Рабочая программа учебного предмета «Литература»




Скачать 0.77 Mb.
Название Рабочая программа учебного предмета «Литература»
страница 1/6
Дата публикации 20.05.2014
Размер 0.77 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Приказ № 95 от «04» сентября 2013 г.

Директор школы __________/А.Д. Попов/
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 11 класса

разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного стандарта среднего общего образования

Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов

МБОУ Саранпаульская СОШ

Протокол № 1 от «02» сентября 2013г.

Руководитель МО

__________/Л.Я. Мотоусова/


Программа согласована

с зам. директора по НМР

МБОУ Саранпаульская СОШ

«02» сентября 2013 г.


____________/Р.М. Капшук/


Программа составлена

учителем русского языка

МБОУ Саранпаульская СОШ

Кириченко Т.А.


Пояснительная записка
Литература – базовая учебная программа, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника под редакцией Журавлёва В.П. «Русская литература ХХ века. 11 класс»

Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение,

- различные виды пересказа,

- заучивание наизусть стихотворных текстов,

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,

- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

ЦЕЛИ. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

*воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

* развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,

читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;

* освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;

* совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования (ХI класс).

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

* поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

* сравнение, сопоставление, классификация;

* самостоятельное выполнение различных творческих работ;

* способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

* осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

* владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

* составление плана, тезисов, конспекта;

* подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

* использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

* самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и , в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (Музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

* образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

* основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

34 часа выделено на подготовку к написанию сочинения части С егэ по русскому языку (интеграция предметов) на основе художественных произведений, изучаемых в курсе литературы 11 класса. Темы сочинений прилагаются в Приложении.
Учебно-тематический план. 11 класс. Базовый уровень




Тема

Кол-во

часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы, тесты




Литература XX века










1

Введение. Литература начала XX века


2

2

Сочинение

Основные требования к сочинению ч.С




3

И.А.Бунин

5




1

4

А.И.Куприн

5

2

Сочинение по тв-ву Куприна




5.

А.Т.Аверченко

1







6

Л.Андреев

3

2

Сочинение







Серебряный век русской поэзии










6

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

1







6

Символизм. Брюсов. Бальмонт. Белый

3

1

Анализ стихотворения

Самостоятельная работа

7

Акмеизм. Гумилёв, Ахматова А.

3







8

Футуризм. В.Хлебников, И.Северянин,

4

2

Сочинение

по поэзии

Серебряного века

Контрольный тест




А.М.Горький.

8

2

Сочинение

1 Контрольная работа

9

А. А. Блок

5

1

Анализ стихотворения

1 Контрольная работа

10

Новокрестьянская поэзия

1







11

С. А. Есенин

5




1 Контрольная работа



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литература» icon Учебного предмета Литература 2013г рабочая программа учебного предмета...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» icon Рабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» icon Рабочая программа учебного предмета «Литература»
С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» icon Рабочая программа учебного предмета «литература»
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под ред. В. Я. Коровиной
Рабочая программа учебного предмета «Литература» icon Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами
Рабочая программа учебного предмета «Литература» icon Рабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Литература» icon Рабочая программа учебного предмета «Литература»
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош
Рабочая программа учебного предмета «Литература» icon Рабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» icon Рабочая программа учебного предмета «Литература» (7-ой класс)
Примерной программы по литературе основного общего образования. Литература: 5-9кл. Настоящая программа составлена в соответствии...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» icon Рабочая программа учебного предмета «литература»
«Средняя общеобразовательнаяшкола №5 им. К. И. Пушновой с углубленным изучением отдельных предметов» г. Брянска
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции