Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение




НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение
страница1/4
Дата публикации24.05.2014
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
literature-edu.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г.ОЗЁРСКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 21»


АНАЛИЗ ИСХОДНОГО ТЕКСТА: ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

9 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА)


ОЗЁРСК-2009

Авторы-составители:

Аверина М.А., к.фил.н., зав. кафедрой лингвистики филиала ЮУрГУ в г. Озёрске, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»

Великанова Е.В., к.фил.н., зам.директора по научно-методической работе МОУ «СОШ 21»

Горохова Л.Б., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»

Заярная И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»

Пушкина И.Л., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»

Трофимова В.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»

Туранина С.К., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»
Рецензенты:

Сковородина Т.С.., к.ф.н., ст. преподаватель кафедры лингвистики ОФ ЮУрГУ

Свиридова А.В., д.ф.н., доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ЧГПУ
Анализ исходного текста: дидактический материал по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку. Реализация национально-регионального компонента / Учебно-методические рекомендации. Сост. Аверина М.А., Великанова Е.В., Горохова Л.Б., Заярная И.А., Пушкина И.Л., Трофимова В.Н., Туранина С.К., – Озёрск: Издательство ОФ ЮУрГУ, 2009. - 34 с.

Методические рекомендации ставят своей целью содействовать систематизации знаний по русскому языку учащимися 9 класса средней общеобразовательной школы, совершенствовать навык филологического анализа текста с опорой на знания по основным разделам школьного курса.

Данное пособие предназначено для учителей, учащихся и их родителей. Учителю пособие поможет разработать стратегию подготовки учащихся к экзамену, используя национально-региональный компонент. Учащимся - оценить уровень их подготовки. Все тестовые задания содержат эталоны ответа.

Предисловие

Перед вами сборник дидактических материалов, разработанных на основе национально-регионального компонента и предназначенных для подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку.

По полноте охвата курса содержание дидактических материалов соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В них включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.

В новую форму экзаменационной работы по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), а также 14 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых.

Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 21 задание: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 14 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях).

Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), каждое из которых проверяет умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Представленные в пособии дидактические материалы помогут проверить знания учащихся по речеведению и умения работать с текстом: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать смысл, выделять основную и второстепенную информацию, строить собственный текст на основе прочитанного. Тестовые задания по основным разделам школьного курса - проверить умение анализировать то или иное языковое явление.

Варианты представленных в пособии дидактических материалов равноценны по трудности, одинаковы по структуре, отражают национально-региональный компонент, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Желаем удачи, терпения и хороших результатов!

Анализ исходного текста

Анализ исходного текста включает задания с выбором ответа (А1—А7) и 14 заданий с кратким ответом (В1—В14).К каждому заданию с выбором ответа (А1—А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы к заданиям В1—В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Вариант 1

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

(1)Во время охоты на лисицу Айлып повстречал девушку, сидящую на берегу реки и полощущую свою длинную косу в воде. (2) Она приветливо поздоровалась, сказала, что наслышана о его силе и красоте, и предложила взять её в жёны. (3) Как всегда в таких случаях, молодой человек обеспокоился предстоящим событием, поинтересовался размером калыма, который потребуют с него за невесту.

(4) Золотой Волос ответила, что такового не понадобится, так как во владении её отца находится много золота. (5) Только добром он дочку не отдаст. (6) Единственный выход — бежать.

(7) Заинтригованный всем сказанным и необычной внешностью собеседницы, парень согласился. (8) Всё-таки не каждый день встретишь красавицу с мягкими, тонкими волосами из чистого золота длиною в несколько метров. (9) Подхватил Айлып на руки свою ненаглядную, обмотался её косами, чтоб легче было передвигаться, и пустились они в путь. (10) По дороге выяснилось, что хозяин золота Полоз может притянуть своё богатство к земле, в том числе и волосы дочери. (11) Поэтому чем дальше молодые уйдут, тем больше шансов на счастье. (12) На одном из привалов почувствовала девушка, что настигает её власть отца. (13) Спасая любимого, Золотой Волос остригла косу. (14) Айлып выбрался из образовавшейся ямы, а невеста пропала. (15) Поначалу он стал её разыскивать. (16) Но появившаяся в лесу лисица посоветовала не торопиться. (17) Оказалось, что нужно выждать три года, чтобы встретиться с Золотым Волосом.

(18) Последовала вынужденная разлука. (19) Вновь попытался влюблённый юноша освободить невесту из-под власти отца. (20)И снова безуспешно. (21) Тогда помог советом филин. (22) Он рассказал о камне, который стоит посреди Иткуля. (23) Тому, кто придёт к нему с золотом, откроется потайной ход под озеро, только обратного пути не будет.

(24) На этот раз влюблённым всё же удалось осуществить свои планы. (25) И стали они жить под водой. (26) Обзавелись хозяйством. (27)Золотой Волос выходит иногда посидеть на камень, а коса по нему вьётся драгоценной змеёй.

(28) Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.. (29) Она расположена рядом с юго-западным берегом. (30) В озеро Иткуль впадают восемь небольших речек, один исток соединяет его с озером Синара. (31) Проходя по прибрежной полосе и рассматривая таинственный камень, можно наблюдать необыкновенное природное явление: у его подножия волны то пенятся, то скучиваются, образуя вокруг полосу, имеющую удивительное сходство с длинной косой. (32) А при свете солнечных лучей она кажется золотой.

( По П.П. Бажову)

А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?

  1. Автор текста рассказывает о драматической судьбе героев.

  2. Автор повествует об уголках природы, овеянных старинными легендами.

  3. Автор выступает за сохранение природы в её первозданном виде.

  4. Автор рассказывает о мистической гигантской змее.

А 2 Какое из названий, приведённых ниже, является названием сказа?

1) «Уральская златовласка»

2) «Золотой волос»

3) «Шайтан-камень»

4) «Озеро Иткуль»

А 3 Как характеризует героиню информация, заключённая в предложениях 13-17?

1) Она решила испытать любимого, проведя его через трудности.

2) Она неблагодарная дочь.

3) Она готова на самопожертвование ради любимого человека.

4) Она может бросить человека в трудную минуту.

А 4 Укажите синоним к слову «земля» в 10 предложении.

1) Планета

2) Суша

3) Государство, страна

4) Почва, верхний слой коры нашей планеты

А 5 Укажите номер варианта предложения, в котором НЕТ многозначных слов.

1) 4.

2) 6.

3)13.

4) 15.

А6 Укажите, какое средство речевой выразительности использовано в 28 предложении.

1) Метафора

2) Эпитет

3) Олицетворение

4)Сравнительный оборот

А 7 В каких предложениях есть синонимы?

1) 4 и 5.

2) 4 и 6.

3)4 и 10.

4) 4 и 11.

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В 1 Определите часть речи слова НЕНАГЛЯДНУЮ в 9 предложении.

В 2 Из предложений 1-4 выпишите краткое причастие.

В 3 Из предложений 18-24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

В 4 Из предложений 28-31 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении близости к чему-либо»

В 5 Объясните постановку тире в предложении

«Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.»

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов

2) Тире между подлежащим и сказуемым

3). Слова автора стоят после прямой речи

4) Тире в бессоюзном сложном предложении

В 6 Среди предложений 2-5 найти сложноподчиненное предложение с параллельным неоднородным подчинением.

В 7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном обстоятельстве

«По дороге выяснилось(1) что хозяин золота Полоз может притянуть своё богатство к земле(2) в том числе и волосы дочери. Поэтому чем дальше молодые уйдут(3) тем больше шансов на счастье. На одном из привалов почувствовала девушка(4) что настигает её власть отца. Спасая любимого(5) Золотой Волос остригла косу. Айлып выбрался из образовавшейся ямы(6) а невеста пропала».

В 8 Из приведённого ниже предложения выписать частицу.

«Всё-таки не каждый день встретишь красавицу с мягкими, тонкими волосами из чистого золота длиною в несколько метров»..

В 9 Из предложений 28-30 выпишите словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ.

« Шайтан-камень — скала, возвышающаяся над зеркалом озера.. Она расположена рядом с юго-западным берегом. В озеро Иткуль впадают восемь небольших речек, один исток соединяет его с озером Синара».

В 10 Из 6-го предложения выпишите грамматическую основу.

« Единственный выход — бежать»

В 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9-ом

В 12 Объясните постановку двоеточия в предложении 30.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Прямая речь стоит после слов автора.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой.

В 13 Среди предложений 1-3 найти предложение с однородными обособленными определениями.

«1)Во время охоты на лисицу Айлып повстречал девушку,сидящую на берегу реки и полощущую свою длинную косу в воде. (2) Она приветливо поздоровалась, сказала, что наслышана о его силе и красоте, и предложила взять её в жёны. (3) Как всегда в таких случаях, молодой человек обеспокоился предстоящим событием, поинтересовался размером калыма, который потребуют с него за невесту.»

В 14 Среди предложений 28-32 найти предложение с обособленными однородными обстоятельствами.

Вариант 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

(1) Давным-давно в горном ауле жила девушка по имени Егоза.

(2) Красивая она была. (3) Чёрные брови вразлёт, глубокий взгляд больших карих глаз, на губах чуть заметная улыбка. (4) Женихи наперебой сватались к ней. (5) Шли пешком, приезжали верхом…(6) Но Егоза помучает парня, да и отправит ни с чем. (7) Аксакалы злились: «Не сносить тебе головы, девка».

(8) И действительно, случилась с красавицей оказия. (9) Явился к ней как-то батыр, добрый молодец, сильный и видный собой. (10) Звали его Сугомак. (11) Давно он поглядывал на девушку, а прийти всё не решался.

(12) Полюбил он Егозу. (13) Да и Егоза не была к нему равнодушна, понравился он ей, только скрывала это, даже виду не подавала. (14) На предложение стать его женой она вдруг сказала:

— Согласна, но только после того, как на моём платье изумруды и рубины засияют, перед которыми звёзды померкнут.

(15) Понимала она, что невыполнимо это её желание, и в душе тут же пожалела о том, что так сказала.

(16) Но где же драгоценные камни достать? ( 17)Слышал Сугомак, что находят люди удивительной красоты самоцветы.

(18) Много дней бродил он по горам, вырыл не одну яму, много приподнял тяжёлых глыб, измучился, а клада всё нет. (19) Тогда не выдержал молодой батыр, упал на колени, взмолился:

— Матушка-земля, помоги в моей любви. Невесте нужен дорогой подарок, да не могу его найти. Без него же не будет она моей…

(20) Тут неожиданно появилась перед ним чудо-девица, вся в камнях драгоценных, в руке удивительный цветок огнём горит.

(21) — Уж не дочка ли это земли-матушки, что сокровища охраняет? — подумал Сугомак.

(22) А чудо-девица между тем промолвила:

— Если любишь ты свою красавицу, то обещай, что никогда дурного слова ей не скажешь…

(23) — Не видишь ли, как люблю? Жизнь без неё мне не мила, готов ради любимой идти на муки любые. Как же я могу ей слово плохое или неласковое сказать?

(24) — Смотри, не забудь обещания, — строго сказала девица, бросила в сторону цветок и исчезла, словно растворилась в тумане.

(25) Осмотрелся вокруг Сугомак и удивился. (26) Там, где цветок упал, на земле искорки-огоньки побежали. ( 27) « Неспроста это»,— подумал он, принялся в том месте землю копать. ( 28) И открылся перед ним настоящий клад из камней-самоцветов, а среди них — алмазы, изумруды, о которых он мечтал.

(29) Прибежал юноша в аул, к Егозе, рассказывает о своей находке, а она улыбается, не верит.

(30) Был вечер, но повёл её Сугомак в горы, поднял камни, которыми клад прикрыл. (31) Глянула туда Егоза, и тут показалось ей, что звёзды на небе померкли: такое сияние шло от самоцветов этих…

(32) — Вот тебе на свадебное платье, — сказал Сугомак. — Изумруды, алмазы, бриллианты…Всё тебе одной отдаю».

(33) Не понравилось это Егозе: вроде бы жених перед ней возносится, хвастается, а потому воскликнула она печально: « Не быть нашей свадьбе!» — и побежала прочь.

(34) Рассердился Сугомак. (35) Как же так? (36) Почему же не быть свадьбе?

(37) Не заметил он, как что-то резко и громко крикнул Егозе вслед, — и тотчас закаменел. (38) Тут и Егоза приостановилась, словно задумалась.

(39) Это на её месте чудо-камень вырос. (40) Она ведь тоже слово, данное жениху, не сдержала.

(41) С тех далёких времён эти горы, что стоят вблизи Кыштыма, называют именами строптивых влюблённых: Сугомак и Егоза. (42) Там, где они живыми спорили, во время сильного ветра до сих пор стоит гул. (43) Это гудят горы. (44) В народе говорят: «Сугомак сердится».

(45) Сердится или нет — никому не ведомо, но верно то, что надёжно закрывает он от ветров свою возлюбленную — Егозу, да и в Кыштымскую долину ветры не пускает. (46) Недаром Кыштым в одном из переводов с башкирского означает «затишье».

( Ю. Елфимов)

А 1 Какое из названий, приведённых ниже, точнее всего отражает главную мысль текста?

1) Сияние самоцветов.

2) Подарок чудо-девицы.

3) Строптивые влюблённые.

4) Егоза и Сугомак.

А 2 Какое из высказываний, приведённых ниже, не нашло своего отражения в тексте?

1) За деньги всё купить можно.

2) Не говори дурного слова о любимой.

3) Сугомак и сегодня защищает любимую.

4) Готовность ради любимых на любые муки.

А 3 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение 14)

1) То, что предложено, предлагается.

2) Поступление товаров на рынок.

3) Просьба стать женой.

4) Сочетание слов или слово, выражающее законченную мысль.

А 4 В каком предложении есть антоним к слову ОСТАНОВИТЬСЯ?

1) 21

2) 22

3) 24

4) 26

А 5. Укажите среди перечисленных слов однозначное.

1) земля

2) камень

3) глыба

4) любовь

А 6 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 41: «С тех далёких времён эти горы, что стоят вблизи Кыштыма, называют именами строптивых влюблённых: Сугомак и Егоза».

1) фразеологизм

2) эпитет

3) олицетворение

4) метафора

А.7 Укажите значение слова АУЛ в предложении « Прибежал юноша в аул, к Егозе, рассказывает о своей находке, а она улыбается, не верит».

1) Крупный населённый пункт, промышленный центр.

2) Крестьянское селение в центральной России.

3) Место пребывания правительства

4) Селение на Кавказе, в Средней Азии.

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В 1 Замените слово ОКАЗИЯ (предложение 8) синонимом.

В 2 Из предложений 33-38 выпишите слово с чередованием гласной в корне.

В 3 Из предложений 25-30 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия»

В 4 В приведённых ниже вариантах укажите номер варианта сложноподчинённого предложения с придаточным определительным:

1) 16

2) 17

3) 26

4) 41

В 5 В приведённых ниже вариантах укажите номер варианта сложносочинённого предложения:

1) 5

2) 11

3) 17

4) 29

В 6 Выпишите из предложений 24-27 словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

В 7 В приведённых ниже вариантах укажите номер варианта бессоюзного сложного предложения:

1) 3

2) 6

3) 9

4) 17

В 8 Сколько грамматических основ в предложении 18?

В 9 Из предложения 14 выпишите частицу

В 10 Укажите предложение с вводным словом из предложенных вариантов:6, 8, 24, 26.

В 11 Укажите вариант постановки двоеточия в предложении

« (31) Глянула туда Егоза, и тут показалось ей, что звёзды на небе померкли: такое сияние шло от самоцветов этих…»

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Прямая речь стоит после слов автора.

3) Последнее предложение дополняет смысл предыдущего предложения.

4) Последнее предложение указывает причину того, о чём говорится в предыдущем.

В 12 Объясните постановку тире в предложении

«И открылся перед ним настоящий клад из камней-самоцветов, а среди них — алмазы, изумруды, о которых он мечтал».

1) Тире между подлежащим и сказуемым.

2) Тире ставится в ССП и СПП, если предложения рисуют быструю смену событий.

3) В неполном предложении пропуск членов предложения на письме обозначен тире.

4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

В 13 Из предложения 41 выпишите местоимения. « С тех далёких времён эти горы, что стоят вблизи Кыштыма, называют именами строптивых влюблённых: Сугомак и Егоза».

В 14 Из предложенных предложений выпишите наречия: «(4) Женихи наперебой сватались к ней. (5) Шли пешком, приезжали верхом».

Вариант 3
Внимательно прочитайте текст и выполните задание А1-А7; В1-В14.
Сугомак и Есказа.

(1) Но ещё не взошло солнце, и не кончилось состязание жениха и невесты. (2) Бросили парень с девушкой упавших коней и уже на собственных ногах побежали навстречу солнцу. (3) И тут случилось то, что должно было случиться. (4) Упал юноша Сугомак и сломал себе ногу. (5) Уже солнце высоко поднялось на небе, а джигит ползал по таёжному урочищу, но не мог отыскать дорогу к людям. (6) На том месте образовалось глубокое красивое озеро. (7) Оно, как и гора, зовётся Сугомак.

(8) А своенравная, рослая, быстрая Есказа при восходе солнца в речку превратилась. (9) Но так была велика её любовь к Сугомаку, что, будучи водой, повернула своё русло в противоположную сторону от солнечного восхода.

(10) Стих громовой цокот конских копыт. (11) Стихли шаги ног состязавшихся в беге жениха и невесты. (12) Встретились и перемешались их воды в безымянной в ту пору речке, которую назвали позже Кыштым, что обначало « мир спорщиков,затишье».

(13) Так в равнинном краю, шагами не меряном, верстами не считанном, появились две высокие горы-Сугмак и Есказа. (14) И гора Сугомак ровно на колечко башкирской камчи ниже ростом горы Есказы.(15) Через весь город льёт воды речка Кыштым- в переводе с башкирского «Затишье», а образуют её струи ещё две горные речки- Сугомак с Есказой.

(16) Нашлось в хвойных лесах место белому дереву-берёзе. (17) Пришли на земли древних башкирских племён русские люди, и зазвенела русская речь вперемежку с башкирской.(18) Но местную речь не теснила, а для себя отдельные слова брала и за их счёт обогащалась.(18) И ещё роднее уральская земля русскому человеку делалась.

(19) Вот и имя речке с горой русские люди переиначили. (20) Ласковым словом зовут: Егоза, Егозинка, Егозиночка.

Юрий Гребеньков

А1 Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста.

1) Сугомак и Есказа доскакали одновременно до условленного места.

2) Упал юноша Сугомак и сломал себе ногу.

3) Великая любовь Есказы повернула русло реки в противоположную сторону.

4) Поселилась в хвойных лесах берёза.

А2 Слова какого ряда осуществляют тематическую связь между третьим и четвёртым абцазами?

1) Речка, Кыштым, струи.

2) Речка, струи, люди.

3) Берёза, земля, речка.

4) Ласковым словом, уральская земля, русские люди.

А3 В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль текста?

1) Так в равнинном краю, шагами шагами не меряном, верстами не считанном, появились две высокие горы-Сугмак и Есказа.

2) И ещё роднее уральская земля русскому человеку делалась

3) А своенравная, рослая, быстрая Есказа при восходе солнца в речку превратилась

4) На том месте образовалось глубокое красивое озеро.

А4 Какие предложения связаны друг с другом при помощи личного местоимения.

1) 1и2

2) 6 и7

3) 12 и13

4) 18 и19.

А5 Какое значение имеет слово бросили во втором предложении.

1) Выпустили из рук.

2) Быстро переместить, направить, послать.

3) Оставить, покинуть.

4) Охватить, пронизать.

А6 В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 16-20?

1) Сравнительный оборот.

2) Метафора.

3) Градация.

4) Синтаксический параллелизм.

А7 Подобрать синоним к слову образовалось из предложения 6.

1) возникло;

2) появилось

3) стало;

4) явилось.

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 Замените слово побежали из второго предложения антонимом. Запишите этот антоним.

В2 Из предложений 8-10 выпишите слово с приставкой, заканчивающейся на –С.

В3 Из 1-2 предложения выпишите производный предлог.

В4 Из предложений 1-5 выписать глаголы в неопределённой форме.

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Уже солнце высоко поднялось на небе,(1) а джигит ползал по таёжному урочищу,(2) но не мог отыскать дорогу к людям. А своенравная,(3) рослая,(4) быстрая Есказа при восходе солнца в речку превратилась.

В6 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Но ещё не взошло солнце,(1) и не кончилось состязание жениха и невесты. Но местную речь не теснила,(2) а для себя отдельные слова брала и за счёт их обогащалась.

В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

И тут случилось то,(1) что должно было случиться. Но так была велика её любовь к Сугомаку,(2) что,(3) будучи водой,(4) повернула своё русло в противоположную сторону от солнечного восхода. Встретились и перемешались их воды в безымянной в ту пору речке, (5)которую назвали позже Кыштым,(6) что обначало « мир спорщиков,затишье».
В8 Замените словосочетание ОТ СОЛНЕЧНОГО ВОСХОДА (предложение 9), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9 Из 18 предложения выпишите грамматическую основу.

В10 В первом абзаце (предложения 1-7) найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В11 В третьем абзаце (предложения 10-12) найдите предложения, не умеющее однородных членов. Напишите номер этого предложения.

В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

В13 В предложениях 10-13 указать номер предложения с необособленным определением.

В14 Из третьего абзаца (предложения 10-12) выписать придаточное определительное.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение iconКубанский государственный медицинский университет
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение iconРешение заседания
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение icon«Медиапсихология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (гос впо) по специальности

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение icon«Журналистское мастерство»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение iconI. Значение работы и безработицы в XXI веке
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н....

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» филиал в г. Озёрске муниципальное образовательное учреждение iconОтчет по лабораторной работе Тема: «Умножение разреженных матриц»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный университет

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции