Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах




Скачать 133.58 Kb.
НазваниеРекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах
Дата публикации28.05.2014
Размер133.58 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Министерство образования и науки Республики Адыгея

Адыгейский республиканский институт повышения квалификации


Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира

в начальных классах

Рекомендации составили: Г.А. Уджуху, старший методист УМК начального образования АРИПК; Р.А. Индрисова, методист УМК адыгейского языка, литературы и адыгского этикета АРИПК

Майкоп, 2008
Адыгейский язык. Адыгейская литература
Согласно Приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея (№496 от 03.07.2007г.) «Об утверждении новой редакции базисных и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих программы общего образования», в национально-региональный компонент учебных планов начального общего образования в образовательных учреждениях республики с русским языком обучения включены учебные предметы: Адыгейский язык, Адыгейская литература (на русском языке), Культура народов Республики Адыгея, начиная со 2-го класса по выбору учащихся. Во 2, 3, 4 классах на изучение выбранного образовательного предмета отводится по 2 часа в каждом классе.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения включены учебные предметы: Адыгейский язык, Адыгейская литература, Адыгэ хабзэ.

На основании рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации во всех образовательных учреждениях следует использовать 10-15% учебного времени на национально-региональный компонент (НРК) при изучении следующих образовательных предметов инвариантной части учебного плана в начальной школе: Окружающий мир (Природоведение), Музыка, Изобразительное искусство, Технология, Физическая культура.

В образовательных учреждениях с русским языком обучения допускается одновременное проведение учебных занятий по Адыгейскому языку и Адыгейской литературе (на русском языке). При этом производится деление классов на две группы, независимо от количества учащихся во 2-4 классах (в городских ОУ при наполняемости 25 человек и более, в сельских-20 человек и более).

Для изучения в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения следующих предметов: Адыгейский язык, Адыгейская литература (на русском языке), Культура народов Республики Адыгея, издана учебная литература:

1.Программа курса «Культура народов Республики Адыгея». XI класс. - Майкоп, 2007.

2.А.Б.Чуяко, С.С. Ситимова, В.Н.Карпова. Программно-методические рекомендации. Адыгейская литература. Для 1-4 классов ОУ с русским языком обучения. - Майкоп,2006.

3.В.Н. Карпова. Уроки литературного чтения. Методические рекомендации. - Майкоп, 2006.

4.А.Б.Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. 1класс. - Майкоп, 2005.

5.А.Б.Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. 2класс. - Майкоп, 2006.

6.А.Б.Чуяко, С.С.Ситимова. Родные просторы. 3класс. - Майкоп, 2006.

7.А.Б.Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. 4класс. - Майкоп, 2006.
1.А.Ю. Каратабан. Изучаю адыгейский язык (Адыгабзэ зэсэ-гъаш1э). 1 класс. - Майкоп, 2002.

2.А.Ю. Каратабан. Изучаю адыгейский язык (Адыгабзэ зэсэ-гъаш1э). 2класс. - Майкоп, 2003.

3.А.Ю. Каратабан. Изучаю адыгейский язык (Адыгабзэ зэсэ-гъаш1э). 3класс. - Майкоп, 2005.

4.А.Ю. Каратабан. Изучаю адыгейский язык (Адыгабзэ зэсэ-гъаш1э). 4класс. - Майкоп, 2005.

5.Тамбиева Дж. М. Читаю на адыгейском. 1 класс. - Майкоп, 2005.

6.А.Б. Чуяко. Букваренок. - Майкоп, 2006.

7.Тамбиева Дж. М. «Читаю на адыгейском» зыфи1орэ тхылъым зэребгъэджэщтхэ ш1ык1эхэр. - Майкоп, 2005 г.
На изучение образовательных предметов национально-регионального компонента Адыгейский язык и Адыгейская литература в 1-4 классах образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения отводится по 2 часа в неделю, а на изучение Адыгэ хабзэ - по 1 часу.

Для изучения этих учебных предметов издана следующая учебная литература:

1.Тамбый Дж. М. Тхыбзэ. А1-рэ класс. - Мыекъуапэ, 2005.

2.Абэтэ Ц.Р., Цуякъо А.Б. Адыгабзэ. Я 2-рэ класс. - Мыекъуапэ, 2006.

3.Хъуак1о М.М., Шъхьэпэцэ М.Х. Реджэнхэу тхылъ.

Я 2-рэ - класс. - Мыекъуапэ, 2002.

4.Хъуак1о М.М., Шъхьэпэцэ М.Х. Адыгабзэм иучебник игъэфедэнк1э методическэ 1эпы1эгъу. Я 2-рэ класс. - Мыекъуапэ, 2002.

5.Нэбэкъо Н.М., Трахъо А.Т., Датхъужъ А.А. Адыгабзэ.

Я 3-рэ класс. - Мыекъуапэ, 2006.

6.Бузэрэ К.И., Ешэкъо М.Б. Реджэнхэу тхылъ. Я 3-рэ класс. - Мыекъуапэ, 2002.

7.НэбэкъоН.М., Трахъо А.Т., Датхъужъ А.А. Адыгабзэм иучебник игъэфедэнк1э методическэ 1эпы1эгъу. Я 3-рэ класс. - Мыекъуапэ, 2006.

8.Тхьэркъохъо Ю.А., Унэрэкъо С.К., Цуук1 Т.Д. Адыгабзэ. Я 4-рэ класс. - Мыекъуапэ, 2005.

9.Хьэц1эц1э С.М. Реджэнхэу тхылъ. Я 4-рэ класс. - Мыекъуапэ, 2006.

10.Тхьэркъохъо Ю.А., Унэрэкъо С.К., Цуук1 Т.Д. Адыгабзэм иучебник игъэфедэным иметодическэ 1эпы1эгъу. Я 4-рэ класс. - Мыекъуапэ, 2006.

11.Савв Р.Х. Адыгэ этикетыр. А 1-4-рэ классхэр. - Мыекъуапэ, 1999.

12.К1ык1 В.Къ. Адыгэ зэхэтык1э хабзэхэр. - Мыекъуапэ, 2002.

13.Къуекъо Н.Ю. Адыгэ хабз (к1элэегъаджэхэм апае учебнэ пособие). А 1-4-рэ классхэр. - Мыекъуапэ, 2007.

14.Унэрэкъо М.Ю. Адыгэ хабз. Я 3-4-рэ классхэр. - Мыекъуапэ, 2007.

15.Унэрэкъо М.Ю., Унэрэкъо Р.Б. Адыгэ хабз. Я 5-рэ класс. - Мыекъуапэ, 2007.

16.Унэрэкъо М.Ю. Адыгэ хабз. Я 7-рэ класс. - Мыекъуапэ, 2007.

Окружающий мир (Природоведение)

(для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения.)
В учебники включены разделы по этике, экономике, целостности мира.

Рекомендации по данному учебному предмету включают в себя тематическое планирование курса «Окружающий мир» (Природоведение), а также рекомендации по реализации национально-регионального компонента в рамках курса.

Настоящие методические рекомендации призваны помочь учителям при планировании курса «Окружающий мир» (Природоведение) более рационально включать региональный краеведческий материал.

Изучение НРК по курсу «Окружающий мир» на ступени начального общего образования должно быть направлено на достижение следующих целей:

-воспитание чувства любви и уважения к своей Родине;

-формирование и воспитание эстетического вкуса через культуру своего народа, национальной среды;

-воспитание бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;

-формирование устойчивого интереса к социально-экономическому положению Республики Адыгея;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Реализация вышеперечисленных целей возможна в результате освоения следующего содержания образования.

В программе курса «Окружающий мир» указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.

При обучении «Окружающему миру» (Природоведению) в ОУ с русским языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения в 1-4 классах на изучение НРК отводится 10-15% времени, т.е. 6-7 уроков в 1-2 классах, 6-7 уроков в 3-4 классах или 10-15 минут на каждом уроке. Учителя самостоятельно распределяют часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.

Изучаются темы, знакомящие с символикой Республики Адыгея, растительным и животным миром Республики Адыгея, с Красной книгой Республики Адыгея и Кубани, с реками Республики Адыгея, с природными памятниками нашего края и т.д.

В программе указано также минимальное количество экскурсий и практических работ, которое может быть увеличено учителем по его усмотрению.

Для включения в предмет «Окружающий мир» национально-регионального компонента предлагается следующая литература:

1.И.В. Бочкарева, Л.Д. Щербашина. Моя Адыгея. Краеведческое пособие. - Майкоп, 1992.

2.М.З. Джигунова. Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея. Учебное пособие. - Майкоп, 2006.

3.М.З. Джигунова. Буклет. Государственные символы Республики Адыгея. Гимн, герб, флаг. - Майкоп, 2006.

4.М.З. Джигунова. Гимн Республики Адыгея (плакат). - Майкоп, 2006.

Рекомендуемое распределение тем и часов

национально - регионального компонента

по классам и разделам программы курса «Окружающий мир» (Природоведение)

1 класс

Всего 66 ч., из них НРК (6-7ч)
1.Наша малая Родина-Адыгея (Введение).

2.Правила адыгского этикета.

3.Растительный мир Адыгеи (Что и кто?).

4.Животный мир Адыгеи (Что и кто?).

5.Государственные символы Адыгеи (флаг, герб, гимн). (Что и кто?).

6.Писатели и поэты Адыгеи.

7.Достопримечательности столицы Республики Адыгея.

2 класс

Всего 68 ч., из них НРК (7-8ч)
1.Моя родная республика Адыгея (Введение).

2.Известные люди Адыгеи (писатели, поэты, композиторы, спортсмены).

3.Природа Адыгеи (Природа).

4.Достопримечательности Адыгеи (Жизнь города и села).

5.Правила адыгского этикета (Общение).

6.Реки Адыгеи (Путешествия).

7.Горы Адыгеи.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

-неживую и живую природу; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности (Адыгеи); правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

-строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

-имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культуру поведения в общественных местах, основные правила поведения адыгского этикета;

-основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

-названия нашей страны и ее столицы, нашей республики и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России и Адыгеи.
Учащиеся должны уметь:

-различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

-различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села, аула), за трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

-использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах, выполнять основные правила адыгского этикета;

-определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

-приводить примеры достопримечательностей родного края (Адыгеи), Москвы, Санкт-Петербурга.
3 класс

Всего 68 ч., из них НРК (7-8 ч)
1.Красная книга Адыгеи. Охрана растительного мира. Охрана животного мира.

2.Кавказский заповедник (Эта удивительная природа).

3.Экономика Адыгеи (Чему учит экономика?).

4.Памятники истории и культуры Адыгеи (дольмены, пещеры, курганы). (Путешествие по городам и странам).

5.Национальный музей. Соборная мечеть Республики Адыгея (экскурсии).

6.Адыгский этикет. Основы здорового образа жизни (воспитание детей в аталычестве).

7.Лучшие спортсмены Адыгеи.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

-человек - часть природы и общества;

-что такое тела и вещества; твердые вещества; жидкости и газы;

-основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

-основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

-взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

-правила гигиены; основы здорового образа жизни;

-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

-потребности людей; товары и услуги;

-роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;

-некоторые города России, Адыгеи, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); территории, граничащие с Адыгеей, страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:

-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

-владеть элементарными приемами чтения карты;

-приводить примеры городов России, Адыгеи, стран - соседей России, Республики Адыгея, стран зарубежной Европы и их столиц.

4 класс

Всего 68 ч., из них НРК (7-8 ч)
1.Природа Адыгеи (Природа России).

2.Республика Адыгея-часть России (Наш край-часть большой страны.

3.Адыги - древний народ.

4. Культура, верования, быт и нравы адыгов.

5.Адыгский этикет.

6.Исторический путь адыгов. (Страницы истории Отечества).

7.Современная Адыгея. (Современная Россия).

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

-Земля - планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

-что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

-некоторые современные экологические проблемы;

-природные зоны России;

-особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

-исторические эпохи: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

-важнейшие события великих людей отечественной истории;

-государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема,

-основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

-проводить наблюдения природных тел и явлений;

-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины отрицательных изменений в природе, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

-приводить примеры животных Красной книги России, Адыгеи и Международной Красной книги;

-соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

-приводить примеры народов России;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карт.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах iconУроках чтения и окружающего мира. Цели и задачи
Это занятие дополняет знания учащихся полученных на уроках чтения и окружающего мира

Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах iconМастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка...
Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших...

Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах icon«Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка»
Конституции рф, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать...

Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах iconПриобщение к прекрасному и развитие русской речи посредством художественных...
Чернышевский называл искусство учебником жизни. Эстетическое воспитание детей, путем изучения произведений известных художников,...

Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах iconТема проекта
Использование икт на уроках окружающего мира в начальной школе по программе «Школа России»

Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах iconМуниципальное казенное образовательное учреждение
«Воспитатель детских дошкольных учреждений с правом преподавания русского языка в начальных классах», высшее в 2004 году окончила...

Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах iconРабочая программа по мансийскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями
Учебный предмет» Родной язык «входит в число предметов национально регионального компонента базисного учебного плана

Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах iconРабочая программа по мансийскому языку для 7 класса составлена в соответствии с требованиями
Учебный предмет» Родной язык «входит в число предметов национально регионального компонента базисного учебного плана

Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах iconЛ. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа»
Есть ли почва для формализма в реализации регионального компонента по литературе? Думается, да. Не стоит, наверное, называть субъективные...

Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках адыгейского языка, литературы и окружающего мира в начальных классах iconЛогические опорные конспекты на уроках географии
Отечеству. Ученик должен осознать себя как частицу окружающего мира; помочь ему в этом, направить его должен учитель

Литература


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции