Урок 2 8 класс




Скачать 76.99 Kb.
Название Урок 2 8 класс
Дата публикации 16.05.2014
Размер 76.99 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок


Урок 2 8 класс

Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества… От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории. М. Горький.

Тема: Устное народное творчество. Отражение жизни народа в обрядовых и лирических народных песнях Особенности художественной формы произведений

Цель: показать своеобразие и многожанровость русского фольклора. Дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях.

Задачи:

  • Повторить изученное о фольклоре в 5 – 7 классах, обобщить

  • Разобрать понятие обрядового фольклора; его основные жанры: колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни.

  • Научить анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен.

  • Познакомить с видами лирических песен.

  • Развивать уважение к русской старине.

ХОД УРОКА:

  1. Слово учителя сопровождается презентацией. Составление опорного конспекта

До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.       Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.

      Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

      Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами — Масленицы, Весны, Троицы — мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

      По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.

      Что касается троицкого цикла, то можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами.  Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

      Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

  1. Опрос учащихся:

      — Какой фольклор называется обрядовым?

      — Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

      — Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

      — Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

      — Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Расскажите об этом подробнее.

  1. Народные лирические песни. Презентация + опорный конспект

Народные лирические песни — одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражён характер народа, его доброта, искренность, щедрость, душевность.

  1. Семейно-бытовая песня. Сюда включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

Главными героями любовных песен являются юноши и девушки. Их отношения, их мысли, чувства и переживания составляют основное содержание этих песен. Для выражения ласки и нежности в песнях о сердечных отношениях молодца к девушке широко употребляются эмоциональные эпитеты и уменьшительно – ласкательные суффиксы («сердце – лапушка», «сударушка», «голубок»…).

Поскольку песни обычно исполняют женщины, в них чаще говорится о чувствах женщин. Любимого они называют «милым», «отрадой» и. т. д. Любовь девушки – крестьянки в условиях патриархального уклада нередко была несчастной, т. к. родители запрещали дочери любить милого, встречаться с ним…

Героями народных песен являются и представители из животного или растительного мира: сокол, голубь, лебедушка, голубка, дубчик, ивушка и т.п. Эти образы, как правило, символичны.
За каждым из них закреплена определенная черта характера. Так, например: дубчик – символ молодости, крепости; лебёдушка – символ девушки-невесты; стадо лебединое – символ невесты и её подруг; лебедь с лебедятками – женщина с детишками; голубь с голубкой – древний символ влюбленных.
Соловей – пожалуй, самый распространённый персонаж лирических песен. Он посланец любви. Девушка часто просит соловушку спеть. Его песня наполнена грустью и печалью, тоской и болью. Сокол – это добрый молодец, суженый, выбирающий себе лебедушку – красную девицу.

Семейно – бытовые песни – это логическое продолжение песен о любви. В отличие от любовных песен, они пронизаны скорбью и горем. Основное противопоставление в песнях: вольная жизнь до замужества и неволя жизни замужней, т. к. женщина была на положении рабыни. На неё взваливалась вся работа по дому. На бедность и тяжёлый труд женщина в песнях жаловалась крайне редко. Но к чему она никак не могла привыкнуть – это к враждебности других членов семьи. Особенно тяжело складывались отношения со свекровью («свекровь лютая», «змея подколодная»).

  1. Трудовые песни. К данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести и антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни. Идея освободительной борьбы пронизывает все устное творчество крепостнического периода. Эта идея уже ясна в исторической устной поэзии конца XVI в., в песенном творчестве казацкой вольницы, рождавшемся на основе событий той эпохи. Значительные массы крестьян, подвергавшиеся крепостнической эксплуатации, вынуждены были бежать с родных мест на окраины, в приволжские и донские степи, и оседать там, превращаясь в казаков, т. е. свободных людей, живущих скотоводством, промыслами и военной добычей. Московское правительство с XVI в. начинает использовать казаков для охраны пограничных земель. Именно в песенной поэзии антикрепостнических движений и войн, впервые начиная с XVI в., появляются новые герои, протестующие против насилий и гнета, стихийно стремящиеся к лучшей жизни. Герои эти - "казаки люди вольные", "голытьба", "голь бедняцкая."

  2. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие; б) чумацкие; в) ямщицкие. В данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье. Ямщики - до конца 19 в. крестьяне, исполнявшие ямскую, затем государственную извозную повинности. Были кучерами на ямских лошадях. Жили в селениях на почтовых трактах (ямах). Получали жалованье, до конца 17 в. освобождались от налогов. Труд ямщиков был труден и опасен: в любую погоду они отправлялись в путь, на котором их подстерегали и трудности пути, и разбойники… Чумачество - торгово-перевозный промысел на Украине и Юге России. Возник во 2-й половине 16 в. в

СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ  возникли  в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в. По содержанию солдатские песни делятся на военно-исторические и бытовые. В первых получили отражение военные события,  начиная со времён Петра I (Северная война 1700—21) и кончая первой мировой войной 1914—18.

Бытовые солдатские песни создаются в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжёлых походах.

Говоря о солдатских песнях, необходимо упомянуть о рекрутчине — страшном горе для многих крестьянских семей. Проводы рекрутов нередко сопровождались плачами — сродни похоронным и свадебным. Это проводы в другую жизнь ( с небольшой надеждой на возвращение).

  1. К удалым песням относим следующие: а) разбойничьи; б) каторги и ссылки; в) тюремные. 5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные. 6. В особую группу относим песни литературного происхождения. Особенно привлекают лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно- выразительных средств.

Разбойничьи песни находятся в связи с историей разбоев в России. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками. Многочисленные разбойничьи шайки грабили села и города, жгли церкви и мучили жителей. Время наибольшего развития в России разбойничества - XVI, XVII и XVIII вв. - совпадает со временем наибольшего размножения и распространения разбойничьих песен (о Ермаке, С. Разине, Е. Пугачёве и др.)

Подневольный карательный труд на пользу казны как мера наказания, соединённая с ссылкой, был известен с глубокой древности и уже в Римской империи применялся в довольно широких размерах. История русской каторги начинается с конца XVII столетия и тоже тесно связана с историей ссылки как карательной меры. Подневольный, каторжный труд был очень тяжёл, он лишал каторжан здоровья, молодости и всяческих иллюзий. Но даже страшная сибирская каторга былых времён, мрачная, жестокая, создала свои песни. Песни эти грустные, поются с надрывом, но всё же в них звучит мотив вольности, стремления к свободе.

Тюремная песня - неотъемлемая часть нашей музыкально-литературной культуры. Она отражает духовный мир людей, отторгнутых от нормальной жизни, и обличает безобразное состояние общества, по вине которого образовалась целая каста изгоев, чьи мысли и чувства, при всех своих противоречиях, отличались острой эмоциональной напряжённостью. Пусть некоторые песни были излишне надрывны и сентиментальны, пусть подчас в мелодии и словах проявлялось безвкусие, пусть кое-где обнаруживалась даже энергичная агрессивность - эти творения следует воспринимать в контексте исторического времени, и тогда непременно станет ощутимой их романтическая тональность и благородство чувств. Не случайно к тюремной лирике обращались великие поэты XIX века - Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие, чьи стихи стали основой для возникновения подобных песен

  1. Шуточные, сатирические, хороводные песни. Самым древним видом музыкального искусства на Руси является хоровод. Хороводы водили в избе на «беседах» или «во зелёных во лужках». Когда  люди вставали в круг и пели, они старались задобрить солнце. Показывали в движениях, как нужно, чтобы вырос лён или рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим. Со временем хоровод частично утратил обрядовое значение и превратился в танец - игру, сопровождаемый пением.

Подведение итога урока. Проверка опорного конспекта.

Д/з. Выучить опорный конспект

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 2 8 класс icon Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей
Урок 2 8 класс icon Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня....
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...
Урок 2 8 класс icon Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...
Урок 2 8 класс icon Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...
Урок 2 8 класс icon Урок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной...
Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог
Урок 2 8 класс icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок 2 8 класс icon Урок по биологии Тема: Многообразие земноводных Значение земноводных...
Образовательная – закрепить, обобщить и расширить знания учащихся по теме «Класс Земноводные»
Урок 2 8 класс icon Урок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи
Урок 2 8 класс icon Урок литературы по теме "Идеальный образ святого в «Житии преподобного...

Урок 2 8 класс icon Учебник «Музыка 4 класс»
Интегрированный урок музыки, литературного чтения, окружающего мира с элементами театрализации
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции