Скачать 118.18 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб – разлуки и дым…» Аудитория: обучающиеся 1 и 2 курса. Автор: преподаватель русского языка и литературы Тимофеева Н.В. Место работы: ВПМТТ «Юность» Тема урока: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала…» Цели: - расширить знания, полученные на уроках истории и литературы о ВОВ; - создать условия для более глубокого ознакомления подростков с историческими этапами и событиями ВОВ; - расширить понимание роли победы Советского союза в ВОВ, ее значение и влияние на формирование национального самосознания российских граждан; - анализировать и интерпретировать поэтическое произведение; - формировать навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества; - формировать неприятие к любым проявлениям фашизма, толерантность, историческое мышление и сочувствие к жертвам геноцида. Задачи: - учить анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы; - учить проводить поисковую работу тематического поэтического текста; - учить высказывать свое мнение; - выразительно читать поэтический текст, соблюдая нормы литературного произношения; - соотносить художественную литературу с общественной и исторической жизнью и культурой страны, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание выбранного литературного произведения. Форма урока: тематический урок. Методические приемы: индивидуальные беседы с анализом поэтического и прозаического текстов, музыкальное и видеосопровождение, использование документального фильма, фотографий ВОВ. Гипотеза: - если активизировать читательский интерес учащихся, то они смогут осознанно воспринимать поэтическое произведение в единстве формы и содержания; - адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; -интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - осознавать опасность увлечения молодежи идеями фашизма и национализма, видеть прямую связь с мировым терроризмом. Оборудование: документальный фильм «Обыкновенный фашизм», презентация фотографий о ВОВ, видеосюжеты военной хроники. Стихи, музыка и песни о ВОВ советских и русских поэтов и композиторов. Предварительная подготовка к уроку: - индивидуальная подборка стихов, отработка навыков выразительного чтения; - презентация фотографий о ВОВ; - подборка видеосюжетов. Ход урока Слова учителя: Все дальше от нас Великая Отечественная война, уходят в прошлое события военных лет. Но для меня лично тема войны в русской литературе самая болезненная и трепетная. Почему? Может быть, перефразировав, я скажу словами Н. Дмитриева. В шестидесятые рождены, Войны не знали мы, и все же В какой — то мере все мы тоже Вернувшиеся с той войны Чтец. «22июня 1941 года», Степан Щипачев. Муз. « Синий платочек » 22 июня 1941 года Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрыли люки. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких – то пять минут осталось! Я о другом не пел бы ни о чем, А славил бы всю жизнь свою дорогу, Когда б армейским скромным трубачом Я эти пять минут трубил тревогу. Слова учителя: «Жестокость является благом для будущего... Войну против России нельзя вести по рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью... Ты должен со знанием своего достоинства проводить самые жестокие и беспощадные мероприятия , которые требует от тебя германия». Чтец: « Над убитым ребенком». Михаил Голодный. Муз. «Священная война» Стих, Лебедева - Кумача Муз. Александрова Над убитым ребенком В траве некошеной – замученный ребенок. Смерть не дала ему больших ресниц смежить. И светлые глаза глядят как бы спросонок На этот мир в цвету, где я остался жить. А солнце высоко; не зная преступленья, Щебечут птицы, сердце полонив. И, словно в пьяном сне, над жертвою глумленья Рой синих мух жужжит среди цветущих нив! И, вспомни в друг о том, что за поселком где – то Мать жаркую слезу смахнет с лица тайком, Не жду я от друзей ни вздоха, ни ответа,- Хочу я одного – врага найти штыком!... Слова учителя: Первого сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, Началась Вторая Мировая война. Путь к победе был труден и долог. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь, смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести. Живая память о бессмертном народном подвиге – стихи советских поэтов, участников грозовых событий ВОВ. Набатным колоколом зазывали их голоса с первых же дней фашистского нашествия, мобилизуя свой народ на борьбу, на победу. Чтец: «Две строчки». Александр Твардовский. Две строчки Из записной потертой книжки Две строчки о бойце – парнишке, Что был в сороковом году Лежало как – кто неумело По детски маленькое тело. Шинель ко льду мороз прижал, Далёко шапка отлетела. Казалось, мальчик не лежал, А все еще бегом бежал, Да лед за полу придержал… Среди большой войны жестокой, С чего – ума не приложу, Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу, Примерзший, маленький, убитый На той войне незнаменитой, Забытый, маленький, лежу. Слова учителя: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай...» Это была памятка каждому фашистскому солдату. Чтец: «Майор привез мальчишку на лафете». Константин Симонов. Майор привез мальчишку на лафете. Песня «Эх, дороги», Майор привез мальчишку на лафете. Авт. Лев Ошанин Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней. Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет. Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал. Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой… Ты говоришь что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой… Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой придти не сможет до конца. Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он. За тридевять земель, в горах Урала, Твой мальчик спит. Испытанный судьбой, Я верю: мы, во что бы то не стало В конце концов, увидимся с тобой. Но если нет, когда наступит дата Ему, как мне, идти в такие дни Вслед за отцом, по праву как солдата. Прощаясь с ним меня ты помяни. Слова учителя: Гитлер заявил: « Дайте мне десять лет, и вы не узнаете Германию. И точно, немцы не узнали свою страну в гитлеровском рейхе, она вся была опутана колючей проволокой. Тысяча сто концентрационных лагерей было на территории фашистского государства. Чтец: «Они с детьми погнали матерей» Муз. «Бухенвальдский набат» Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, куча дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят... Нет. Этого я не забуду дня, Я незабудку никогда, в веки! Я видел: плакали, как дети, реки. И в ярости рыдала мать — земля... Я слышал мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг,- Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался звук... Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? - И хочет вырваться из рук ребенок. И страшен, плачь , и голос тонок. И в сердце он вонзается, как нож. Слова учителя: В концлагерях, созданных гитлеровцами, совершались различные насилия и истязания над людьми. Например, комендант Янковского лагеря ради развлечения стрелял в заключенных с балкона своей канцелярии. Патом передавал автомат жене, и она тоже также стреляла. Иногда для того чтобы доставить удовольствие дочери, он заставлял подбрасывать в воздух четырех и двух летних детей и давал по ним очередь из автоматов. Дочь в ответ аплодировала и кричала: «Пап, еще» . В 1943 году в день рождения Гитлера ( ему исполнилось 54 года) он лично выбрал из числа заключенных 54 человека и расстрелял их. А однажды сотрудник гестапо с руководителями лагеря поспорил, что он одним ударом секиры разрубит мальчика. В доказательство он поймал в лагере 10 — летнего мальчишку , поставил его на колени, заставил сложить руки ладонями вместе т пригнуть к ним голову, примерился и ударом секиры разрубил мальчика вдоль туловища. Известны такие случаи когда фашисты, работавшие в лагере смерти, сами душили женщин и детей. А мужчин зимой замораживали в бочках с водой; подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; протыкали тело заключенных куском железа, плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по движущейся мишени». Чтец: « Родился мальчик в дни войны», Александр Твардовский Родился мальчик в дни войны Родился мальчик в дни войны, Да не в отцовском доме, Под шум чужой порскай волны, В бараке на соломе. Зачем ты, горестный такой, Слеза моя росиночка На свет явился в час лихой, Краса моя кровиночка? Зачем в такой недобрый срок Зазеленела веточка? Зачем случился ты сынок, Моя родная деточка? Зачем ты тянешься к груди Озябшими ручонками Не чуя горя впереди, В тряпье сучишь ножонками? Живым родился ты на свет, А в мире зло несытое. Живым - беда, а мертвым — нет, У смерти по защитою. Целуя зябкий кулачок, На сына мать глядела: А я причем, - скажи, сынок,- А мне какое дело? Скажи: какое дело мне, Что ты в беде , родная? Ни о беде, ни о войне, Ни о родимой стороне, Ни о немецкой чужбине Я, мама, знать не знаю. Слова учителя: В соответствии с планом Барбаросса предусматривалось захватить город Ленинград и уничтожить балтийский флот. И с 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 900дней и ночей. Люди падали от голода прямо на улице — замерзали, умирали. Покойники были страшными : кости, обтянутые кожей, не закрывающиеся рты... Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки и мужчины. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2млн. 887 тыс. человек. Чтец «Отец и сын», А.Твардовский «Отец и сын» Быть может, все несчастье От почты полевой: Его считали мертвым, А он пришел живой. Живой, покрытый славой, Порадуйся, семья! Глядит - кругом чужие. - А где жена моя? - Она ждала так долго, Так велика война. С твоим бывалым другом Сошлась твоя жена. - Так где он? С ним по-свойски Поговорить бы мне. Но люди отвечают: - Погибнул на войне. Жена второго горя Не вынесла. Она Лежит в больнице. Память Ее темным-темна. И словно у солдата Уже не стало сил. Он шепотом чуть слышно: - А дочь моя?- спросил. И люди не посмели, Солгав, беде помочь: - Зимой за партой в школе Убита бомбой дочь. О, лучше б ты не ездил, Солдат, с войны домой! Но он еще собрался Спросить:- А мальчик мой? - Твой сын живой, здоровый, Он ждал тебя один. И обнялись, как братья, Отец и мальчик-сын. Как братья боевые, Как горькие друзья. - Не плачь,- кричит мальчишка, Не смей,- тебе нельзя! А сам припал головкой К отцовскому плечу. - Возьми меня с собою, Я жить с тобой хочу. Слова учителя: С каждым годом становятся все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны, но никогда мы не должны забывать о том, какой ценой досталась нам победа. Чтец: « Реквием», Роберт Рождественский « Реквием», Помните! Через века, Через года,- Помните! О тех, Кто уже не придет Никогда,- помните! Не плачьте В горле Сдержите стоны, Горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какою Ценой Завоевано счастье,- пожалуйста, помните! Песню свою Отправляя в полет,- помните! О тех, кто уже никогда не споет,- помните! Детям своим Расскажите о них, чтоб запомнили! Детям Детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди земли. Убейте Войну, Прокляните Войну, Люди земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!... Но о тех, Кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните! Чтец: « Моё поколение», Семен Гудзенко МОЕ ПОКОЛЕНИЕНас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели. Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты. На живых порыжели от крови и глины шинели, на могилах у мертвых расцвели голубые цветы. Расцвели и опали... Проходит четвертая осень. Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят. Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел, нам досталась на долю нелегкая участь солдат. У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя - только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны, все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое, что отцами-солдатами будут гордится сыны. Слова учителя: Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась все ближе, все нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю. |
Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе Новокузнецк,... «Любви живое озаренье». Литературные гостиные: Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе – Новокузнецк, 2009.... |
Методическая разработка Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:... |
||
Методическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова... Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое» |
Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина... Программа изучения темы составлена так, что видна эволюция художественного и философского мышления А. С. Пушкина (изучаются основные... |
||
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» Задание для учащихся, прочитайте фактический материал по истории, назовите главную мысль текста? |
Методическая разработка занятий с одаренными детьми по теме "Ин Инвариант от латинского invarians, в родительном падеже invariantis – неизменяющийся. Был введён английским математиком Джеймсом... |
||
Методическая разработка открытого занятия по теме: «Греко-латинские... Отработка умений анализировать, извлекать информацию, умение выражать свои мысли с применением объяснительно-иллюстративного метода,... |
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы |
||
Методическая разработка «Выше, быстрее, Сильнее» Большое значение для развития силы волейболиста имеет его умение напрягать и сокращать мышцы с большой силой, что в известной степени... |
Методическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:... Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |