Скачать 76.99 Kb.
|
Урок 2 8 класс Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества… От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории. М. Горький. Тема: Устное народное творчество. Отражение жизни народа в обрядовых и лирических народных песнях Особенности художественной формы произведений Цель: показать своеобразие и многожанровость русского фольклора. Дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях. Задачи:
ХОД УРОКА:
До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой. Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами — Масленицы, Весны, Троицы — мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии. По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию. Что касается троицкого цикла, то можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера. Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
— Какой фольклор называется обрядовым? — Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми? — Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен? — Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? — Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Расскажите об этом подробнее.
Народные лирические песни — одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражён характер народа, его доброта, искренность, щедрость, душевность.
Главными героями любовных песен являются юноши и девушки. Их отношения, их мысли, чувства и переживания составляют основное содержание этих песен. Для выражения ласки и нежности в песнях о сердечных отношениях молодца к девушке широко употребляются эмоциональные эпитеты и уменьшительно – ласкательные суффиксы («сердце – лапушка», «сударушка», «голубок»…). Поскольку песни обычно исполняют женщины, в них чаще говорится о чувствах женщин. Любимого они называют «милым», «отрадой» и. т. д. Любовь девушки – крестьянки в условиях патриархального уклада нередко была несчастной, т. к. родители запрещали дочери любить милого, встречаться с ним… Героями народных песен являются и представители из животного или растительного мира: сокол, голубь, лебедушка, голубка, дубчик, ивушка и т.п. Эти образы, как правило, символичны. За каждым из них закреплена определенная черта характера. Так, например: дубчик – символ молодости, крепости; лебёдушка – символ девушки-невесты; стадо лебединое – символ невесты и её подруг; лебедь с лебедятками – женщина с детишками; голубь с голубкой – древний символ влюбленных. Соловей – пожалуй, самый распространённый персонаж лирических песен. Он посланец любви. Девушка часто просит соловушку спеть. Его песня наполнена грустью и печалью, тоской и болью. Сокол – это добрый молодец, суженый, выбирающий себе лебедушку – красную девицу. Семейно – бытовые песни – это логическое продолжение песен о любви. В отличие от любовных песен, они пронизаны скорбью и горем. Основное противопоставление в песнях: вольная жизнь до замужества и неволя жизни замужней, т. к. женщина была на положении рабыни. На неё взваливалась вся работа по дому. На бедность и тяжёлый труд женщина в песнях жаловалась крайне редко. Но к чему она никак не могла привыкнуть – это к враждебности других членов семьи. Особенно тяжело складывались отношения со свекровью («свекровь лютая», «змея подколодная»).
СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ возникли в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в. По содержанию солдатские песни делятся на военно-исторические и бытовые. В первых получили отражение военные события, начиная со времён Петра I (Северная война 1700—21) и кончая первой мировой войной 1914—18. Бытовые солдатские песни создаются в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжёлых походах. Говоря о солдатских песнях, необходимо упомянуть о рекрутчине — страшном горе для многих крестьянских семей. Проводы рекрутов нередко сопровождались плачами — сродни похоронным и свадебным. Это проводы в другую жизнь ( с небольшой надеждой на возвращение).
Разбойничьи песни находятся в связи с историей разбоев в России. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками. Многочисленные разбойничьи шайки грабили села и города, жгли церкви и мучили жителей. Время наибольшего развития в России разбойничества - XVI, XVII и XVIII вв. - совпадает со временем наибольшего размножения и распространения разбойничьих песен (о Ермаке, С. Разине, Е. Пугачёве и др.) Подневольный карательный труд на пользу казны как мера наказания, соединённая с ссылкой, был известен с глубокой древности и уже в Римской империи применялся в довольно широких размерах. История русской каторги начинается с конца XVII столетия и тоже тесно связана с историей ссылки как карательной меры. Подневольный, каторжный труд был очень тяжёл, он лишал каторжан здоровья, молодости и всяческих иллюзий. Но даже страшная сибирская каторга былых времён, мрачная, жестокая, создала свои песни. Песни эти грустные, поются с надрывом, но всё же в них звучит мотив вольности, стремления к свободе. Тюремная песня - неотъемлемая часть нашей музыкально-литературной культуры. Она отражает духовный мир людей, отторгнутых от нормальной жизни, и обличает безобразное состояние общества, по вине которого образовалась целая каста изгоев, чьи мысли и чувства, при всех своих противоречиях, отличались острой эмоциональной напряжённостью. Пусть некоторые песни были излишне надрывны и сентиментальны, пусть подчас в мелодии и словах проявлялось безвкусие, пусть кое-где обнаруживалась даже энергичная агрессивность - эти творения следует воспринимать в контексте исторического времени, и тогда непременно станет ощутимой их романтическая тональность и благородство чувств. Не случайно к тюремной лирике обращались великие поэты XIX века - Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие, чьи стихи стали основой для возникновения подобных песен
Подведение итога урока. Проверка опорного конспекта. Д/з. Выучить опорный конспект |
Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий.... В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня.... Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:... |
||
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,... |
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,... |
||
Урок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной... Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
||
Урок по биологии Тема: Многообразие земноводных Значение земноводных... Образовательная – закрепить, обобщить и расширить знания учащихся по теме «Класс Земноводные» |
Урок «Царевна-лягушка» Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи |
||
Урок литературы по теме "Идеальный образ святого в «Житии преподобного... |
Учебник «Музыка 4 класс» Интегрированный урок музыки, литературного чтения, окружающего мира с элементами театрализации |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |