Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией профессора .М.В.Черкезовой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; норма о ценок по предмету; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.
Программа 6 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование
№
|
Изучаемый раздел, тема учебного материала
|
Количество часов
|
Домашнее задание
|
Календарные сроки
|
Фактические
сроки
|
I четверть
1
|
Введение. Литература как художественное отражение жизни
|
1
|
Стр.3-5 прочитать
|
4.09
|
4.09
|
2
|
Книга в моей жизни. О роли книги. Подготовка к сочинению
|
1
|
Готовиться к сочинению
|
5.09
|
5.09
|
3
|
«Я памятник воздвиг себе нерукотворный..»
|
1
|
Выразительное чтение
|
7.09
|
7.09
|
4
|
Р./р. Сочинение «Книга, которая мне нравится»
|
1
|
Завершить
|
11.09
|
11.09
|
5
|
Анализ сочинений. Мифы
|
1
|
Стр.7, читать
|
12.09
|
12.09
|
6
|
Что такое мифы. Древнегреческие мифы. Путешествия по следам Геракла
|
1
|
Стр.12, ответить на вопросы письмено
|
14.09
|
14.0917.09
|
7
|
Похищение Персифоны Аидом. Из Жизни Геракла. Геракл очищает Аргиевы конюшни
|
1
|
Геракл очищает Аргиевы конюшни
|
18.09
|
18.09
|
8
|
Мифы древних славян. Миф о Солнце. Миф о сотворении мира.
|
1
|
Стр.21, письменно ответить на вопросы
|
19.09
|
19.09
|
9
|
Мифы народов мира, родной мифологии
|
1
|
Читать по учебнику
|
21.09
|
21.09
|
10
|
Р./р. Что узнали, прочитав мифы?
|
1
|
Прочитать мифы из родной литературы
|
25.09
|
25.09
|
11
|
Фольклор. Былины. Илья Муромец и Соловей разбойник.
|
1
|
Стр. 33, читать
|
26.09
|
26.09
|
12
|
Илья Муромец и Соловей разбойник-воплощение нравственных критериев народа.
|
1
|
Стр.27-31, пересказ;стр.31, ответить на вопросы
|
28.09
|
28.09
|
13
|
Вн/чт Аксаковские дни в Уфе. С.Т.Аксаков – наш земляк Детские годы Багрова-внука..
|
1
|
Чит. Отрывки из «Детские года Багрова-внука»
|
1.10
|
1.10
|
14
|
Героический эпос народов России «Потомки АйыыТайона»
|
1
|
Стр. 34-37, готовиться к пересказу
|
2.10.
|
2.10.
|
15
|
Героический эпос народов России «Гэсэр», «Калевала»
|
1
|
Стр. 38-50, выразительное чтение, пересказ
|
5.10
|
5.10
|
16
|
Поэты о Башкортостане. Ко дню республики. Стихи А.Филлипова, М.Чванова, М.Карима, Р.Бикбая и др.
|
1
|
Стихи о республике.
|
8.10
|
8.10
|
17
|
Бурятский героический эпос «Как рожден был Сослан и как его закалили»
|
1
|
Своеобразие русских народных песен
|
9.10
|
9.10
|
18
|
Русские народные песни.
Обобщение уроков по УНТ.
|
1
|
Стр 51-55. Выразительное чтение песен.
|
12.10
|
12.10
|
19
|
И.А.Крылов «Листы и корни», «Лжец».
|
1
|
Учить наизусть отрывок
|
15.10
|
1.2.10.
|
20
|
И.А.Крылов. О морали басен.
Басни в башкирской литературе М.Гафури., Дж.Киекбаев . , Г.Тукай.
|
1
|
Читать басни.
|
16.10
|
19.10
|
21
|
М.Карим – народный поэт Башкортостана «Птиц выпускаю» Чтение стихов поэта.
|
1
|
Выучить одно стихотворение.
|
19.10
|
19.10
|
22
|
Вн/чт Басни Крылова Волк на псарне. .Волк и Ягненок и др..
|
1
|
Готовиться к сочинению .
|
22.10
|
22.10
|
23
|
Р./р. Как я понимаю мораль басни «…»
|
1
|
закончить
|
23.10
|
26.10.
|
24
|
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Сказки А.С.Пушкина.Стихотворение «Няне».
|
1
|
Готовиться к пересказу биографии А.С. Пушкина, стр. 73-75
|
26.10
|
26.10
|
25
|
Подготовка к анализу стихотворений.
О тропах и фигурах.
|
1
|
Выучить определения.
|
29.10
|
29.10
|
II четверть
1
|
Р.р.О книге, прочитанной на каникулах.
|
1
|
Завершить.
|
9.10
|
9.10
|
2
|
А.С.Пушкин «Зимнее утро».Мотивы единства красоты природы.
|
1
|
Стр. 75, ответить на вопросы; выучить наизусть
|
9.10
|
9.10
|
3
|
А.С.Пушкин « Москва… как много в этом звуке…»
|
1
|
Стр. 79, ответить на вопросы
|
12.10
|
12.10
|
4
|
А.С.Пушкин « Дубровский»
|
1
|
Читать I главу; ответить на вопросы
|
16.10
|
16.10
|
5
|
А.С.Пушкин « Дубровский». Глава VI
|
1
|
Стр.96, ответить на вопросы
|
16.1016.10
|
16.10
|
6
|
А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 7.Критическое изображение барства
|
1
|
Читать, готовиться к пересказу
|
19.10
|
19.10
|
7
|
А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 8.Осуждение произвола и деспотизма
|
1
|
Стр. 102, ответить на вопросы
|
23.10
|
23.10
|
8
|
А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 12.
|
1
|
Готовиться к пересказу
|
23.10
|
23.10
|
9
|
А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 18.
|
1
|
Готовиться к пересказу
|
26.10
|
26.10
|
10
|
А.С.Пушкин «Дубровский» Глава 19. Подготовка к сочинению.
|
1
|
Составить план для пересказа отрывка из текста
|
30.10
|
30.10
|
11
|
Сочинение «Мое отношение к героям повести»
|
1
|
Закончить сочинение
|
30.10
|
30.10
|
12
|
Вн./чт. А.С.Пушкин «Повести Белкина»
|
1
|
Пересказ и анализ текста.
|
3.12
|
3.12
|
13
|
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».
|
1
|
Стр.112-113, выучить наизусть отрывок.
|
7.12
|
7.12
|
14
|
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Работа над текстом
|
1
|
Стр.118, ответить на вопросы; пересказ отрывка
|
7.12
|
7.12
|
15
|
М.Ю. Лермонтов «Листок», « Тучи», « Утес» – тоска поэта-изгнанника; тема красоты, гармонии человека с миром.
|
1
|
Анализ стихотворений; выучить наизусть
|
10.12
|
10.12
|
16
|
Н.В.Гоголь. «Вечера близ хутора Диканьки». - обзор
|
1
|
Стр. 122- 124, читать
|
14.12
|
14.12
|
17
|
«Майская ночь, или Утопленница». Глава 1 «Ганна». Глава 2 «Голова»
|
1
|
Пересказ, стр. 132, 135, ответить на вопросы
|
14.12
|
14.12
|
18
|
«Майская ночь, или Утопленница». Глава 3 «Неожиданный соперник. Заговор» ». Глава 4 «парубки гуляют»
|
1
|
Пересказ, ответить на вопросы
|
17.12
|
17.12
|
19
|
«Майская ночь, или Утопленница». Глава 5 «Утопленница» ». Глава 6 «Пробуждение»
|
1
|
Стр. 160-162, ответить на вопросы; пересказ
|
21.12
|
21.12
|
20
|
Р./р.Сочинение «Мой любимый герой повести»
|
1
|
Закончить сочинение
|
21.12
|
21.12
|
21
|
И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Певцы».
|
1
|
Стр. 164- 165, читать
|
24.12
|
24.12
|
22
|
И.С.Тургенев «Певцы».
Русские народные песни и песни родного края
|
1
|
выписать художественные средства; принести записи песен родного края
|
28.12
|
28.12
|
23
|
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. «Два богача». Морское плавание», «Воробей», «Русский язык»
|
|
Выучить наизусть
|
28.12
|
28.12
|
III четверть
1
|
Р./ р. Книги, прочитанные на каникулах.
|
1
|
Закончить сочинение о книгах.
|
14.01
|
14.01
|
2
|
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. « На Волге».
|
1
|
Стр. 181, читать
|
18.01
|
18.01
|
3
|
.
Н.А.Некрасов «На Волге», роль пейзажа в стихотворении. Работа над текстом. Работа по картине «Бурлаки на Волге».
|
1
|
стр. 186, ответить на вопросы; выучить наизусть
|
18.01
|
18.01
|
4
|
М. Е. Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе. «Премудрый пескарь»
|
1
|
Стр. 187-188, читать
|
21.01
|
21.01
|
5
|
М. Е. Салтыков-Щедрин.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
|
1
|
Выписать гиперболы, сказочные элементы; пересказ
|
25.01
|
25.01
|
6
|
Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Русская природа в стихотворениях Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»
|
1
|
Стр.202,читать.
|
25.01
|
25.01
|
7
|
А.А.Фет. Рассказ о поэте. «Летний вечер тих и ясен», «Уснуло озеро»
|
1
|
Работа по картине И.И. Левитана « Летний вечер»
|
28.01
|
28.01
|
8
|
Р./р. Работа по картине К.В.Маковского «Дети, бегущие от грозы»
|
1
|
Закончить сочинение.
|
1.02
|
1.02
|
9
|
И.С.Никитин «Встреча зимы», «Лес»
|
1
|
Сравнительный анализ
|
1.02
|
1.02
|
10
|
А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», « И у меня был край родной»
|
1
|
Выразительное чтение.
|
3.02
|
3.02
|
11
|
Родная природа в произведениях русских поэтов, художников и музыкантов XIX века.
|
1
|
Выразительное чтение.
|
8.02
|
8.02
|
12
|
Р./р. Литературоведческий анализ одного стихотворения о природе. (Ф.Тютчева, А.Фета и др., по выбору ученика)
|
1
|
Закончить анализ
|
8.02
|
8.02
|
13
|
Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. Автобиографическая повесть «Детство».
|
1
|
Стр. 216-217, читать
|
11.02
|
11.02
|
14
|
Л.Н.Толстой «Детство». Становление Н. Иртеньева.
|
1
|
Пересказ
|
15.02
|
15.02
|
15
|
«Детство» работа над текстом, анализ одного эпизода.
|
|
Работать над текстом.
|
15.02
|
15.02
|
16
|
Р./р. Сочинение-миниатюра «Лучшие воспоминания моего детства»
|
1
|
Закончить
|
18.02
|
18.02
|
17
|
А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Толстый и тонкий»,«Смерть чиновника».
|
1
|
Стр. 228-230, читать, О юморе; стр. 233- 235 , ответить на вопросы
|
22.02
|
22.02
|
18
|
Вн./чт. Рассказы Чехова. Сатирические произведения в башкирской литературе .
М. Гафури , С. Агиш.
|
1
|
Чтение рассказов
|
22.02
|
22.02
|
19
|
Русская литература ХХ века А.И.Куприн. Рассказ о писателе.
«Бонза».
|
1
|
Стр. 239, читать
|
25.02
|
25.02
|
20
|
А.И.Куприн «Бонза». Р./р. «Мое отношение к рассказу»
|
1
|
Стр. 252-253, ответить на вопросы; пересказ
|
1.03
|
1.03
|
21
|
И.А.Бунин. Рассказ о писателе. «Танька».
|
1
|
Стр. 253-254, читать
|
1.03
|
1.03
|
22
|
И.А.Бунин «Танька».
|
1
|
Пересказ одного эпизода по плану
|
4.03
|
4.03
|
23
|
Р./р. Картины тяжелого детства в произведениях русской литературы
«Дети подземелья» В. Короленко, «Петька на даче» Л.Андреева
|
1
|
Стр. 267, ответить на вопросы
|
11.03
|
11.03
|
24
|
С.А.Есенин. Рассказ о поэте. «Пороша».
|
1
|
Стр. 268, читать
|
15.03
|
15.03
|
25
|
С.А.Есенин «Поет зима - аукает», «Нивы сжаты, рощи голы».
|
1
|
Выучить
|
15.03
|
15.03
|
26
|
С.А.Есенин «Черемуха», «С добрым утром!»
|
1
|
Выучить; выписать метафоры
|
18.03
|
18.03
|
IV четверть
1
|
М.М.Зощенко «История болезни». Автор и его герои.
|
1
|
Стр. 275, читать
|
1.04
|
1.04
|
2
|
Сатира, роль просторечия и особенности языка в рассказах М.М.Зощенко. Рассказ «Корова».
|
1
|
Чтение рассказов
|
5.04
|
5.04
|
3
|
М.М.Зощенко «Приключения обезьяны»
|
1
|
Пересказ
|
5.04
|
5.04
|
4
|
Р./р. Отзыв на рассказ М.Зощенко «Корова».
|
1
|
Закончить
|
8.04
|
8.04
|
5
|
А. П. Платонов. Страницы жизни писателя. «Цветок на земле»
|
1
|
Стр. 283-284, читать
|
12.04
|
12.04
|
6
|
Вн./чт. А. П. Платонов «Юшка". Анализ текста.
|
1
|
Письменные ответы на вопросы.
|
15.04
|
15.04
|
7
|
М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Главы1-4, 7 Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
|
1
|
Стр. 296, ответить на вопросы
|
19.04
|
19.04
|
8
|
М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Значение истории Правил для понимания идеи повести. «Правда Антипыча». Глава 8-9
|
1
|
Стр.302, ответить на вопросы; пересказ
|
19.04
|
19.04
|
9
|
М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Главы10 -12. Смысл названия произведения.
|
1
|
пересказ
|
22.04
|
22.04
|
10
|
К.Г.Паустовский. Рассказ о писателе. «Избушка в лесу»
|
1
|
Стр. 326-328, ответить на вопросы
|
26.04
|
26.04
|
11
|
Р.р. Сочинение « Природа моего края»
|
1
|
закончить
|
26.04
|
26.04
|
12
|
Н.А.Рубцов. Слово о поэте. «Деревенские ночи».
|
1
|
Стр. 330, читать; учить наизусть стихотворение
|
29.04
|
29.04
|
13
|
Н. А.Рубцов. Январское. Тихая Родина Рубцова. «Звезда полей».
|
1
|
Стр. 235-236. Ответить на вопросы
|
3.05
|
3.05
|
14
|
Ф. Абрамов. «Бревенчатые мавзолеи».
|
1
|
Пересказ эпизода
|
3.05
|
3.056
|
15
|
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов и писателей.
|
1
|
Принести стихи
|
6.05
|
6.05
|
16
|
Подготовка к сочинению о дне Победы
|
1
|
Готовиться к сочинению.
|
10.05
|
10.05
|
17
|
Р/р. «Никто не забыт ничто не забыто».
|
1
|
Завершить сочинение.
|
10.05
|
10.05
|
18
|
В.Астафьев. «Гирманча находит друзей».
|
1
|
Читать, пересказ
|
13.05
|
13.05
|
19
|
«Гирманча находит друзей» Экстремальные ситуации в жизни человека.
|
1
|
Письменные ответы на вопросы.
|
17.05
|
17.05
|
20
|
Зарубежная литература. Г.Мопассан «Папа Симона»
|
1
|
Кратко сформулировать основную мысль новеллы
|
17.05
|
17.05
|
21
|
Дж. Лондон «Любовь к жизни». Победа нравственного начала в человеке в минуты смертельной опасности.
|
1
|
Рассказ о главном герое
|
20.05
|
20.05
|
22
|
Дж. Лондон. Любовь к жизни .Анализ эпизода кульминации. Афоризмы в рассказе.
|
1
|
Читать, ответить на вопросы
|
24.05
|
24.05
|
23
|
Р/р «Друг в жизни человека».
|
1
|
Завершить.
|
24.05
|
24.05
|
24
|
Список литературы на лето. Итоги года.
|
1
|
Повторить.
|
27.05
|
27.05
|
|