Пояснительная записка. Статус документа




Скачать 198.02 Kb.
Название Пояснительная записка. Статус документа
Дата публикации 19.10.2014
Размер 198.02 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка


Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

В программу включено изучение зарубежной литературы, представленной произведениями писателей и поэтов разных стран мира. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах, познакомить учащихся с лучшими произведениями зарубежной литературы.

Задачи курса:

- воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

- формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций зарубежья;

- помочь учащимся войти в мир зарубежной национальной культуры.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.


Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество.

6

Из древнерусской литературы.

1

Из литературы XVIII века.

1

Из литературы XIX века.

30

Из литературы XX века.

18

Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе.

3

Поэты о Великой Отечественной войне.

1

Из зарубежной литературы.

9

ИТОГО

70


Раздел III. Перечень контрольных видов работы.


№п/п

Дата

Факт.

Тема контроля

1







Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки».

2







Сочинение «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?»

3







Обучение сравнительной характеристики героев и подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы».

4







Написание сочинения.

5







Понятие о композиции литературного произведения.

Обучение работе над сочинением «Маруся и Соня: два детства».

6







Написание сочинения.

7







Сочинение « Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (По произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)


Раздел IV. Произведения для заучивания наизусть.

1 четверть.

Пословицы, поговорки.

В. А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

И. А. Крылов. Басни (по выбору).

А. С. Пушкин. «У лукоморья...». Няне.

2 четверть.

А. А. Фет. Весенний дождь.

М. Ю. Лермонтов. Бородино.

3 четверть.

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...». Крестьянские дети (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору…»).

4 четверть.

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями...» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся

(А. Т. Твардовский, К. М. Симонов и др.). Из раздела «О Родине и родной природе» (1— 2 стихотворения).
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2005

Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение, 2008



КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 5 КЛАСС.


Дата.

Факт.




Тема раздела, урока.

1 четверть







1

Книга в жизни человека. Комментированное чтение..

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 6 ч.







2

Детский фольклор. Изучение малых жанров фольклора.







3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».







4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке.







5

«Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо». Система образов сказки. Техника чтения.







пк 6

Сказки о животных. Бытовые сказки. Работа с презентацией.







Р/р 7

Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки».

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1ч.







8

Возникновение древнерусской литературы. Рассмотрение сюжетов русских летописей.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. 1ч.






9

М.В.Ломоносов. Анализ юмористического нравоучения «Случились вместе два астронома в пиру».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 30ч.






Р/р 10

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.







11

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягнёнок».







12

И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. Наизусть







13

«Волк на псарне» как басня о войне 1812г. Выразительное чтение басни.







14

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сопоставление сюжета и героев. Наизусть







15

В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.







16

А.С.Пушкин. Детство и лицейские годы. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.







17

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. Наизусть








пк 18

Рисуем иллюстрации к любимым сказкам в графическом редакторе.

2 четверть







19

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Система образов сказки.






Р/р 20

Сходство и различие литературной и народной сказки.

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.







21

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Чтение сказки.







22

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке «Чёрная курица…»







23

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Чтение «Бородино».







24

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Наизусть







25

Н.В,Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.







26

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Картины юмора.






27

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. Наизусть







Р/р 28

«Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины.







29

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни.

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.







пк 30

Нравственный облик Герасима. Работа с презентацией.







31

Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.







Р/р 32

Сочинение «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?»







33

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни. Наизусть

3 четверть







34

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Анализ взаимоотношений Жилина и горцев.







Р/р пк 35

Обучение сравнительной характеристики героев и подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы».







Р/р 36

Написание сочинения.







37

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Анализ рассказа «Хирургия».







38

Русские поэты XIXв. о Родине и родной природе. Изучение лирики Ф.И.Тютчева.







39

Поэтический анализ лирики И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. Наизусть

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 18ч.







40

И.А.Бунин. Слово о писателе. Чтение рассказа «Косцы».







41

Человек и природа в рассказе «Косцы». Художественное своеобразие рассказа.







42

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец.







43

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.







Р/р 44

Понятие о композиции литературного произведения.

Обучение работе над сочинением «Маруся и Соня: два детства».







Р/р 45

Написание сочинения.







46

С.А.Есенин. слово о поэте. «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений. Наизусть







47

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.







48

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова.







49

К.Г.Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».







50

Роль пейзажа в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.







51

С.Я.Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои в сказке.







Р/р 52

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в пьесе.







53

АП.Платонов «Никита». Быль и фантастика, душевный мир главного героя.










пк

54


Создание творческой работы « Особенности детской литературы XX в.»

4 четверть







55

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.







56

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.







Р/р 57

Сочинение « Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (По произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ. 3ч.







58

Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе. Наизусть







59

Литературное чтение стихотворений Д.Кедрина и А.Прокофьева «Алёнушка».







60

Рассказы о детях Саши Чёрного. Юмористическое содержание рассказов.

ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. 1ч.







пк 61

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».Образы детей на войне. Работа с презентацией. Наизусть

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 9ч.







62

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков.







63

Д.Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя.







64

Х.К.Андерсен «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Образы Кая и Герды.







65

«В какой длинный путь она отправилась ради него…». В поисках Кая.







Р/р пк 66

Наши любимые сказки Андерсена. Создание презентации.







67

Ж.Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.







68

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение отрывков.







69

Д.Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.







Р/р 70

«Путешествие по стране Литературии 5 класса». Творческое чтение.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Статус документа icon Пояснительная записка Статус документа
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Пояснительная записка. Статус документа icon Пояснительная записка Статус документа
...
Пояснительная записка. Статус документа icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка. Статус документа icon Пояснительная записка. Статус документа
Охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной...
Пояснительная записка. Статус документа icon Пояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....
Пояснительная записка. Статус документа icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка. Статус документа icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка. Статус документа icon Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по физике...
...
Пояснительная записка. Статус документа icon Пояснительная записка Статус документа
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...
Пояснительная записка. Статус документа icon Пояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции