АНАЛИЗ РАБОТЫ КАФЕДРЫ
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН МОУ лицея №2
за 2012/ 2013 учебный год
Методическое объединение-кафедра (МК) предметов гуманитарного цикла представляет профессиональное объединение учителей русского языка и литературы, истории и обществознания. В составе кафедры в 2012-2013 учебном году работало 7 учителей-предметников, из них учителей русского языка и литературы - 4 человека, учителей истории и обществознания – 3 человека.Два учителя – молодые специалисты, заканчивающие обучение в Московском государственном областном гуманитарном институте ( Капкова Н.Ф. и Аббасова О.В.)
В 2012-2013 учебном году методическая работа кафедры традиционно строилась с учётом
перспективного плана развития лицея;
нормативно-правовых документов по организации учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской работы в лицее;
решений педагогического совета лицея;
плана методической работы лицея на учебный год;
плана научной и экспериментальной работы лицея на учебный год;
плана-графика основных мероприятий муниципального информационно- методического центра на учебный год;
утверждённого плана методической работы кафедры гуманитарных дисциплин на 2012 - 2013 учебный год.
Основная тема методической работы кафедры:
«Использование активных форм обучения
в урочной и внеурочной деятельности».
В течение учебного года вносились изменения в работу, связанные с объективными причинами, в частности, отмена научно-практической конференции по гражданско-правовому воспитанию (совместно с ФГУ Гос НИИ семьи и воспитания РАО).
В целом намеченные к реализации цели и задачи работы МК выполнены.
Все члены МК совершенствовали своё методическое и профессиональное мастерство, занимаясь самообразованием, готовясь к аттестации, обучаясь на курсах повышения квалификации, участвуя в конкурсах профессионального мастерства.
В течение года решались следующие методические проблемы:
Организация научно – исследовательской, экспериментальной деятельности учителей и учащихся.
Формирование основ знаний обучения как необходимого элемента развития гармонически развитой личности.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Поиск и внедрение активных форм обучения в урочной и внеурочной деятельности
Решению данных проблем способствовали:
-
Методическая работа
Повышение квалификации учителей кафедры, т. ч. представление своего опыта работы.
Ф.И.О. учителя,
специализация
|
Курсы повышения квалификации
(тема, объём часов, место обучения)
|
Участие (в т.ч. с заявленным выступлением) в областных, региональных, районных семинарах, конференциях
(тема, место проведения )
|
Участие в районных методических объединениях (РМО): тема, место проведения
|
Серова М.Б., учитель русского языка и литературы
|
|
|
|
Конакова О.И.
учитель русского языка и литературы
|
«Подготовка экспертов предметных комиссий по русскому языку при проведении ЕГЭ в 2013 году на территории Московской области», 16 часов, ГБОУ АСУ
г. Москва
«Подготовка экспертов предметных комиссий по русскому языку при проведении ГИА в 2013 году на территории Московской области» (дистанционное обучение)
|
«Ценностные ориентации в аспекте личностно-ориентированного обучения талантливых детей», областная конференция «Индивидуализация образования как перспектива инновационного развития школы»,МОУ СОШ № 9 г. Павловский Посад
«Христианские мотивы в творчестве русских писателей XIX века», региональная Педагогическая ассамблея, МБОУ ООШ № 19 г. Ногинск
X Московские областные Рождественские образовательные чтения «Возрождение через просвещение», МОУ СОШ № 18 г.Павловский Посад ( участие в закрытии ).
II-е Районные Кирилло-Мефодиевские чтения. Представление методического материала. Диплом победителя в номинации «Выставка».
|
«Источники,
формы и методы информационной и консультационной поддержки педагогической деятельности учителя», августовская секция учителей русского языка и литературы, МОУ гимназия.
|
Гущина Е.Ю.
учитель русского языка и литературы
|
«Образование и общество. Актуальные вопросы педагогики и психологии»,
36 часов, МГОГИ г. Орехово-Зуево
|
X Московские областные Рождественские образовательные чтения «Возрождение через просвещение», МОУ СОШ № 18 г.Павловский Посад (участие в закрытии ).
|
|
Юркина Е.А.
учитель русского языка и литературы
|
«Подготовка экспертов предметных комиссий по русскому языку при проведении ГИА в 2013 году на территории Московской области» (дистанционное обучение)
|
|
|
Голиков В.И.,
учитель истории и обществознания.
|
«Образование и общество. Актуальные вопросы педагогики и психологии»,
36 часов, МГОГИ г. Орехово-Зуево
|
|
|
Капкова Н.Ф..,
учитель истории и обществознания.
|
Окончание учёбы в МГОГИ, истфак, поступление в аспирантуру.
|
|
|
Аббасова О.В., учитель обществознания
|
Обучение в МГОГИ, истфак, IV курс.
|
|
|
Вывод: в течение учебного года часть учителей прошла плановое обучение на курсах профессиональной подготовки, другая часть продолжила обучение в гуманитарном вузе с педагогической направленностью. Юркина Е.А. и Серова М.Б., имея должное количество часов, необходимое для повышения профессионального мастерства, активизировали свою деятельность в управленческой сфере. Голиков В.И. повышал своё профессиональное образование, посещая районные семинары учителей истории.
-
Открытые уроки и мероприятия
Ф.И.О. учителя,
специализация
|
предмет / класс
|
Форма занятия
|
Тема занятия
|
Серова М.Б., учитель русского языка и литературы
|
русский язык,
5 «А»
|
Урок-контроля ЗУН
|
«Правописание безударных личных окончаний глаголов»
|
Конакова О.И.
учитель русского языка и литературы
|
русский язык,
7 «А»
русский язык,
7 «А»
русский язык,
8 «А»
|
урок-ролевая игра
урок-презентация
урок-конференция
|
«Заметка в газету»
«И пылинка частицей когда-то была…» Частица как часть речи в русском языке.
«Что значит песня для России»
|
Гущина Е.Ю.,
учитель русского языка и литературы
|
русский язык,
-
кл.
русский язык
7 «Б», 10 кл.
|
урок развития речи
внеклассное мероприятие
|
«Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту духовно-нравственного содержания»
«Оригинальные тенденции в русском языке: лингвистический и нравственный подход к осмыслению»
|
Юркина Е.А.,
учитель русского языка и литературы
|
русский язык
6 «А»
|
Урок-обощение пройденного материала
|
«Способы словообразования в русском языке»
|
Капкова Н.Ф.
учитель истории и обществознания.
|
история,
5 «А», 11 «А»
|
внеклассное мероприятие
|
«Из истории календаря»
|
Аббасова О.В., учитель обществознания
|
обществознание,
8 «Б»
|
внеклассное мероприятие
|
Обзор литературы по государственной символике России
|
Вывод: в течение учебного года учителя высшей квалификационной категории Серова М.Б., Конакова О.И. и Гущина Е.Ю. провели для своих коллег по кафедре мастер-классы по профильным предметам, во время которых представляли опыт педагогических технологий: тестовых заданий, развития критического мышления учащихся, проектной деятельности, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных и игровых технологий.
Учитель истории Капкова Н.Ф. успешно провела внеклассное мероприятие в 5 «А» классе, привлекая для его проведения старшеклассников.
Взаимопосещение уроков.
В течение учебного года учителя кафедры посещали уроки друг друга с целью обмена опытом и изучения активных форм обучения учащихся. Следует отметить, что это направление работы кафедры требует корректировки. Взаимопосещение уроков должно быть системным, а не эпизодическим, с последующим серьёзным аналитическим обсуждением.
-
Участие в жизни лицея (в т.ч. внеклассная работа)
Кафедра строила свою работу в формате общешкольной методической темы:
«Развитие воспитательной системы лицея в условиях социальных перемен».
Конкретные цели, задачи и ключевые планируемые мероприятия определялись статистическими данными по лицею за предыдущий год (результаты устных и письменных экзаменов, показатели качества знаний и т.д.) а также календарем памятных дат.
Учебный год традиционно начался празднованием Дня знаний, во время которого проходили тематические классные часы, посвящённые семье как высшей духовно-нравственной ценности. Учителя литературы Гущина Е.Ю. и Конакова О.И. при проведении этих мероприятий активно использовали материал классической литературы, в т.ч. Библии.
В октябре 2012 года отмечалось 120-летие со дня рождения Марины Цветаевой. В 11 «А» классе прошёл тематический классный час «Моим стихам настанет свой черёд», посвящённый жизни и творчеству этой замечательной поэтессы Серебряного века русской литературы.
В течение года продолжало работу литературно-лингвистическое краеведческое объединение учащихся «Часовенка» (руководитель Конакова О.И.). В октябре 2012 года на Районной краеведческой конференции членами этого объединения учащимися 11 «А» класса Гараян Риммой и Серёгиной Кристиной был успешно представлен очередной исследовательский проект «Величие подвига и бессмертная любовь Маргариты Тучковой». Учащаяся 9 «А» класса Бусина Александра защищала на этой конференции ещё один исследовательский проект, посвящённый памяти Народного артиста СССР В.В.Тихонова ( руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Гущина Е.Ю. ).
По инициативе молодого учителя истории и обществознания Капковой Н.Ф. учащимися 7 «А» класса в лицее стала выпускаться «Лицейская газета». Среди публикаций в этой газете есть и статьи учителей МК – Гущиной Е.Ю.
В апреле 2013 года в рамках подготовки к Дням науки в лицее проходили предметные недели. Во время их проведения был организован вернисаж стенгазет о русском языке и литературе, о знаменитых писателях и учёных. Кроме этого, учителя в течение недели успешно провели открытые уроки для коллег и родителей обучающихся.
С 15 по 20 мая в лицее проходили Дни науки, во время которых состоялся конкурс рефератов и презентаций, подготовленных учащимися, в т.ч. по русскому языку и истории.
Основной формой работы кафедры, были заседания, проводившиеся раз в каникулы. Каждый учитель выступил с сообщением или докладом. Учитель русского языка и литературы Серова М.Б. выступила с сообщением «Нормативная база ФГОСов второго поколения», учитель русского языка и литературы Юркина Е.А. выступила с докладом «Внеклассная работа в помощь урокам литературы». Обсуждались также результаты административных контрольных работ в 5 – х классах, проведённые в начале года, результаты техники чтения. (Выступали учителя Серова М.Б.., Гущина Е.Ю.).
В прошедшем учебном году впервые была проведена диагностическая работа по литературе для учащихся 7-8 классов ( Статград ). Результаты этой работы в целом можно считать удовлетворительными.
В марте 2013 года в лицее прошёл творческий конкурс сочинений по номинациям и возрастным группам:
-
« Великая Отечественная война в истории нашей семьи» - 5-7 классы;
-
«Моя будущая профессия» 8-9 классы
-
В течение всего учебного года учителя кафедры и их ученики принимали активное участие в различных массовых внеклассных мероприятиях, таких как праздник Дня учителя, Новый год, масленица, День 8 Марта, фестиваль художественной самодеятельности.
Учитель русского языка и литературы Гущина Е.Ю. приняла участие в областном туре Всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» и стала лауреатом муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2013».
-
Участие в предметных олимпиадах.
В конце октября 2012 года на очередном заседании МК были рассмотрены и утверждены материалы предметных олимпиад I – го (внутрилицейского) этапа. На этом этапе попробовали свои силы в олимпиаде по русскому языку, литературе, истории, обществознанию и праву 107 учащихся из 7-11 классов. Отдельно проводилась подготовка и тестирование учащихся, желающих принять участие в олимпиаде по МХК и ОПК и ДКП, т.к. эти предметы в лицее не ведутся.
Победителями и призёрами II –го (районного) этапа стали:
предмет
|
место
|
Ф.И. ученика
|
класс
|
учитель
|
Русский язык
|
I
|
Дорохина Елизавета
|
11 А
|
Конакова О.И.
|
Литература
|
I
|
Дорохина Елизавета
|
11 А
|
Конакова О.И.
|
|
II
|
Волошина Дарья
|
9 А
|
Конакова О.И.
|
|
II
|
Поляруш Белла
|
9 Б
|
Гущина Е.Ю.
|
|
III
|
Зеленова Виктория
|
7 А
|
Конакова О.И.
|
Право
|
III
|
Евграфова Анастасия
|
11 А
|
Капкова Н.Ф.
|
|
III
|
Симонова Татьяна
|
10
|
Капкова Н.Ф.
|
МХК
|
II
|
Попова Елизавета
|
9 Б
|
Гущина Е.Ю.
|
История
|
II
|
Шарова Анастасия
|
11 А
|
Капкова Н.Ф.
|
ДКП
|
III
|
Симонова Татьяна
|
10
|
Гущина Е.Ю.
|
Дорохина Елизавета, учащаяся 11 «А» класса как победитель муниципального этапа олимпиады по русскому языку и литературе приняла участие в областном этапе.
-
Результативность творческого и научного потенциала учащихся.
Уровень
|
Название конкурса
|
Место, фамилия и класс победителя, призера
|
Учитель
|
Межрегиональная научно-практическая конференция
|
«Вохонский край в контексте Отечественной войны 1812 года»
|
участие – Гараян Римма, 11 «А» класс
участие- Гущина Е.Ю.
|
Конакова О.И.
|
Областной конкурс
|
Конкурс сочинений, посвящённый памятным датам военной истории
|
III место – Шипова Дарья, 11 «А» класс
|
Конакова О.И.
|
Муниципальная краеведческая конференция
|
Областная краеведческая научно-практическая конференция учащихся «Отечество»
|
I место – Гараян Римма, Серёгина Кристина, 11 «А» класс
участие – Бусина Александра,9 «А» класс
|
Конакова О.И.
Гущина Е.Ю.
|
Муниципальные
Дмитровские православные чтения
|
«Дмитровские чтения»
|
Участие - Сидорова Юлия, 11 «А» класс лауреат
|
Конакова О.И.
Конакова О.И.
|
Муниципальный конкурс
|
Знатоки военной истории
|
Лауреаты – команда учащихся 10-11 классов
|
Капкова Н.Ф.
|
Муниципальный
конкурс чтецов
|
«Нет, весь я не умру…»
|
участие – Киселёва Александра, Ситдикова Камилла, Зеленова Виктория - 7 «А» класс, Мамедова Нармина, Мешкова Анастасия – 8 «Б» кл.
|
Конакова О.И.
|
Муниципальный конкурс сочинений
|
«Моя будущая профессия»
«750-летию Сергия Радонежского, игумена земли русской посвящается»
|
I место – Рольгейзер Владислав, 11 «А» класс
Участники – Бологова Александра, 8 «А» класс, Соколова Елизавета, 9 «А» класс
I место – Зеленова Виктория, 7 «А» класс
|
Конакова О.И.
Конакова О.И.
Конакова О.И.
|
Муниципальный конкурс чтецов и рефератов
|
Районные Кирилло-Мефодиевские чтения
|
I место в номинации «Художественное чтение» -Филитов Артём, 9 «А» класс.
Участие в номинации «Художественное чтение» - Зеленова Виктория, 7 «А» класс
Участие в номинации «Художественное чтение» -Кочергин Максим,10 класс.
I место в номинации «Реферат» - Зеленова Виктория, 7 «А» класс
|
Конакова О.И.
Конакова О.И.
Гущина Е.Ю.
Конакова О.И.
|
Муниципальный конкурс-игра
|
«Русские традиции»
|
II место – команда учащихся 8 «Б» класс
|
Аббасова О.В.
|
Международная
игра-конкурс
|
«Русский медвежонок – языкознание для всех, 2012»
|
Общее количество участников – 78 чел.
|
Конакова О.И.
Гущина Е.Ю.
Юркина Е.А.
|
Вывод: данные, представленные в таблице, показывают высокий уровень творческой и познавательной активности учащихся и профессионализм учителей, подготавливающих ребят к конкурсам. Это соответствует требованиям новых стандартов. Поэтому на заседаниях кафедры рассматривались вопросы, связанные с выполнением требований стандартов второго поколения:
-
Нормативно - правовая база организации учебно-воспитательного процесса.
-
Использование информационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников.
-
Интерактивные методы обучения в деятельности кафедры .
-
Самоанализ урока.
-
Критерии эффективности работы учителей русского языка и литературы, истории и обществознания по обеспечению качественного образования.
Учителя кафедры в достаточной мере владеют компьютерными и Интернет технологиями. Умело используют собственные компьютерные презентации, привлекают ресурсы сети Интернет для повышения интереса у школьников к изучению русского языка, литературы и истории.
-
Внедрение новых педагогических технологий
№ п/п
|
Ф.И.О. учителя
|
Название технологии
|
-
|
Серова М.Б.
|
Игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение.
Технология педагогического эксперимента.
|
-
|
Конакова О.И.
|
Технология применения информационно-компьтерных средств в предметном обучении..
Технология проектной деятельности.
Технология критического мышления.
Технология дополнительного образования.
|
-
|
Капкова Н.Ф.
|
Интерактивные технологии
( диалог, работа в группах).
Личностно-ориентированное обучение.
Ролевая игра.
|
-
|
Гущина Е.Ю.
|
Технология интеграции в образовании ( Концепция гражданско-патриотического образования).
Технология проектной деятельности.
Личностно-ориентированное обучение.
|
-
|
Голиков В.И.
|
Технология проблемного обучения.
Технология дополнительного образования.
|
-
|
Аббасова О.В.
|
Игровые методы и технологии.
Технология проведения дискуссий.
|
-
|
Юркина Е.А.
|
Тренинговые технологии.
Тестовые технологии.
Технология воспитания и социализации средствами массовой информации и коммуникации.
|
Вывод: учителя апробируют нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к самообразованию, к чтению текстов художественных произведений и дополнительной научно-популярной литературы, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.
Увеличивается количество учеников, интересующихся предметом и проявляющих к нему повышенный интерес. Показателем роста мотивации к изучению предметов можно считать и тот факт, что увеличивается % учащихся, выбравших экзамен по обществознанию: в 11 «А» - 21 человек из 26 обучающихся в этом классе.
Не менее важная задача - повышение качества знаний по русскому языку, литературе, истории и обществознанию через развитие творческого и научного потенциала учащихся. По сути это работа с одаренными детьми, которая год от года становится более успешной.
Итогом хорошей работы учителей кафедры гуманитарных дисциплин является следующее:
-
Системный подход к анализу и планированию деятельности
-
Хорошие результаты выпускных экзаменов в 9 –х классах
-
Рост процента качества знаний по предметам русский язык и литература, обществознание
-
Активное ежегодное участие детей во Всероссийском конкурсе по языкознанию
« Русский медвежонок-2012»
-
Большой процент участия школьников во внеклассной работе по гуманитарным предметам.
Несмотря на высокий уровень профессионального мастерства педагогов, способствующий достижению положительных результатов в обучении и воспитании школьников, проблемы остаются и требуют решения:
-
недостаточное владение отдельными учителями методикой формирования ключевых компетенций учащихся;
-
несоответствие результатов ЕГЭ с годовыми оценками у выпускников-медалистов
-
30% домашних заданий не носят творческий или дифференцированный характер;
-
недостаточная обеспеченность кабинетов мультимедийным оборудованием.
Рекомендации:
-
При планировании работы учесть имеющиеся слабые стороны в работе учителей с целью освоения и устранения проблем.
-
Руководителю кафедры использовать в работе информационные карты аттестующихся учителей.
Над методической темой учителями кафедры решено продолжить работу, так как активные формы урочной и внеурочной деятельности - важнейшее условие повышения мотивации учащихся к обучению и совершенствования преподавания русского языка и литературы в современных условиях.
Таким образом, использование активных форм обучения на уроках не только качественно улучшает преподавание русского языка и литературы, истории и обществознания в нашем лицее, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке. Учащиеся иначе подходят к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности, повышается заинтересованность учеников в изучаемом материале.
Внедрение современных активных методов обучения на уроках и во внеурочное время предоставляет возможность для самореализации и самосовершенствования всех участников образовательного процесса, что в целом повышает эффективность обучения.
|