Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.




Скачать 329.13 Kb.
НазваниеПояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
страница1/3
Дата публикации31.05.2014
Размер329.13 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Пояснительная записка
Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Главные задачи курса литературы для 10 класса:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы;

  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни,

  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

  • формирование представления учащихся о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • воспитание речевой культуры учащихся.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой по литературе Министерства образования РФ для общеобразовательных школ , программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. (Авторы- составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)

Она отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.

Курс русской литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в литературном процессе.

На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-составитель - Ю.В. Лебедев). Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIX века. Но в связи с тем, что произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя в 9 классе уже изучались, то в 10 классе в планирование включены уроки- повторения, уроки обзора творчества перечисленных выше писателей(на обзор творчества данных писателей отводится по 2 часа) . Освободившиеся часы были добавлены на изучение литературы второй половины XIX века.

Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса





п/п

Тема урока

Кол. час.

Дата проведения

Форма занятий

Предполагаемые результаты (знать и уметь)

Домашнее задание

По плану

Фактические даты

1

Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века.


1







Лекция с элементами беседы

Выявление уровня литературного развития учащихся, формирование представления об отличительных чертах литературного процесса XIX века.

Повторение и обобщение ранее изученного.

Презентация по теме «литература первой половины 19 века»

2-3

А.С. Пушкин

Жизнь и творчество А .С.Пушкина Мотивы лирики Пушкина Роман «Евгений Онегин»

2







Урок-повторение, беседа

Обзорное повторение с многообразием тематики лирических произведений А.С. Пушкина. Формирование умения анализировать лирическое произведении. Повторение аналитической работы над романом «Евгений Онегин».

Анализ стихотворения(по выбору учащихся.)

4-5

М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени»

2







Урок-повторение, беседа

Представление учащимся многообразия лирической тематики Лермонтова и её художественного своеобразия.

Повторение аналитической работы над романом Лермонтова «Герой нашего времени».

Анализ стихотворения(по выбору учащихся.)

6-7

Н.В.Гоголь Жизнь и творчество Н.В.Гоголя Поэма «Мёртвые души»

2







Урок-повторение, беседа

Повторение аналитической работы над поэмой «Мёртвые души»

Составить тезисный план по помещичьим главам.

8

Обзор русской литературы 2 половины 19 века

1







Лекция с элементами беседы

Знать:общественные направления – западники, славянофилы, почвенники

Уметь: составлять план тезисы и план

Учить основные понятия по тетради.




А.Н.Островский

9










Знать основные этапы жизни и творчества писателя.

Знакомство учащихся с историей создания пьесы, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей драмы.




9

Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья»

1







Лекция с элементами беседы, ИКТ

Уметь выявлять в информационном потоке, составлять тезисный план.

Прочит. Пьесу «Гроза».

10

Драма «Гроза». Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе.

1







Работа с текстом, аналитическая беседа

Знать: Понятие конфликт, тема, идея, композиция

Уметь: строить устные и письменные высказывания, владение диалогической и монологической речью




11

Город Калинов и его обитатели.

1







Аналитическая беседа

Знать: понятие портрет, образ

Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его обитателей.




12-13

Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Проверочная работа.


2







Проблемные задания, работа с текстом

Знать систему художественных образов

Проанализировать средства создания молодого поколения в пьесе.




14

Сила и слабость характера Катерины

1







Беседа, работа с текстом

Знать систему художественных образов

Проанализировать образ героини.




15

Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

1







Развитие речи


Знать оценку произведения разными критиками




16

Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

1







Аналитическая беседа

Знать понятие «маленький человек», «говорящая фамилия»

Проследить, как Островский раскрывает тему талантливой личности.




17

Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Островского

1







Развитие речи

Урок проверки знаний и умений

Знать содержание и проблематику изученного произведения







И.А.Гончаров

8










Знать основные этапы жизни и творчества писателя.

Знакомство учащихся с историей создания романа, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей романа.




18

Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя.

1







Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.




19

Роман «Обломов».Суть «обломовщины». Обломов – его сущность, характер, судьба.

1







Комбинированное

Знать содержание изучаемого произведения.

Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой.




20-21

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Проверочная работа.

2







Проблемные задания, диалог

Знать приёмы сопоставительного анализа.

Сформулировать представления о двух героях романа, их поступках и мотивах поведения.




22

Обломов и Ольга Ильинская(Женские образы в романе)

1







Проблемные задания, аналитическая беседа

Знать приёмы сопоставительного анализа

Дать характеристику героям на основе сопоставительного анализа.




23

Судьбы обломовцев. Захар. Историко-философский смысл романа.

1







Проблемные задания

Раскрыть роль второстепенных героев, создать условия для понимания учащимися проблем нравственного характера




24

Однотезисное сочинение по роману «Обломов»

1







Развитие речи

Уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план, сформулировать идею.




25

Конспект статьи Н .Добролюбова «Что такое обломовщина?»

1







Развитие речи

Выявить сходство и различия в оценке образа Обломова разными критиками.







И.С.Тургенев

11










Знание основных этапов жизни и творчества И.С. Тургенева. Выявление художественного своеобразия цикла «Записки охотника»..

Анализ художественного и композиционного своеобразия романа»Отцы и дети».

Формирование умения анализировать художественное произведение.




26

Жизнь и творчество И.С.Тургенева

1







Лекция с элементами беседы, ИКТ

Иметь представления об основных фактах биографии И.С. Тургенева.




27

Сборник «Записки охотника»

1







Семинарское занятие

Знать понятие «цикл рассказов». Познакомится с жанровым понятием цикла




28

Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия романа

1







Комбинированное


Знать содержание изучаемого произведения. Дать представление об исторической основе романа.




29

Базаров в селе Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Торжество демократизма над аристократией.

1







Аналитическая беседа, работа с текстом

Знать систему художественных образов. Проанализировать художественные образы главных героев.




30

Базаров в системе действующих лиц романа. Трагический характер конфликта в романе.

1







Аналитическая беседа, работа с текстом

Уметь сравнивать понятия «нигилизм» и взгляды Базарова. Рассмотреть глубину, противоречивость образа Базарова.




31

Кто истинные друзья и последователи Базарова?

1







Проблемные задания

Выявить роль второстепенных образов романа.




32

Дружба и любовь в жизни героев.

1







Аналитическая беседа, работа с текстом

Знать понятие психологического конфликта.




33

Мировоззренческий кризис Базарова. Базаров и народ.

1







Аналитическая беседа, работа с текстом

Выявить причины духовного разлада Базарова с самим собой.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования...

Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. iconПояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени...
Развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни

Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса...
Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования...

Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. iconПояснительная записка Целью реализации
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования является

Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Чтение художественной...
Содержание образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтение...

Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. iconЛитература др. Руси ставила своей целью создание духовного идеала...
Границы и периодизация древнерусской литературы. Характеристика её основных этапов

Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. iconДальнейшее формирование муниципальной образовательной политики. Создание...
Создание условий для устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования, ее содействие социальному и экономическому...

Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. iconИспользование коллапана в хирургическом лечении повреждений и заболеваний позвоночника
Целью стабилизации является создание условий для формирования костного блока. Существует большое разнообразие вариантов спондилодеза,...

Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. iconКурса, дни занятий
Цель: обеспечение качественного доступного дополнительного образования через создание условий для формирования духовно- богатой,...

Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. icon«Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы» I. Введение
Целью моей работы является: Развивать творческие способности учащихся; Создать условия для реализации личности ребенка

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции