К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень




Скачать 419.26 Kb.
Название К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень
страница 1/4
Дата публикации 19.10.2014
Размер 419.26 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4
Е.С. Абелюк,
З.А. Блюмина,
К.М. Поливанов

Программа по литературе 10—11-е классы. Профильный уровень

I. Цели преподавания литературы в современной школе. Задачи преподавания курса литературы в классах гуманитарного профиля

В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле. Современная школа продолжает ставить перед собой те же задачи. Однако решает их несколько иначе, чем прежде.

Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности.

Владение читательской культурой подразумевает, что ученик к концу старшей школы:

  • умеет видеть за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощённую в слове);

  • проявляет интерес к обозначаемым словом реалиям или понятиям (к культурно-историческому семантическому ореолу слова);

  • умеет найти в произведении непонятные для себя, “тёмные”, места и задуматься над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения);

  • ощущает литературное произведение как неповторимый художественный мир;

  • умеет относиться к литературному произведению как к своеобразному художественному языку, который нужно освоить для того, чтобы понять его автора;

  • в процессе обучения школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

Таким образом, проблемный разговор о литературе, ведущий к пониманию ценностных смыслов художественного произведения, идёт на уроке не поверх текста, а на основе содержательного анализа всех уровней его художественной формы.

Преподавание литературы становится более конкретным, филологическим по сути. А важнейшая задача преподавания курса литературы определяется как задача понимания. Таким образом, такая глобальная цель образования, как воспитание личности средствами литературы, решается через формирование читательской культуры школьника.

Развитие читательской культуры, разумеется, предполагает, что все эти навыки проявляются не только при чтении произведений, разбираемых на школьных уроках литературы, но и при чтении любой другой художественной литературы, как современной, так и классической, русской и зарубежной.

Преподавание литературы в профильной школе имеет и другие, более специальные задачи. Так, выпускник профильной школы видит как своеобразие художественного произведения, так и его традиционность, проявляющиеся на разных уровнях художественного текста (не только в словоупотреблении и стиле, но в сюжете и композиции, системе персонажей, в особенностях таких категорий, как пространство и время, и так далее); стремится осмыслить произведение в литературном, историко-культурном и историко-социальном контексте, в его историко-литературных и историко-художественных связях.

В связи с этим возникает необходимость интегрирования курсов литературы и русского языка, литературы и других школьных предметов, прежде всего курсов литературы и мировой художественной культуры (МХК), истории, обществоведения, иностранных языков, других гуманитарных дисциплин (как обязательных, так и элективных).

II. Дидактические и методологические основы программы

Дидактические и методологические основы программы определяются мировоззренческими приоритетами современной российской педагогики, а также целями и задачами преподавания литературы как школьного предмета.

Это следующие приоритеты:

1. Принцип демократического и гуманистического мировоззрения, толерантности, веротерпимости и способности к диалогу. Принцип “со-чувствия” как педагогический метод и результат деятельности.

Весь процесс обучения нацелен на воспитание широты взглядов личности, формирование её эмоциональной сферы, её умения почувствовать чужую боль, выслушать другую сторону, понять иную точку зрения, формулировать собственную позицию с учётом чужой; на воспитание толерантности, благожелательности, самокритичности.

2. Принцип самостоятельности мышления учеников.

В процессе обучения каждый ребёнок учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

3. Принцип “Учитель и ученик — единомышленники...”

Ученик — субъект познания, а не объект обучения. Процесс обучения рассматривается как диалог и совместный поиск учеников и учителя.

В основу данной программы положены следующие принципы дидактики и методики:

1. Принцип преемственности обучения с основной школой.

На последней ступени школьного литературного образования закрепляются и углубляются читательские навыки, во многом сложившиеся к старшей школе.

2. Принцип деятельностного обучения.

Деятельностный принцип обучения помогает формировать активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. Он воплощается не только в глубокой и продуктивной читательской деятельности школьников, но и в их литературно-художественном творчестве. Это означает, что кроме работ аналитического характера школьники выполняют и творческие задания, в том числе учатся работать в жанре рецензии. Именно в этом направлении они могут в наибольшей мере проявить своё умение свободно оценивать литературное явление, не попадая под власть готовых схем и стереотипов.

При этом в обучении учитываются возрастные и психологические возможности учеников, развивается и реализуется их индивидуальный творческий потенциал.

Реализация деятельностного подхода в ходе школьного литературного образования (впрочем, как и школьного образования в целом) будет способствовать развитию сильных и выравниванию слабых сторон личности ребёнка; позволит уже на ранних этапах обучения выявить одарённых учеников, а также воспитывать одарённость.

3. Принцип “Обучение в школьном курсе идёт параллельно с исследованием”.

К учебно-исследовательской деятельности привлекаются учащиеся старших классов профильной школы. Это означает, что обучение в каждой рассматриваемой теме выходит за пределы изучаемых по школьной программе явлений, побуждает учеников к самостоятельному чтению, размышлению и привлечению (прежде всего под руководством учителя) внепрограммных материалов. Индивидуальная и коллективная учебно-исследовательская деятельность школьников продолжается во внешкольной деятельности и реализуется в проблемных учебно-исследовательских работах.

Подобный вид учебной деятельности стимулируется и постоянно развивающейся в России системой научно-практических конференций учащихся.

Внедрение этого принципа в школьную практику ставит перед учителем, преподающим литературу в профильных классах, новые задачи. В качестве исследователя по отношению к каждому разбираемому произведению литературы выступает прежде всего преподаватель литературы; он должен уметь анализировать произведение в самых неожиданных для себя направлениях прямо в классе, всесторонне привлекая к этому процессу школьников и учитывая самые разнообразные (нередко противоречивые) суждения, вместе с учениками искать ответы на возникающие у них вопросы.

4. Принцип реальной индивидуализации образования. Основы вариативного преподавания литературы в современной школе.

Поставив перед собой такую серьёзную задачу, как задача понимания неоднозначных художественных смыслов, учитель не может не осознавать, что имеет дело с учениками разной степени мотивированности и “продвинутости” в предмете. Отсюда вытекает принцип необходимости реальной индивидуализации, которая может быть осуществлена в ходе многоуровневого подхода к преподаванию курса литературы.

По различию читательских установок и читательского мастерства можно выделить четыре основных уровня восприятия литературного произведения, которые и следует учитывать при преподавании литературы.

Первый уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения. Особенности такого восприятия были содержательно определены в работах Г.А. Гуковского: его отличает восприятие художественного произведения как реальной житейской истории; такое восприятие, будучи непосредственным и эмоциональным, создаёт основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но ещё не является достаточным.

Второй уровень характеризуется умением воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, а также формирующимся стремлением размышлять над прочитанным.

Третий уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, то есть видеть в “сопряжении” художественных особенностей произведения воплощённый в этом тексте авторский замысел.

Четвёртый уровень восприятия литературного произведения характеризуется умением воспринимать это произведение в историко-литературном контексте — как в его связях с современностью и современной художественной культурой, так и в перекличках с литературной и культурной традицией. Речь идёт о видении воплощённой в произведении традиции (выражающейся в общих темах, проблемах, художественных мотивах, типах художественных образов, реминисценциях, аллюзиях, ритмических и иных цитатах) и о трансформации этой традиции, а также о полемике с современниками и предшественниками. Кроме того, этот уровень восприятия произведения характеризуется умением критически оценивать художественно-концептуальные построения автора (то есть умением на основе анализа художественного произведения рецензировать этот текст).

Подобное видение художественного произведения следует расценивать как профессиональный взгляд на литературу. Однако элементы такого подхода можно и следует формировать у учеников с развитой читательской культурой, в особенности ориентированных на углублённое или профильное изучение литературы.

Ни один из этих уровней художественного восприятия не реализуется в чистом виде. Тем не менее современное преподавание литературы учитывает все названные его типы, что позволяет реально осуществлять в школе разноуровневый подход к учащимся.

Проблемное восприятие произведения, анализ его художественного своеобразия будут способствовать формированию мотивации к чтению и расширению читательского опыта ученика, его продвижению на новый уровень восприятия произведения.

Настоящая программа литературного образования может быть адаптирована к каждому уровню восприятия; вместе с тем, определив “зону ближайшего развития” ученика (принцип Л.С. Выготского), учитель может адаптировать её и к каждому старшекласснику.

III. Содержание программы

1. Содержание программы историко-литературного курса профильной школы определяется принципом научности. Программа представляет целостную и объективную картину мира русской литературы XIX и XX веков в контексте истории и истории культуры и во взаимосвязи с традицией. Вопросы периодизации решаются в программе на современном уровне.

Отбор художественного материала, рассматриваемого в программе, осуществляется с учётом следующих идей:

  • литература в старших классах школы изучается интенсивно, а не экстенсивно;

  • курс литературы для старших классов гуманитарного профиля строится на максимально углублённом изучении небольшого числа произведений.

Такое изучение предполагает всестороннее рассмотрение языка произведения (от звука и стиля до своеобразия собственно художественного языка и стиля), содержательности его художественных форм и, наконец, своеобразия мировоззрения писателя, воплотившегося в художественном мире изучаемого произведения, в традиционности и художественном новаторстве этого произведения.

Вместе с тем курс литературы строится на разумном сочетании анализа отдельных, наиболее сложных художественных произведений и материала, знакомящего учеников с историко-литературным, историко-культурным и историко-социальным контекстом (для такого знакомства используются биографический очерк, историко-литературные очерки, очерки литературных нравов, знакомство с литературной критикой, фрагментами некоторых лучших работ российских литературоведов).

Реально это приводит к тому, что даже при углублённом изучении программа не превышает значительно содержательный минимум по предмету.

Ученики, изучающие литературу углублённо в классе, получают возможность свободное время истратить на продуктивное и самостоятельное чтение того, что выберут сами. Вместе с тем круг чтения школьников, выстраиваемый учителем, может расширяться за счёт проектной учебно-исследовательской деятельности.

2. Перегрузка программы переводными произведениями рассматривается как нерациональная. Вместе с тем курс литературы для старших классов профильной школы может дополняться элективным курсом, в котором рассматриваются контекстуальные связи русской литературы с зарубежными литературами, или специальными курсами западноевропейской или мировой литературы. В профильных школах с углублённым изучением иностранных языков целесообразно сочетать настоящий курс русской литературы с элективным курсом, в котором школьникам предлагается чтение художественных произведений иностранной литературы в оригинале.

3. Литература последних тридцати лет рассматривается как необязательная для изучения, так как она ещё не вполне является фактом научной истории литературы. Вместе с тем по усмотрению учителя она может стать предметом историко-критического изучения.

Историко-литературные принципы организации содержания программы

1. Содержание программы — отбор, последовательность и глубина изучения литературного материала — определяется современным состоянием историко-литературных представлений о значимости тех или иных произведений в общей картине культуры рассматриваемой эпохи.

В настоящей программе историко-литературный материал используется для комментирования различных аспектов изучаемых произведений и некоторых вопросов биографии автора, а не для создания полной историко-литературной картины. Таким образом, историко-литературные сведения служат задаче глубокого понимания отдельного художественного произведения.

Сама по себе достаточно полная картина истории литературы требует привлечения существенно большего объёма сведений, чем обычно самостоятельно располагает школьник.

При ином подходе к изучению истории литературы школьный курс литературы превратится в лекционный курс, а ученики — в слушателей.

2. Любая научная периодизация историко-литературного процесса является достаточно условной и схематичной: очевидна искусственность определения границ между романтизмом и реализмом (это касается как творчества отдельных писателей, так и литературного процесса в целом). Условна и периодизация литературы XX века: так, более двух десятилетий ведущие учёные России и зарубежные слависты спорят о том, каковы рубежи литературы Серебряного века.

В связи с этим приоритеты настоящей программы распределяются следующим образом:

  • на первом плане оказываются важнейшие литературные произведения и главные литературные фигуры, определяющие своеобразие историко-литературного процесса;

  • представления школьников о литературном процессе в целом складываются не благодаря построению жёсткой историко-литературной периодизации, а на материале анализа литературного материала, который рассматривается в его связях с современностью и литературной традицией;

  • одновременно школьники знакомятся с представлениями о характере историко-литературного процесса, сложившимися в литературоведческой науке.

Принципы подачи теоретико-литературного материала в программе

Во всех действующих программах и учебниках теоретико-литературным понятиям уделяется серьёзное внимание. Это связано с тем, что в последние десятилетия преподавание литературы в школе базируется на анализе литературного произведения, и содержательность художественных форм перестаёт игнорироваться школьным литературоведением.

В настоящей программе изучению теоретико-литературных понятий также уделяется существенное место.

В процессе изучения курса активно используются те теоретико-литературные понятия, с которыми школьники познакомились уже в основной школе.

На этапе обучения в средней профильной школе старшеклассники знакомятся и с новыми теоретико-литературными понятиями. Так, вводятся понятия “реминисценция” и “аллюзия”, необходимые при изучении связей литературного произведения с историко-культурным и историческим контекстом и литературной традицией.

Вместе с тем в настоящей программе теоретико-литературный материал рассматривается не как специальный предмет изучения, а как инструмент для понимания литературно-художественного произведения. Таким образом, характер знаний по теории литературы оказывается операционным.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень icon 10-11 классы, профильный уровень (210 ч)
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного)...
К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень icon Профильный уровень
Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова, полностью...
К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень icon X-xi классы обсуждено составители
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных...
К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень icon Профильный уровень
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый...
К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень icon Рабочая программа по литературе для 11 в класса (профильный уровень)
В. А. Чалмаев – 5-е изд., испр и доп. – М.: Ооо «тид «Русское слов – рс», 2009 в соответствии с требованиями Федерального компонента...
К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень icon Рабочая программа по литературе среднее (полное) общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень icon Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык, 10-11...
...
К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень icon Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) 6 «Б»
Данная программа по литературе составлена в соответствии с Программой оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией...
К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень icon Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) 5 «А», 5 «Б»
Данная программа по литературе составлена в соответствии с Программой оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции