лабораторный практикум − учебно-практическое издание, содержащее описание лабораторных работ, задания и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса (или его раздела). Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений).
Хрестоматия − учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
Рабочая тетрадь − учебное пособие, способствующее самостоятельной работе учащихся над освоением учебного предмета и имеющее особый дидактический аппарат.
Учебный план − учебно-программное издание, определяющее формы и виды обучения; порядок, последовательность и сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, семинаров, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, зачетноэкзаменационных сессий.
Учебная программа − учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).
1.3. Другие виды изданий
Существуют другие виды работ для внутривузовского использования:
официальные и нормативно-производственные издания: инструкции, стандарты, положения и др.;
справочные и рекламные издания: словарь, разговорник, справочник, каталог, проспект и др.
рекламные издания.
Справочные издания
Словарь (словарь-справочник) − справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными статьями.
Справочник − справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей (по целевому назначению различают: научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники).
Учебный справочник − учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения, предусмотренные учебной программой по определенной учебной дисциплине (её части, разделу) или комплексу дисциплин. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер.
Каталог − официальное справочное и (или) рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.
Рекламные издания
Проспект (университета, его подразделения) − рекламно-справочное издание, содержащее систематизированные сведения об университете и (или) его подразделениях.
Афиша (объявление) − рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о каком-либо мероприятии (приеме в университет, проведении научной конференции и т. п.) и предназначенное для расклейки.
Баннер − 1) прямоугольник из винилового полотна (ткани) с рекламным текстом, используемый для транспаранта-перетяжки; 2) напечатанное на виниловой ткани изображение для магистральных щитов (билбордов); 3) рекламный плакат, выполненный в виде флага с напечатанным на нем рекламным объявлением.
Буклет (от фр. bouclette − колечко) − непериодическое листовое издание, как правило, многокрасочное, отпечатанное на одном листе, сфальцованном любым способом в два и более сгиба (гармошкой, дельтаобразно, с поперечным фальцем и т. д.). Цветная с фотографиями и иллюстрациями информация о вузе, факультете, знаменательных событиях и т. д. может быть изложена в буклете.
2. СТРУКТУРА ИЗДАНИЯ
Структура издания - связь и взаимное расположение составных частей издания: основного и дополнительного текстов и аппарата издания, а также входящих в них содержательных и художественных элементов.
Оглавление, содержание
Оглавление является важнейшим элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника, дающим общее представление о структуре книги и ее проблематике. Представляет собой систему заголовков значимых частей книги с указанием страниц, где они помещены. Обычно располагают в начале книги, после титульного листа.
Термины «оглавление» и «содержание» неравнозначны, хотя могут заменять друг друга. Оглавление используется в книге на одну тему, написанной по единому плану и разбитой на главы, разделы или другие равнозначные части, а содержание - в сборниках статей, журналах, методических указаниях.
Заголовки должны быть краткими, лаконичными, а их оформление должно способствовать быстрому поиску информации. Необходимо помнить, что применение шрифтов различных размеров и жирности делает книгу удобной в использований.
Предисловие
Предисловие - вводный текст, предваряющий изложение основного текста. Это элемент справочного аппарата. Разновидности предисловий: «От автора», «От редактора», «От составителя» и т. д.
Предисловие должно:
характеризовать роль и значение дисциплины в образовательной программе, место данного курса среди других дисциплин;
содержать основные задачи, стоящие перед студентами при изучении курса;
указывать, какой программе (или ее части) соответствует содержание курса;
раскрывать основные особенности данного издания, его отличие от предыдущих, методическую направленность его содержания.
Объем предисловия должен быть небольшим (1-2 страницы).
Введение
Важнейшей составной частью основного текста любого издания является введение, которое ориентирует читателя в его дальнейшей работе с книгой. Во введение обычно помещают краткий исторический очерк, готовящий читателя к пониманию современного состояния проблем и явлений данной области науки (дисциплины), изложение основных исходных понятий и раскрытие основной терминологии, обзор взглядов, литературных источников или экспериментальных данных; обоснование постановки и разработки темы.
Текст
Текст раскрывает содержание учебной программы, обеспечивает последовательное, полное и аргументированное ее изложение. Текст условно делится на основной, дополнительный и пояснительный.
Для учебного пособия должно быть характерно такое изложение материала, в котором вводимые новые понятия даются с описанием. Именно это описание делает текст учебным, благодаря ему текст приобретает конструктивную композицию в виде таких составляющих, как параграф или глава.
Написанное должно быть удобочитаемо и удобопонимаемо. Необходимо всегда помнить об основной задаче учебной литературы - помочь будущему специалисту (студенту) овладеть языком данной науки, способствовать воспитанию у него высокой культуры речи. Учебное пособие (учебник) помогает студенту освоить терминологию, формирует и закрепляет умение излагать суть основных проблем изучаемой дисциплины.
Необходимо помнить, что текст для выступления, слушания (устная речь) и текст для чтения (письменная речь) - это два различных вида представления информации.
Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания целесообразно давать в конце основных структурных элементов текста учебника или пособия, в которых рассмотрен тот или иной программный материал.
Наличие контрольных вопросов и заданий отличает учебные издания от других и помогает студенту не только проверить усвоение материала, но и выделить для себя самое важное.
Иллюстрации, таблицы
Иллюстрации способствует формированию у студентов представлений о предметах, процессах и явлениях, влияют на эстетическое воспитание студентов, повышают их интерес, да и саму книгу делают более привлекательной и приятной для чтения.
Общие рекомендации к выбору иллюстраций.
Иллюстрации должны заменять, дополнять, раскрывать или пояснять текст, а не дублировать его.
Иллюстрации должны быть четкими, понятными для чтения. При подготовке иллюстраций необходимо учитывать возможности издательства и полиграфии.
Таблицы позволяют читателю устанавливать графическую смысловую зависимость между понятием, объединяющим материал в строку, и понятием, объединяющим материал в графу; сокращают текст, намного упрощают и ускоряют анализ содержания. Подробнее об оформлении таблиц и иллюстраций 3.5 и 3.6.
Заключение
Заключение - итог изложения учебного материала. Кроме того, в нем помещают информацию о нерешенных вопросах той или иной отрасли знания, существующих научных школах, гипотезах, основных направлениях дальнейшего развития данной науки.
Библиографический список
Библиографический список включает основные и рекомендуемые автором для углубленного изучения темы литературные источники.
Необходимо делать соответствующие ссылки (внутритекстовые или подстрочные). Например: в книге [8]…… и т. д.
При описании литературных источников необходимо указывать общее количество страниц текста, а для статей - пределы страниц.
Например:
Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Просвещение, 1993. - 218 с.
Бахтурина Г.И. Типология вузовских изданий // Издательское дело. - М.: Ииформпечать, 1984. - Вып. 2. - С. 4-38.
Примеры описания литературных источников подробно даны в разделе 3.4.
Приложения
Приложения - справочно-сопроводительный аппарат книги. Помещают в конце книги. Если приложений несколько, их нумеруют. Ссылки на приложения обязательны. Каждое приложение помещают с новой полосы. В правом верхнем углу пишут слово «Приложение», далее следует номер арабскими цифрами или буквенный знак. Если приложение переносится на другой лист, пишут «Продолжение приложения 3» и, если на нескольких листах, - на последнем - «Окончание приложения 3».
|