Скачать 94.92 Kb.
|
I Аладашская средняя общеобразовательная школа Провел: Алиев В.А. » ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА Домашняя работа по русскому языку В наше время важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учениками, что в психолого-педагогическом плане связано с переходом от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и ■> индивидуализированным программам обучения. Целью такого обучения является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление индивидуально^ субъективного) опыта ребенка, помощь личности в самопознании, самоопределениии, самореализации. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий; необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения; характер предъявления учебного материала должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика. Особое значение при организации учебного процесса в системе развивающего обучения, предполагающего "...формирование субъекта учения, т.е. ученика, желающего и умеющего учиться.В.В.Давыдов), имеет домашняя работа. Домашнее задание как структурный элемент учебного процесса, целенаправленно используемое в его типологическом многообразии, заключает в себе широкие возможности для активизации аналитической деятельности учащихся, развития их познавательной самостоятельности и является пока еще не использованным в полной мере резервом повышения эффективности изучения предмета в школе. Сказанное выше и послужило причиной моего обращения к проблеме домашних заданий по русскому языку. Далее я предлагаю описание некоторых видов домашних заданий. ПРИЛОЖЕНИЕ( из опыта работы).
Покажу это на конкретном примере. После изучения на уроке § 19 "Основные виды обстоятельств" (8 класс) даю задание: подготовить дома карточку с примерами к этому параграфу. Слабо успевающие ученики поступают так: читают примеры в учебнике и составляют собственные по аналогии, по данной модели, исходя из собственного опыта. Например: Основные виды обстоятельств. Обстоятельства образа действия. Утром петух кукарекал громко. (Ср. учебник: Звонко кукушка вдали куковала.) Обстоятельства места. Мы заехали в канаву. (Ср.: Мы въехали в кусты.) Учащиеся среднего и высокого уровня развития придумывают примеры сами или выписывают их из художественных, научно-популярных и других текстов. Например:
2. Кораблев серьезно посмотрел на меня, (образ действия)
Такой вид домашнего задания, проводимый в системе, способствует росту самостоятельности, ответственности, чувства долга, повышению уровня знаний по предмету. Если первое подобное домашнее задание выполнялось не всеми, некоторые ребята забывали карточки дома, другие отсутствие такого домашнего задания объясняли непониманием того, как его выполнять, то после 3-4 раза в классе возникает даже своего рода соревнование: кто нашел больше примеров, кто сдал первым карточку (даже если задано к следующему уроку), у кого примеры интереснее и т.д. Способы проверки такого домашнего задания тоже различны: проверяет и учитель, и сам ученик (самопроверка), и другие ребята (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя. Так в течение изучения курса русского языка за учебный год накапливается дидактический материал, который используется и самим учащимся при подготовке к зачету, диктанту, экзамену, и в работе парами, группами.
Вот пример. К обобщающему уроку по теме "Двусоставные предложения" задаю (на выбор): составить кроссворд по теме, составить тест, составить текст с грамматическим заданием, выполнить упражнение из учебника Большинство учащихся выбирает кроссворд (отдельно на листочке пишут ответы). Несколько человек приготовили тесты и тексты, 3 человека (слабых по предмету) выполнили упражнение из учебника. В зависимости от уровня развития учащихся тесты и кроссворды получаются разными по объему, уровню сложности, да и по оформлению (сказываются индивидуальные склонности, вкусы и т.д.) ПРИМЕР. ТЕСТ №1. (Автор-Голубева Маша) Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения: определение, дополнение, обстоятельство. В каком случае при приложении ставится дефис: Царь (пушка), газета (Вести), река (Амур). Какое из обстоятельств имеет значение уступки: Кругом пели птицы. Ярко светило солнце. Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась. Составное именное сказуемое состоит из: глагола, глагола-связки и именной части, вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола. Каким членом предложения является неопределенная форма глагола в предложении: Девочку попросили нарисовать картину. обстоятельством, определением, дополнением. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительным: приложение, обстоятельство, определение. ОТВЕТЫ: 1б.2а.3в.4б.5в.6в. Такой вид домашнего задания полезен, т.к. заставляет учащихся еще раз обратиться к теории, проявить самостоятельность при выполнении задания, фантазию и смекалку, почувствовать ответственность.
причастных оборотов и т.д. Слабые учащиеся получают в качестве помощи примеры слов и словосочетаний, которые можно включить в текст. Вот фрагмент текста "Зимушка-зима". Снег, летевший с неба, падал на крыши домов, на деревья, на дороги. Деревья, качавшиеся от ветра, издавали жалобные звуки. Но вернувшимся из школы ребятам непогода не страшна. Из мокрого снега неунывающие озорники лепят крепость. К вечеру крепость выстроена, и мамам, пришедшим с работы, никак не загнать домой расшалившихся детей. (Синер Наташа) Такие задания направлены на развитие связной речи, умения, следуя за сюжетом, не забыть о втором задании, на развитие памяти, внимания. Тексты могут быть использованы на уроке закрепления в качестве диктантов, взаимодиктантов.
ПРИМЕР 1. "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о,-е". (Не)лепо, (не)аккуратно, (не)вежливо, (не)трудно, а легко; (не)ласково, а грубо; совсем (не) интересно; сделать (не)брежно; живу (не)далеко; изменился (не)уловимо; поступил вовсе (не)хорошо. ПРИМЕР 2. "Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных". Сброшенная тяжесть, выкрашенные столы, вещь спрятана, усыпанный листьями сад, расстрелянные патроны, рисунки нарисованы, посеянный овес, обиженный ребенок, штопаные носки, некошеная трава, груженая баржа, сеяная мука, встревоженный известием, здание построено, раненый боец, рассеянные лучи.
эти стилевые особенности были использованы агитаторами в большей или меньшей степени в зависимости от характера, темперамента, заинтересованности в происходящем, уровня словарного запаса и т.д. Эффект получился и воспитательный, и образовательный. Вот ПРИМЕРЫ таких текстов-листовок. "Уважаемые учителя и ученики! Я, Смирнова Елена, призываю вас проголосовать за Чекмана' Станислава. Он человек, который заслуживает этот пост. Он может создать город, в котором будут порядок, уют и, самое главное, люди, которые помогут ему в этом, поддержат в трудную минуту. Станислав - честный, умный, порядочный человек! Я еще раз призываю вас отдать свои голоса за Чекмана Станислава. Всего вам доброго!" "Дорогие школьники! Я, Кулебякина Анна Сергеевна, призываю голосовать за претендента на должность президента школы Чекмана Станислава! С ним я знакома лично и могу смело утверждать, что это очень ответственный и серьезный человек. Мне нравится программа, которую представил Станислав Павлович. В ней доступно и грамотно изложены пути достижения наилучших результатов во всех сферах нашей школьной жизни. Да и сам Станислав Павлович кажется мне умелым, тактичным руководителем, способным найти общий язык со всеми жителями нашего государства. Я буду голосовать за Чекмана Станислава и призываю вас сделать то же самое!" "Уважаемые школьники! Я, Смирнов Антон Сергеевич, призываю вас голосовать за Гондюхина Сергея. Он умный ученик, хороший человек, спортсмен, всегда думает, что его .просят - все делает. Этот человек достоин быть в кресле президента. Сделайте правильный выбор. А то пожалеете." Такое задание учит отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, убеждать других в своей правоте. Лучшие тексты прозвучали по школьному радио, были вывешены на стенде.
Кроме названных, использую такие виды домашних заданий, как сочинения-миниатюры разных жанров, требующие обращения к личному опыту ученика; подготовка таблиц, схем, опорных конспектов обобщающего характера; разработка наглядных пособий; работы с различными словарями, сборниками пословиц и поговорок, что имеет большое развивающее и воспитательное значение. Надеюсь, что предложенный мною опыт работы найдет отклик у коллег, они поделятся своими находками и идеями по данной теме. |
План работы гимназии №35 на март 2011 2012 учебного года Работа библиотеки. Совместная работа учителя-словесника и библиотекаря в процессе руководства внеклассным чтением |
Доклад учителя экономики Левадней С. В Проектная деятельность – первые шаги исследователя. Основа проектной деятельности – направленность на результат |
||
Доклад седьмой. Внутриприродное взаимодействие 214 Восьмой доклад. Сущность кормления 235 Пятый доклад. Наблюдение макрокосмического, как задача духовной науки: земной и растительный рост 141 |
«Конкурс знатоков русского языка» Прочитала свой доклад с разъяснениями, доклад был очень содержательный и расширенный |
||
Доклад директора мкоу «Куппинская сош» Предлагаем вашему вниманию информационный доклад, в котором представлены результаты деятельности школы за первую полугодию2012-2013... |
Доклад учителя истории Ахбердилова А. А. на праздновании юбилея школы Тидибская школа за 80 лет, какие трудности ей пришлось преодолеть, чтобы карабкаться на ту высоту, на которой она находится сейчас?... |
||
Доклад директора мкоу «Куппинская сош» Предлагаем вашему вниманию информационный доклад, в котором представлены результаты деятельности школы за 2012- 2013учебный год и... |
Р. В. Овчарова психологическая фасилитация работы школьного учителя Учебное пособие предназначено для студентов специальности 030301 психология и ориентировано на практические аспекты их будущей профессиональной... |
||
Доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения... Охватывает административные кабинеты, кабинеты информационных технологий, кабинеты учебных дисциплин, библиотеку, и другие |
Регламент: Пленарный доклад 20 мин. Секционный доклад 15 мин. Программа... Булыгина Елена Юрьевна – кандидат филологических наук, директор Института филологии, массовой информации и психологии нгпу |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |