Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая программа по «Искусство (Музыкуа)» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом, и обеспечена УМК для 5–7-го классов авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр.
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованныйкурс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.
Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства–коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.
Содержание курса 5-го класса (тема года – «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и живопись». Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).
Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
Рабочая программа по музыке для 5-го класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:
- с литературой («общепрограммные литературные произведения и жанры – например, сказки Г.Х. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север тучи нагоняя…»; жанр «музыкальная басня» - И. Крылов.«Квартет»; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия – пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т.д.);
- мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста, формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – пьеса К.-В. Глюка «Орфей»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо « методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.
Цель курса: развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по музыке рассчитана на 35 часов в год, т.е. 1 раз в неделю.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Для реализации целей и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»), «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевского и Программа по музыке для 5–7-го классов (под рук. Д.Б. Кабалевского):
Программа по музыке (4–7 кл.) (под рук. Д.Б. Кабалевского).
Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.
В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5 кл.
Нотная хрестоматия для 5 кл.
Фонохрестоматия для 5 кл.
Из другой печатной продукции учитель может использовать методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке необходимо иметь фортепиано (баян), комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер или музыкальный центр, универсальный портативный компьютер. Музыкальные инструменты: фортепиано. Возможно использование клавишного синтезатора.
Раздел II. Учебно-тематический план.
№
|
Наименование раздела
|
Всего
часов
|
Контроль-ные работы
|
Основные виды учебной деятельности учащихся
|
Музыка и литература
|
1.
|
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы
|
9
|
2
|
Слушание и анализирование музыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий. Инструментально емузицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий
|
2.
|
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки
|
7
|
2
|
Слушание и анализирование музыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий. Инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий
|
«Музыка и живопись»
|
3.
|
Можем ли мы увидеть музыку
|
10
|
2
|
Слушание и анализирование музыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий.,Инструментальноемузицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий
|
4.
|
Можем ли мы услышать живопись
|
8
|
2
|
Слушание и анализированиемузыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий. Инструментальноемузицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий
|
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
1 четверть
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» - 9 часов.
Многообразие и богатство связей музыки и литературы. Значение поэзии в вокальной музыке. Особенности взаимодействия музыки и текста в возникновении народных песенных жанров. Литература как идея или основа для создания программных и непрограммных произведений. Формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов. Многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки. Жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт № 3 (тема 1 ч.). С. Рахманинов. Вокализ.
Русская народная песня «Мы пойдем погулять». П. Чайковский «Грустная песенка». М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок». Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из кантаты «Памяти Есенина»). Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»). Д. Кабалевский. Сцена и «Прощальная» (из оперы «Семья Тараса»).
Франц. нар.песни «Карманьола» и «Саира».
Н. Мясковский. Симфония № 6 (финал)
2 четверть
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» -7 часов.
Музыка обогащает литературу. Музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений. Каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни. Музыкальность как мера совершенства литературного текста.«Говорящая» тема как критерий выразительности музыки.
Воспитание музыкой через литературу. Музыка как компонент синкретичных жанров.
Музыкальный материал:«У лукоморья» (попевка).Норвежская народная песня «Волшебный смычок».Грузинскаянародная мелодия.Сказка«Музыкант-чародей». А. Аладов«Мелодия».
И. Крылов «Квартет» (три фрагмента «хаотической» квартетной музыки).А. Бородин. Квартет № 2 (фрагмент 3-й части). К. Паустовский«Старыйповар».В. Моцарт. Симфония «Юпитер» (фрагмент 2-й части).Немецкая революционная песня «Маленький барабанщик».А. Гайдар«Судьба барабанщика» (фрагмент). Ф. Шопен. Вальс (си минор). Р. Роджерс«До-ре-ми» (фрагмент из к/ф «Звуки музыки»)
3 четверть
«Можем ли мы увидеть музыку?» - 10 часов.
Связь музыки с изобразительным искусством. Музыка рождает зрительные ассоциации.
Изображение рождает музыкальные ассоциации. Музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему. «Зримый образ» как критерий яркого рельефного музыкального воплощения.
Музыкальный материал:Симфония № 11. Д. Шостакович (4я часть Набат)К. Листов. «Песня о тачанке».Шведская народная песня «Три парня». А. Бородин. Симфония № 2 (1 ч). Я. Френкель.Вступление к к/ф «Новые приключения Неуловимых».С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».Л. Бетховен«Кориолан» (экспозиция главной темы увертюры).М. Мусоргский«Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина»).С. Прокофьев. Ария Кутузова (из оперы «Война и мир»). М. Глинка. Ария Сусанина (из оперы «Иван Сусанин»).Дебюсси. «Сирены», «Облака», «Лунный свет».Ф. Шуберт. AveMaria; С.В. Рахманинов «Всенощное бдение», «Богородице Дево, радуйся»
четверть
«Можем ли услышать живопись» - 9 часов
Внутренний слух и внутреннее зрение. Картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве. Ритм, колорит, пространство в музыке и живописи. Музыка и изображение как основа синкретичных жанров. Музыка и музыканты становятся живописными образами. «Звучащие» полотна. «Живописные» партитуры.
Границы отдельных искусств не замкнуты;искусства ежеминутно переходят одно в другое.
Музыкальный материал:Д. Шостакович.Одиннадцатая симфония («1905 год») («Набат» 4-я часть). Военные сигналы. М. Равель «Хабанера». Д. Кабалевский «Спокойной ночи». К.Дебюсси«Празднества». А. Цфасман«Здорово». Ростовские звоны. Русская народная песня «Вечерний звон». Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге».И. Стравинский«Петрушка» (1 картина 1-й части балета).
|