Пояснительная записка. Статус документа




Скачать 192.15 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Статус документа
Дата публикации20.10.2014
Размер192.15 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка


Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

В программу включено изучение зарубежной литературы, представленной произведениями писателей и поэтов разных стран мира. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах, познакомить учащихся с лучшими произведениями зарубежной литературы.

Задачи курса:

- воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

- формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций зарубежья;

- помочь учащимся войти в мир зарубежной национальной культуры.
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к герою.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 6 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.


Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение. Художественное произведение.

1

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

1

Из литературы XVIII века.

3

Из литературы XIX века.

28

Из литературы XX века.

18

Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе.

5

Из зарубежной литературы.

11

ИТОГО

70


Раздел III. Перечень контрольных видов работы.


№п/п

Дата

Факт.

Тема контроля

1







Подготовка к сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

2







Написание сочинения.

3







Сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

4







Написание сочинения.

5







Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина».

6







Написание сочинения.


Раздел IV. Произведения для заучивания наизусть.

1 четверть.
И. А. Крылов. Листы и корни. Ларчик. Осел и Соловей (на выбор).
А. С. Пушкин. Узник. И. И. Пущину. Зимнее утро (на выбор).
2 четверть.
М. Ю. Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком...». Утес. Три пальмы (на выбор).
Н. А. Некрасов. Железная дорога (фрагмент на выбор).
Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...». А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!».
3 четверть.

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся

(К. М. Симонов, Н. М. Рыленков, Д. С. Самойлов).
4 четверть.

А. А. Блок. Летний вечер. А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» и др. (на выбор).

Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 6 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 6 класс. М. Просвещение. 2005

Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература:6 класс: Методические советы. М. Просвещение, 2008


КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 6 КЛАСС.


Дата.

Факт.




Тема раздела, урока.

1 четверть







1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 3 ч.







2

Обрядовый фольклор. Анализ обрядовых песен.







3

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.







4

Афористичность загадок.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1ч.







5

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. 3 ч.







6

Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Аллегория и мораль в басне.







7

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Чтение «Листы и корни», «Ларчик».







8

И.А.Крылов. «Осёл и соловей». Развитие понятия об аллегории.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 28 ч.







9

А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.







10

Тема дружбы в стихотворении «Пущину». Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога».







11

«Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.







12

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль случая в композиции произведения.







13

История романа Пушкина «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.







14

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков и произвола. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»







15

Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Авторское отношение к героям.







Р/р 16

Подготовка к сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».







Р/р 17

Написание сочинения.







18

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения.







19

Антитеза как основной композиционный приём в стих. М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…».

2 четверть







20

«Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.







Р/р 21

Двусложные и трёхсложные размеры стиха.







22

Н.В.Гоголь. Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством».







23

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг».







24

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.







25

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Роль антитезы в стихотворении.







26

Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.






27

А.А.Фет. слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.







28

А.А.Фет. «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»







29

Н.А.Некрасов. Главная тема поэзии Некрасова. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.







30

Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога». Историческая поэма «Дедушка».







31

Художественная работа по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова.







32

Н.С.Лесков. Сказ «Левша».Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.







33

Особенности языка повести «Левша».

3 четверть







34

А.П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».Чтение и анализ.







35

«Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.







36

Природа в поэзии XIX века. Чтение стихов.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 18ч.







37

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок».







38

А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Душевная чистота главных героев.







39

М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти..







40

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца».







41

Анализ эпизодов сказки-были «Кладовая солнца».







Р/р 42

Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»







Р/р 43

Сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».







Р/р 44

Написание сочинения.







45

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и др.







46

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе.







Р/р 47

Юмор в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой». Особенности использования народной речи в художественном произведении.







48

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.







49

Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.







Р/р 50

Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина».







Р/р 51

Написание сочинения.







52

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Чтение стихов.







53

Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.







54

Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».


4 четверть

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ. 5ч.







55

А.Блок «Летний вечер», С.Есенин «Мелколесье. Степь и дали…».Чтение.







56

А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Чтение.







57

Поэтическая встреча за круглым столом.







58

В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина.







59

Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 11ч.







60

Мифы Древней Греции. Анализ.







61

Подвиги Геракла. Комментированное чтение.







62

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.







63

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.







64

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.







65

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении.







66

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».Характеристика героев.







67

Анализ эпизодов из «Приключения Гекльберри Финна».







68

А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «маленький принц» как философская сказка-притча.







Р/р 69

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».







Р/р 70

Выполнение творческого задания.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по физике...
...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции