Пояснительная записка. Статус документа




Скачать 258.19 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Статус документа
Дата публикации11.05.2014
Размер258.19 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка


Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией профессора .М.В.Черкезовой.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; норма о ценок по предмету; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

          Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.

          Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.

Программа 6 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

 
Календарно-тематическое планирование



Изучаемый раздел, тема учебного материала

Количество часов

Домашнее задание

Календарные сроки

Фактические

сроки


I четверть



1

Введение. Литература как художественное отражение жизни


1

Стр.3-5 прочитать

4.09

4.09

2

Книга в моей жизни. О роли книги. Подготовка к сочинению

1

Готовиться к сочинению

5.09

5.09

3

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный..»

1

Выразительное чтение

7.09

7.09

4

Р./р. Сочинение «Книга, которая мне нравится»

1

Завершить

11.09

11.09

5

Анализ сочинений. Мифы

1

Стр.7, читать

12.09

12.09

6

Что такое мифы. Древнегреческие мифы. Путешествия по следам Геракла

1

Стр.12, ответить на вопросы письмено

14.09

14.0917.09

7

Похищение Персифоны Аидом. Из Жизни Геракла. Геракл очищает Аргиевы конюшни

1

Геракл очищает Аргиевы конюшни

18.09

18.09

8

Мифы древних славян. Миф о Солнце. Миф о сотворении мира.

1

Стр.21, письменно ответить на вопросы

19.09

19.09

9

Мифы народов мира, родной мифологии

1

Читать по учебнику

21.09

21.09

10

Р./р. Что узнали, прочитав мифы?

1

Прочитать мифы из родной литературы

25.09

25.09

11

Фольклор. Былины. Илья Муромец и Соловей разбойник.

1

Стр. 33, читать

26.09

26.09

12

Илья Муромец и Соловей разбойник-воплощение нравственных критериев народа.

1

Стр.27-31, пересказ;стр.31, ответить на вопросы

28.09

28.09

13

Вн/чт Аксаковские дни в Уфе. С.Т.Аксаков – наш земляк Детские годы Багрова-внука..

1

Чит. Отрывки из «Детские года Багрова-внука»

1.10

1.10

14

Героический эпос народов России «Потомки АйыыТайона»

1

Стр. 34-37, готовиться к пересказу

2.10.

2.10.

15

Героический эпос народов России «Гэсэр», «Калевала»

1

Стр. 38-50, выразительное чтение, пересказ

5.10

5.10

16

Поэты о Башкортостане. Ко дню республики. Стихи А.Филлипова, М.Чванова, М.Карима, Р.Бикбая и др.

1

Стихи о республике.

8.10

8.10

17

Бурятский героический эпос «Как рожден был Сослан и как его закалили»

1

Своеобразие русских народных песен

9.10

9.10

18

Русские народные песни.

Обобщение уроков по УНТ.


1

Стр 51-55. Выразительное чтение песен.


12.10

12.10

19

И.А.Крылов «Листы и корни», «Лжец».

1

Учить наизусть отрывок

15.10

1.2.10.

20

И.А.Крылов. О морали басен.

Басни в башкирской литературе М.Гафури., Дж.Киекбаев . , Г.Тукай.

1

Читать басни.


16.10

19.10

21

М.Карим – народный поэт Башкортостана «Птиц выпускаю» Чтение стихов поэта.


1

Выучить одно стихотворение.

19.10

19.10

22

Вн/чт Басни Крылова Волк на псарне. .Волк и Ягненок и др..

1

Готовиться к сочинению .

22.10

22.10

23

Р./р. Как я понимаю мораль басни «…»

1

закончить

23.10

26.10.

24

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Сказки А.С.Пушкина.Стихотворение «Няне».

1

Готовиться к пересказу биографии А.С. Пушкина, стр. 73-75

26.10

26.10

25

Подготовка к анализу стихотворений.

О тропах и фигурах.

1

Выучить определения.

29.10

29.10


II четверть

1

Р.р.О книге, прочитанной на каникулах.

1

Завершить.

9.10

9.10

2

А.С.Пушкин «Зимнее утро».Мотивы единства красоты природы.


1

Стр. 75, ответить на вопросы; выучить наизусть

9.10

9.10

3

А.С.Пушкин « Москва… как много в этом звуке…»

1

Стр. 79, ответить на вопросы

12.10

12.10

4

А.С.Пушкин « Дубровский»

1

Читать I главу; ответить на вопросы

16.10

16.10

5

А.С.Пушкин « Дубровский». Глава VI

1

Стр.96, ответить на вопросы

16.1016.10

16.10

6

А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 7.Критическое изображение барства

1

Читать, готовиться к пересказу

19.10

19.10

7

А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 8.Осуждение произвола и деспотизма

1

Стр. 102, ответить на вопросы

23.10

23.10

8

А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 12.

1

Готовиться к пересказу

23.10

23.10

9

А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 18.

1

Готовиться к пересказу

26.10

26.10

10

А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 19. Подготовка к сочинению.

1

Составить план для пересказа отрывка из текста

30.10

30.10

11

Сочинение «Мое отношение к героям повести»

1

Закончить сочинение

30.10

30.10

12

Вн./чт. А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1

Пересказ и анализ текста.

3.12

3.12

13

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».

1

Стр.112-113, выучить наизусть отрывок.

7.12

7.12

14

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Работа над текстом

1

Стр.118, ответить на вопросы; пересказ отрывка

7.12

7.12

15

М.Ю. Лермонтов «Листок», « Тучи», « Утес» – тоска поэта-изгнанника; тема красоты, гармонии человека с миром.

1

Анализ стихотворений; выучить наизусть

10.12

10.12

16

Н.В.Гоголь. «Вечера близ хутора Диканьки». - обзор

1

Стр. 122- 124, читать

14.12

14.12

17

«Майская ночь, или Утопленница». Глава 1 «Ганна». Глава 2 «Голова»

1

Пересказ, стр. 132, 135, ответить на вопросы

14.12

14.12

18

«Майская ночь, или Утопленница». Глава 3 «Неожиданный соперник. Заговор» ». Глава 4 «парубки гуляют»

1

Пересказ, ответить на вопросы

17.12

17.12

19

«Майская ночь, или Утопленница». Глава  5 «Утопленница» ». Глава 6 «Пробуждение»

1

Стр. 160-162, ответить на вопросы; пересказ

21.12

21.12

20

Р./р.Сочинение «Мой любимый герой повести»


1

Закончить сочинение

21.12

21.12

21

И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Певцы».


1

Стр. 164- 165, читать

24.12

24.12

22

И.С.Тургенев «Певцы».

Русские народные песни и песни родного края


1

выписать художественные средства; принести записи песен родного края

28.12

28.12

23

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. «Два богача». Морское плавание», «Воробей», «Русский язык»





Выучить наизусть

28.12

28.12


III четверть

1

Р./ р. Книги, прочитанные на каникулах.

1

Закончить сочинение о книгах.

14.01

14.01

2

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. « На Волге».

1

Стр. 181, читать

18.01

18.01

3

.

Н.А.Некрасов «На Волге», роль пейзажа в стихотворении. Работа над текстом. Работа по картине «Бурлаки на Волге».


1

стр. 186, ответить на вопросы; выучить наизусть

18.01

18.01

4

М. Е. Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе. «Премудрый пескарь»

1

Стр. 187-188, читать

21.01

21.01

5

М. Е. Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


1

Выписать гиперболы, сказочные элементы; пересказ

25.01

25.01

6

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Русская природа в стихотворениях Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»


1

Стр.202,читать.

25.01

25.01

7

А.А.Фет. Рассказ о поэте. «Летний вечер тих и ясен», «Уснуло озеро»

1

Работа по картине И.И. Левитана « Летний вечер»

28.01

28.01

8

Р./р. Работа по картине К.В.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

1

Закончить сочинение.

1.02

1.02

9

И.С.Никитин «Встреча зимы», «Лес»

1

Сравнительный анализ

1.02

1.02

10

А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», « И у меня был край родной»

1

Выразительное чтение.

3.02

3.02

11

Родная природа в произведениях русских поэтов, художников и музыкантов XIX века.

1

Выразительное чтение.

8.02

8.02

12

Р./р. Литературоведческий анализ одного стихотворения о природе. (Ф.Тютчева, А.Фета и др., по выбору ученика)

1

Закончить анализ

8.02

8.02

13

Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. Автобиографическая повесть «Детство».

1

Стр. 216-217, читать

11.02

11.02

14

Л.Н.Толстой «Детство». Становление Н. Иртеньева.

1

Пересказ

15.02

15.02

15

«Детство» работа над текстом, анализ одного эпизода.




Работать над текстом.

15.02

15.02

16

Р./р. Сочинение-миниатюра «Лучшие воспоминания моего детства»

1

Закончить

18.02

18.02

17

А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Толстый и тонкий»,«Смерть чиновника».

1

Стр. 228-230, читать, О юморе; стр. 233- 235 , ответить на вопросы

22.02

22.02

18

Вн./чт. Рассказы Чехова. Сатирические произведения в башкирской литературе .

М. Гафури , С. Агиш.

1

Чтение рассказов

22.02

22.02

19

Русская литература ХХ века  А.И.Куприн. Рассказ о писателе.

«Бонза».

1

Стр. 239, читать

25.02

25.02

20

А.И.Куприн «Бонза». Р./р. «Мое отношение к рассказу»

1

Стр. 252-253, ответить на вопросы; пересказ

1.03

1.03

21

 И.А.Бунин. Рассказ о писателе. «Танька».


1

Стр. 253-254, читать

1.03

1.03

22

И.А.Бунин «Танька».

1

Пересказ одного эпизода по плану

4.03

4.03

23

Р./р. Картины тяжелого детства в произведениях русской литературы

«Дети подземелья» В. Короленко, «Петька на даче» Л.Андреева

1

Стр. 267, ответить на вопросы

11.03

11.03

24

С.А.Есенин. Рассказ о поэте. «Пороша».

1

Стр. 268, читать

15.03

15.03

25

С.А.Есенин «Поет зима - аукает», «Нивы сжаты, рощи голы».

1

Выучить

15.03

15.03

26

С.А.Есенин «Черемуха», «С добрым утром!»

1

Выучить; выписать метафоры

18.03

18.03


IV четверть


1

М.М.Зощенко «История болезни». Автор и его герои.

1

Стр. 275, читать

1.04

1.04

2

Сатира, роль просторечия и особенности языка в рассказах М.М.Зощенко. Рассказ «Корова».

1

Чтение рассказов

5.04

5.04

3

М.М.Зощенко «Приключения обезьяны»

1

Пересказ

5.04

5.04

4

Р./р. Отзыв на рассказ М.Зощенко «Корова».

1

Закончить

8.04

8.04

5

А. П. Платонов. Страницы жизни писателя. «Цветок на земле»

1

Стр. 283-284, читать

12.04

12.04

6

Вн./чт. А. П. Платонов «Юшка". Анализ текста.  

1

Письменные ответы на вопросы.

15.04

15.04

7

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Главы1-4, 7 Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. 

1

Стр. 296, ответить на вопросы

19.04

19.04

8

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Значение истории Правил для понимания идеи повести. «Правда Антипыча». Глава 8-9

1

Стр.302, ответить на вопросы; пересказ

19.04

19.04

9

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Главы10 -12. Смысл названия произведения.

1

пересказ

22.04

22.04

10

К.Г.Паустовский. Рассказ о писателе. «Избушка в лесу»

1

Стр. 326-328, ответить на вопросы

26.04

26.04

11

Р.р. Сочинение « Природа моего края»

1

закончить

26.04

26.04

12

Н.А.Рубцов. Слово о поэте. «Деревенские ночи».

1

Стр. 330, читать; учить наизусть стихотворение

29.04

29.04

13

Н. А.Рубцов. Январское. Тихая Родина Рубцова. «Звезда полей».

1

Стр. 235-236. Ответить на вопросы


3.05

3.05

14

Ф. Абрамов. «Бревенчатые мавзолеи».

1

Пересказ эпизода

3.05

3.056

15

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов и писателей.

1

Принести стихи

6.05

6.05

16

Подготовка к сочинению о дне Победы

1

Готовиться к сочинению.

10.05

10.05

17

Р/р. «Никто не забыт ничто не забыто».

1

Завершить сочинение.

10.05

10.05

18

В.Астафьев. «Гирманча находит друзей».

1

Читать, пересказ

13.05

13.05

19

«Гирманча находит друзей» Экстремальные ситуации в жизни человека.

1

Письменные ответы на вопросы.

17.05

17.05

20

Зарубежная литература. Г.Мопассан «Папа Симона»

1

Кратко сформулировать основную мысль новеллы

17.05

17.05

21

Дж. Лондон «Любовь к жизни». Победа нравственного начала в человеке в минуты смертельной опасности.

1

Рассказ о главном герое

20.05

20.05

22

Дж. Лондон. Любовь к жизни .Анализ эпизода кульминации. Афоризмы в рассказе.

1

Читать, ответить на вопросы

24.05

24.05

23

Р/р «Друг в жизни человека».


1

Завершить.

24.05

24.05

24

Список литературы на лето. Итоги года.

1

Повторить.

27.05

27.05



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по физике...
...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции