Скачать 4.57 Mb.
|
9785947230475 ЗОЛОТОЙ ФОНД ПСИХОТЕРАПИИ Morton Chethik TECHNIQUES OF CHILD THERAPY Psychodynamic Strategies Second Edition THE GUILFORD PRESS New York · London Мортон Четик Техники ДЕТСКОЙ ТЕРАПИИ психодшамические стратегии 2-е издание ББК 53.57 УДК 615.851-053.2 453 453 Техники детской терапии. 2-е изд. / М. Четик. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»). ISBN 5-94723-047-Х В данном расширенном издании классической книги подробно излагаются основные проблемы детской психотерапии; особый акцент делается на работе с родителями, которой нередко придается второстепенное значение. В то время как лечение ребенка зачастую носит исключительно медикаментозный характер, Четик подходит к нему с биопсихосоциальной позиции, используя уникальные возможности для глубокого проникновения в эмоциональный и познавательный мир ребенка. В книге рассматриваются все основные нарушения развития в детском возрасте, предлагаются разнообразные эффективные психотерапевтические методы и стратегии. Книга замечательна тем, что дает полное представление о работе психотерапевта, включая подробное описание его мыслей и действий на каждом из этапов этой работы. Важным дополнением ко второму изданию является глава по игровой психотерапии, которая содержит новейшую информацию об одном из самых эффективных инструментов в области детской психотерапии. Несомненно, предлагаемое издание будет полезно психиатрам, психологам, социальным работникам, а также студентам и аспирантам соответствующих специальностей. ББК 53.57 УДК 615.851-053.2 ISBN 1-57230-528-2 (англ.) ISBN 5-94723-047-Х © 2000 The Guilford Press © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 Оглавление Предисловие 8 Часть I. Введение в детскую терапию Введение 10 Глава 1. Основные характеристики пациента-ребенка И Неустойчивое состояние детского Эго 11 Потребность ребенка в игре: функция игры 16 Состояние зависимости ребенка: роль родителей 20 Процессы развития ребенка: возникающие потребности 24 Встречные реакции по отношению к ребенку-пациенту 27 Список литературы 29 Глава 2. Процесс оценки и его роль в лечении 31 Диагностическая оценка Эммануэля Р. и его семьи 31 Психодинамическая формальная оценка 38 Связь с лечением 43 Список литературы 46 Глава 3. Центральная роль игры 48 Определение игры 48 Использование игры в процессе развития 49 Игра и объектная связь 49 Выводы для детского психотерапевта 50 Клинический материал 51 Список литературы 55 Часть II. Работа с родителями Введение 58 Глава 4. Консультирование родителей и перенос родительских функций 59 Случай 1 60 Случай 2 63 Случай 3 65 Случай 4 67 Перенос родительских функций 70 Список литературы '4 Глава 5. Психотерапия отношений родителя и ребенка 75 Клинический материал 77 Обсуждение 81 Список литературы 84 Часть III. Процесс лечения: основные принципы Введение 86 Виды психопатологии 86 Психотерапевтические понятия 86 Список литературы 92 Глава 6. Лечение ребенка с неврозом 93 Фрэд: сведения общего характера, история болезни и описание хода лечения 93 Психодинамическая формальная оценка 96 Курс лечения 100 Выводы 115 Список литературы 115 Глава 7. Лечение патологии характера 116 Роджер: история болезни, первые сеансы 119 Диагностическая оценка 120 Курс лечения 122 Выводы 129 Список литературы 130 Глава 8. Лечение ребенка с пограничным расстройством 131 Обзор теории формирования объектных отношений: контекст развития пограничных и нарциссических расстройств 131 Мэттью: описание симптоматики, история болезни, вопрос диагноза 135 Диагностическая оценка 136 Курс лечения 138 Выводы 148 Список литературы 149 Глава 9. Лечение ребенка с нарциссическим расстройством 150 Том: сведения общего характера, история болезни и симптоматика 151 Лечение 153 Выводы 161 Список литературы 162 Глава 10. Психотерапия реактивных расстройств 163 Подготовительный процесс 164 Случай I: последствия развода 165 Случай 2: реакция на тяжелую утрату 170 Заключение 177 Список литературы 178 Часть IV. Процесс лечения: подробное описание Введение 180 Глава 11. Случай Энди Б 181 Введение: эдипальные годы 181 Первые 4 месяца 196 Средняя фаза 202 Последняя фаза лечения и завершение 210 Список литературы 220 Глава 12. Случай Маргарет M 221 Введение: латентные годы 221 Первый месяц лечения. Сеансы с Маргарет 232 Продолжение работы с Маргарет и ее родителями 236 Центральные проблемы Маргарет и ее родителей 240 Завершение 244 Список литературы 246 Алфавитный указатель 248 Предисловие Данное (второе) издание книги «Техники детской терапии», как и предыдущее, предназначено как для студентов (ассистентов детских психиатров, молодых специалистов в клинической психологии, будущих социальных работников), так и для более опытных практикующих врачей, специализирующихся в связанных с психическим здоровьем разделах медицины, которые заинтересованы в повышении своей квалификации как детских психотерапевтов. В первом издании был подробно описан ряд клинических случаев. Основным доводом в пользу выпуска книги в исправленном и дополненном виде было намерение значительно расширить материал и дать поэтапное изложение специфики психопатологических процессов у детей и родителей. Добавлены отчеты о двух тяжелых случаях, описывающие психопатологический процесс с начала до самого завершения, где я рассказываю читателям о моих идеях и действиях в ходе работы с пациентами и далее выдвигаю на первый план те специфические стороны техники лечения, которые было бы трудно раскрыть в кратком отчете. Другая часть книги, где также расширен и дополнен материал, относится к нашему пониманию роли игры в детской психотерапии. Хотя игровые практики были уже рассмотрены в первом издании, за последние 10 лет в литературе было представлено значительное количество идей и мнений о роли игры в детском развитии, ее использовании во время терапевтического сеанса и укреплении с ее помощью союза между ребенком и психотерапевтом. В новом изложении главы 3 «Центральная роль игры» дается полный обзор и клиническая иллюстрация этих идей. Понимание функции игры — основное профессиональное качество детского психотерапевта. Настоящая книга сохраняет базовые дефиниции и концепции психотерапии, описанные в первом издании, так же как принцип включения в изложение обсуждения и иллюстрации различных вариантов детской психопатологии. По-прежнему остаются предметом рассмотрения и дополнительно иллюстрируются диагностический процесс и различные подходы к работе с родителями, позволяя читателю легко переходить от теории к клиническим случаям в рамках одного расширенного и дополненного издания. Часть I Введение в детскую терапию Введение Цель данной части книги — ввести читателя в ту область психотерапии, объектом которой является ребенок как особый тип пациента. Это означает необходимость близкого знакомства с эмоциональным и познавательным миром ребенка и сопоставление маленького пациента со взрослым по степени готовности к психотерапии. Главы 1 и 3 сосредоточивают внимание на этих различиях. Некоторые из них обусловлены «незрелостью» ребенка, его зависимостью от родителей, а также тем, что он находится в процессе непрерывного развития. Эти различия видоизменяют процесс психотерапии, его структуру, а иногда и цели самого лечения. С помощью материала, приведенного в этой части книги, иллюстрируются и обсуждаются необходимые дополнения и изменения метода. В наибольшей модификации при работе с детьми по сравнению со взрослыми нуждается форма общения между пациентом и терапевтом. Важнейшая цель всей психотерапии — работа с эмоциональной жизнью пациента. Игра становится основным средством взаимодействия с большинством детей, так как для ребенка это главный способ выразить свою эмоциональную жизнь. Глава 3 вводит читателя в круг этих проблем. В ней внимание фокусируется на том, как важна игра в развитии личности, во взрослом возрасте так же, как и в детстве. Здесь рассказано, как подготовить почву для игры, как способствовать ее началу в ходе сеанса и как использовать ее, когда она начинается. Рассмотрение данных тем проходит красной нитью сквозь всю книгу, будучи подкреплено клиническим материалом. Хотя именно главы 1 и 3 по преимуществу являются введением в методику детской терапии, описание процесса диагностической оценки в каждом рассматриваемом случае подготавливает психотерапевта к решению специфических проблем, которые возникают в ходе лечения. Диагностическая оценка происходит в процессе психотерапии, являясь неотъемлемой ее частью. В главе 2 рассматриваются следующие вопросы: как проводить диагностическую оценку, как строить диагностическую формулу и как оценка личности может быть использована для построения общего плана, прогнозирования и улучшения качества терапевтического процесса. Глава 1 Основные характеристики пациента-ребенка Чтобы заниматься детской психотерапией, необходимо ориентироваться в том, что представляет собой мир ребенка. Цель данной главы состоит в том, чтобы «подготовить почву» и дать общую ориентацию в отношении юного пациента. К сожалению, обычна тенденция привнесения опыта, сформированного взрослым миром, и взрослой модели лечения в детскую терапию. В психотерапии взрослых большинство методов лечения были разработаны по отношению к пациенту с относительно устойчивой, структурированной личностью и Эго. Отличительный признак ребенка-пациента, однако, состоит в том, что его личность пребывает в состоянии эволюции и непрерывного изменения и его Эго — незрелое. Что это значит — пытаться заниматься психотерапией, когда механизмы защиты пациента, как и следует ожидать, хрупки, когда его познавательная способность невелика, когда чувство страха возникает чрезвычайно легко, когда Суперэго ограничено и когда может доминировать вера в волшебство и всемогущество? В этой главе обсуждаются пять основных вопросов.
Неустойчивое состояние детского Эго Детское Эго по природе своего развития нестабильно по сравнению с Эго взрослого, оно постоянно меняется, регрессирует и стоит намного ближе к миру первичного процесса. Зачастую возникает нестабильность границ Эго, особенно в период стресса. Под понятием первичный процесс мы подразумеваем такой психический процесс, в котором имеет место приостановка деятельности или отсутствие логического аспекта психики, и элементы бессознательного выражаются в примитивных формах без осведомленности о реальном времени. За некоторыми исключениями в лечении ребенка преобладает отреагирование. Он стремится к переживанию своих удовольствий и страхов, и его расстройства проявляются в форме прямого действия и игры, по мнению Олдена, Фрейда и Энтони (Olden, 1953; Freud, 1965; Anthony, 1964). Дейвис (Davies, 1999) обсуждает некоторые из специфических детских страхов, которые создают разрушительное поведение: реакции на агрессивные чувства, боязнь быть замещенным в родительской любви, неудачи в контроле телесных функций, боязнь быть отвергнутым сверстниками и связанные с этим страдания, страхи, вызванные неадекватным исследованием реальности и волшебным мышлением. Для обращения к этой проблеме было бы полезно рассмотреть маленького пациента-ребенка. Марк, пяти с половиной лет, при его диагностической оценке и на ранних стадиях лечения, ярко олицетворяет состояние детства. Его эмоциональное состояние довольно нестабильно. Несмотря на то что расстройства у Марка весьма значительны, этот пример иллюстрирует, хотя и в несколько преувеличенном виде, все те проблемы, которые возникают при работе с пациентом-ребенком. Клинический материал Марк был направлен ко мне по причине своей длительной борьбы с окружающими и поведения, зачастую полностью выходящего из-под контроля. Марк был небольшого роста, но крепко, пропорционально сложенный ребенок, и выглядел, как будто был «готов к бою». Он обладал приятной внешностью: смуглый, с яркими чертами лица, был похож на мать. Его появление было чрезвычайно бурным. Он лазал, вертелся, носился, вместо того чтобы просто переходить с места на место. Его родители рассказали, что основной формой отношений Марка с окружающими, а особенно с матерью, является борьба, и они, кроме того, отметили, что уже находятся в полном тупике в своих попытках взаимодействовать с ним. Они чувствовали, что исчерпали до предела все возможные методы — они говорили с Марком, убеждали его, наказывали и шлепали и даже предоставляли ему специальные полчаса «времени Марка» в день, но ничего не помогало. Что касается истории болезни, то трудности с Марком начались, судя по всему, в течение его третьего года жизни, когда мать была беременна его братом Ричардом. (В семье было три мальчика: Джейсон на два года старше Марка, Ричард на два года младше его.) В то лето, когда протекала беременность, было особенно жарко и влажно, и миссис Л. казалось, что вынашивать Ричарда ей трудно и утомительно. Марк очень активно учился ходить. В добавление ко всему она сосредоточивалась на переменах, происходивших в ней. Она стала более раздражительной по отношению к Марку, менее терпимой. Она сообщила мальчикам о том, что приближаются роды, за ночь до того как Ричард родился; Марк к тому моменту как раз научился вылезать из своей кроватки. Когда миссис Л. вернулась домой с новым малышом, трудности начали усугубляться. Однажды вечером она обнаружила Марка, сидящего в кроватке верхом на малыше, и тогда она начала запирать Марка ночью в его спальне на ключ. Он выразил мощный протест, и она сдалась и открыла дверь. Но теперь Марк постоянно вылезал из своей кроватки. Она и ее муж, желая как-то удержать его внутри кровати, надстраивали все более и более высокое ограждение. Выказывая невероятные усилия, Марк перелезал через все преграды с целью освобождения. Этот образец демонстративного неповиновения распространился на все сферы семейной жизни. Что касается обучения пользоваться туалетом, то Марка заставляли садиться на горшок, но пачкался он сразу после вставания. Мать начинала сердиться и выходила из себя. В трехлетнем возрасте Марка, если можно так выразиться, «приучали» проситься на горшок во всех необходимых случаях, тем не менее на момент его диагностической оценки имели место ежесуточное ночное недержание мочи, пачканье штанишек время от времени и периодическое обмачива-ние в течение дня. Мать также описала примеры провокационного пачканья — случаи, когда он просто спускал штаны и испражнялся на соседский газон. По мере того как расширялись горизонты деятельности Марка, распространялось вширь и его антисоциальное поведение. Он стал своего рода «кошмаром» для района, где жил. Он часто бывал агрессивен со своими друзьями на улице, он мог внезапно ударить и пихнуть без всякой на то причины. Он возглавлял маленькие набеги на соседские дворы и мог взять шланг для поливки, включить воду и направить ее в кухню или подвал. Его мать саркастически заметила, что их семья стала «весьма популярной» в квартале. Несмотря на историю трудностей поведения и неподконтрольные действия, было невозможно предвидеть бурю, разразившуюся в первые месяцы лечения. Марк проявлял абсолютную неуправляемость в каждом интервью, зачастую спустя первые несколько минут после начала. Его поведение свидетельствовало о явной панике, агрессивности и саморазрушении. Вот пример одного из ранних сеансов. Марк вошел в кабинет врача и быстро подбежал к домику и конструкторам. За минуту он собрал мамину кровать, папину кровать в одной комнате и детскую кроватку в другой. Между маминой и папиной кроватями последовала мощная борьба, причем папина часто оказывалась сверху. Страшные звуки раздавались из комнаты, и малыш испугался. Внезапно детали конструктора разлетелись, а домик был перевернут вверх дном. Марк принялся стремительно карабкаться по мебели, не обращая никакого внимания на то, что ему говорил терапевт; он скакал и кидался на диван до тех пор, пока не ушиб руку. Он завопил от боли и отдыхал несколько минут. Вдруг он сорвался с места снова. Теперь он решил снять с себя обувь и носки и провертеть дыру в штанах. Казалось, им овладело безумие, он переворачивал стулья, кидался подушками и орал на терапевта. Он явно был страшно испуган и звал свою мать, за которой терапевт пошел вместе с Марком. Он закончил интервью тем, что снял штаны и попытался помочиться на пол. Казалось, что любая игра, к которой обращался Марк, быстро порождала повод для жутких страхов, связанных с этой игрой. Описанная выше первоначальная сцена была лишь одним из примеров. Дети обычно выражают свой страх путем моторной разрядки. Так, когда Марк испугался того сексуального материала, который раскрыла его игра, он выразил свой страх на языке детей — через крики, швыряние предметов и борьбу. Через 2 недели лечения его родители доложили на «экстренной» встрече, что Марк напал на другого мальчика так жестоко (он протащил его волоком за капюшон куртки через целый квартал), что его теперь приходилось сопровождать в школу и из школы. Директор предупредил, что этот случай вместе с предыдущими случаями его плохого поведения может повлечь за собой временное исключение его из школы. Вскоре стало ясно, что психотерапевту необходимо установить твердый и неукоснительный контроль. При первом признаке тревоги психотерапевт убирал все «бросаемые принадлежности» из комнаты — стулья, подушки, бумаги; все это было сложено в стенной шкаф, который запирался на ключ на все оставшееся время сеанса. Правила лазания (например, запрыгиванье на стол или на диван в обуви запрещено) должны были полностью выполняться сразу и без оговорок. Психотерапевт сопровождал Марка в туалет и в случае необходимости входил туда в любой момент. В течение этого раннего периода лечения, когда создавалась психотерапевтическая среда и разрабатывался план лечения, психотерапевт использовал методы вербального и физического воздействия и работал над дифференциацией контроля и наказания. Например, на раннем этапе лечения психотерапевту иногда приходилось держать Марка. Марк всегда в таких случаях пугался, так как он ожидал, что ему сделают больно. Тогда психотерапевт спокойно объяснял, что он держит Марка для того, чтобы тот не сломал что-нибудь и не причинил себе боли, и что он отпустит его как только Марк успокоится. Позже, когда все успокаивалось, он продолжал объяснять ему, отчего он держал его, даже несмотря на то что Марк беспокоился, что доктор сделает ему больно. Открытость психотерапевтической ситуации быстро показала панически пугающий Марка скрытый материал (например, мамина и папина кровати), и терапевт отметил регрессию, панический страх и расстройство. В 1982 году Энтони (Anthony, 1982) описал маленького ребенка в когнитивных терминах. В ребенке, как первым указал Пиаже, господствует эгоцентризм. Он не является сознающим себя мыслителем, и он радикально отличается от подростка или взрослого. Его мышление в высшей степени конкретно, упрощенно операционально и обращено в настоящее. Ребенок никогда не думает о том, что он думает, он имеет ограниченные способности к размышлению и испытывает трудности в создании спонтанных ассоциаций между идеями и событиями, широко отделенными друг от друга во времени и пространстве. Это относительно неразвитое состояние детского Эго имеет важное значение в начале процесса лечения. |
«Возвращенная» литература Однако после свержения Хрущева начинаются систематические преследования, и с 1975 по 1994 год писатель находился в эмиграции. Советское... |
К Постановлению Правления пфр Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования... |
||
Золотой медалью 9 человек, серебряной 6 В 2012-2013 учебном году 8 выпускников награждены золотой и 8 серебряной медалями (в прошлом учебном году золотой медалью 9 человек,... |
Литература и искусство в наше время становятся все более мощными... Несколько слов к перепечатке главы "Библиотерапия" из старого, "советского" "Руководства по психотерапии" |
||
Положение о школьном кукольном театре «Золотой ключик» муниципального... Настоящее положение регулирует деятельность школьного кукольного театра «Золотой ключик» |
Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) Современной психотерапии. Монография рассчитана на врачей, психологов и педагогов, работающих психотерапевтами, консультантами по... |
||
Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии... Книга предназначена для специалистов, занятых в сфере психотерапии и психокоррекции, врачей психотерапевтов, медицинских психологов,... |
Интернет-курс по дисциплине «Бюджетная система рф» для специальности «Финансы и кредит» Москва Пенсионный фонд Российской Федерации (пф рф) – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового... |
||
Книга рассчитана на психиатров, невропатологов, врачей широкого профиля.... В пособии освещены вопросы психотерапии и, в частности, гипноза на основе идей нервизма. Представлен критический разбор некоторых... |
Учебное пособие Красноярск Москва 2001 Данное издание осуществлено... Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |