Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы




Скачать 51.37 Kb.
НазваниеПриобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы
Дата публикации29.05.2014
Размер51.37 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Акгёзова Гюльжанат Калсыновна, кандидат филологических наук,

преподаватель кафедры филологии филиала ДГПУ г. Хасавюрт.
Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы.

Искусство помогает лучше понимать реальный мир, учит видеть и лю­бить прекрасное. Н. Г. Чернышевский называл искусство учебником жизни. Эстетическое воспитание детей, путем изучения произведений известных художников, яв­ляется неотъемлемой частью воспитания подрастаю­щего поколения, способствуют всестороннему развитию личности, расширяют и углубляют познание уча­щимися окружающего мира.

Целенаправленное эстетическое воспитание определяет поведение де­тей, их переживания, суждения и эстетический вкус, способствует созда­нию определенного мировоззрения, позволяющего давать правильную оцен­ку жизни. Значение изобразительного искусства в образовании и воспитании современных школьников чрезвычайно велико. В соединении с искусством слова оно способствует формированию их морального облика.

Дети мыслят конкретно. Зрительные образы, создаваемые картинами, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Они вызывают определенные эмоции и способствуют яркости восприятия жизни. Дети часто не могут отличить хорошее от дурного, равнодушно про­ходят мимо красивого в природе, не умеют выделить и отметить посту­пки людей, достойные подражания. Любя все красочное, яркое (цветы, картинки в книгах, игрушки), дети не в состоянии понять всю ценность произведений искусства. Поэтому учитель должен стремиться развивать у детей чувство прекрасного, воздействовать на их воображение, вызывать эстетические переживания. В сознание учащихся широким потоком врывается богатейшая событиями жизнь в ее прошлом и настоящем. Мно­гие из этих событий отображены в произведениях искусства. Учитель будет правильно решать свою главную задачу всестороннего развития личности, приобщая учащихся к высокой художественной культуре, выработанной человечеством.

Работая над иллюстрациями с картин В. М. Васнецова «Богатыри», В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле», М. Б. Грекова «Тачанка» и «Трубачи Первой Конной», В. Г. Пузырькова «Черноморцы» на примерах мужества, отваги и смелости людей, изображенных на картинах, можно воспитать у детей, любовь к Родине, готовность защищать ее с беззаветной преданностью.

Картины природы, замечательные пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, А. А. Пластова и других художников воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, пони­мать и любить природу.

Картина может служить прекрасным средством для развития у детей внимания и наблюдательности, облегчает работу по развитию логического мышления и речи учащихся.

Репродукции с картин известных художников могут быть использованы в национальной школе на уроках русского языка и литературы. Использование их могут служить для решения следующих задач1:

  • воспитать в учениках чувство прекрасного;

  • развивать русскую речь учащихся национальных школ;

На уроках чтения могут быть использованы картины двух видов: картины как иллюстрированные комментарии к изучаемому тексту; тематические, сюжетные картины отдельных художников.

В первом случае это могут быть настенные картины и рисунки, исполь­зуемые для обучения чтению. Работа с ними в дан­ном случае обычно заключается в соотнесении содер­жания картины или рисунка с той или иной частью читаемого текста. Задача учителя — подобрать карти­ну или рисунок, которые были бы созданы по мотивам читаемого на уроках текста или близки к нему. В книгах для чтения обычно широко представле­ны картины и рисунки. Они, как правило, посвящаются отдельным узловым эпизодам сюжетных текстов. В за­даниях к рисункам можно найти примерно такие: «Ка­ким предложением из текста вы можете подписать картину?», «Найдите в тексте место, которое соответ­ствует изображенному на картине», «Прочитайте строчки из текста, которые соответствуют данной кар­тине» и т. д.

Во втором случае репродук­ции художественных картин привлекаются для развития речи учащихся. И здесь учитель должен помнить, что он имеет дело с графикой или живописью как вида­ми изобразительного искусства.

Существует достаточно обоснованное мнение, что независимо от того, с какой целью на уроке используется художественная картина, она «не может рассматриваться как обычное наглядное посо­бие, так как живописи, как и любому другому искусст­ву, присущи и особые образные средства, свой неповто­римый художественный язык. Поэтому беседу по карти­не необходимо организовать так, чтобы в процессе рассматривания и разбора произведений живописи уча­щиеся воспринимали их эстетически. Развитие эстети­ческого восприятия возможно лишь тогда, когда уча­щиеся научатся понимать всю красоту форм и глубину содержания живописного полотна, если они сумеют понять и оценить его художественный язык.

Данная задача, вне всякого сомнения, может ус­пешно решаться на уроках русского языка и русской литературы в нацио­нальной школе при обучении не только письменной, но и устной речи.

Одну и ту же картину можно вывесить и в средних, и в старших классах, по-разному организовав работу с ней. В одном случае картина может служить объектом для наблюдений и передачи увиденного на письме, в другом — для рассуждений об увиденном, для выражения своего отношения к содер­жанию картины.

Приведем для примера план беседы по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Ниже приводимый план, предусмотрен для второго класса.

План беседы и примерные вопросы по картине „Грачи прилетели" А. К. Саврасова

Беседу по картине „Грачи прилетели" можно связать с уроком чтения или письма. В первом случае после знакомства с картиной читается рассказ Скребицкого „Прилетели грачи". Во втором случае по вопросам учителя составляется рассказ и пишется сочинение о прилете грачей и наступающей весне. Одновременно с развитием у школьников чувства прекрасного нужно обогащать устную речь учащихся, теперь уже можно требовать от них связных, более развернутых ответов на вопросы учителя:

Скажите, нравится ли вам картина? Что именно нравится?

По каким признакам можно сказать о приближении весны?

Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?

Что делают грачи? Когда они к нам прилетают?

Расскажите, что вы знаете о грачах, вспомните загадку про них (детям она уже знакома: „Нос у него белый, сам он черный, очень проворный Друг садов и полей, поедает червей").

Учитель дополняет ответы детей рассказом о перелетах и повадках грачей, о том, как и когда они сооружают гнезда, добывают пищу для птенцов и т. д. Продолжая беседу, учитель спрашивает:

Где стоят березы? Опишите их. Почему ветки на березах голые?

Какие еще признаки говорят о том, что на картине изображена ранняя весна?

Какими красками написал художник картину? Что написано голу­бым цветом, что серым и коричневым?

Учитель сообщает, что больше всего в картине серых, коричневых и голубых тонов, даже снег имеет серовато-голубые и коричневые оттенки. Эти цвета характерны для ранней весны, когда нет еще яркой зеленой травы и нежно-зеленых листочков на деревьях. Вся природа освещена ровным рассеянным светом, пропитана чистым свежим воздухом, согрета неярким солнцем. Чувствуется, что художник, написавший эту картину, очень любил и хорошо знал природу.

В заключение учитель говорит, что Саврасов, Левитан, Остроухов, Пластов — крупнейшие русские художники, показавшие в своих картинах, как привлекательны русские пейзажи, сколько в них красоты и поэзии, как близки и дороги они русскому человеку.


1 Виды картин, рисунков и все предъявляемые к ним требования можно посмотреть в «Методике преподавания русской литературы».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы iconДоклад: Культура русской речи Культура русской речи Русский язык...
Величие и мощь русского языка общепризнанны. Русский язык, как говорил еще Фридрих Энгельс, считается «одним из самых сильных и самых...

Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы iconУроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»

Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы iconПодход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...

Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы iconПроекта
Приобщение детей к народной культуре посредством ознакомления с русскими народными сказками, занимающими достойное место в русской...

Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы iconДень русского слова (210-летие со дня рождения А. Пушкина) в Ужгороде
Ужгородского общества русской культуры, русские Закарпатья, почитатели русского языка, русской культуры и творчества русского Поэта,...

Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на...

Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы iconМастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка...
Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших...

Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы iconОтветы на вопросы 1 тура
Цели: формирование интереса к прошлому славян, приобщение учащихся к искусству слова, богатствам русской классической и современной...

Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы iconАннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...

Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы iconПояснительная записка Тематическое планирование уроков русского языка и литературы составлено
Ю. Н. Гостева, Москва «Русское слово» 2010г. Контроль: 13ч 1-я четверть 4, 2-я четверть-3, 3-я четверть-4, 4-я четверть-2 Развитие...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции