Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год




Скачать 184.71 Kb.
Название Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год
Дата публикации 29.05.2014
Размер 184.71 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
АНАЛИЗ РАБОТЫ КАФЕДРЫ

ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН МОУ лицея №2

за 2012/ 2013 учебный год
Методическое объединение-кафедра (МК) предметов гуманитарного цикла представляет профессиональное объединение учителей русского языка и литературы, истории и обществознания. В составе кафедры в 2012-2013 учебном году работало 7 учителей-предметников, из них учителей русского языка и литературы - 4 человека, учителей истории и обществознания – 3 человека.Два учителя – молодые специалисты, заканчивающие обучение в Московском государственном областном гуманитарном институте ( Капкова Н.Ф. и Аббасова О.В.)
В 2012-2013 учебном году методическая работа кафедры традиционно строилась с учётом

    перспективного плана развития лицея;

     нормативно-правовых документов по организации учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской работы в лицее;

  решений педагогического совета лицея;

  плана методической работы лицея на учебный год;

    плана научной и экспериментальной работы лицея на учебный год;

плана-графика основных мероприятий муниципального информационно- методического центра на учебный год;

утверждённого плана методической работы кафедры гуманитарных дисциплин на 2012 - 2013 учебный год.
Основная тема методической работы кафедры:
«Использование активных форм обучения

в урочной и внеурочной деятельности».
В течение учебного года вносились изменения в работу, связанные с объективными причинами, в частности, отмена научно-практической конференции по гражданско-правовому воспитанию (совместно с ФГУ Гос НИИ семьи и воспитания РАО).

В целом намеченные к реализации цели и задачи работы МК выполнены.

Все члены МК совершенствовали своё методическое и профессиональное мастерство, занимаясь самообразованием, готовясь к аттестации, обучаясь на курсах повышения квалификации, участвуя в конкурсах профессионального мастерства.
В течение года решались следующие методические проблемы:

Организация научно – исследовательской, экспериментальной деятельности учителей и учащихся.

Формирование основ знаний обучения как необходимого элемента развития гармонически развитой личности.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Поиск и внедрение активных форм обучения в урочной и внеурочной деятельности
Решению данных проблем способствовали:


  1. Методическая работа

Повышение квалификации учителей кафедры, т. ч. представление своего опыта работы.


Ф.И.О. учителя,

специализация

Курсы повышения квалификации

(тема, объём часов, место обучения)

Участие (в т.ч. с заявленным выступлением) в областных, региональных, районных семинарах, конференциях

(тема, место проведения )

Участие в районных методических объединениях (РМО): тема, место проведения

Серова М.Б., учитель русского языка и литературы










Конакова О.И.

учитель русского языка и литературы

«Подготовка экспертов предметных комиссий по русскому языку при проведении ЕГЭ в 2013 году на территории Московской области», 16 часов, ГБОУ АСУ

г. Москва
«Подготовка экспертов предметных комиссий по русскому языку при проведении ГИА в 2013 году на территории Московской области» (дистанционное обучение)

«Ценностные ориентации в аспекте личностно-ориентированного обучения талантливых детей», областная конференция «Индивидуализация образования как перспектива инновационного развития школы»,МОУ СОШ № 9 г. Павловский Посад

«Христианские мотивы в творчестве русских писателей XIX века», региональная Педагогическая ассамблея, МБОУ ООШ № 19 г. Ногинск

X Московские областные Рождественские образовательные чтения «Возрождение через просвещение», МОУ СОШ № 18 г.Павловский Посад ( участие в закрытии ).

II-е Районные Кирилло-Мефодиевские чтения. Представление методического материала. Диплом победителя в номинации «Выставка».

«Источники,

формы и методы информационной и консультационной поддержки педагогической деятельности учителя», августовская секция учителей русского языка и литературы, МОУ гимназия.



Гущина Е.Ю.

учитель русского языка и литературы

«Образование и общество. Актуальные вопросы педагогики и психологии»,

36 часов, МГОГИ г. Орехово-Зуево

X Московские областные Рождественские образовательные чтения «Возрождение через просвещение», МОУ СОШ № 18 г.Павловский Посад (участие в закрытии ).




Юркина Е.А.

учитель русского языка и литературы

«Подготовка экспертов предметных комиссий по русскому языку при проведении ГИА в 2013 году на территории Московской области» (дистанционное обучение)







Голиков В.И.,

учитель истории и обществознания.

«Образование и общество. Актуальные вопросы педагогики и психологии»,

36 часов, МГОГИ г. Орехово-Зуево







Капкова Н.Ф..,

учитель истории и обществознания.

Окончание учёбы в МГОГИ, истфак, поступление в аспирантуру.







Аббасова О.В., учитель обществознания

Обучение в МГОГИ, истфак, IV курс.








Вывод: в течение учебного года часть учителей прошла плановое обучение на курсах профессиональной подготовки, другая часть продолжила обучение в гуманитарном вузе с педагогической направленностью. Юркина Е.А. и Серова М.Б., имея должное количество часов, необходимое для повышения профессионального мастерства, активизировали свою деятельность в управленческой сфере. Голиков В.И. повышал своё профессиональное образование, посещая районные семинары учителей истории.


  • Открытые уроки и мероприятия




Ф.И.О. учителя,

специализация

предмет / класс

Форма занятия

Тема занятия

Серова М.Б., учитель русского языка и литературы

русский язык,

5 «А»

Урок-контроля ЗУН

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Конакова О.И.

учитель русского языка и литературы

русский язык,

7 «А»
русский язык,

7 «А»
русский язык,

8 «А»

урок-ролевая игра
урок-презентация
урок-конференция

«Заметка в газету»

«И пылинка частицей когда-то была…» Частица как часть речи в русском языке.

«Что значит песня для России»

Гущина Е.Ю.,

учитель русского языка и литературы

русский язык,

  1. кл.


русский язык

7 «Б», 10 кл.

урок развития речи

внеклассное мероприятие


«Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту духовно-нравственного содержания»
«Оригинальные тенденции в русском языке: лингвистический и нравственный подход к осмыслению»

Юркина Е.А.,

учитель русского языка и литературы

русский язык

6 «А»

Урок-обощение пройденного материала

«Способы словообразования в русском языке»

Капкова Н.Ф.

учитель истории и обществознания.

история,

5 «А», 11 «А»


внеклассное мероприятие


«Из истории календаря»

Аббасова О.В., учитель обществознания

обществознание,

8 «Б»

внеклассное мероприятие


Обзор литературы по государственной символике России


Вывод: в течение учебного года учителя высшей квалификационной категории Серова М.Б., Конакова О.И. и Гущина Е.Ю. провели для своих коллег по кафедре мастер-классы по профильным предметам, во время которых представляли опыт педагогических технологий: тестовых заданий, развития критического мышления учащихся, проектной деятельности, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных и игровых технологий.

Учитель истории Капкова Н.Ф. успешно провела внеклассное мероприятие в 5 «А» классе, привлекая для его проведения старшеклассников.
Взаимопосещение уроков.
В течение учебного года учителя кафедры посещали уроки друг друга с целью обмена опытом и изучения активных форм обучения учащихся. Следует отметить, что это направление работы кафедры требует корректировки. Взаимопосещение уроков должно быть системным, а не эпизодическим, с последующим серьёзным аналитическим обсуждением.


  1. Участие в жизни лицея (в т.ч. внеклассная работа)


Кафедра строила свою работу в формате общешкольной методической темы:

«Развитие воспитательной системы лицея в условиях социальных перемен».

Конкретные цели, задачи и ключевые планируемые мероприятия определялись статистическими данными по лицею за предыдущий год (результаты устных и письменных экзаменов, показатели качества знаний и т.д.) а также календарем памятных дат.

Учебный год традиционно начался празднованием Дня знаний, во время которого проходили тематические классные часы, посвящённые семье как высшей духовно-нравственной ценности. Учителя литературы Гущина Е.Ю. и Конакова О.И. при проведении этих мероприятий активно использовали материал классической литературы, в т.ч. Библии.

В октябре 2012 года отмечалось 120-летие со дня рождения Марины Цветаевой. В 11 «А» классе прошёл тематический классный час «Моим стихам настанет свой черёд», посвящённый жизни и творчеству этой замечательной поэтессы Серебряного века русской литературы.

В течение года продолжало работу литературно-лингвистическое краеведческое объединение учащихся «Часовенка» (руководитель Конакова О.И.). В октябре 2012 года на Районной краеведческой конференции членами этого объединения учащимися 11 «А» класса Гараян Риммой и Серёгиной Кристиной был успешно представлен очередной исследовательский проект «Величие подвига и бессмертная любовь Маргариты Тучковой». Учащаяся 9 «А» класса Бусина Александра защищала на этой конференции ещё один исследовательский проект, посвящённый памяти Народного артиста СССР В.В.Тихонова ( руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Гущина Е.Ю. ).

По инициативе молодого учителя истории и обществознания Капковой Н.Ф. учащимися 7 «А» класса в лицее стала выпускаться «Лицейская газета». Среди публикаций в этой газете есть и статьи учителей МК – Гущиной Е.Ю.

В апреле 2013 года в рамках подготовки к Дням науки в лицее проходили предметные недели. Во время их проведения был организован вернисаж стенгазет о русском языке и литературе, о знаменитых писателях и учёных. Кроме этого, учителя в течение недели успешно провели открытые уроки для коллег и родителей обучающихся.

С 15 по 20 мая в лицее проходили Дни науки, во время которых состоялся конкурс рефератов и презентаций, подготовленных учащимися, в т.ч. по русскому языку и истории.

Основной формой работы кафедры, были заседания, проводившиеся раз в каникулы. Каждый учитель выступил с сообщением или докладом. Учитель русского языка и литературы Серова М.Б. выступила с сообщением «Нормативная база ФГОСов второго поколения», учитель русского языка и литературы Юркина Е.А. выступила с докладом «Внеклассная работа в помощь урокам литературы». Обсуждались также результаты административных контрольных работ в 5 – х классах, проведённые в начале года, результаты техники чтения. (Выступали учителя Серова М.Б.., Гущина Е.Ю.).

В прошедшем учебном году впервые была проведена диагностическая работа по литературе для учащихся 7-8 классов ( Статград ). Результаты этой работы в целом можно считать удовлетворительными.

В марте 2013 года в лицее прошёл творческий конкурс сочинений по номинациям и возрастным группам:


  • « Великая Отечественная война в истории нашей семьи» - 5-7 классы;

  • «Моя будущая профессия» 8-9 классы



В течение всего учебного года учителя кафедры и их ученики принимали активное участие в различных массовых внеклассных мероприятиях, таких как праздник Дня учителя, Новый год, масленица, День 8 Марта, фестиваль художественной самодеятельности.

Учитель русского языка и литературы Гущина Е.Ю. приняла участие в областном туре Всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» и стала лауреатом муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2013».

  1. Участие в предметных олимпиадах.

В конце октября 2012 года на очередном заседании МК были рассмотрены и утверждены материалы предметных олимпиад I – го (внутрилицейского) этапа. На этом этапе попробовали свои силы в олимпиаде по русскому языку, литературе, истории, обществознанию и праву 107 учащихся из 7-11 классов. Отдельно проводилась подготовка и тестирование учащихся, желающих принять участие в олимпиаде по МХК и ОПК и ДКП, т.к. эти предметы в лицее не ведутся.
Победителями и призёрами II –го (районного) этапа стали:


предмет

место

Ф.И. ученика

класс

учитель

Русский язык

I

Дорохина Елизавета

11 А

Конакова О.И.

Литература

I

Дорохина Елизавета

11 А

Конакова О.И.




II

Волошина Дарья

9 А

Конакова О.И.




II

Поляруш Белла

9 Б

Гущина Е.Ю.




III

Зеленова Виктория

7 А

Конакова О.И.

Право

III

Евграфова Анастасия

11 А

Капкова Н.Ф.




III

Симонова Татьяна

10

Капкова Н.Ф.

МХК

II

Попова Елизавета

9 Б

Гущина Е.Ю.

История

II

Шарова Анастасия

11 А

Капкова Н.Ф.

ДКП

III

Симонова Татьяна

10

Гущина Е.Ю.


Дорохина Елизавета, учащаяся 11 «А» класса как победитель муниципального этапа олимпиады по русскому языку и литературе приняла участие в областном этапе.



  1. Результативность творческого и научного потенциала учащихся.

Уровень

Название конкурса

Место, фамилия и класс победителя, призера

Учитель

Межрегиональная научно-практическая конференция

«Вохонский край в контексте Отечественной войны 1812 года»

участие – Гараян Римма, 11 «А» класс

участие- Гущина Е.Ю.

Конакова О.И.



Областной конкурс

Конкурс сочинений, посвящённый памятным датам военной истории

III место – Шипова Дарья, 11 «А» класс

Конакова О.И.

Муниципальная краеведческая конференция

Областная краеведческая научно-практическая конференция учащихся «Отечество»

I место – Гараян Римма, Серёгина Кристина, 11 «А» класс

участие – Бусина Александра,9 «А» класс

Конакова О.И.

Гущина Е.Ю.

Муниципальные

Дмитровские православные чтения

«Дмитровские чтения»

Участие - Сидорова Юлия, 11 «А» класс лауреат

Конакова О.И.

Конакова О.И.

Муниципальный конкурс

Знатоки военной истории

Лауреаты – команда учащихся 10-11 классов

Капкова Н.Ф.

Муниципальный

конкурс чтецов

«Нет, весь я не умру…»

участие – Киселёва Александра, Ситдикова Камилла, Зеленова Виктория - 7 «А» класс, Мамедова Нармина, Мешкова Анастасия – 8 «Б» кл.

Конакова О.И.


Муниципальный конкурс сочинений

«Моя будущая профессия»


«750-летию Сергия Радонежского, игумена земли русской посвящается»

I место – Рольгейзер Владислав, 11 «А» класс

Участники – Бологова Александра, 8 «А» класс, Соколова Елизавета, 9 «А» класс

I место – Зеленова Виктория, 7 «А» класс

Конакова О.И.


Конакова О.И.

Конакова О.И.


Муниципальный конкурс чтецов и рефератов

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

I место в номинации «Художественное чтение» -Филитов Артём, 9 «А» класс.

Участие в номинации «Художественное чтение» - Зеленова Виктория, 7 «А» класс

Участие в номинации «Художественное чтение» -Кочергин Максим,10 класс.

I место в номинации «Реферат» - Зеленова Виктория, 7 «А» класс

Конакова О.И.
Конакова О.И.

Гущина Е.Ю.


Конакова О.И.

Муниципальный конкурс-игра

«Русские традиции»

II место – команда учащихся 8 «Б» класс

Аббасова О.В.

Международная

игра-конкурс

«Русский медвежонок – языкознание для всех, 2012»

Общее количество участников – 78 чел.

Конакова О.И.

Гущина Е.Ю.

Юркина Е.А.


Вывод: данные, представленные в таблице, показывают высокий уровень творческой и познавательной активности учащихся и профессионализм учителей, подготавливающих ребят к конкурсам. Это соответствует требованиям новых стандартов. Поэтому на заседаниях кафедры рассматривались вопросы, связанные с выполнением требований стандартов второго поколения:

  • Нормативно - правовая база организации учебно-воспитательного процесса.

  • Использование информационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников.

  • Интерактивные методы обучения в деятельности кафедры .

  • Самоанализ урока.

  • Критерии эффективности работы учителей русского языка и литературы, истории и обществознания по обеспечению качественного образования.

Учителя кафедры в достаточной мере владеют компьютерными и Интернет технологиями. Умело используют собственные компьютерные презентации, привлекают ресурсы сети Интернет для повышения интереса у школьников к изучению русского языка, литературы и истории.

  1. Внедрение новых педагогических технологий

п/п

Ф.И.О. учителя

Название технологии



Серова М.Б.

Игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение.

Технология педагогического эксперимента.



Конакова О.И.

Технология применения информационно-компьтерных средств в предметном обучении..

Технология проектной деятельности.

Технология критического мышления.

Технология дополнительного образования.



Капкова Н.Ф.

Интерактивные технологии

( диалог, работа в группах).

Личностно-ориентированное обучение.

Ролевая игра.



Гущина Е.Ю.

Технология интеграции в образовании ( Концепция гражданско-патриотического образования).

Технология проектной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение.



Голиков В.И.

Технология проблемного обучения.

Технология дополнительного образования.



Аббасова О.В.

Игровые методы и технологии.

Технология проведения дискуссий.



Юркина Е.А.

Тренинговые технологии.

Тестовые технологии.

Технология воспитания и социализации средствами массовой информации и коммуникации.


Вывод: учителя апробируют нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к самообразованию, к чтению текстов художественных произведений и дополнительной научно-популярной литературы, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.

Увеличивается количество учеников, интересующихся предметом и проявляющих к нему повышенный интерес. Показателем роста мотивации к изучению предметов можно считать и тот факт, что увеличивается % учащихся, выбравших экзамен по обществознанию: в 11 «А» - 21 человек из 26 обучающихся в этом классе.

Не менее важная задача - повышение качества знаний по русскому языку, литературе, истории и обществознанию через развитие творческого и научного потенциала учащихся. По сути это работа с одаренными детьми, которая год от года становится более успешной.

Итогом хорошей работы учителей кафедры гуманитарных дисциплин является следующее:

  • Системный подход к анализу и планированию деятельности

  • Хорошие результаты выпускных экзаменов в 9 –х классах

  • Рост процента качества знаний по предметам русский язык и литература, обществознание

  • Активное ежегодное участие детей во Всероссийском конкурсе по языкознанию

« Русский медвежонок-2012»

  • Большой процент участия школьников во внеклассной работе по гуманитарным предметам.


Несмотря на высокий уровень профессионального мастерства педагогов, способствующий достижению положительных результатов в обучении и воспитании школьников, проблемы остаются и требуют решения:

  • недостаточное владение отдельными учителями методикой формирования ключевых компетенций учащихся;

  • несоответствие результатов ЕГЭ с годовыми оценками у выпускников-медалистов

  • 30% домашних заданий не носят творческий или дифференцированный характер;

  • недостаточная обеспеченность кабинетов мультимедийным оборудованием.

Рекомендации:

  • При планировании работы учесть имеющиеся слабые стороны в работе учителей с целью освоения и устранения проблем.

  • Руководителю кафедры использовать в работе информационные карты аттестующихся учителей.

Над методической темой учителями кафедры решено продолжить работу, так как активные формы урочной и внеурочной деятельности - важнейшее условие повышения мотивации учащихся к обучению и совершенствования преподавания русского языка и литературы в современных условиях.

Таким образом, использование активных форм обучения на уроках не только качественно улучшает преподавание русского языка и литературы, истории и обществознания в нашем лицее, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке. Учащиеся иначе подходят к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности, повышается заинтересованность учеников в изучаемом материале.

Внедрение современных активных методов обучения на уроках и во внеурочное время предоставляет возможность для самореализации и самосовершенствования всех участников образовательного процесса, что в целом повышает эффективность обучения.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год icon 6. План-график работы мо на 2013-2014 учебный год. Работа методического...
Цели анализа: выявить степень реализации поставленных перед членами мо задач; наметить план работы мо на новый учебный год
Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год icon Анализ деятельности за 2012-2013 учебный год
«Дом детского творчества» в 2012-2013 учебном году была организована согласно Устава ддт, СанПиН 4 1251-03 и в соответствии с целями...
Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год icon Анализ деятельности моу гимназии №37 на 2012-2013 учебный год

Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год icon Приказ № от 2013 г. План работы на 2013- 2014 учебный год
Анализ работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №60 имени пятого гвардейского...
Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год icon Анализ работы школьной библиотеки моу н-казанищенской сош №2 За 2012-2013 уч год
В течении 2012-2013 уч года школьная библиотека работала по плану, утвержденному дирекцией школы
Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год icon План работы мку «Управление образованием мр «Гумбетовский район»...
В 2012-2013 учебном году деятельность районного Управления образования, образовательных учреждений района была направлена на создание...
Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год icon Годовой план работы гбоу детского сада №752 юао на 2013-2014 учебный год
Анализ выполнения базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» за 2012-2013 учебный год
Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год icon Анализ воспитательной работы за 2012 -2013 учебный год
Воспитательная система в мкоу «сош с. Малакановского» в 2012-2013 учебном году строилась на основе законодательных актов
Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год icon План работы кафедры русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год
Стратегические цели, направления и задачи моу «Средняя общеобразовательная школа №11с уиия»
Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин моу лицея №2 за 2012/ 2013 учебный год icon Анализ работы мо гуманитарного цикла мбоу сош №50 за 2012-2013 учебный год
«Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода»,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции