ФАКУЛЬТАТИВЫ
|
СПЕЦКУРСЫ
|
Спецкурс «Вопросы русского художественного сознания начала XX в.» относится к факультативам цикла специальных дисциплин учебного плана по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 2 курса (4 семестр).
Дисциплина реализуется кафедрой истории русской литературы новейшего времени историко-филологического факультета Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета.
Предметом дисциплины является круг вопросов, связанных с рассмотрением основных типологических черт русского литературного процесса первой четверти 20 века в их становлении, динамике, совокупности. Анализируются формы мышления, стиль жизни, особенности поэтики русских писателей Серебряного века. Одна из принципиальных установок курса связана с рассмотрением перехода литературы от ценностной, гуманитарной, морально-этической системы творческого мышления писателей (Горький) к дегуманизированной (Ф.Сологуб) и к художественной модели мира, носящей внеценностный характер (Розанов). Материал излагается в синхронном аспекте с соответствующими отсылками к истории литературного и шире — художественного процесса.
Цель дисциплины — изучение в конкретно-историческом контексте закономерностей развития русской литературы начала XX века.
Задачи дисциплины:
— изучить важнейшие типологические черты русской литературы начала XX века;
— раскрыть в художественной жизни России Серебряного века общих типологических тенденций;
— научить работать с источниками и научной литературой по данному вопросу, расширить знания студентов по курсу истории русской литературы начала XX века (Серебряный век);
— развить навыки представления результатов научных исследований в области истории русской литературы Серебряного века.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
Знать:
— общие типологические тенденции русской литературы этого периода;
— историю русской литературы Серебряного века в основных именах, произведениях;
— общие типологические тенденции русской литературы этого периода;
— место и значение русского литературного процесса начала XX века в контексте традиций русского художественного сознания.
Уметь:
- работать с широким кругом образцов русской литературы и культуры начала XX века;
- анализировать специфику литературного произведения;
- использовать необходимый объем научной информации по данному вопросу.
Владеть:
— навыками представления результатов научных исследований в области истории русской литературы, культуры.
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (10 часов), семинары (14 часов).
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.
Спецкурс «Русская поэзия советской эпохи» относится к факультативам цикла специальных дисциплин учебного плана по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 2 курса (3 семестр).
Дисциплина реализуется кафедрой истории русской литературы новейшего времени историко-филологического факультета Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета.
Предметом дисциплины является русская поэзия после 1917 года: события литературного процесса, отразившиеся на поэтическом творчестве, имена поэтов и история их творческого развития, поэтика произведений, созданных, либо впервые опубликованных в данный период, история изучения литературы данного периода.
Цель дисциплины. История русской литературы предполагает освоение знаний, выработку умений и навыков, позволяющих компетентно судить о процессах, характерных для отечественной литературы, культуры и искусства, осуществлять индивидуальный выбор, успешно решать актуальные проблемы культурной жизни. В связи с этим основная цель курса состоит в том, чтобы, активизируя интерес студентов к вопросам литературы, истории, теории, текстологии, источниковедения, ориентировать их на самостоятельное осмысление актуальных проблем современной культуры
Задачи дисциплины:
- ознакомить студентов с отличительными особенностями литературного процесса советского периода;
- рассмотреть современную концепцию «потаенной» русской литературы в ХХ в.;
- рассмотреть современную концепцию литературы русского зарубежья в ХХ в.;
- изучить структуру и специфику «потаенной» литературы;
- рассмотреть историю и специфику «возвращенной» литературы;
- рассмотреть развитие творчества писателей, временно или постоянно лишенных возможности печатать свои произведения в СССР;
- проанализировать основные этапы и тенденции изучения истории русской поэзии советского периода.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- современную концепцию литературного процесса ХХ в.;
- периодизацию, основные тенденции, этапы и события, отразившиеся на развитии поэзии;
- основные имена поэтов и их важнейшие произведения;
- основные тенденции в развитии поэтики произведений русской литературы;
- историю изучения поэзии данного периода.
уметь:
- описывать и анализировать литературный процесс ХХ века, с учетом его специфики, и историю его изучения;
- анализировать поэтику произведений и историю литературной эволюции отдельного поэта;
- использовать методы сопоставительного анализа различных тенденций литературного процесса и произведений литературы;
- применять полученные знания при рассмотрении явлений русской литературы и культуры на современном этапе ее развития.
владеть: - методами изучения литературного процесса и анализа поэтических произведений;
- навыками представления результатов научных исследований в области истории литературы.
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (10 часов), семинары (14 часов).
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.
|
СПЕЦСЕМИНАРЫ
|
Дисциплина «Поэзия и литературный быт Серебряного века» относится к спецсеминарам цикла специальных дисциплин учебного плана по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 3 курса (5 и 6 семестры).
Дисциплина реализуется кафедрой истории русской классической литературы историко-филологического факультета Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета.
Предметом дисциплины является с одной стороны, изучение поэтики, стилистики, системы поэтических мотивов, жанровых образований, связанных с важнейшими поэтическими школами эпохи, с другой – источниковедческие разыскания, связанные с различными сферами литературного быта. Большое место в проблематике спецсеминара занимают компаративистские исследования, сопоставления родственных литературных феноменов в русской и западноевропейской культурах.
Цель дисциплины – изучение поэтики литературных школ, а также истории культурной жизни, журналистики, литературных кружков и салонов конца XIX – начала XX вв.
Задачами спецсеминара являются:
- изучение поэтики, стилистики, системы поэтических мотивов, жанров рубежа XIX – XX вв.
- изучение различных форм литературного быта рубежа XIX – XX вв.: кружков, салонов, литературных вечеров, журналистики и т.п.
- выработка у студента навыков самостоятельной научной работы, источниковедческих разысканий в области литературного быта рубежа XIX-XX вв.;
- применение полученных знаний по теории и истории литературы, по теории межкультурной коммуникации и компаративистике, по анализу и интерпретации художественных текстов в собственной научно-исследовательской деятельности;
- выработка навыков участия в научных дискуссиях;
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- научную литературу и состояние источников по избранной проблеме;
- принципы и правила библиографического описания;
- основные библиографические источники и поисковые системы;
уметь:
- проводить под научным руководством локальные исследования в области изучаемой литературной эпохи с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
- готовить научные обзоры, аннотации, рефераты и библиографии по тематике семинара;
- участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, устно, письменно и в форме информационно-сетевого представления собственного исследования.
Владеть:
- базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
- навыками участия в научных дискуссиях, выступления с научными сообщениями и докладами, устного письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.
- базовыми навыками создания различных типов текстов на основе стандартных методик и действующих нормативов;
- базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных текстов.
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: семинары (32 часа).
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в обоих семестрах.
|
|