Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
В программу включено изучение зарубежной литературы, представленной произведениями писателей и поэтов разных стран мира. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах, познакомить учащихся с лучшими произведениями зарубежной литературы.
Задачи курса:
- воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
- формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций зарубежья;
- помочь учащимся войти в мир зарубежной национальной культуры.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
|
Кол-во часов
|
Введение. Книга в жизни человека.
|
1
|
Устное народное творчество.
|
6
|
Из древнерусской литературы.
|
1
|
Из литературы XVIII века.
|
1
|
Из литературы XIX века.
|
30
|
Из литературы XX века.
|
18
|
Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе.
|
3
|
Поэты о Великой Отечественной войне.
|
1
|
Из зарубежной литературы.
|
9
|
ИТОГО
|
70
|
Раздел III. Перечень контрольных видов работы.
№п/п
|
Дата
|
Факт.
|
Тема контроля
|
1
|
|
|
Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки».
|
2
|
|
|
Сочинение «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?»
|
3
|
|
|
Обучение сравнительной характеристики героев и подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы».
|
4
|
|
|
Написание сочинения.
|
5
|
|
|
Понятие о композиции литературного произведения.
Обучение работе над сочинением «Маруся и Соня: два детства».
|
6
|
|
|
Написание сочинения.
|
7
|
|
|
Сочинение « Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (По произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)
|
Раздел IV. Произведения для заучивания наизусть.
1 четверть.
Пословицы, поговорки.
В. А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок).
И. А. Крылов. Басни (по выбору).
А. С. Пушкин. «У лукоморья...». Няне.
2 четверть.
А. А. Фет. Весенний дождь.
М. Ю. Лермонтов. Бородино.
3 четверть.
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...». Крестьянские дети (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору…»).
4 четверть.
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями...» (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся
(А. Т. Твардовский, К. М. Симонов и др.). Из раздела «О Родине и родной природе» (1— 2 стихотворения).
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебники
|
Учебные пособия
|
Методические пособия
|
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
|
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2005
|
Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение, 2008
|
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 5 КЛАСС.
Дата.
|
Факт.
|
|
Тема раздела, урока.
|
1 четверть
|
|
|
1
|
Книга в жизни человека. Комментированное чтение..
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 6 ч.
|
|
|
2
|
Детский фольклор. Изучение малых жанров фольклора.
|
|
|
3
|
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».
|
|
|
4
|
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке.
|
|
|
5
|
«Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо». Система образов сказки. Техника чтения.
|
|
|
пк 6
|
Сказки о животных. Бытовые сказки. Работа с презентацией.
|
|
|
Р/р 7
|
Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки».
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1ч.
|
|
|
8
|
Возникновение древнерусской литературы. Рассмотрение сюжетов русских летописей.
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. 1ч.
|
|
|
9
|
М.В.Ломоносов. Анализ юмористического нравоучения «Случились вместе два астронома в пиру».
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 30ч.
|
|
|
Р/р 10
|
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.
|
|
|
11
|
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягнёнок».
|
|
|
12
|
И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. Наизусть
|
|
|
13
|
«Волк на псарне» как басня о войне 1812г. Выразительное чтение басни.
|
|
|
14
|
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сопоставление сюжета и героев. Наизусть
|
|
|
15
|
В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.
|
|
|
16
|
А.С.Пушкин. Детство и лицейские годы. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
|
|
|
17
|
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. Наизусть
|
|
|
пк 18
|
Рисуем иллюстрации к любимым сказкам в графическом редакторе.
|
2 четверть
|
|
|
19
|
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Система образов сказки.
|
|
|
Р/р 20
|
Сходство и различие литературной и народной сказки.
Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.
|
|
|
21
|
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Чтение сказки.
|
|
|
22
|
Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке «Чёрная курица…»
|
|
|
23
|
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Чтение «Бородино».
|
|
|
24
|
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Наизусть
|
|
|
25
|
Н.В,Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.
|
|
|
26
|
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Картины юмора.
|
|
|
27
|
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. Наизусть
|
|
|
Р/р 28
|
«Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины.
|
|
|
29
|
И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни.
Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.
|
|
|
пк 30
|
Нравственный облик Герасима. Работа с презентацией.
|
|
|
31
|
Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.
|
|
|
Р/р 32
|
Сочинение «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?»
|
|
|
33
|
А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни. Наизусть
|
3 четверть
|
|
|
34
|
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Анализ взаимоотношений Жилина и горцев.
|
|
|
Р/р пк 35
|
Обучение сравнительной характеристики героев и подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы».
|
|
|
Р/р 36
|
Написание сочинения.
|
|
|
37
|
Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Анализ рассказа «Хирургия».
|
|
|
38
|
Русские поэты XIXв. о Родине и родной природе. Изучение лирики Ф.И.Тютчева.
|
|
|
39
|
Поэтический анализ лирики И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. Наизусть
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 18ч.
|
|
|
40
|
И.А.Бунин. Слово о писателе. Чтение рассказа «Косцы».
|
|
|
41
|
Человек и природа в рассказе «Косцы». Художественное своеобразие рассказа.
|
|
|
42
|
В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец.
|
|
|
43
|
Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.
|
|
|
Р/р 44
|
Понятие о композиции литературного произведения.
Обучение работе над сочинением «Маруся и Соня: два детства».
|
|
|
Р/р 45
|
Написание сочинения.
|
|
|
46
|
С.А.Есенин. слово о поэте. «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений. Наизусть
|
|
|
47
|
П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
|
|
|
48
|
Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова.
|
|
|
49
|
К.Г.Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».
|
|
|
50
|
Роль пейзажа в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.
|
|
|
51
|
С.Я.Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои в сказке.
|
|
|
Р/р 52
|
Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в пьесе.
|
|
|
53
|
АП.Платонов «Никита». Быль и фантастика, душевный мир главного героя.
|
|
|
|
пк
54
|
Создание творческой работы « Особенности детской литературы XX в.»
|
4 четверть
|
|
|
55
|
В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.
|
|
|
56
|
«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.
|
|
|
Р/р 57
|
Сочинение « Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (По произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)
|
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ. 3ч.
|
|
|
58
|
Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе. Наизусть
|
|
|
59
|
Литературное чтение стихотворений Д.Кедрина и А.Прокофьева «Алёнушка».
|
|
|
60
|
Рассказы о детях Саши Чёрного. Юмористическое содержание рассказов.
|
ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. 1ч.
|
|
|
пк 61
|
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».Образы детей на войне. Работа с презентацией. Наизусть
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 9ч.
|
|
|
62
|
Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков.
|
|
|
63
|
Д.Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя.
|
|
|
64
|
Х.К.Андерсен «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Образы Кая и Герды.
|
|
|
65
|
«В какой длинный путь она отправилась ради него…». В поисках Кая.
|
|
|
Р/р пк 66
|
Наши любимые сказки Андерсена. Создание презентации.
|
|
|
67
|
Ж.Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.
|
|
|
68
|
М.Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение отрывков.
|
|
|
69
|
Д.Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.
|
|
|
Р/р 70
|
«Путешествие по стране Литературии 5 класса». Творческое чтение.
|
|