Скачать 108.48 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Козельская средняя общеобразовательная школа №3 муниципального образования «Муниципальный район «Козельский район»» Калужской области Самоанализ урока литературы, проведенного в 10-м классе, по теме «Любовная лирика Ф.И.Тютчева» подготовлен учителем русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Козельской средней общеобразовательной школы №3 муниципального образования «Муниципальный район «Козельский район»» Калужской области Минаковой Татьяной Валериевной. Самоанализ урока План.
1. Тема урока. «Любовная лирика Ф.И.Тютчева». 2. Тип урока. Урок-концерт. 3. Цели урока:
4. Задачи урока:
5. Место урока в учебном плане. В календарно-тематическом планировании это 2-й урок по теме «Творчество Ф.М.Тютчева». 6. Структура урока, почему она выбрана. I. Организация. Начало урока. II. Подготовка учащихся к усвоению нового (погружение в тему). III. Знакомство новым материалом. VII. Подведение итогов (что узнали). VIII. Информация о домашнем задании была дана после тематически соответствующего фрагмента урока. Данная структура урока была выбрана для успешного решения поставленных задач. Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся. 7. Методы. На уроке было использовано сочетание таких методов, как: - коммуникативно-ориентированный - учебная работа под руководством учителя - репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации, чтение наизусть) - наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов) - словесный метод (рассказ, элементы беседы) -методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности) - логические методы (сравнение, анализ) - метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя) 8. Мотивационная обеспеченность урока. В формировании учебной мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития у учащихся познавательных функций и жизненно важных умений. Специфика урока состоит в применении современных инновационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют повышению интереса, следовательно, и повышению уровня мотивации учащихся. Урок состоит из 3-х этапов мотивации: 1) Ориентировочно-мотивационный Он включает в себя следующие учебные действия: - создание ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы - формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения (цель деятельности на данном уроке); 2) Операционально-исполнительский Он предполагает: - усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием; - положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата. 3) Рефлексивно-оценочный На этом этапе происходит: - анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы; - подведение итогов, переводящее удачные и неудачные ответы учащихся в позитивную плоскость приобретенного опыта; - «подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приводит к формированию ее устойчивости. Важным было повышение уровня мотивации учащихся. Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приемами и благодаря использованию наглядно-иллюстративного метода. 9. Содержательная сторона урока. Содержание материала личностно ориентировано, доступно. 10. Виды речевой деятельности. Аудирование. Чтение. Говорение. 11. Формы работы: фронтальная; индивидуальная. 12. Средства обучения. мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой. 13. Контроль знаний, умений и навыков. Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в форме вопросно-ответной деятельности. Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных особенностей учащихся и познавательного интереса. 14. Подведение итогов. Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость. Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход. Отклонений от плана урока не было. Результативность урока хорошая. Учитывая большую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности. Перегрузки детей не было. Цель урока достигнута. Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала. 15) Пояснительная записка к самоанализу урока. Рассматривается урок литературы, проведенный в 10 классе. Это кадетский класс (16 человек) и в его рамках гуманитарная группа (10 человек). Тема урока «Любовная лирика Ф.И.Тютчева» предусмотрена программой («Любовная лирика Тютчева, раскрытие в ней драматических переживаний человека») и входит в обязательный минимум содержания образования. Это второй урок по теме «Творчество Ф.М.Тютчева». Он проводится после изучения основных этапов жизни и творчества поэта, обобщения по теме «Лирика природы» и предшествует изучению философской лирики, подготавливая ее восприятие. В соответствии с федеральным компонентом образовательного стандарта по литературе я ставила себе цель ориентировать учащихся не только на усвоение определенных знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В результате чего одна из учениц (Белаева Екатерина), работая в рамках этой темы, написала стихотворение «Твой образ». Твои глаза подобны небу, Они глубоки и светлы, И беспредельны, как край света, Всегда печальны и милы. Они усталы, но прекрасны, Когда в них светится душа, Когда задумчивость так сладко Одолевает до утра. О, этот образ идеален! Он робко манит лишь к тебе. Когда смотрю я в эти очи, Я забываю о себе. Твоя прекрасная улыбка Мне все покоя не дает. Она так искренне и ярко Другим всю радость отдает. Созданию этого стихотворения предшествовала и работа над таким художественным приемом, как деталь. На предыдущем уроке мы рассматривали четыре стихотворения-портрета: А.С.Пушкин «Её глаза» (1828г.) Ф.И.Тютчев « Люблю глаза твои, мой друг…» (1836г.) Ф.И.Тютчев «Я очи знал…» (1852г.) Н.Заболоцкий «Портрет» (1953г.), выявляя роль детали в создании художественного поэтического портрета и устанавливая внутрипредметные связи. Были поставлены взаимосвязанные цели и задачи, обеспечивающие восприятие и запоминание учебного материала, формирующие умения и навыки, связанные с данной темой, воспитывающие культуру чувств и усвоение общечеловеческих ценностей. Ставя данные цели и задачи, я учитывала специфику класса, состоящего из двух групп школьников: Стержневые цели и задачи обеспечивали базовый уровень изучения предмета (знакомство с наиболее общими основами), сопутствующие соответствовали профильному уровню (предполагали освоения исследовательской деятельности: умение анализировать художественный текст, делать обобщения, сопоставлять литературные произведения). Данная тема благоприятна для представления учащимся литературы как величайшей духовно-эстетической ценности, позволяет учить анализировать и оценивать литературные произведения, дает представление о жизни и творчестве поэта. Она обладает большой силой воздействия, а если учитывать возрастную специфику учащихся (юношеский возраст), работает на перспективы развития личности. А также позволяет реализовать внутрипредметные связи: Пушкин, Некрасов, Тургенев, Л.Толстой и даже Достоевский. Следовательно, воспитывается культура литературных ассоциаций, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления. В соответствии с целями и задачами была выбрана форма урока – концерта. Кроме того урок можно охарактеризовать следующим образом:
Для достижения поставленных целей были использованы оптимальные методы и средства обучения, рациональная структура урока, распределяющая время, отведенное на различные этапы. Связь между этапами была логичной. Погружение в тему осуществлялось вступительным словом учителя и подготовленным чтением наизусть стихотворения «Людей неинтересных в мире нет» современного поэта Е.Евтушенко, который говорит о ценности и уникальности каждой человеческой личности, о необходимости быть внимательными и чуткими друг к другу и к человеческой личности вообще, умении постигать сложность человеческих отношений. Новый материал был представлен блоками по числу адресатов любовной лирики Тютчева:
Актуализация знаний осуществлялась в течение всего урока при аналитическом чтении стихов. Исходя из специфики класса, я использовала дифференцированный подход, что отразилось в подборе индивидуальных заданий, в опросе, в определении домашнего задания:
Учащиеся, получившие индивидуальные задания к данному уроку, привлекались к объяснению нового материала (это хорошо успевающие, заинтересованные ученицы филологической группы). Была проделана и самостоятельная работа при подготовке к восприятию новой темы, которая выражалась в проведении учениками исполнительного анализа.
Исполнительский анализ - путь чтеца к поэту, - это наилучший способ проникновения в структуру лирического текста. Исполнительский анализ слагается из следующих этапов: 1) чтение текста с отметкой отдельных слов и выражений, вызывающих те или иные сомнения; 2) чтение дополнительной литературы, помогающей, во-первых, разрешить возникшие сомнения, во-вторых, понять обстоятельства, повлиявшие на создание стихотворения. 3) осмысление идейно-художественных особенностей, помогающее правильно определить, что является предметом изображения в данном лирическом произведении. Средства достижения этой цели: наблюдение над ритмом, композицией, системой «ключевых» слов; 4) определение чтецкого подтекста и логики чтения. Чтецкий подтекст - это и мысль, заключенная в тексте, и отношение чтеца к тексту, и цель чтения, и реакция, которую он хочет вызвать у слушателя на свое чтение. Логика чтения - это соблюдение логических пауз, логических ударений, логической мелодии. Поиск правильной интонации. Пользуясь этим планом исполнительского анализа, учащимся нужно было подготовить выразительное чтение наизусть понравившихся стихотворений Тютчева о любви из предложенного списка. Минакова Татьяна Валериевна. СОШ №3 г. Козельск Калужской обл. |
Конспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина» Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А.... |
Разработка урока литературы в 9 классе на тему «Любовная лирика Пушкина» А. С. Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь... |
||
Тема урока: Любовная лирика А. С. Пушкина Цель урока Моу степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области Горбушиной Валентины Ивановны |
План открытого урока по английскому языку в 6 классе, проведённого... План открытого урока по английскому языку в 6 классе, проведённого 13. 10. 2012. учителем иностранного языка школы №1 |
||
Урок литературы в 9-м классе по теме: Философская лирика А. С. Пушкина Цель: Знакомство с философской лирикой Пушкина на примере стихотворения “…Вновь я посетил…” |
Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте.... Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка... |
||
План открытого урока по английскому языку во 2-х классах, проведённого... |
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) Оформление: портрет А. С. Пушкина, слайдовая презентация женских портретов (Н. Гончаровой, Е. Воронцовой, М. Волконской, А. Керн,... |
||
Конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления» Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания,... |
Урок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |