Скачать 254.44 Kb.
|
Программа дополнительного художественного образования детей «Весёлые лоскутики. Основы лоскутной грамоты». Выполнил: учитель ИЗО и черчения Соковской СОШ Северного района Оренбургской области Содержание.
Приложение 1. Техника безопасности при работе с иглой, ножницами, утюгом, на швейной машине. Приложение 2. Приёмы работы в лоскутной технике. Приложение 3. Технологическая карта изготовления декоративной подушки. Приложение 4. Глоссарий. Приложение 5. Карта достижений. Пояснительная записка. Народное декоративно-прикладное искусство является одним из слагаемых научно обоснованной системы художественного образования школьников. Народное искусство раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Поэтому привитие любви к родной культуре, привлечение к познанию истоков народного творчества, знакомство с обычаями и традициями русского народа являются одним из основных задач в эстетическом воспитании школьников. Народное искусство-это искусство многих поколений безымянных художников. Их мастерство передавалось из поколения в поколение, сохраняя свои характерные черты, но продолжая развиваться и совершенствоваться. Лоскутное шитьё - один из распространённых видов женского рукоделия, восходящий корнями к далёкому прошлому. Разноцветные лоскутики служили основой для дома: подушек, ковриков, покрывал, кукол – ибо человек всегда стремился украсить свой быт доступными ему средствами. Издавна сложились традиционные формы орнаментов, композиций, сюжетов, способов сшивания лоскутов. Этот замечательный вид народного декоративного искусства сохраняется и совершенствуется мастерами, художниками и в наши дни. В последнее годы в нашей стране проходит немало выставок и фестивалей, посвящённых искусству лоскутного шитья, растёт уровень экспонируемых на них работ. Лучшие изделия попадают попадают на главный фестиваль «Лоскутная мозаика России», который проводится каждые два года. Среди постоянных участников – учителя и школьники, увлечённые лоскутной мозаикой. Общение школьников с сокровищницей народного творчества пробуждает в них законную гордость за многовековую художественную культуру своего народа, способствует выработке самостоятельного отношения к искусству, умения отличать подлинно прекрасную вещь от безвкусной, а главное – пробуждает интерес к созданию предмета декоративного искусства своими руками. Занятия народным декоративно – прикладным искусством способствует развитию художественного мышления, восприятия, воображения, умения анализировать, использовать в работе различные свойства материалов и самостоятельно создавать красивые, прочные предметы, необходимые в быту. Наиболее вероятный путь к этому видится через непосредственный контакт с ремеслом, материалом, как некими объединяющими, относительно внедрёнными факторами. Данная программа направлена на дополнительное художественное образование и развитие детей, формирование духовных ориентаций их личности. Педагогическая целесообразность программы заключена и в возможности практического применения учащимися полученных знаний, в профилактике их асоциального поведения, в становлении творческого мышления как элементы гармонически развитой личности. В последнее время возвращается интерес к народному искусству, признаётся его неоценимая роль в развитии духовности человека и общества в целом; эстетике любой вещи уделяется большое внимание, востребована профессия дизайнера, в том числе, по интерьеру. Лоскутное шитье – один из способов декорирования интерьера, достаточно доступный и дешевый – может быть использован любым человеком, имеющим творческий потенциал. Следовательно, неоспорима актуальность обучения лоскутной грамоте школьников, проявивших интерес к данному виду народного декоративно-прикладного искусства. Таким образом, можно выделить основные цели и задачи, реализуемые в ходе выполнения программы. Цели:
Задачи:
Отличительной особенностью структуры и содержания программы является ее практическая направленность, возможность обучения по ней школьников разных возрастов (от 10 до 15 лет), вариативность практических заданий, возможность индивидуальной, групповой, коллективной работы. Программа рассчитана, в первую очередь, на девочек, но возможно участие и мальчиков. Актуальна будет программа для небольших сельских школ, где зачастую не ведется на должном уровне преподавание технологии для девочек, и дополнительное образование позволит им приобщиться к одному из увлекательнейших и практически значимых видов народного творчества. Выполнение программы рассчитано на 1 год. Содержательная характеристика программы. На учебных занятиях школьники знакомятся с историей различных народных ремёсел, с ролью декоративно – прикладного искусства в жизни человека, с развитием лоскутного шитья в России и других странах. Для изложения теоретического материала используются: рассказ учителя и сообщения учащихся, демонстрация репродукции и образов изделий, беседы. Обсуждение работ, выполненных учащимися, проводится в виде круглого стола, презентации, деловой игры и др. Практическая работа включает создание эскизов, технологических карт, шкал, выкроек. Учащиеся выполняют различные виды ручных швов («тамбурный», «козлик», «обмёточный» и др.), практикуют работу на швейной машине; выполняют раскрой элементов изделия и их соединение в единую композицию. Воспитанники ведут альбомы, где записывают характеристики тканей, способы и приёмы работы, делают зарисовки, эскизы, чертежи, составляют технологические карты. Перед практическим занятием дети проходят инструктаж по технике безопасности при работе с режущими, колющими инструментами, утюгом, на швейной машине (см. приложение 1). Оборудование занятий: ножницы, иглы, булавки, напёрстки, утюг, нитки катушечные для вышивания, карандаши графитные и цветные, фломастеры, бумага белая и в клетку, сантиметр, мелок, различные по цвету, фактуре и рисунку ткани, бисер, бусины, пуговицы, кусочки меха, кожи, фетра, поролон, ткань для основы. Наглядный материал: правила раскроя, приёмы шитья (см. приложение 2), общий вид изделия, репродукции и образцы изделия, работы детей, технологические карты (см. приложение 3). Технология пошива изделий объясняется при выполнении каждого задания Лекала выполняются из плотной бумаги, надписываются и хранятся в конвертах. Предусмотрено участник школьников в различных выставках и конкурсах. Организация образовательного процесса. Занятия по программе проводятся во внеурочных время (в системе дополнительного образования), два раза в неделю по два учебных. Предусмотрены теоретические и практические занятия с использованием различных форм и методов: деловые игры, презентации, круглые столы, конкурсы, выставки, встречи. Формы работы с учащимися: индивидуальные, индивидуально – групповые, коллективные. Для снижения утомляемости детей организуются перерывы в занятиях, смена видов деятельности, игровые, развлекательные моменты. Осуществляется взаимосвязь занятий по программе с уроками истории, музыки, ИЗО, литературы, с жизнью и трудом человека. Возможно проведение интегрированных занятий. Проводится исследовательская работа по выявлению народных умельцев родного края: встречи со старожилами, обращение к архивам, оформление отчётов. Возможно корректирование программы с учётом запросов учащихся, школы, в связи с проводимыми в регионе выставками, конкурсами. Контроль и прогнозируемая результативность. После выполнения каждого задания проводится просмотр и обсуждение выполненных работ, отличаются положительные результаты каждого ребёнка. Поощряется самостоятельность, оригинальность идеи, практическая значимость вещи, необычность композиции и используемых техник и материалов. Несколько раз в течении года организуется выставка изделий в школе, на родительских собраниях, тематических мероприятиях. В конце учебного года выполняется самостоятельная творческая работа, демонстрирующая уровень полученных детьми знаний и умений. Ведётся индивидуальная «Карта достижений» (см. приложение 5). Организуется презентация изделий и проектов. Некоторые изделия используются как подарок близким, друзьям. Поощряется участие родителей в изготовлении изделий для укрепления межличностных отношений внутри семьи, школы и семьи; участие педагога, детей и родителей в различных выставках и конкурсах районного, областного уровня. При выполнении программы учащиеся должны знать:
Основную терминологию по предмету (см. приложение 4). Должны уметь:
Условия реализации и ресурсообеспечение программы. Проведение учебных занятий возможно в школьных мастерских или классах, где установлены швейные машины. Для группы из 10-15 человек достаточно 3-4 машин, т.к. учащиеся неравномерно по времени выполняют свои изделия, к тому же работа требует индивидуальной консультации учителя. На стадии разработки, раскроя изделия, на теоретических занятиях, при выполнении разных швов проводится в обычном классе. При отсутствии швейных машин возможна работа вручную, т.к. именно такой способ является традиционным в лоскутном шитье. Для изготовления изделий в лоскутной технике возможно использование старых вещей, а не только новой ткани; необходимые материалы и принадлежности имеются в каждом доме – таким образом, материальный аспект реализации программы не представляет собой трудности. В помещениях для безопасности должны быть соблюдены правила техники безопасности, требования СанПиНа. Учебно-тематический план.
Содержание учебных тем.
Методические рекомендации по организации коллективной работы учащихся. По существующей на сегодняшний день наиболее признанной классификации коллективных форм детского художественного творчества выделяют три основные формы совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая. В лоскутном шитье преобладают орнаментальные композиции. Они основаны на комбинировании элементов – лоскутных деталей и организации их в мотивы, раппорты, ритмические ряды. Как правило, до работы непосредственно с текстильным лоскутом композиции решаются в графическом варианте, определяются конструктивные блоки, входящие в них детали, форма деталей и их количество. Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что согласование действий участников работы осуществляется в её начале (планирование) и на заключительном этапе (суммирование результатов), когда объединяются в единую композицию отдельные индивидуально выполненные фрагменты: Совместно-индивидуальная деятельность позволяет вовлечь в работу большое количество участников. В начале оговаривается ряд условий, которым необходимо следовать. Ведущая роль принадлежит учителю. Совместно-последовательная форма коллективной художественной деятельности предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действия одного участника становится предметом деятельности другого: Недостатком совместно-последовательной деятельности является то, что пока один работает, остальные члены группы по условиям не имеют возможности включится в процесс работы. Для этой формы коллективной работы удобно использовать ленточный орнамент. Совместно-взаимодействующая форма организации художественного творческого процесса предполагает совместный характер действий всех участников на всех этапах работы. В данном случае продукт художественного творчества есть результат коллективного творческого мышления, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы: Совместно-взаимодействующая форма коллективной деятельности наиболее сложна в организационном наиболее сложна в организационном плане. Учителю отводится роль организатора руководителя и участника процесса. Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает постоянное согласование действий всех участников, оптимальное их количество-3-5 человек. В рамках совместно-взаимодействующей деятельности возможно применение как совместно-индивидуальной, так и совместно-последовательной её организации. В коллективной творческой деятельности происходит раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика, создаётся атмосфера, активизирующая познавательный процесс, вырабатываются умения совместного планирования, анализа, синтеза, координации усилий, возникают отношения ответственной зависимости, поскольку конечный результат определяется вкладом каждого участника. Литература для учителя.
Литература для учащихся
Приложение 1. Техника безопасности при работе с иглами, булавками.
Техника безопасности при работе с ножницами.
Приложение 1. Техника безопасности при работе с утюгом.
Техника безопасности при работе на швейной машине.
Приложение 2. Приёмы работы в лоскутной технике. Приложение 3. Технологическая карта изготовления декоративной наволочки в стиле «бревенчатая изба».
Приложение 4. Глоссарий. В руках иголка… Заметать – временно закрепить смёточными стежками подогнутый край изделия. Надсечь – подрезать ткань на 2-10см. Обметать – стежками «через край» обработать срезы деталей, чтобы предохранить от осыпания. Подшить – прикрепить подогнутый край потайным швом. Приметать – временно присоединить деталь к изделию смёточными стежками. Припосадить – смётывая две детали, верхнюю держать свободнее, а нижнюю – чуть потягивая. Сметать – временно соединить детали смёточными стежками. Швейная машинка умеет… Настрочит – положить деталь на деталь лицевыми сторонами вверх и проложить шов по верхней детали. Обтачать – притачать бейку или кант к краю детали. Подрубить – подшить на машинке подогнутый край изделия. Притачать – присоединить к изделию мелкие детали. Пристрочить – проложить строчку по краю изделия. Стачать – соединить детали машиной строчкой. Гладим – утюжим… Заутюжить – отгладить оба среза, повернув их в одну сторону. Оттянуть – удлинить под утюгом край детали, придав ей нужную форму. Отутюжить – отгладить готовое изделие. Приутюжить шов «на ребро» - отгладить шов в том положении, в котором он находится под лапкой. Прогладить – слегка отгладить шов с лицевой стороны. Разутюжить – разложить припуск на шов в разные стороны и слегка прогладить. Сутюжить – с помощью пара убрать ненужные выпуклости или слабину на отдельных участках изделия. Приложение 5. Карта достижений. ФИО учащегося ______________________________класс ________ Количество выполненных работ _____________________________ Из них завершённых ________________________________________ Количество презентаций ____________________________________ Участие в конкурсах, выставках.
Участие в коллективной работе ______________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Оценка своей работы ________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ |
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... |
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... |
||
Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» ... |
Образовательная программа дополнительного образования детей «беседы по искусству» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
||
Образовательная программа муниципальное бюджетное образовательное... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» является муниципальным... |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Конспект занятия для детей младшего школьного возраста в рамках программы дополнительного образования по мультипликации |
||
Здоровьесберегающие технологии в группах раннего развития детей в... Наталья Викторовна Семейникова, педагог-психолог, педагог дополнительного образования мбоу дод «дюц «Горизонт», г. Протвино |
Программа Сектора объединений по интересам является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования... |
||
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство»... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования... |
Краснодарского края Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |