Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся




Скачать 102.21 Kb.
Название Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся
Дата публикации 25.05.2014
Размер 102.21 Kb.
Тип Задача
literature-edu.ru > Литература > Задача
Обобщение опыта работы

учителя русского языка и литературы МБОУ Рассветовской СОШ

Артеменко Н.А.

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемое жюри!

Однажды известный британский писатель Бернард Шоу сказал : "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Действительно, невозможно получить знания генетически, напрямую от природы. Без труда, активного действия знания еще никто не получал.

Актуальность.

Реальность современного образовательного процесса – внедрение ФГОС. Основная идея, заложенная во ФГОС – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, на основе учебной деятельности.

Китайская пословица гласит: «Дай нищему рыбу - и обеспечишь ему день без голода. Научи нищего рыбачить – и избавишь его от голода на всю жизнь».

Мною определена главная цель моей педагогической деятельности на современном этапе – дать ученику умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся.

Поэтому основным направлением моей работы является «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как условие формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций".

Новизна опыта заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приемов развития способностей школьников на деятельностной основе и систематическом их использовании в учебно-воспитательном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса методического обеспечения.

Изучение работ педагогов – новаторов (Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова), а также полученные знания на курсах повышения квалификации по проблеме «Деятельностно-смысловые основы проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся» позволили мне продуктивно работать по выбранной теме.

Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии, которые я и использую на уроках:

1. Технология проблемно- диалогического обучения

2. Уровневая дифференциация

3.Информационно-коммуникационные технологии. 

4.Проектная деятельность

5.Исследовательская деятельность
Мои уроки, основанные на технологии системно-деятельностного подхода, включают следующие элементы:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии и выявление места и причины затруднения.

. 3 “Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6.Рефлексия учебной деятельности.

Для реализации каждого из них мною сформирован комплекс необходимого методического обеспечения, который постоянно пополняется. Познакомлю вас с некоторыми приемами.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Создании проблемной ситуации на уроке и формулирование проблемы учениками. Целью этого приема является создание ситуации – противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового. Это является мотивом к осознанию необходимости изучения данной темы.

Так, например, на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы "Чередование гласных в корнях" я прошу записать словосочетания и обозначить известные орфограммы: пролетел над полем, записать в тетради, замереть от восторга. Путем подбора однокоренных слов ребята проверяют слова, но допускают ошибку при подборе однокоренного слова к последнему глаголу. Тогда написание этого глагола предлагаю проверить по словарю и сделать вывод: можно ли проверить данное слово путем подбора однокоренных слов? Учащиеся видят, что этого сделать нельзя и тогда понимают, что знаний для ответа на вопрос недостаточно - необходимо новое знание. Таким образом, мы выходим на тему урока и основные цели.

Изучая тему "Причастие "(6 класс), предлагаю учащимся ознакомиться с разными гипотезами ученых-лингвистов по вопросу отнесения причастия к самостоятельной части речи или особой форме глагола. После ознакомления задаю проблемный вопрос: "А какую точку зрения принимаете вы? Аргументируйте свое предположение. " Таким образом, происходит побуждение к деятельности ученика.

2.Актуализация знаний, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии и выявление места и причины затруднения.

Проблема гражданственности и патриотизма очень актуальна в настоящее время. Я хочу в своих детях воспитать эти качества, используя деятельностный подход на уроках литературы.

Так, при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (6 класс)на первых уроках я даю такие понятия :"героизм», "корыстолюбие", "слава" «товарищ», «предательство», «предатель», «патриот», "отчизна", "любовь". Затем задаю вопрос: "Как связаны эти слова с героями повести "Тарас Бульба"? " А каково значение этих слов в жизни каждого человека?", «Мог ли иначе поступить Тарас Бульба по отношению к сыновьям?».

Для решения проблемы уточняем, жизненные принципы, каких персонажей нам необходимо выяснить: Тараса, сыновей – Андрия и Остапа. Строим проект выхода из затруднения через учебные ситуации:
- в чем смысл жизни Тараса Бульбы;
- как оценить поступок Андрия;
- как оценить поступок Остапа.

Очень действенна здесь технология побуждающего диалога. На основе этой технологии обучаю формулировать вопросы и адресовывать их дноклассникам. Я использую вопросы, на которые возможны разные варианты ответов, также сами дети могут друг другу задать интересующий их вопрос. Такой прием позволяет вспомнить изученный ранее материал: понятия, факты, которые связаны с формулировкой проблемы.

Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).

«Открытие нового знания» - его цель:  организовать поиск решения учебной проблемы. На уроках литературы я использую прием «Создай паспорт». Дети обобщают, делают вывод по проблеме.

При изучении сказа "Левша" Н. С. Лескова (7 класс) на данном этапе урока для решения проблемного вопроса "В чем загадка души Левши?" ребята отвечают на поставленные вопросы , заполняя таблицу, т.е. " паспорт".

-в какой главе появляется Левша?
- как выглядит Левша? (проследите по тексту)

-как попадает Левша к императору? Как держится с ним? 

-почему не принимает предложение англичан остаться в Англии?

- сравните образ Левши из сказа с иллюстрациями художников.

После такой работы дети обобщают все сказанное и выделяют основные черты характера героя, раскрывая тайну его души, а значит и тайну души русского народа.

Изучая тему «Родная природа в лирике поэтов 19 века» (5 класс), я предложила ребятам выполнить задания продуктивного использования.

- Определите цветовую гамму, которую вы увидели в стихотворениях Тютчева, Фета? Нарисовать рисунок (иллюстрацию).

- Укажите художественно - выразительные средства. Составьте словарик художественно-выразительных средств. Напишите мини-сочинение: «Для чего нужны художественно-выразительные средства?»

Такие задания на продуктивное применение – составить рассказ о герое, нарисовать рисунок, отражающий ваше настроение после прочитанного стихотворения, создать музей героя или писателя, поэта, написать письмо герою, подобрать музыку к стихотворению, позволяют учащимся глубже проникнуть в идею произведения.

Необходимым условием при организации урока является первичное закрепление материала. Это самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, составление плана, сводных таблиц, граф-схем и пр.

Для контроля знаний и создания ситуации успеха каждого ученика и мотивации его к включению в дальнейшую познавательную деятельность использую оценочные листы, взаимопроверку, самопроверку «Проверь себя», «Цветовые поля», систему бонусов, перфокарты.

Очень важен этап рефлексии, когда делается вывод по теме, проблеме урока, каждый обучающийся должен оценить свою работу, зафиксировать трудности, с которыми он столкнулся. На этом этапе я использую приемы: «Телеграмма», «Цветные  поля», «Мысли во времени», «Синквей», «До–после», «ЗнаюХочуУмею», «Сообщи свое Я», «Рюкзак».

Для достижения качественных результатов учебной деятельности считаю целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации - уровневая дифференциация. Дифференцированную работу необходимо включать на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Я применяю разными способы: карточки с индивидуальными заданиями, задания с наличием образца выполнения; задания, в которых учащийся выполняет только отдельные части (определить задание, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей); 
задания со вспомогательными вопросами (вопросы могут быть направлены на воспроизведение творческой информации, а также практических умений и навыков); задания с применением классификации (схемы, таблицы).

Творческая деятельность учащихся – важнейший способ эмоционального самовыражения детей. Как и многие мои коллеги я придерживаюсь мнения, что неодаренных детей нет! Каждому ребенку при рождении природой даются творческие способности, учителю же нужно их увидеть и постепенно развивать. Я использую такие виды творческих работы: сочинение - миниатюра («Чем пахнет зима?», «С чего начинается родина?»), сочинение по картине, сочинение – рассуждение («Что такое счастье?», «Моя мечта»), сочинение-рассуждение по высказыванию лингвистов и писателей о языке "Как вы понимаете слова..."), сочинение лингвистических сказок, изложение по прочитанному тексту.

Такие виды деятельности позволяют мне вести качественную подготовку к будущей ГИА. Каждая такая работа – кропотливый процесс самореализации личности ученика под руководством учителя по развитию творческих способностей учащихся. Конечно, с первого раза получается не у всех, но постепенно, работая над своими ошибками, советуясь со мною, ребята начинают писать сами. Я стараюсь организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у каждого ученика сформировались потребности в осуществлении творческого процесса.

Включение в образовательный процесс ИКТ.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

 проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя); демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме; подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять деятельностный подход к обучению.

Для достижения своих целей и решения поставленных задач уже несколько лет работаю по УМК Львовой С.И., Львова В.В. «Русский язык (5-9 класс)», а также УМК Г.И. Меркина "Литература (5-9классы)", которые реализуют деятельностно-системный подход в обучении русскому языку и литературе на основе процесса совершенствования речевой деятельности учащихся, формирования системы лингвистических знаний, читательских умений и навыков, филологического анализа художественного текста, соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам общеобразовательной школы.

Обобщение и применение педагогического опыта.

Работая по теме «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как условие формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций», обобщила свой педагогический опыт в рамках школьных методических дней:

  • урок в 8 классе: «Словосочетание. Типы связей в словосочетании» (октябрь 2013 г.),

  • урок в 5 классе: «Род имен существительных» (март 2013г.),

  • мастер-класс по реализации системно- деятельностного подхода на уроках литературы "Родная природа в творчестве поэтов 19 века (5 класс)" (январь 2013г.).

Стала победителем районного конкурса "Информационные технологии в образовании-2013" (сентябрь 2013г.). Участник научно-практической конференции «ИТО-2013».

Подготовила к публикации статью «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как условие формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций» для сборника «Актуальный опыт работы педагогов Аксайского района в условиях сетевого взаимодействия».

Создала персональный сайт, на котором размещаю свои разработки.

Все приемы, используемые мной на уроках, я обобщила и создала таблицу, которую назвала «Конструктор».

В настоящее время продолжаю работать над реализацией системно-деятельностного подхода через выполнение исследовательских работ на уроках русского языка и литературы и метод проектов.

Используя данную технологию в своей работе, я могу отметить следующие положительные результаты:

1) стабильная успеваемость (100%) по русскому языку и литературе;

2) повышение качества обученности по русскому языку (41 в 2011-12 и 53% в 2012-13) и стабильные результаты (78%) по литературе;

3) развивающий эффект и мотивация учения;

- участие во всероссийском конкурсе "Русский медвежонок" 2012г. - 56% (47 учащихся из 84) ; 2013г.- 71% (59 человек из 86)

- участие в Молодежном чемпионате по русскому языку и литературе 2012г-36% (30 человек из 84);

- участие во всероссийском конкурсе «Альбус» : русский язык -25 % (22 человека из 86); литература 31% (27 человек из 86)

3) обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика и активная позиция детей.

Анализ анкет учащихся моих классов показал, что 80% удовлетворены общением с педагогом; 78% с удовольствием посещают уроки, 82% отметили , что на уроках происходит развитие самостоятельного мышления и действия, умения проявить себя, самореализоваться.

В заключении я хочу сказать, что разнообразная деятельность на уроках русского языка и литературы развивает у детей метапредметные умения:

- анализировать тексты разных стилей и жанров;

- объяснять структуру и содержание текста;

- пересказывать текст;

- проводить наблюдение над языковыми особенностями;

- редактировать текст;

- самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (по картине, фотоколлажу, рисунку, по схеме, на заданную тему, на основе личных наблюдений).

Я в начале пути, но первые шаги считаю успешными. Готова к сотрудничеству и учебе. Приглашаю коллег на свои уроки и буду рада принять приглашение на свои уроки от учителей Аксайских школ.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся icon Положение о создание необходимых условий для охраны и укрепления...
Формирование ценностного отношения к здоровью у обучающихся является приоритетным направлением нашей школы
Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся icon Планирование и организация деятельности методического объединения...
Цель работы: создание условий для успешного перехода к фгос второго поколения и подготовки учащихся школы к сдаче егэ и гиа
Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся icon Урок математики
Мбоусош №4 г. Советский состоялся семинар «Организация специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся icon Методические рекомендации «Организация образовательно-воспитательного...
Одним из основных показателей современной модели образования является здоровьесберегающее обучение, предполагающее создание в образовательных...
Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся icon Приказ №50/3 от 30. 08. 2013г. Положение о порядке обеспечения учебниками...
Целью настоящего Положения является создание условий для максимального обеспечения учебной литературой учащихся школы, осваивающих...
Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся icon Опыта
Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном...
Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся icon Дальнейшее формирование муниципальной образовательной политики. Создание...
Создание условий для устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования, ее содействие социальному и экономическому...
Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся icon Условия охраны здоровья обучающихся
Положение представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического...
Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся icon Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам...
Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом
Задача создание и организация условий, инициирующих действия обучающихся icon Миссия гимназии создание максимально благоприятных условий для самообразования...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции