Авторская методическая система обучающего характера




Скачать 139.12 Kb.
Название Авторская методическая система обучающего характера
Дата публикации 10.05.2014
Размер 139.12 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Авторская методическая система обучающего характера
Говорят, обучая других, учишься вдвойне. Работая с учениками старших классов, я поняла, что учитель родного языка должен быть творческой личностью. Он должен сделать учебный процесс содержательным, чтобы каждый урок или внеклассное занятие пробуждали у детей любознательность, желание показать свои знания и умения.

В ходе педагогической деятельности я убедилась в том, что если дети почувствуют красоту родного языка, его звучность, образность, они осваивают его, а вовлечение их в кружок «Удивительная грамматика», который я веду, в проведение утренников, повышает их интерес к преподаваемому мной предмету.

Однако любое обучение способствует развитию мысли и воспитывает интерес к учебе только тогда, когда оно является радостью познания. Для этого учащиеся должны осознать необходимость активного и систематичного углубления своих знаний. Я, как педагог, стараюсь последовательно, наглядно, доступно, прочности, связывая теорию с практикой преподнести им новый материал. С этой целью я учу детей мыслить. Ребенку, научившемуся самостоятельно мыслить, легче воспринять новые понятия или явления, систематизировать и обобщать ранее известное.

Наблюдательность, умение сравнивать, подводить итоги, выработанные на уроках и на внеклассных занятиях, помогают моим ученикам понять программный материал.

Для того чтобы углубить знания учащихся по родному языку, для развития у них поисковых склонностей, я составила занимательный материал, вошедший в пособие «Г1яжаибси азбука». Данное пособие даёт мне возможность углубить знания учащихся в игровой форме, привить им любви к данному языку.

Моя собственная методическая система обучающего характера наиболее эффективна на кружковых занятиях. На этих занятиях мои ученики 5-6-х классов знакомятся не только с теоретической частью изучаемой темы, но и выполнять в специально заведенных тетрадях практические задания, которые помогают обратить внимание учащихся на конструкцию слов.
ХIяз "Ганзухъкад удидяхI"
1) Илдала чудни-хинкIи дару;

2) ГIяяркьянас дигахъу;

3) ЦIедеш далцIена бикIар;

4) ЦIабилкь;

5) Дебали хъярхъси урчи;

6) ХIебла баз саби;


1































2

а




























3

а




























4

а




























5

а




























6

а




























7

а




























8

а




























9

а




























10

а



























7) БерхIила рангли билкьан;

8) Лугнани харииру;

9) Гьарзадешлис бикIар;

10) Гьундурачи дурадулхъан.

Жавабти: 1) а; 2) ав; 3) анхъ; 4) анкъи; 5) айгъир; 6) апрель; 7) авхазан; 8) аршикьяна; 9) авадандеш; 10) архIяликьяна.


Даю и такие задания, которые помогут запомнить значение омонимов и омографов.

Ишди дугьбала мягIна гьаргбарая:
а) Бизиси берта – хIила берта; дег бакьун – аргъ бакьун; кьалтин бяхIяхъиб – хя бяхIяхъиб; виштIасила бай – имиа бай; музала бекI – шила бекI.
Всего лишь одна буква способна изменить смысл отдельного слова. Поэтому даю задания на смыслоразличительную роль букв в различных словах.
АхIедиути хIурпри даргая:
Ба-, ба-, ба-, ба-; бе-, бе-, бе-, бе-; бу-, бу-, бу-, бу-, бу-, бу-, бу-; бя-, бя-, бя-.
Жавабти: баз, бац, бай, бак; бецI, бекI, бехI, бег; бутIа, буза, бугъа, бурт; буруш, бурукI, бурух; бяхI, бятI, бяхъ.
Подобные задания способствуют не только расширению словарного запаса, но автоматическому запоминанию правописания искомых слов. Такие игры дают мне возможность использовать эвристический метод получения учащимися знаний. Интересны учащимся задания с решением ребусов.

Ребусуни арзая:



Б


+




+


кь


+














+ем+




а




Б +



+ з

;






+

гъ






+ас +и


Жавабти: баркьуди, бехIемцI, бириз, бухIнабуц, бяхIри
Игровая форма заданий позволяет обратить особое внимание на, казалось бы, непримечательные слова и тем самим расширить кругозор учащихся. Вот задания, которые позволяют искать внутри слов новые слова:

Ишди дугьбала духIнар гIурра дугьби даргая:
Гавлаг, гажин, гав, ганзухъ, гарда, гула, гили, гуми.
Жавабти: гав, лаг; га, жи; ав; ганз; гард, ар; ула, у; ги, ил; уми.
Я даю и такие задания, которые позволяют учащимся научиться подбирать синонимы или антонимы:
Синонимти (мягIнализир цаличи ца гъамти дугьби) даргая:
ГъайикIес - ..., гъалагбарес - ..., гъапулбиэс - ..., гъинчIбизес - ..., гъудураэс - ... , гъузгъалдивиэс - ... , гъяжбарес - ... , гъунчIурикIес - ... , гъярбердес - ..., гъятIаэс - ... , (иш гьакIлизибра ученикунани дугьбала мягIна хIергъули биалли, учительли кумекбарес вирар).
Жавабти: ихтилатикIес, лугIянбарес, бусаэс, пишбяхъес, бархаэс, гIясивиэс, чIинтIаэс, хъутурикIес, бутIнадбарес, пашбехъахъес.



Антонимти (мягIнализир цаличи ца къаршити дугьби) даргая:
Гапбарес - ... , гардарбарес - ... , гербикIес - ... , гурбикIес - ... , гушбиэс - ... .
Жавабти: батIес, паргъатбиахъес, тIашбизес, лехIкахъес, белкъес.



Нравятся учащимся и такие задания: искать в цепочке букв знаменательные слова:
Иш рахажлизи сегъунти дугьби дигIяндикили?
ГилигаминачинизбисагаталихIбикаризкьикIапIи
Жавабти: гили, лига, гами, мина, начи, чини, низби, биса, сага, гата, талихI, лихIби, бика, кари, ризкьи, кьикIа, кIапIи.
Самое трудное для учащихся, общающихся в повседневной жизни на русском языке, - это запоминание написания в словах двойных букв. Поэтому для запоминания написания в словах таких букв, я создала кроссворды. А для того, чтобы научить учащихся составлять словосочетания, я составляю и такие задания:
Удирти существительноебачил дузахъес далдикибти глаголти даргая.


... мукьара ... тIярхъи

... кьяца ... някъ

... берхIи ... жита

... хъапIа ... кьацI

... урчи ... къала


Жавабти: далдиркути глаголти: гьаббуциб, гьаббаши, гьаббакIиб, гьаббердиб, гьаббухъун, гьабариб, гьакIбариб, гьанкIбухъун, гьанбикиб, гьарасиб.
Для того, чтобы научить детей составлять предложения, я даю такие задания:
Ишди дугьбала цалабикуназирад предложениеби дарая.
Хъарбарес хъубзарличи, хъарахъес хъуцIарличи, хъарбикес хъяшачи, хъярхъдиэс хъябхъя, хъяшбердес хъитIа, хъябруцикес ХъябцIачи, хъябличиасес хъарбаркь, хъярхъикес хъарахълизи.
Для того чтобы запомнить значения слов предлагаю игровой материал типа «Скажите одним словом»:
Бурая ца девличил, се сабил:


1) Бурхлиуб пукьа лушан - …

2) БегIлара бугIярси манзил - …

3) Хяб кьяшлизибси лига - ...

4) Халакараибси жагаси рурси - ...

5) ТIалхIянала хъар гIейкIан - …

6) Кьукьубау адиути дабри - ...

7) ТIалхIяна дируси цIуба гIянжи - ...


Жавабти: чатIа, чилла, чярда, чехьери, чебхьла, чакма, чини.
Моим учащимся очень интересны, как они говорят, «математические» задания:
Се бетарара?
а) "Азбар" ибси девла синонимличи + р = ? (гIяя+р)

б) "ЦIедешличи" + и = ? (гIинц+и)

в) "МицIирагличи" + б = ? (гIяра+б)

г) "Бухъалаличи" + ул = ? (гIяб+ул)

гъ) "Бархибдешличи" + ан = ? (гIянд+ан)

гь) "Бухъмуйличи" + икь = ? (гIяш+икь)

гI) "Гапбареси баркьудиличи" + ял = ? (гIяхI+ял).
Для развития речи я даю скороговорки и чистоговорки.
Къалабали ая:
1) ГIяхIялдеш дигусила гIяхIлира гIяхIти бирар.

2) ГIяйнир гIяргIни гIяйдикIулри, гIяргIя-чIули халтIдирулри.

3) ГIямзилар ГIямарла гIярми гIярглири, гIясиси ГIямарла гIямал буири.
Мои ученики любят анаграммы и с удовольствием выполняют такие задания:

Анаграммаби детаахъая.
а) Дару -... , б) диги -... , в) диркьа -... , г) дулагъ -... , гь) дурши -... .
Жавабти: а) удар (мурали); дура (саламти); (шила) дура; б) игид (цIали); гиди (биштIаси); в) Кьадир; г) дулгъа; гъ) иршуд (аршили).
С заданиями на нахождение искомой буквы справляются и слабые учащиеся:



Деткахъибти хIурпри даргая ва дугъби детаахъая.
къ - - къ къ - - къ къ - - - къ

къ - - - къ къ - - - къ къ - - - къ

къ - - - къ къ - - - - къ къ - - - къ

къ - - - - къ къ - - - -къ къ - - - - - - къ.

Жавабти: къянкъ, къабакъ, къазакъ, къандакъ, къаякъ,, къумукъ, къуллукъ, къармукъ, къидикъ, къучакъ, къиликъ, къурумсакъ.
Для запоминания направлений даю учащимся и такие задания:
Се иргъахъули ишди ургнани?



А) 2 Б)









Жавабти: а) Иш, икI, ит, их. б) ИшабяхI,икIабяхI, итабяхI, ихабяхI.
IX. Вавала кIапIрачи ца-ца хIярп делкIеная

ва дугьби детаахъая:
1 1) Бархьдеш. 2) Адамта къакъличиб

7 1 биху 3) Давла. 4) ВацIала галга.

2 5) Спортла хIязанас удибуршуси

6 МА- буруш. 6) РайхIян вавала гье.

3 7) ХIяйвантази ируси жи.
5 4 Жавабти: мар, мах, мас,

махъ, мат, мак, магь

На изучение заимствованных из русского языка слов даю и такие игры: «Буквы заблудились. Верните их на свои места».
ХIурпри дархили сари, кадатирая илди чула мераначи.
Щобетижеи, кортытак, сотвор, лабогияиц, ронаг,
форорафгия, недотелие, онрагицизая, поты
Жавабти: общежитие, открытка, остров, облигация, орган, орфография, отделение, организация, опыт.
Даю и такие игры: «Слоги заблудились. Верните их на свои места».
БиркIантас дузби даргая, дархили сарину илди:
Ухъ... – та уз... – ши

Ул... – за ур... – да

Ур... – на ун... – га

Ум… – хъу уб... – ра

Ун... – ги ур... – чи

Ус... – ка ур... – би
Жавабти: ухъна, урги, улка, умхьу, унза, уста, узби, урши, унра, убза, урчи, урда.
Я составила очень много загадок, которые помогают учащимся запомнить правописание искомых слов. Например, такие:
Багьирабас жавабти даргая.
1.Кункси саби – пяхIул ахIен, журугси саби – тап ахIен,

Дуклуми хIейалра, урцес дигахъу. (ПушягI).

2. КIухбикIул тIамала бегI, тIасцада лихIбала бегI,

Бахъ бухъяна къянкъличил хIянчи дарес пагьла бегI. (Пил).

3. Илди гьанна цIа ахIен, гавла гулумти ахIен,

Сецад пусдикIаллира, илди я гIянжи ахIен. (Палда).

4. Душиличиб хъисхъаван ил гьавакадли арцар. Чи?(Парашютист).

5. Авмузан хъали саби, Унза-улкьай агарси,

Хъалчличибад ибхьуси; шалкIуб шадиб башуси,

Кьасиличиб бусуси. (Папка).

Достоверно известно, что только мудрец умудряется учиться у детей. В ходе своей педагогической деятельности я прислушивалась к потребностям учащихся, к особенностя их мышления и убедилась, что игровой метод воспитывает интерес к учебе и приносит ученику радостью познания. Ведь со знаний, полученных детьми в школе, начинаются знания будущих студентов, будущих специалистов. Своим опытом я делюсь и с молодыми специалистами.

Я стараюсь вести и уроки доступным для ученического восприятия языком, конкретизируя изучаемые темы примерами из жизни; объясняю уроки, опираясь на правила, схематические изображения, таблицы и т. д.

Контролируя знания учащихся, применяя карточки, раздаточный материал. Стараюсь формировать у школьников орфографическую зоркость, добиваюсь правильного произношения учениками даргинских слов, словосочетаний, составления предложений и текстов.

Для закрепления знаний учащихся провожу конкурсы, тестирование, выпускаю стенгазеты, подготавливаю альбомы.

Насколько высока педагогическая активность и широки педагогические возможности учителя, показывает его методическая система обучающего характера Она свидетельствует о популярности учителя среди учеников, ведь он привлекает их как личность.

Я – учитель родного (даргинского) языка и литературы. Это значит, что мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. На своих уроках я, прежде всего, стараюсь решить проблемы нравственного воспитания. Доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, любовь к родной природе – вот те качества, которые я стараюсь воспитать у своих учеников, Эти качества во все времена составляли непреходящую ценность человеческой культуры.

Каждый ребёнок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.

Основной цельюмоей методической системы обучающего характера является развитие личности учащихся с учётом его возраста, интеллекта и интереса, выявления и раскрытия природных способностей каждого ученика. Для этого веду дополнительные занятия по предмету.

В школе я веду кружок даргинского языка «Удивительная грамматика». Занятия в этом кружке помогают учащимся глубоко погрузиться в мир его образов, почувствовать, восприять его неповторимую прелесть, установить прямой контакт между автором и читателем. Для одарённых детей это возможность развивать свои творческие способности. Они оформили альбом «Наши таланты». Члены кружка учатся составлят кроссворды по изучаемым темам.

Занимаясь в кружке, учащиеся не только приобщаются к искусству составления словных игр, но и формируются нравственные убеждения, эстетические принципы, духовные потребности, художественный вкус.

Готовлю учащихся к олимпиадам. Среди учеников, занявших на них призовые места, есть и члены литературного кружка.

По кружку учащиеся имеют тетради, где ведут записи заданий, отмечают свои наблюдения, пишут о своих «находках».

Ежегодно я и мои воспитанники принимаем активное участие в проведении месячника даргинского языка и литературы. Учащиеся пишут сочинения, выступают на конкурсах чтецов, выпускают газеты.

В нашей школе месячник даргинского языка и литературы проводится как праздник, в ходе которого мы, с учётом возрастных особенностей учащихся, используем разнообразные виды и формы работ. В течение месяца учащиеся погружаются в мир даргинского языка и литературы. В этот период интерес к предметам повышается и на уроках.

Безусловно, чтобы постоянно поддерживать его, мало давать хорошие уроки, нужно планомерно, систематически развивать даже уже апробированную методическую систему обучающего характера.

Курбанова Айша Ханаевна, учительница даргинского языка и литературы МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Каякентского района Республики Дагестан



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторская методическая система обучающего характера icon Агаркова Н. Г, Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук
Программа(государственная, авторская, год издания, авторская – где и кем утверждена)
Авторская методическая система обучающего характера icon Учебник для вузов
Методическая система обучения военнослужащих (методы, формы обучения и виды учебных занятий) 207
Авторская методическая система обучающего характера icon О методической работе в школе
Методическая работа в школе -это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных...
Авторская методическая система обучающего характера icon II. основные понятия. Заработная плата
Зокаева В. К. городского округа Нальчик (далее – Учреждения) определяет порядок и условия оплаты труда работников, устанавливая:...
Авторская методическая система обучающего характера icon План работы методического объединения учителей русского языка и литературы...
Методическая тема: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования
Авторская методическая система обучающего характера icon Методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...
Авторская методическая система обучающего характера icon Программа и план научно-методической работы на 2013-2014 учебный...
«Средняя общеобразовательная школа №50» г. Грозного – это система мер, базирующаяся на достижениях науки, передового педагогического...
Авторская методическая система обучающего характера icon Методическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»
Авторская методическая система обучающего характера icon Образ Мелисинды в пьесе Э. Ростана и мозаике М. Врубеля «Принцесса Греза» Тихоненкова А. В
Роземондой Жерар, которая позже стала его женой. Восточная принцесса Мелисинда много черт характера берет от жены автора, в частности,...
Авторская методическая система обучающего характера icon План работы шмо учителей начальных классов на 2013 – 2014 уч год. Методическая тема
Методическая тема: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции