Скачать 51.37 Kb.
|
Акгёзова Гюльжанат Калсыновна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры филологии филиала ДГПУ г. Хасавюрт. Приобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных картин на уроках русского языка и русской литературы. Искусство помогает лучше понимать реальный мир, учит видеть и любить прекрасное. Н. Г. Чернышевский называл искусство учебником жизни. Эстетическое воспитание детей, путем изучения произведений известных художников, является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения, способствуют всестороннему развитию личности, расширяют и углубляют познание учащимися окружающего мира. Целенаправленное эстетическое воспитание определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус, способствует созданию определенного мировоззрения, позволяющего давать правильную оценку жизни. Значение изобразительного искусства в образовании и воспитании современных школьников чрезвычайно велико. В соединении с искусством слова оно способствует формированию их морального облика. Дети мыслят конкретно. Зрительные образы, создаваемые картинами, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Они вызывают определенные эмоции и способствуют яркости восприятия жизни. Дети часто не могут отличить хорошее от дурного, равнодушно проходят мимо красивого в природе, не умеют выделить и отметить поступки людей, достойные подражания. Любя все красочное, яркое (цветы, картинки в книгах, игрушки), дети не в состоянии понять всю ценность произведений искусства. Поэтому учитель должен стремиться развивать у детей чувство прекрасного, воздействовать на их воображение, вызывать эстетические переживания. В сознание учащихся широким потоком врывается богатейшая событиями жизнь в ее прошлом и настоящем. Многие из этих событий отображены в произведениях искусства. Учитель будет правильно решать свою главную задачу всестороннего развития личности, приобщая учащихся к высокой художественной культуре, выработанной человечеством. Работая над иллюстрациями с картин В. М. Васнецова «Богатыри», В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле», М. Б. Грекова «Тачанка» и «Трубачи Первой Конной», В. Г. Пузырькова «Черноморцы» на примерах мужества, отваги и смелости людей, изображенных на картинах, можно воспитать у детей, любовь к Родине, готовность защищать ее с беззаветной преданностью. Картины природы, замечательные пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, А. А. Пластова и других художников воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу. Картина может служить прекрасным средством для развития у детей внимания и наблюдательности, облегчает работу по развитию логического мышления и речи учащихся. Репродукции с картин известных художников могут быть использованы в национальной школе на уроках русского языка и литературы. Использование их могут служить для решения следующих задач1:
На уроках чтения могут быть использованы картины двух видов: картины как иллюстрированные комментарии к изучаемому тексту; тематические, сюжетные картины отдельных художников. В первом случае это могут быть настенные картины и рисунки, используемые для обучения чтению. Работа с ними в данном случае обычно заключается в соотнесении содержания картины или рисунка с той или иной частью читаемого текста. Задача учителя — подобрать картину или рисунок, которые были бы созданы по мотивам читаемого на уроках текста или близки к нему. В книгах для чтения обычно широко представлены картины и рисунки. Они, как правило, посвящаются отдельным узловым эпизодам сюжетных текстов. В заданиях к рисункам можно найти примерно такие: «Каким предложением из текста вы можете подписать картину?», «Найдите в тексте место, которое соответствует изображенному на картине», «Прочитайте строчки из текста, которые соответствуют данной картине» и т. д. Во втором случае репродукции художественных картин привлекаются для развития речи учащихся. И здесь учитель должен помнить, что он имеет дело с графикой или живописью как видами изобразительного искусства. Существует достаточно обоснованное мнение, что независимо от того, с какой целью на уроке используется художественная картина, она «не может рассматриваться как обычное наглядное пособие, так как живописи, как и любому другому искусству, присущи и особые образные средства, свой неповторимый художественный язык. Поэтому беседу по картине необходимо организовать так, чтобы в процессе рассматривания и разбора произведений живописи учащиеся воспринимали их эстетически. Развитие эстетического восприятия возможно лишь тогда, когда учащиеся научатся понимать всю красоту форм и глубину содержания живописного полотна, если они сумеют понять и оценить его художественный язык. Данная задача, вне всякого сомнения, может успешно решаться на уроках русского языка и русской литературы в национальной школе при обучении не только письменной, но и устной речи. Одну и ту же картину можно вывесить и в средних, и в старших классах, по-разному организовав работу с ней. В одном случае картина может служить объектом для наблюдений и передачи увиденного на письме, в другом — для рассуждений об увиденном, для выражения своего отношения к содержанию картины. Приведем для примера план беседы по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Ниже приводимый план, предусмотрен для второго класса. План беседы и примерные вопросы по картине „Грачи прилетели" А. К. Саврасова Беседу по картине „Грачи прилетели" можно связать с уроком чтения или письма. В первом случае после знакомства с картиной читается рассказ Скребицкого „Прилетели грачи". Во втором случае по вопросам учителя составляется рассказ и пишется сочинение о прилете грачей и наступающей весне. Одновременно с развитием у школьников чувства прекрасного нужно обогащать устную речь учащихся, теперь уже можно требовать от них связных, более развернутых ответов на вопросы учителя: Скажите, нравится ли вам картина? Что именно нравится? По каким признакам можно сказать о приближении весны? Почему так хорошо видны следы птиц на снегу? Что делают грачи? Когда они к нам прилетают? Расскажите, что вы знаете о грачах, вспомните загадку про них (детям она уже знакома: „Нос у него белый, сам он черный, очень проворный Друг садов и полей, поедает червей"). Учитель дополняет ответы детей рассказом о перелетах и повадках грачей, о том, как и когда они сооружают гнезда, добывают пищу для птенцов и т. д. Продолжая беседу, учитель спрашивает: Где стоят березы? Опишите их. Почему ветки на березах голые? Какие еще признаки говорят о том, что на картине изображена ранняя весна? Какими красками написал художник картину? Что написано голубым цветом, что серым и коричневым? Учитель сообщает, что больше всего в картине серых, коричневых и голубых тонов, даже снег имеет серовато-голубые и коричневые оттенки. Эти цвета характерны для ранней весны, когда нет еще яркой зеленой травы и нежно-зеленых листочков на деревьях. Вся природа освещена ровным рассеянным светом, пропитана чистым свежим воздухом, согрета неярким солнцем. Чувствуется, что художник, написавший эту картину, очень любил и хорошо знал природу. В заключение учитель говорит, что Саврасов, Левитан, Остроухов, Пластов — крупнейшие русские художники, показавшие в своих картинах, как привлекательны русские пейзажи, сколько в них красоты и поэзии, как близки и дороги они русскому человеку. 1 Виды картин, рисунков и все предъявляемые к ним требования можно посмотреть в «Методике преподавания русской литературы». |
Доклад: Культура русской речи Культура русской речи Русский язык... Величие и мощь русского языка общепризнанны. Русский язык, как говорил еще Фридрих Энгельс, считается «одним из самых сильных и самых... |
Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» |
||
Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках... |
Проекта Приобщение детей к народной культуре посредством ознакомления с русскими народными сказками, занимающими достойное место в русской... |
||
День русского слова (210-летие со дня рождения А. Пушкина) в Ужгороде Ужгородского общества русской культуры, русские Закарпатья, почитатели русского языка, русской культуры и творчества русского Поэта,... |
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского... В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на... |
||
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка... Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших... |
Ответы на вопросы 1 тура Цели: формирование интереса к прошлому славян, приобщение учащихся к искусству слова, богатствам русской классической и современной... |
||
Аннотация к рабочей программе по Литературе Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской... |
Пояснительная записка Тематическое планирование уроков русского языка и литературы составлено Ю. Н. Гостева, Москва «Русское слово» 2010г. Контроль: 13ч 1-я четверть 4, 2-я четверть-3, 3-я четверть-4, 4-я четверть-2 Развитие... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |