Программа по «Искусство (Музыкуа)»




Скачать 0.57 Mb.
Название Программа по «Искусство (Музыкуа)»
страница 1/4
Дата публикации 19.10.2014
Размер 0.57 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4
Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая программа по «Искусство (Музыкуа)» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом, и обеспечена УМК для 57-го классов авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр.

Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованныйкурс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусствакоммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.

Содержание курса 5-го класса (тема года – «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и живопись». Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).

Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

Рабочая программа по музыке для 5-го класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:

- с литературой («общепрограммные литературные произведения и жанры – например, сказки Г.Х. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север тучи нагоняя…»; жанр «музыкальная басня» - И. Крылов.«Квартет»; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия – пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т.д.);

- мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста, формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – пьеса К.-В. Глюка «Орфей»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо « методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

Цель курса: развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по музыке рассчитана на 35 часов в год, т.е. 1 раз в неделю.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Для реализации целей и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»), «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевского и Программа по музыке для 5–7-го классов (под рук. Д.Б. Кабалевского):

  1. Программа по музыке (4–7 кл.) (под рук. Д.Б. Кабалевского).

  2. Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.

  3. В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5 кл.

  4. Нотная хрестоматия для 5 кл.

  5. Фонохрестоматия для 5 кл.

  6. Из другой печатной продукции учитель может использовать методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке необходимо иметь фортепиано (баян), комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов.

  7. К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер или музыкальный центр, универсальный портативный компьютер. Музыкальные инструменты: фортепиано. Возможно использование клавишного синтезатора.


Раздел II. Учебно-тематический план.



Наименование раздела

Всего

часов

Контроль-ные работы

Основные виды учебной деятельности учащихся

Музыка и литература

1.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

9

2

Слушание и анализирование музыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий. Инструментально емузицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий

2.

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

7

2

Слушание и анализирование музыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий. Инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий

«Музыка и живопись»

3.

Можем ли мы увидеть музыку

10

2

Слушание и анализирование музыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий.,Инструментальноемузицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий

4.

Можем ли мы услышать живопись

8

2

Слушание и анализированиемузыки. Пение: групповое, коллективное, сольное. Выполнение проблемно-творческих заданий. Инструментальноемузицирование, музыкально-пластические движения и драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

1 четверть

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» - 9 часов.

Многообразие и богатство связей музыки и литературы. Значение поэзии в вокальной музыке. Особенности взаимодействия музыки и текста в возникновении народных песенных жанров. Литература как идея или основа для создания программных и непрограммных произведений. Формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов. Многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки. Жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия.

Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт № 3 (тема 1 ч.). С. Рахманинов. Вокализ.

Русская народная песня «Мы пойдем погулять». П. Чайковский «Грустная песенка». М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок». Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из кантаты «Памяти Есенина»). Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»). Д. Кабалевский. Сцена и «Прощальная» (из оперы «Семья Тараса»).

Франц. нар.песни «Карманьола» и «Саира».

Н. Мясковский. Симфония № 6 (финал)
2 четверть

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» -7 часов.

Музыка обогащает литературу. Музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений. Каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни. Музыкальность как мера совершенства литературного текста.«Говорящая» тема как критерий выразительности музыки.

Воспитание музыкой через литературу. Музыка как компонент синкретичных жанров.

Музыкальный материал:«У лукоморья» (попевка).Норвежская народная песня «Волшебный смычок».Грузинскаянародная мелодия.Сказка«Музыкант-чародей». А. Аладов«Мелодия».

И. Крылов «Квартет» (три фрагмента «хаотической» квартетной музыки).А. Бородин. Квартет № 2 (фрагмент 3-й части). К. Паустовский«Старыйповар».В. Моцарт. Симфония «Юпитер» (фрагмент 2-й части).Немецкая революционная песня «Маленький барабанщик».А. Гайдар«Судьба барабанщика» (фрагмент). Ф. Шопен. Вальс (си минор). Р. Роджерс«До-ре-ми» (фрагмент из к/ф «Звуки музыки»)
3 четверть

«Можем ли мы увидеть музыку?» - 10 часов.

Связь музыки с изобразительным искусством. Музыка рождает зрительные ассоциации.

Изображение рождает музыкальные ассоциации. Музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему. «Зримый образ» как критерий яркого рельефного музыкального воплощения.

Музыкальный материал:Симфония № 11. Д. Шостакович (4я часть Набат)К. Листов. «Песня о тачанке».Шведская народная песня «Три парня». А. Бородин. Симфония № 2 (1 ч). Я. Френкель.Вступление к к/ф «Новые приключения Неуловимых».С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».Л. Бетховен«Кориолан» (экспозиция главной темы увертюры).М. Мусоргский«Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина»).С. Прокофьев. Ария Кутузова (из оперы «Война и мир»). М. Глинка. Ария Сусанина (из оперы «Иван Сусанин»).Дебюсси. «Сирены», «Облака», «Лунный свет».Ф. Шуберт. AveMaria; С.В. Рахманинов «Всенощное бдение», «Богородице Дево, радуйся»


  1. четверть

«Можем ли услышать живопись» - 9 часов

Внутренний слух и внутреннее зрение. Картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве. Ритм, колорит, пространство в музыке и живописи. Музыка и изображение как основа синкретичных жанров. Музыка и музыканты становятся живописными образами. «Звучащие» полотна. «Живописные» партитуры.

Границы отдельных искусств не замкнуты;искусства ежеминутно переходят одно в другое.

Музыкальный материал:Д. Шостакович.Одиннадцатая симфония («1905 год») («Набат» 4-я часть). Военные сигналы. М. Равель «Хабанера». Д. Кабалевский «Спокойной ночи». К.Дебюсси«Празднества». А. Цфасман«Здорово». Ростовские звоны. Русская народная песня «Вечерний звон». Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге».И. Стравинский«Петрушка» (1 картина 1-й части балета).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по «Искусство (Музыкуа)» icon Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для...
Программа разработана на основе Примерных программ по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа по «Искусство (Музыкуа)» icon Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное...
«Изобразительное искусство» (1-7 кл.), разработанной авторским коллективом под руководством члена-корреспондента ран в. С. Кузина...
Программа по «Искусство (Музыкуа)» icon Рабочая программа курса «Изобразительное искусство»
Разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 3 класса народного художника России,...
Программа по «Искусство (Музыкуа)» icon Рабочая программа дисциплины " мировая культура и искусство" направление 100400. 62 «Туризм»
Для освоения теоретических основ курса «Мировая культура и искусство» необходимо владеть основами знаний по происхождению и основным...
Программа по «Искусство (Музыкуа)» icon Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Программа по «Искусство (Музыкуа)» icon Рабочая программа по искусству 8 9 класс
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Программа по «Искусство (Музыкуа)» icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы 8 класс «Искусство» под редакцией Г. П. Сергеевой, И. Э. Кошеновой, Е....
Программа по «Искусство (Музыкуа)» icon Рабочая программа по искусству (музыка и изо) 9 класс
Москва, Просвещение, 2010 год в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета...
Программа по «Искусство (Музыкуа)» icon Программа вступительного испытания в аспирантуру по специальной дисциплине...
Экзаменационные билеты содержат точную формулировку только первого вопроса, который ориентирован на проблемы истории того вида искусства,...
Программа по «Искусство (Музыкуа)» icon Список лауреатов седьмой артиады народов росссии протокол №1 заседания...
Архитектура, Декоративно-прикладное искусство, Дизайн, Изобразительное искусство
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции