Скачать 130.53 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Муниципальное общеобразовательное учреждение города Щучье «Средняя общеобразовательная школа № 4» Программа утверждена Рассмотрено на МС «___» ________ 2009 года Пр.№_____ от «__» ___ 2009 года директор муниципального общеобразовательного учреждения города Щучье «Средняя общеобразовательная школа № 4» Кузьмина Т.А._____________________ Рабочая программа учебного предмета «Литература» 9 класс Г. Щучье, 2009 Компоненты рабочей учебной программы
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Литература 9 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по литературе, на основе авторской программы, разработанной В.Я. Коровиной. Данный учебный предмет имеет своей целью: приобщение к искусству слова, богатствам русской классической русской и зарубежной литературы и формирование на этой основе современного мировоззрения учащихся, духовных потребностей, нравственных убеждений, художественного вкуса. Изучение предмета «Литература» способствует решению следующих задач:
Учебный предмет изучается в 9 классе, состоит из 102 часов, в том числе на контрольные работы и часы на развитие речи. При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, индивидуальная работа и индивидуальный опрос, составление таблиц и кроссвордов и т. д. Итоговый контроль проводится в форме теста, различных опросов, викторин. Материалы контроля представлены в приложении. В результате изучения данного предмета учащийся должен: *свободно пользоваться знаниями по литературе; *знать перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; *уметь выполнять перечень конкретных умений и навыков по литературе. Материалы контроля предоставлены в приложении. Межпредметные связи на уроках русского языка. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций автора. Значительно расширить и обогатить восприятие литературных произведений может продуманное использование в учебно-воспитательном процессе учебных и художественных фильмов, радио- и телепередач, звукозаписей, различных иллюстративных материалов, произведений живописи, музыки как самостоятельных видов искусства. Требования к уровню подготовки Основные требования к знаниям учащихся по литературе по каждому классу, сформулированные в программе, предусматривают знание содержания и художественного своеобразия произведений, изучаемых монографически, владение теоретико-литературными понятиями, включенными в программу данного класса, знание текстов, рекомендованных программой для заучивания наизусть. 1. Учащиеся должны знать изученные на уроках литературы в 9 классе художественные произведения, составлять их пересказ. 2.К концу 9го класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Учебно-тематическое планирование
Итого: 102 19 9 Содержание тем учебного курса Введение.(1ч.) Литература духовной жизни и ее роль в человека. Шедевры русской литературы. Литература как искусство слова. Древнерусская литература.(2ч.) Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения. Русская литература 18 века. Характеристика русской литературы 18 века.(1ч.) Гражданский пафос русского классицизма. Обзор и изучение одной из монографических тем. Д.И. Фонвизин.(3ч.) Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. проблема воспитания истинного гражданина. Основные каноны классицизма. М.В. Ломоносов. (2ч.) Слово о поэте. «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…». Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление Родины, мира, науки, просвещения. Г.Р. Державин.(2ч.) Слово о поэте. «Властителям и судьям». Обличие несправедливости. Н.М. Карамзин.(2ч.) Слово о писателе. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Сентиментализм. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Русская литература 19 века. Поэзия, проза, драматургия 19 века. «Золотой век» русской литературы.(3 ч.) Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. 19 век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Романтизм. А.С. Грибоедов.(8ч.) Слово о драматурге. «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии. А.С. Пушкин.(13 ч.) Жизненный и творческий путь поэта. «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Понятие о реализме. Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. М.Ю. Лермонтов.(10 ч.) Слово о поэте. «Герои нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувство одиночества, темы любви, поэта и поэзии. Н.В. Гоголь.(7 ч.) Слово о писателе. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении. «Мертвые души». Смысл названия поэмы. Система образов. Развитие понятий об образе-символе, литературном типе, о сатире. Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.(3 ч.) Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Обогащение понятий о видах (жанрах) лирических произведений. И.С. Тургенев.(4 ч.) Слово о писателе. «Первая любовь» - психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Образ героя-повествователя. Лиризм рассказа. Роль пейзажа. А.Н. Островский.(3 ч.) Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Комедия как жанр драматургии. Ф.М. Достоевский.(3 ч.) Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Л.Н. Толстой.(4 ч.) Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм, чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. А.П. Чехов.(2ч.) Слово о писателе. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Тема брака по расчету. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Жанровые особенности рассказа. Русская литература 20 века. Пути русской литературы 20 века.(1 ч.) Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений 20 века. М. Горький.(3 ч.) Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов. М.А. Булгаков.(4 ч.) Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести. Художественное своеобразие поэзии Серебряного века.(1 ч.) Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. А.А. Блок.(2ч.) Слово о поэте. Великие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. С.А. Есенин.(2 ч.) Слово о поэте. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. В.В. Маяковский(2 ч.). Слово о поэте. Сатирические стихи, стихи о любви. Особенности стиха Маяковского. А.А. Ахматова.(1 ч.) Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. М.И. Цветаева.(1 ч.) Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики стихотворений М.И. Цветаевой. Н.А. Заболоцкий.(1 ч.) Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц». Стихотворения о человеке и природе. М.А. Шолохов.(1 ч.) Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования. А.Т. Твардовский.(2 ч.) Слово о поэте. Стихотворения о Родине, о природе. «Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения. Герои и проблемы современной прозы.(2 ч.) Обобщающий урок по программе 9 класса.(2 ч.) Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир.(2 ч.) «Гамлет». Образ Гамлета. Конфликт. Мастерство Шекспира-драматурга. Контроль уровня обученности Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление подготовленности учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы. При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, умение понимать и ценить произведения художественной литературы. На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения учащихся над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знаний вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений. Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании сочинений и других письменных работ (тест, ответ на вопрос, реферат, сообщение…). Являясь составной частью системы работ по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи. Перечень литературы и средств обучения Для учителя:
Для учащихся:
Приложение Итоговый тест по разделу I
Если да, приведите конкретные примеры.
Обоснуйте свой ответ.
7.Какая из черт не характерна сентиментализму?
8. Дайте полную характеристику Лизы. («Бедная Лиза»). |
Компоненты рабочей учебной Рабочая программа учебного предмета «Литература 7 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного... |
Рабочей программы учебной дисциплины: / / рабочая программа учебной дисциплины ... |
||
Рабочей программы учебной дисциплины «Русская литература» Дисциплина относится к обязательным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов |
Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации... Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине... |
||
Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации... Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине... |
Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации... Цель рабочей программы– создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине... |
||
Приказ заведующего. 2 Изучение членами рабочей группы Федерального... Создание рабочей группы для разработки мероприятий по введению фгос к структуре и условиям реализации основной образовательной программы... |
Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради) Цели: познакомить учащихся с содержанием учебной программы по русскому языку в 8 классе; создать положительный эмоциональный настрой;... |
||
Заседания рабочей группы по введению фгос начального общего образования Задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени |
Задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной... Й группы с целями и задачами, стоящими перед ними. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |