Содержание программы по литературе в 6 классе
(105 часов в год, 3 часа в неделю)
Введение (1 ч.)
Художественная литература как одна из форм освоения мира. Книга и ее роль в жизни человека.
Из греческой мифологии (4 ч.)
Мифы о героях: «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в мифах представлений о героизме.
Из славянской мифологии (2 ч.)
Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора». Особенности внешности, характер, близость к природе, смысл подвигов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений,
понимание необходимости их проверки на практике.
Информационно-коммуникативная деятельность. Осознанное творческое чтение мифов. Выразительное чтение. Пересказ (подробный, краткий)
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование)
Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация
деятельности с другими ее участниками.
Из устного народного творчества (4 ч.)
Предания и легенды. «Солдат и смерть».
Эпос народов России. «Как Бадыноко победил одноглазого великана»
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители собиратели. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.
Теория литературы. Фольклор. Жанры фольклора.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность.
Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений. Творческое решение учебных и практических задач.
Информационно-коммуникативная деятельность. Осознанное чтение лирических произведений. Выразительное чтение. Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Рефлексивная деятельность.
Самостоятельная организация учебной деятельности.
Из древнерусской литературы (4 ч.)
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственная проблематика житийной литературы. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века (2 ч.)
М.В.Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Позиция ученного и гражданина в поэзии.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность.
Сравнение, сопоставление произведений. Самостоятельное выполнение различных творческих работ.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Давать ответы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Заучивание наизусть стихотворных текстов, чтение диалогов, речь персонажа как интонационная характеристика.
Рефлексивная деятельность
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Из литературы ХIХ века (38 ч.)
В.А.Жуковский (4 ч.) «Светлана». Жанр баллады. Фантастическое и реальное, связь фольклором, традициями и обычаями народа.
А.С.Пушкин (7 ч.) Жизнь и творчество. Лирика природы: «Простите, верные дубравы..», «Зимнее утро»,.
«Дубровский» (обзор) - историческая правда и художественный вымысел, нравственные и социальные проблемы.
М.Ю.Лермонтов (4 ч.) Годы учения. Вольнолюбивые мотивы в лирике: «Тучи», «Парус».
Н.В.Гоголь (6 ч.) «Тарас Бульба» (обзор). Темы и проблематика: любовь к родине, товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг.
И.С.Тургенев (3 ч.) Тема любви в лирике. «В дороге». «Бирюк». Служебный долг и человеческий долг, порядочность и доброта.
Н.А.Некрасов(3 ч.) Гражданская позиция. Тема народного труда и «долюшки женской» - основное в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская…».
Л.Н.Толстой (4 ч.) «Детство» - главы из повести. Взаимоотношения в семье (добро, душевная отзывчивость, верность, преданность, милосердие, сострадание).
В.Г.Короленко (3 ч.) Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблема доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости и милосердия. Дети и взрослые. Система образов.
А.П.Чехов (4 ч.) Сатирические и юмористические рассказы. «Толстый и тонкий». Приемы создания характеров персонажей.
Теория литературы. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция. Лирический герой. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность.
Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Самостоятельное выполнение различных творческих работ.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Из литературы ХХ века (18 ч.)
И.А.Бунин (3 ч.) Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах. «Не видно птиц…», «Лапти».
А.И.Куприн (4 ч.) Детские годы писателя. «Тапер». Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека.
С.А.Есенин (3 ч.) Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано». Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа.
М.М.Пришвин (6 ч.) Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца». Природа в изображении писателя. Воспитание наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Н.М.Рубцов (2 ч.) Краткие сведения о поэте. «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек в стихотворении.
Произведения о Великой Отечественной войне (12 ч.)
Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и литературе других народов России.
М.В.Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Д.С.Самойлов. «Сороковые».
С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной…»
Р.Гамзатов. «Журавли»
К.М.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»
А.А.Ахматова. «Мужество», «Победа».
В.П.Астафьев (3 ч.) «Конь с розовой гривой». Изображение войны, проблема жестокости, справедливости, долга, жизни и смерти.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность.
Использование несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений. Творческое решение учебных и практических задач.
Информационно-коммуникативная деятельность. Осознанное чтение лирических произведений. Выразительное чтение. Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Рефлексивная деятельность.
Самостоятельная организация учебной деятельности. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Из зарубежной литературы (10 ч.)
Сказка о Синдбаде-мореходе (1ч).
Якоб и Вильгельм Гримм. «Снегурочка» (1ч.).
М.Твен (2 ч.) «Приключения Гекльберри Финна». Мир детства, образы детей. Приемы создания характеров.
О.Генри (1 ч.) Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих». О детстве – с улыбкой и всерьез.
Х.К.Андерсен ( 2 ч.) «Чайник». Мир добра и красоты. Христианские мотивы в произведении.
Дж.Лондон (1 ч.) Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге. Воспитательный смысл произведения.
А. Сент–Экзюпери (1 ч.) Краткие сведения о писателе. «Маленький принц». Большой мир маленького принца.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность
Умение различать факт, мнение, доказательство.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
Составление плана.
Рефлексивная деятельность
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, Оценивание своих и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (10 ч.)
А.С.Пушкин. Дон и донцы в жизни и творчестве поэта. «Дон», «Был и я среди донцов» (2ч.)
М.Ю.Лермонтов. Мастерство Лермонтова в создании образов донской природы и казака-воина. «Казачья колыбельная», «Два сокола». (2ч.)
А.П.Чехов. Таганрогские впечатления – жизненная основа рассказов Чехова «Хирургия», «Приданое», «Ворона» (3ч.)
Стихотворения поэтов Дона о природе. (2ч.)
Стихотворения поэтов Дона о Великой Отечественной войне. (2ч.)
|